СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка" Основы изобразительной грамоты и творчество"(от 5 лет)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа входит в планирование работы курса эстетического развития детей дошкольного возраста в ДШИ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка" Основы изобразительной грамоты и творчество"(от 5 лет)»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЗЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО



на Педагогическом совете


Протокол №___ от ____ Приказ №___от «___»_____2018г

УТВЕРЖДАЮ


директор МБУ ДО Инзенская ДШИ

_______/Ермоленко С.Е./



Дополнительная общеобразовательная программа в области

изобразительного искусства

Наименование предмета «Основы изобразительной грамоты и творчество»






Срок реализации программы 2года

Количество часов(33) 66






Рабочую программу по предмету составила

преподаватель ____________Савинова Л.А.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Знакомство с основами изобразительной грамоты начинается для ребёнка с первых занятий. Чувство прекрасного развивается и воспитывается в процессе общения с природой,во время рассмативания художественных произведений,чтения книг,любования прекрасным.Во время обучения на занятиях формируется представления о том,что прекрасное существует и в повседневной жизни,в труде и в окружающем нас предметном и живом мире .


Направленность программы.

Обучение осуществляется по видам деятельности на практических и теоретических занятиях. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения предмета, объекта, формы, композиции,правилах рисования, законах цветоведения и т.д.,что является подготовительным этапом перед углубленным изучением живописи,рисунка,композиции.

Темы занятий включают в себя:

-понятие цвета и фомы,

-ориентация на листе бумаги,

-умения видеть контур и границы рисунка,

-использование различных техник и материалов, различных видов работ.


Отличительные особенности программы.

В программу обучения включены упражнения в цветоведении, дидактические игры,позволяющие расширить ЗУН в распознавании холодных и теплых цветов,цветового спектра,смешивания цветов и получения их оттенков. Использование приемов лепки для развития моторики, приемы аппликации для развития пространственного мышления и творческих способностей.

Задания постепенно усложняются, что ведёт к развитию изобразительных навыков в рисовании, лепке, творчестве .


Актуальность и новизна программы.

Новизна программы состоит в получении углубленных знаний по работе с материалами и способами достижения результата, что помогает в получении знаний о простейших закономерностях строения формы, линейной и цветоведения, композиции, что необходимо и актуально для данного возраста. Все навыки будут способствовать развитию индивидуальных творческих способностей

Цели и задачи.

Обучение решает задачи:

-знакомство с понятиями « цвета радуги или цветовой круг», «теплохолодность» ,промежуточный цвет, ахроматические цвета. -развитие творческой индивидуальности ребёнка;

-освоение рисунка и понятий (штрих,свет,тень );

-освоение различных техник :пастель,гуашь,пластилиновая живопись,аппликация,коллаж

-изучение технологии подбора цвета и материала для композиции

Разнообразие учебной деятельности побуждает мыслить,чувствовать,воображать,вызывать интерес, постигать азы изобразительного искусства искусства


Сроки реализации программы и возраст детей.


Программа рассчитана на двухлетний курс обучения.

Кол-во часов в неделю-1.

Кол-во часов в год-33.

Кол-во часов за два года-66.

Продолжительность занятия-30 мин.

Возраст от 5 лет.


Формы и режим занятий.


Занятия проводятся в группе.

Лекционная подача теоретического материала сочетается с показом наглядности ,использованием ТСО,информационных технологий.

Практические занятия(по образцу,по представлению,по воображению) на усвоение ЗУН и развитие творчества.

Посещение мероприятий ,участие в выставках.


Ожидаемые результаты .

К концу первого года обучения дети познакомятся:

-с материалами художника;

-с основами цветоведения;

-с различными способами заливки фона;

-с различными способами действия кистью и красками;

-с работой простым карандашом и пастелью , восковыми мелками,цветными каранлашами,фломастерами ;

-узнают способы выполнения простых аппликаций;

-познакомятся с приемами лепки;

-знакомство с новыми способами рисования и техниками изображения формы.

К концу второго года обучения:

-совершенствование знаний по цветоведению;

-выполнять монотипию,работать в технике «по-сырому»

-штрихование предмета в пределах контура, заливка цветом;

-выполнять не сложную композицию,аппликацию;

-знать и уметь выполнять в рисунке линию, штрих;

-самостоятельно развиваться в плане творчества и вы выборе материала и способах действия.

-лепить простые формы и работать в технике пластилиновой живописи.


Формы подведения итогов:

Контрольные просмотры выполненных работ в конце каждого полугодия.

Аттестация в виде просмотров и выставок.


Методическое обеспечение программы и условия её реализации.

1.Наличие:

-светлого просторного помещения;

-необходимого оборудования и материала(гуашь,акварель,бумага различного формата,пастель,кисти,гелевые ручки,карандаши,планшеты,мольберты и т.д.)

-творческих работ и наглядностей;

-необходимой лтературы,ТСО.


2.Справочная литература:

-Е.Каменева.Какого цвета радуга.

-Н.Дмитриева.Краткая история искусств.

-Абстракция а России 20в.,в двух томах.

-Н.Молева.Выдающиеся русские художники-педагоги.

-М.Алпатова.Энциклопедия юного художника.


3.Дидактический материал:

-Н.Казак.Цветы из сада(р/т).

-Н.Казак.Цветы на платке(р/т).

-Н.Казак.Цветочные часы(р/т).

-Д/и «Найди различия»(сост.Савинова Л.).

-Д/и «Найди оттенки»(сост.Савинова Л.).

-Д/и «Основные цвета»(сост.Савинова Л.).


4.Научно-популярная литература:

-Л.Мартынов.Археология.

-М.Алпатов.Русское искусство.

-Ж-л «Изобразительное искусство в школе».


5.Методическая литература:

-А.Бражникова.Уроки рисования.

-Б.Неменский.Изобразительное искусство и худож.труд.

-Кузин.Программы по ИЗО.


6.Таблицы:

-цветовой круг или спектр

-холодные цвета

-теплые цвета

-смешивание цветов


7.Демонстрационное оборудование:

-постановочное оборудование(посуда,предметы быта);

-К.Назарова.Про зверей.

-С.Дружининн.Левитан.


9.ТСО:(видеоплеер,телевизор,магнитофон,аудиозаписи с музыкой «Шедевры мировой музыки»,цифровые носители по темам «Эрмитаж», «Лувр», «Художественный музей»).



Тематический план работы.


I год обучения


Тема занятия

Кол-во часов

1.

Беседа по технике безопасности на занятиях изобразительного искусства. Беседа о предмете «Основы изобразительной грамоты и творчество»

1

2.

Знакомство с материалами художника.

3

3.

Основы цветоведения (теплые,холодные,смешивание,цвета радуги или цветовой круг,промежуточный цвет)

6

4.

Лепка из пластилина

6

5.

Рисование гуашью,акварелью

5

6.

Рисование масляными и восковыми мелками

6

7.

Аппликация

4

8.

Обобщение. Выставка работ.

2

Итого: 33ч.


IIгод обучения


Тема занятия



Кол-во часов

1.

Беседа по технике безопасности


1

2.

Повторение основ цветоведения

3


3.


Рисование гуашью,акварелью

5

4.


Лепка

5

5.


Пластилиновая живопись

5

6.


Масляные и восковые мелки

5

7.


Аппликация

6

8.


Обобщение

1

9.


Выставка работ.

2


Итого: 33ч.




Краткое содержание программы.


Первый год обучения.


1.Тема:"Беседа о технике безопасности на занятиях изобразительного искусства".

Беседа о предмете « Основы изобразительной грамоты».

Содержание:беседа с детьми о том,как нужо себя вести на занятиях изобразительного искусства,разговор о предетах и материалах,которые используются на занятии и как ими пользоваться(кисти,карандаши,пластилин,краска,клей и.т.п.)Беседа о том,что будем изучать в течение года(показ иллюстраций,слайдов).Работа проходит в игровой форме.


2.Тема:"Знакомство с материалами художника".

Содержание:в течение трех занятий учащиеся знакомятся с внешним видом материалов,используемые на занятиях и их свойствами.Темы рисунков и аппликаций,поделок разнообразные: " Дождь "," Морское дно","Полянка".Цель занятий- показать возможности материала(бумага,краска,кисти,пластилин,пастель и т.д.) и способы достижения результата.


3.Тема:"Основы цветоведения(теплые,холодные,смешивание,цвета радуги или цветовой круг,промежуточный цвет)".

Содержание:знакомство с теплохолодностью цвета(красный,желтый,оранжевый-синий,голубой,фиолетовый),цветовым спектром(радуга),смешивание(желтый +красный=оранжевый,синий+желтый+зеленый) и т.д.Темы композиций: " Цветик -Семицветик"," Теплая планета," Холодная планета"" Цветные улитки".Работы выполняются форматом А-4.


4.Тема:"Лепка из пластилина".

Содержание:изучение приемов лепки(скатывание,скручивание,сминание и т.д.)Работы выполняются на основе картона по темам:"Шарики"," Рябинка"," "Букет","Веселые гусиницы".Учимся составлять правильно композицию и развиваем мелкую моторику.


5.Тема:"Рисование гуашью,акварелью".

Содержание:показ сбособов действия кистью №1,№3,набор краски на палитру и кисть,способ заливки листа цветом вне контура(фон) и не выходя за пределы контура(предмет).Изображение простых линий и штрихов,примакивания кистью.Темы рисунков:"Лес и поле"," Зима","Осень","Праздник".


6.Тема:"Рисование масляными и восковыми мелками".

Содержание:изучение приемов штрихования и закрашивания пространства.Изображение простых прямых и изогнутых линий и узоров,украшений.Работа ведется ,как в дополнение тем по аппликации,так и самостоятельные работы на А-4.Темы композиций:

" Северное сияние","Цветные ладошки-осьминожки"


7.Тема:"Аппликация".

Содержание:изучение способов наклеивания различных геометрических форм,составление простейших композиций.Темы поделок из бумаги: "Гномик"," Цыпленок"," Космос","Тюльпаны".


8.Тема:"Обобщение".

Содержание:обобщить ЗУН полученные на занятиях в течение каждого полугодия.Провести анализ работ.Выполнить композицию по выбору учащегося (формат,материал,тема).Подготовка к выставке.

Тема:"Выставка работ".Проводится 1 раз в полугодие и является итогом изобразительной деятельности учащегося.



Второй год обучения.


1.Тема:"Беседа по технике безопасности".

Содержание:разговор с обучающимися о правилах поведения на занятиях изобразительного искусства,повторение правил пользования материалов ,используемых на занятиях.Игровая форма обучения.


2.Тема: "Повторение основ цветоведения".

Содержание:на занятиях используются темы,изображения которых содержат теплые,холодные,промежутоный ,ахромотические цвета.


3.Тема:"Рисование гуашью,акварелью".

Содержание:продолжить изучение приемов работы акварелью(лессировка),гуашью(заливка цветом).В композициях возможны дополнительные материалы-карандаши,фломастеры,контуры.Темы работ:пейзаж.натюрморт,анималистический рисунок.


4.Тема:"Лепка".

Содержание.Продолжить изучение приемов и способов лепки из пластилина и других лепных материалов.Возможные темы работ:птицы,цветы,насекомые,животные,овощи,фрукты,ягоды.


5.Тема:"Пластилиновая живопись"

Содержание:познакомить с новым видом работы из пластилина по бумаге.Возможные темы:морские обитатели,бабочки,букеты.


6.Тема:"Масляные и восковые мелки".

Содержание: продолжить работу пастелью,мелками.Дать возможность самостоятельного выбора тем(по воображению,наблюдению,) и способов изображения .Формат А-4.


7.Тема:"Аппликация".

Содержание:совершенствовать навык работы с клеем,бумагой различной фактуры.Темы -праздники.


8.Тема:"Обобщение".

Содержание:обобщить ЗУН полученные на занятиях в течение двух полугодий.Провести анализ работ.Выполнить композицию по теме

" Мир вокруг"( формат,материал по выбору).Подготовка к выставке.


9.Тема:"Выставка работ".Проводится 1 раз в полугодие и является итогом изобразительной деятельности учащегося.