Основы коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Термин «коррекция» означает систему психолого-педагогических воздействий, направленных на компенсацию, исправление отклонений в психическом и физическом развитии детей.
Цели психолого-педагогической коррекции:
В широком смысле коррекция - социально-психологическая взаимоадаптация ребенка и окружающей среды, создание оптимальных условий для адекватной его возможностям реализации индивидуально-личностных особенностей, обучения и развития и поддержание этого равновесного состояния на протяжении всего развития ребенка.
Основными задачами для реализации этой цели являются выявление и преодоление (ликвидация ) недостатков, дефицитарности в развитии психических функциональных систем и личностных свойств.
Цели психолого-педагогической коррекции:
В узком смысле коррекция - основной метод воздействия специалиста соответствующего профиля для оптимизации развития психических процессов и функций, гармонизации развития личностных свойств, оптимизации процессов обучения и воспитания.
Принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
1. Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности .
2. Иерархический принцип психологической коррекции (коррекция «сверху вниз» и «снизу вверх»).
- «сверху вниз»: создание оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного в результате органического повреждения первичного звена;
- «снизу вверх»: упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка способностей и навыков.
3. Принцип учета системности развития в коррекционной практике.
4. Принцип замещающего онтогенеза (развития).
Принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
5. Принцип соотношения направленностей коррекционной деятельности.
6. Каузальный принцип, или принцип системности развития психической деятельности.
7. Принцип комплексности.
8. Принцип «не навреди».
Коррекционные психолого-педагогические программы разделяются на:
- программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых систем);
- программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);
- симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.
При выборе конкретной коррекционной программы для ребенка и обоснования уровня ее сложности необходимо учитывать:
- общие законы и закономерности нормативного развития;
- определяющую роль формирования базовых составляющих психического развития как операционально-технологических элементов становления регуляторной, когнитивной и аффективно- эмоциональной сфер, личности в целом;
- актуальный уровень развития ребенка;
- последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития;
- ведущий тип мотивации деятельности;
- поэтапность в формировании новых видов деятельности
Параметры психолого-педагогической коррекционной работы, относящиеся к ее организационной стороне:
- форма проведения коррекционной работы;
- продолжительность и режим занятий;
- подбор и комплектация групп.
Базовые идеи и основные лечебно-педагогические принципы:
- Ребенок должен жить в семье .
- Ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов .
- Залог успешной помощи ребенку — понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства .
- Все дети должны обучаться: необучаемых не бывает .
Базовые идеи и основные лечебно-педагогические принципы:
5. комплексный, системный подход к диагностической и коррекционной работе .
Комплексный подход характеризуется следующими факторами:
- междисциплинарный (дефектологи, психологи, врачи, педагоги и т.п.) характер диагностических и коррекционных программ;
- сочетание различных форм и видов коррекции, их взаимодействие и преемственность;
- интегрирование при комплектации коррекционных групп (сочетание в них детей с различной патологией и тяжестью состояния с учетом психофизиологического возраста детей);
- системный анализ результатов диагностической, коррекционной и профилактической работы для разработки и уточнения индивидуализированных программ.
Базовые идеи и основные лечебно-педагогические принципы:
6. Максимальное использование возможностей ребенка для его адаптации к жизни в обычном обществе.
7. Смещение акцента при работе с детьми, имеющими нарушения развития, с медицинского на психолого-педагогический характер помощи.
8. Интеграция — базовый принцип организации образовательного пространства.
9. Опора на научно обоснованную базу в работе.
10. Открытый характер деятельности
Принципы построения коррекционной, развивающей работы с детьми с учетом нейропсихологических особенностей
- коррекция — это не обучение , а формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения;
- базовые системы связаны не только с познавательной, но и с личностной сферой ребенка;
- соответствие уровня развития психических функций возрасту ребенка ;
- Постепенное введение новых видов деятельности .
Коррекция нарушений функций первого функционального блока мозга
Необходима стимуляция активности через сенсорную (зрительную, слуховую, тактильную), эмоциональную и двигательную сферы. Ребенку предлагаются различные игры, включающие ритмичные движения с обязательным эмоциональным подкреплением.
Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга
Развитие восприятия
1. Развитие зрительного восприятия
- Опознавание реальных предметов.
- Опознавание реалистических изображений.
- Опознавание зашумленных изображений .
- Конструирование изображений .
2. Развитие слухового восприятия
- Различение неречевых звуков .
- Различение контрастных речевых звуков.
- Понимание речи.
Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга
Развитие восприятия
3. Развитие тактильного восприятия
4. Развитие пространственных представлений
- Освоение телесного пространства .
- О своение внешнего пространства .
- Двигательные схемы и диктанты .
- Конструирование и копирование .
- Усвоение стратегии движения по пространству листа.
Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга
Развитие памяти
Опора на другую модальность
Увеличение объема .
Запоминание без внешней опоры.
Развитие внимания
Привлечение внимания.
Удержание внимания .
Распределение внимания .
Переключение внимания .
Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга
Развитие мышления
Наглядно-действенное мышление .
- 1) понимание функционального назначения предметов.
- 2) формирование представления о сходстве и различии.
- 3) формирование представления о размере.
- 4) понимание причинно следственной связи.
Коррекция нарушений функций второго функционального блока мозга
Развитие мышления
Наглядно-образное мышление .
- установление связи «картинка — предмет — слово».
- установление связи между картинкой и событием.
- понимание смысла сюжетных картинок.
- понимание серий сюжетных картинок.
Коррекция нарушений функций третьего функционального блока мозга
Непроизвольная концентрация и удержание внимания.
Введение простой программы, контролируемой педагогом.
Составление программы действий совместно с ребенком.
Усложнение программы.
Переход от игры к выполнению дидактических заданий за столом.
Формирование межполушарного взаимодействия
- Развитие общей двигательной координации.
- Формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами.
- Развитие реципрокной координации рук и ног.
- Формирование межфункциональных связей
- Осмысление собственных переживаний