Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя
Программы общеобразовательных учреждений.
Основы религиозных культур и светской Этики. Рабочий модуль «Основы мирових религиозных культур». Программа. 4 класс. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов - Москва: Просвещение. 2014 г.
Рабочая программа курса «Основы мирових религиозных культур» для 4 класса разработана на основе примерной программы по «Основам мирових религиозных культур» - одного из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и на основе программы общеобразовательных учреждений для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» (автор Данилюк А. Я.) и основной образовательной программы НОО (ООО) ГБОУ СОШ № 37.
Специфика начального курса Основы мировых религиозных культур и светской этики в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер. Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.п. и не включает специальных богословских вопросов, не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Содержание учебного предмета коррелируется с программами Окружающего мира, Литературного чтения, Изобразительного искусства, Музыки в начальной школе.
Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса по програмне курса ОРКСЭ. Предметная линия учебника А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой, А.А.Ярлыкапова - Москва: Просвещение. 2014 г. «Основы мирових религиозных культур» 4-5 классы. Москва «Просвещение» 2014, который соответствует перечню федеральных учебников, допущенных для изучения в общеобразовательных школах на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 учебный час в неделю).
В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.
Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.
Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.
Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.
Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.
Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.
Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.
Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.
Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.
Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).
Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.
Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).
Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.
Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.
Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.
№ п/п | Дата | Тема, содержание урока | Кол-во часов | Планируемые результаты(виды деятедьности об-ся) | Примеча- ние |
П | Ф | УУД | |
Личностные | Метапредметные (П-познав., Р – регулят, К – коммун.) | Предметные |
Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) |
1 | | | Россия – наша Родина. | 1 | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. | П.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Р.целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. К.планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками | Восстановление целостного представления о нашей Родине России. Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях | |
Раздел 2. Основы религиозных культур (28 часов) |
2 | | | Культура и религия | | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | П.осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. К: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Формирование понимания связи между культурой и религией. | |
3 | | | Культура и религия | | П: структурирование знаний. Р: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения К: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога. | |
4 | | | Возникновение религий. Древнейшие верования | | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | П: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. К: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Формирование знаний о возникновении религий мира и Их основателях. | |
5 | | | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | П.: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р.: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. К.: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | Формирование представления о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке. | |
6 | | | Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака | | П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. К.: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране. | |
7 | | | Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран | | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. К: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование представления о преданиях в религиях мира и их хранителях. | |
8 | | | Хранители предания в религиях мира | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. К: умение формулировать собственное мнение и позицию | Формирование знания о возникновении в мире зла. | |
9 | | | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | | Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние». | |
10 | | | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. | | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. | Формирование первоначального представления о религиозных традициях мира, об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. | |
11 | | | Человек в религиозных традициях мира | | Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве. | |
12 | | | Священные сооружения | | Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме. | |
13 | | | Священные сооружения | | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных). Формирование регулятивных УУД: оценки — выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умения с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама. | |
14 | | | Искусство в религиозной культуре | | Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма. | |
15 | | | Искусство в религиозной культуре | | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессион-ого народа России. | |
16 | | | Творческие работы ученика | | | |
17 | | | Творческие работы ученика | | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности. | |
18 | | | История религий в России | | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Формирование знания о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности. | |
19 | | | История религий в России | | | | Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России. | |
20 | | | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. | Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | | |
21 | | | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | | | Формирование представления о главных святынях мировых религий. | |
22 | | | Паломничества и святыни. | | Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России | |
23 | | | Праздники и календари | | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. | |
24 | | | Праздники и календари | | | |
25 | | | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | | Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. | Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы. Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь». | |
26 | | | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | | | | |
27 | | | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | | Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия. | Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье. | |
28 | | | Семья. | | Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций. | Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий. Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно. Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников. | Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны. | |
29 | | | Долг, свобода, ответственность, труд. | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование мотивации к труду, работе на результат. | Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование. Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | | |
Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) |
30 | | | Любовь и уважение к Отечеству. | | | П: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Р.: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения. К.: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии П.: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р.: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов | |
31 | | | Подготовка творческих проектов. | | | |
32 | | | Выступление учащихся со своими творческими работами | | | |
33 | | | Выступление учащихся со своими творческими работами | | | |
34 | | | Презентация творческих проектов | | | |
Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю иудаизм», «Как я понимаю буддизм», «Памятники религиозной культуры в родном городе», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «Моя малая Родина», «Мой друг», «Подари людям счастье», «Как я понимаю счастье», «Наши семейные праздники» и другие.
Темы: «Притча о блудном сыне», «Притча о милосердном самарянине», «Притча о талантах», «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце», «Мудрость царя Соломона».