МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЗЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на Педагогическом совете
Протокол №___ от ____ Приказ №___от «___»_____2018г
УТВЕРЖДАЮ
директор МБУ ДО Инзенская ДШИ
_______/Ермоленко С.Е./
Дополнительная общеобразовательная программа в области
изобразительного искусства
Наименование предмета «Основы изобразительной грамоты и творчество»
Срок реализации программы 2года
Количество часов(33) 66
Рабочую программу по предмету составила
преподаватель ____________Савинова Л.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Знакомство с основами изобразительной грамоты начинается для ребёнка с первых занятий. Чувство прекрасного развивается и воспитывается в процессе общения с природой,во время рассмативания художественных произведений,чтения книг,любования прекрасным.Во время обучения на занятиях формируется представления о том,что прекрасное существует и в повседневной жизни,в труде и в окружающем нас предметном и живом мире .
Направленность программы.
Обучение осуществляется по видам деятельности на практических и теоретических занятиях. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения предмета, объекта, формы, композиции,правилах рисования, законах цветоведения и т.д.,что является подготовительным этапом перед углубленным изучением живописи,рисунка,композиции.
Темы занятий включают в себя:
-понятие цвета и фомы,
-ориентация на листе бумаги,
-умения видеть контур и границы рисунка,
-использование различных техник и материалов, различных видов работ.
Отличительные особенности программы.
В программу обучения включены упражнения в цветоведении, дидактические игры,позволяющие расширить ЗУН в распознавании холодных и теплых цветов,цветового спектра,смешивания цветов и получения их оттенков. Использование приемов лепки для развития моторики, приемы аппликации для развития пространственного мышления и творческих способностей.
Задания постепенно усложняются, что ведёт к развитию изобразительных навыков в рисовании, лепке, творчестве .
Актуальность и новизна программы.
Новизна программы состоит в получении углубленных знаний по работе с материалами и способами достижения результата, что помогает в получении знаний о простейших закономерностях строения формы, линейной и цветоведения, композиции, что необходимо и актуально для данного возраста. Все навыки будут способствовать развитию индивидуальных творческих способностей
Цели и задачи.
Обучение решает задачи:
-знакомство с понятиями « цвета радуги или цветовой круг», «теплохолодность» ,промежуточный цвет, ахроматические цвета. -развитие творческой индивидуальности ребёнка;
-освоение рисунка и понятий (штрих,свет,тень );
-освоение различных техник :пастель,гуашь,пластилиновая живопись,аппликация,коллаж
-изучение технологии подбора цвета и материала для композиции
Разнообразие учебной деятельности побуждает мыслить,чувствовать,воображать,вызывать интерес, постигать азы изобразительного искусства искусства
Сроки реализации программы и возраст детей.
Программа рассчитана на двухлетний курс обучения.
Кол-во часов в неделю-1.
Кол-во часов в год-33.
Кол-во часов за два года-66.
Продолжительность занятия-30 мин.
Возраст от 5 лет.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся в группе.
Лекционная подача теоретического материала сочетается с показом наглядности ,использованием ТСО,информационных технологий.
Практические занятия(по образцу,по представлению,по воображению) на усвоение ЗУН и развитие творчества.
Посещение мероприятий ,участие в выставках.
Ожидаемые результаты .
К концу первого года обучения дети познакомятся:
-с материалами художника;
-с основами цветоведения;
-с различными способами заливки фона;
-с различными способами действия кистью и красками;
-с работой простым карандашом и пастелью , восковыми мелками,цветными каранлашами,фломастерами ;
-узнают способы выполнения простых аппликаций;
-познакомятся с приемами лепки;
-знакомство с новыми способами рисования и техниками изображения формы.
К концу второго года обучения:
-совершенствование знаний по цветоведению;
-выполнять монотипию,работать в технике «по-сырому»
-штрихование предмета в пределах контура, заливка цветом;
-выполнять не сложную композицию,аппликацию;
-знать и уметь выполнять в рисунке линию, штрих;
-самостоятельно развиваться в плане творчества и вы выборе материала и способах действия.
-лепить простые формы и работать в технике пластилиновой живописи.
Формы подведения итогов:
Контрольные просмотры выполненных работ в конце каждого полугодия.
Аттестация в виде просмотров и выставок.
Методическое обеспечение программы и условия её реализации.
1.Наличие:
-светлого просторного помещения;
-необходимого оборудования и материала(гуашь,акварель,бумага различного формата,пастель,кисти,гелевые ручки,карандаши,планшеты,мольберты и т.д.)
-творческих работ и наглядностей;
-необходимой лтературы,ТСО.
2.Справочная литература:
-Е.Каменева.Какого цвета радуга.
-Н.Дмитриева.Краткая история искусств.
-Абстракция а России 20в.,в двух томах.
-Н.Молева.Выдающиеся русские художники-педагоги.
-М.Алпатова.Энциклопедия юного художника.
3.Дидактический материал:
-Н.Казак.Цветы из сада(р/т).
-Н.Казак.Цветы на платке(р/т).
-Н.Казак.Цветочные часы(р/т).
-Д/и «Найди различия»(сост.Савинова Л.).
-Д/и «Найди оттенки»(сост.Савинова Л.).
-Д/и «Основные цвета»(сост.Савинова Л.).
4.Научно-популярная литература:
-Л.Мартынов.Археология.
-М.Алпатов.Русское искусство.
-Ж-л «Изобразительное искусство в школе».
5.Методическая литература:
-А.Бражникова.Уроки рисования.
-Б.Неменский.Изобразительное искусство и худож.труд.
-Кузин.Программы по ИЗО.
6.Таблицы:
-цветовой круг или спектр
-холодные цвета
-теплые цвета
-смешивание цветов
7.Демонстрационное оборудование:
-постановочное оборудование(посуда,предметы быта);
-К.Назарова.Про зверей.
-С.Дружининн.Левитан.
9.ТСО:(видеоплеер,телевизор,магнитофон,аудиозаписи с музыкой «Шедевры мировой музыки»,цифровые носители по темам «Эрмитаж», «Лувр», «Художественный музей»).
Тематический план работы.
I год обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Беседа по технике безопасности на занятиях изобразительного искусства. Беседа о предмете «Основы изобразительной грамоты и творчество» | 1 |
2. | Знакомство с материалами художника. | 3 |
3. | Основы цветоведения (теплые,холодные,смешивание,цвета радуги или цветовой круг,промежуточный цвет) | 6 |
4. | Лепка из пластилина | 6 |
5. | Рисование гуашью,акварелью | 5 |
6. | Рисование масляными и восковыми мелками | 6 |
7. | Аппликация | 4 |
8. | Обобщение. Выставка работ. | 2 |
Итого: 33ч.
IIгод обучения
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Беседа по технике безопасности | 1 |
2. | Повторение основ цветоведения | 3 |
3. | Рисование гуашью,акварелью | 5 |
4. | Лепка | 5 |
5. | Пластилиновая живопись | 5 |
6. | Масляные и восковые мелки | 5 |
7. | Аппликация | 6 |
8. | Обобщение | 1 |
9. | Выставка работ. | 2 |
Итого: 33ч.
Краткое содержание программы.
Первый год обучения.
1.Тема:"Беседа о технике безопасности на занятиях изобразительного искусства".
Беседа о предмете « Основы изобразительной грамоты».
Содержание:беседа с детьми о том,как нужо себя вести на занятиях изобразительного искусства,разговор о предетах и материалах,которые используются на занятии и как ими пользоваться(кисти,карандаши,пластилин,краска,клей и.т.п.)Беседа о том,что будем изучать в течение года(показ иллюстраций,слайдов).Работа проходит в игровой форме.
2.Тема:"Знакомство с материалами художника".
Содержание:в течение трех занятий учащиеся знакомятся с внешним видом материалов,используемые на занятиях и их свойствами.Темы рисунков и аппликаций,поделок разнообразные: " Дождь "," Морское дно","Полянка".Цель занятий- показать возможности материала(бумага,краска,кисти,пластилин,пастель и т.д.) и способы достижения результата.
3.Тема:"Основы цветоведения(теплые,холодные,смешивание,цвета радуги или цветовой круг,промежуточный цвет)".
Содержание:знакомство с теплохолодностью цвета(красный,желтый,оранжевый-синий,голубой,фиолетовый),цветовым спектром(радуга),смешивание(желтый +красный=оранжевый,синий+желтый+зеленый) и т.д.Темы композиций: " Цветик -Семицветик"," Теплая планета," Холодная планета"" Цветные улитки".Работы выполняются форматом А-4.
4.Тема:"Лепка из пластилина".
Содержание:изучение приемов лепки(скатывание,скручивание,сминание и т.д.)Работы выполняются на основе картона по темам:"Шарики"," Рябинка"," "Букет","Веселые гусиницы".Учимся составлять правильно композицию и развиваем мелкую моторику.
5.Тема:"Рисование гуашью,акварелью".
Содержание:показ сбособов действия кистью №1,№3,набор краски на палитру и кисть,способ заливки листа цветом вне контура(фон) и не выходя за пределы контура(предмет).Изображение простых линий и штрихов,примакивания кистью.Темы рисунков:"Лес и поле"," Зима","Осень","Праздник".
6.Тема:"Рисование масляными и восковыми мелками".
Содержание:изучение приемов штрихования и закрашивания пространства.Изображение простых прямых и изогнутых линий и узоров,украшений.Работа ведется ,как в дополнение тем по аппликации,так и самостоятельные работы на А-4.Темы композиций:
" Северное сияние","Цветные ладошки-осьминожки"
7.Тема:"Аппликация".
Содержание:изучение способов наклеивания различных геометрических форм,составление простейших композиций.Темы поделок из бумаги: "Гномик"," Цыпленок"," Космос","Тюльпаны".
8.Тема:"Обобщение".
Содержание:обобщить ЗУН полученные на занятиях в течение каждого полугодия.Провести анализ работ.Выполнить композицию по выбору учащегося (формат,материал,тема).Подготовка к выставке.
Тема:"Выставка работ".Проводится 1 раз в полугодие и является итогом изобразительной деятельности учащегося.
Второй год обучения.
1.Тема:"Беседа по технике безопасности".
Содержание:разговор с обучающимися о правилах поведения на занятиях изобразительного искусства,повторение правил пользования материалов ,используемых на занятиях.Игровая форма обучения.
2.Тема: "Повторение основ цветоведения".
Содержание:на занятиях используются темы,изображения которых содержат теплые,холодные,промежутоный ,ахромотические цвета.
3.Тема:"Рисование гуашью,акварелью".
Содержание:продолжить изучение приемов работы акварелью(лессировка),гуашью(заливка цветом).В композициях возможны дополнительные материалы-карандаши,фломастеры,контуры.Темы работ:пейзаж.натюрморт,анималистический рисунок.
4.Тема:"Лепка".
Содержание.Продолжить изучение приемов и способов лепки из пластилина и других лепных материалов.Возможные темы работ:птицы,цветы,насекомые,животные,овощи,фрукты,ягоды.
5.Тема:"Пластилиновая живопись"
Содержание:познакомить с новым видом работы из пластилина по бумаге.Возможные темы:морские обитатели,бабочки,букеты.
6.Тема:"Масляные и восковые мелки".
Содержание: продолжить работу пастелью,мелками.Дать возможность самостоятельного выбора тем(по воображению,наблюдению,) и способов изображения .Формат А-4.
7.Тема:"Аппликация".
Содержание:совершенствовать навык работы с клеем,бумагой различной фактуры.Темы -праздники.
8.Тема:"Обобщение".
Содержание:обобщить ЗУН полученные на занятиях в течение двух полугодий.Провести анализ работ.Выполнить композицию по теме
" Мир вокруг"( формат,материал по выбору).Подготовка к выставке.
9.Тема:"Выставка работ".Проводится 1 раз в полугодие и является итогом изобразительной деятельности учащегося.