Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства.
1.Ознакомить учащихся с понятиями композиция её правилами и приёмами.
2.формировать знания и практические умения и навыки с правилами, приёмами и средствами композиции на примере декоративно-прикладного искусства.
3. научить выполнять
1.Осуществлять само- и взаимоконтроль.
2.Активизировать творческие способности.
3.Развивать и расширять кругозор учащихся.
4.Развивать умения обсуждать работу в парах .
1.воспитанию культуре общения при работе в паре, эстетический вкус, диалогического способа коммуникации;;
3.воспитанию познавательной потребности, умению сопереживать, любви к народным традициям;
4 Воспитание чувства гордости ,любви к малой Родине.
Н.В. Синица, Н.А.Буглаева Технология 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.
Презентация по теме урока.
3. Средства композиции
4. Стилизация
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Приёмы, УУД |
1. Организационный момент | Активация учащихся. | Настроить учащихся на работу. – Добрый день! Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. | Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 Актуализация знаний | Проверить знания учащихся полученные на прошлом уроке по теме «Декоративно-прикладное искусство» | 1Организовывает учащихся на проверку знаний - На прошлом уроке у нас в классе был в «гостях» музей ДПИ и некоторые экспонаты они оставили нам, но вот незадача подписи на экспонатах кто-то поменял. Задание: исправить ошибку. ( оформление на кл. доске) 2. выполнить тест (Приложение1) 3. Организует диалог с учащимися по вопросам: 1.Какими видами ДПИ занимаются жители нашего села? 2.Какие семейные традиции, обряды сохранились в нашем селе, вашей семье? 3.Какие сувениры принято дарить в народные праздники? | Работа в паре совещаются и меняют этикетки под экспонатами. Выполняют тест-1 ученик. Отвечают на вопросы | Личностные: мобилизация внимания, строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: слушают друг друга; высказывают собственное мнение; |
3.Мотивация учебной деятельности учащихся «Вызов» к открытию нового знания. | Создать условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности | Учитель через слайд презентации знакомит обучающихся с видами ,композиционными приёмами в ДПИ подводя обучающихся к пониманию темы урока. (Слайд 1) | При анализе презентации делают вывод о том. существуют композиционные законы | Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения объектов; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; умение полно и точно выражать свои мысли. |
4.. Постановка цели и задач урока. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | -Люди на Руси всегда стремились к красоте, замечали её вокруг себя в обычных на первый взгляд предметах и явлениях. Восход солнца, снегопад, прощальный хоровод осенних листьев – всё мило сердцу человека. Русский человек своими руками создавал красоту вокруг себя. Красоту особую, для своей семьи, своих детей. Люди давно заметили, что в природе всё подчиняется тем или иным законам И перенося объекты природы в своё творчество мастера подчинялись законам композиции. Подвести учащихся к осознанию целей и задач. Какова же тема урока? (СЛАЙД 2) Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Молодцы. Вот вы самостоятельно и сообщили цель урока.(Если учащиеся затруднились с определением цели ,то учитель формулирует сам цель урока) | Слушают учителя Формулируют тему и цели урока, Познакомиться понятиями композиция её правилами и приёмами. Научимся составлять простейшую композицию | Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. |
4 Изучение нового материала | Организовать осмысленное восприятие новой информации | 1. Показывает и поясняет слайды презентации Мы выяснили ,что композиция встречается и в ДПИ, Так что же это за «волшебное» слово «Композиция?» Найдите в тексте &25, на стр.156 данное понятие. 2. Посмотрите на работы и скажите, что в этих работах объединено в композицию? ( оформление на кл. доске) Композиция –это расположение изобразительных элементов по определённой схеме, с целью наибольшей выразительности содержания произведения. (Слайд 3) Создавая декоративные изделия, нужно учитывать основные правила и приёмы композиции, знакомые вам из уроков изобразительного искусства. I Правила композиции: передача движения (динамика),покоя (статика) Задание: при помощи текста учебника (стр 157-157) восстановить в памяти что такое статичная и динамичная композиция? (Слайд 4) Задание: Определите, на каком из рисунков передана динамика, а на каком статика? | Находят нужное определение в тексте учебника, формулируют собственное мнение, на проблемный вопрос. записывают определение в тетрадь слушают учителя читают текст учебника | Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия; Ориентироваться в учебнике Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. |
5 Физминутка | Здоровьесбережение+ осмысление и закрепление | Динамичная композиция | Статичная композиция | Найти соответствие ( на доске) по одному выходят и в нужную колонку прикрепляют рисунки. (Приложение 3) | Учащиеся выходят к доске и выполняют задание | Познавательные осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
| | II Приёмы композиции: Ритмическая композиция Задание: Ребята, посмотрите, на эту кайму, что вы замечаете? ( Приложение 2) ( чередование одних и тех же элементов). Попробуйте дать определение понятию ритм. Показ слайда (5). Запись в тетрадь Ритм может быть задан линиями, пятнами цвета, света и тени. Чередованием отдельных элементов композиции: фигур людей, растений, геометрических фигур. Задание: Найдите, в представленных работах, ритм. - Простейшие формы ритма встречаются в русском народном искусстве (орнаментальная кайма, на салфетки, скатерти, полотенце..) Ещё одним приёмом в композиции является симметрия и асимметрия. (Слайд 6) Симметрия ( с греческого переводится как соразмерность.)- это принцип построения композиции , где элементы расположены правильно относительно плоскости, оси или центра. Асимметрия – отсутствие симметрии. Это не значит, что не соблюдается равновесие композиции- асимметричная форма воспринимается постепенно. Задание: на столе лежат картинки с изображением симметричных и асимметричных изображений 1 группа ребят выбирают –симметричные, 2 групп –асимметричные и прикрепляют к доску(или показать, подняв карточки в верх III Средства композиции Фактура -внешнее строение поверхности материала. Ребята, у вас на столе лежит небольшая коллекция фактурного материала. Можете ознакомиться с ней. (Слайд 7). Текстура - рисунок материала, созданный природой Эффект текстуры и фактуры используется для того, чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетические свойства. (Слайд 8) Колорит - средство эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира. Посмотрите, на представленные колоритные вещи, какие чувства они у вас вызывают и почему? (Слайд9 Учитель создаёт проблемную ситуацию – Где мастера берут идеи для своих работ? Стилизация - изменение реальной формы (фигуры, предмета), её объемных и цветовых отношений. Окружающая нас природа является прекрасным объектом для стилизации( Слайд 10) Задание 1Откройте стр.учебника 160 и рассмотрите стилизацию природной формы цветка анютины глазки в различных техниках и материалах. (Приложение 4) Задани2. Посмотрите на представленные вышивки, и скажите, что на них стилизованно? | Запись новых понятий в тетрадь Отвечают на вопрос Выполняют задание Выполняют задание Поднимая соответствующие карточки Запись новых понятий в тетрадь Знакомство с коллекцией Отвечают на вопросы. Решение проблемы Исследуют объекты и называют стилизованные предметы в вышитых изделиях. | Познавательные: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия; Ориентироваться в учебнике Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения |
6.Практичес кая работа | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | Учитель создаёт проблемную ситуацию Ребята, какой народный праздник отмечает весь православный народ весной? Составить на листах в клетку, при помощи цветных карандашей узор для пасхального яйца с учётом правил, приёмов и средств композиции. 1 ряд- динамичную композицию 2 ряд –статичную композицию 3 ряд- симметричную композицию 4 ряд –асимметричную композицию Во время работы учитель делает обход и оказывает помощь. | Выдвигают гипотезу Выполняют работу индивидуальную работу | Предметные УУД: Определять приёмы композиции, уметь их выполнять. Регулятивные: ставить учебные задачи на основе того, что уже известно и усвоено. |
7.Осмысление нового материала | Здоровьесбережение+ Организовать осмысленное восприятие новой информации | Игра « верю- не верю» верю- хлопаем в ладоши не верю – топаем ногами я читаю утверждения ,если вы согласны с ним т.е верите, то –хлопаем, нет –топаем. 1.Статичная композиция передаёт движение – ноги ( динамичная композиция) 2.Асимметрия – это отсутствие симметрии – руки 3. Композиция означает составление, соединение – руки 4. Фактура – средство эмоциональной выразительности – ноги ( колорит) 5.Стилизация – средство композиции связанное с изменение реальных форм( руки) | Ученики на местах Выполняют задание игры | Познавательные осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества |
8.Рефлексия деятельности | Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности 2. Подвести итог проделанной работы на уроке | 1.Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Я узнала сегодня на уроке, что.. Я поняла,что… Мне было интересно… Самое трудное для меня было… Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников, выставляет оценки за работу на уроке. | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: осознавать успешность своей деятельности |
9.Информация о домашнем задании | Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Домашнее задание: По учебнику стр. 158-161, вопросы 1,2. Выполнить работу по карточкам. Индивидуально- подготовить сообщение о истории лоскутного шитья. ( одному ученику) | Записывают домашнее задание | Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. |
На перемене: Отметьте на доске одним из смайликов свое настроение и самочувствие на конец урока |