ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика предмета «Основы каллиграфии»
При разработке курса учитывалась особая роль каллиграфии в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали значимость красивого письма в общении людей.
Цель курса состоит в том, чтобы предоставить каждому учащемуся возможность научиться писать быстро и красиво. Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение практических навыков, развитие универсальных учебных действий. Замена рукописного письма печатным, получившее обширное распространение в наше время, привело к негативным последствиям: школьники пишут непонятным, порой нечитаемым почерком. Эстетика письменного текста отсутствует. Школьники не умеют правильно сидеть, правильно держать в руках письменные принадлежности, не способны порой провести прямую линию.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков красивого письма, но и на выработку правильной посадки, правильных писательных движений.
В соответствии с целью обучения усиливается практическая направленность курса. В программе представлена основная терминология.
Теоретическую основу обучения каллиграфии составляют понятия: каллиграфия, положение корпуса, положение пера в руке, положение тетради, простые и сложные элементы букв.
Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные писательные движения с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев.
Особенность данной программы проявляется в усилении внимания к эстетической, нравственной, духовной сторонам письма.
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к красоте буквы, интереса к изучению истории письменности.
Результаты изучения факультативного курса «Основы каллиграфии»
Личностные результаты освоения курса «Основы каллиграфии»:
1) понимание каллиграфии как одной из национально-культурных ценностей русского народа, роли письма в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности каллиграфии; стремление к красивому почерку как к неотложной потребности всякого грамотного человека, стремление к самосовершенствованию;
3) достаточный объём практических навыков красивого беглого письма.
Метапредметные результаты освоения курса:
владение разными видами упражнений по развитию каллиграфических умений
умение вести самостоятельный поиск информации по истории развития каллиграфии;
умение сопоставлять и сравнивать разные манеры, шрифты, почерки
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
владение различными видами писательных упражнений;
соблюдение в практике письменного общения основных требований к письму;
осуществление самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике письма; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
Предметные результаты освоения курса:
представление о роли письменности, истории её в культуре русского народа, понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ прямого и наклонного письма, письма с нажимом и без нажима;
усвоение базовых понятий каллиграфии;
овладение основными навыками красивого беглого письма;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей каллиграфии и использование их в собственной практике;
способность оценивать эстетическую сторону письма;
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно упражняться в навыках письма, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
Календарно-тематическое планирование
Номер занятия | Кол-во часов | Тема занятия |
1 | 1 | Письмо и каллиграфия. Правила письма. Верхняя и нижняя рабочие строки. Линии прямые, вертикальные, наклонные. Обведение по контуру. |
2 | 1 | Обведение по контуру. Разные виды штриховки. Письмо овалов. Обведение по контуру. Ширококонечное письмо. |
3 | 1 | Письмо наклонных линий, овалов, наклонных линий с петлей внизу и вверху. Росчерки. |
4 | 1 | Написание е-образных элементов (петли большие и маленькие). Письмо элементов букв и, г (прямая с закруглением вверху и внизу). Повторение основных графических элементов. Штриховка е-образными элементами. Остроконечное перо. |
5 | 1 | Письмо прямых линий закруглением вверху и внизу. Письмо прямых и наклонных линий. Английский курсив. |
6 | 1 | Строчные буквы и, г. Штриховка изученными элементами. Строчные буквы п, р, т. Оттачиваем навыки. |
7 | 1 | Строчные буквы о, а, н,к,ы,л,м. Упражнение в письме слогов с изученными буквами. Эксперименты с инструментами. |
8 | 1 | Моя самая красивая буква, надпись. Творческая работа. Что узнали, чему научились. Каллиграфическое письмо. Подведение итогов. Выставка работ учащихся |
Список литературы:
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.
Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 2013г.
Васина В.В. Праздник числа. М., 2007 г.
Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2014 г.
Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2011 г.
Учимся рисовать. Ярославль Академия холдинг. 2010 г.
Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2002 г.
Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005 г.
Учимся писать. РОСМЭН – Пресс 2009 г.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Вся школьная программа. Письмо. РОСМЭН – Пресс 2008 г.