СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы мировых религиозных культур

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Основы Религиозных Культур и Светской Этики," модуль "Основы мировых религиозных культур", 4 класс начальной школы. Может быть использовано для любого УМК. 

Просмотр содержимого документа
«Основы мировых религиозных культур»

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №37»



«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Принято»

«Утверждено»


Руководитель МО

ЗД по УВР

Педагогический

совет

Директор

Яремчук О. П.

Игнатович С.А.


Т.Н.Волошинская

Протокол №


Протокол №

Приказ №

от « »___ 2017

от « »__ 2017

от « »___ 2017

от « »____ 2017








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ



Рабочий модуль «Основы мирових религиозных культур»



4 класс



Уровень базовый





Количество часов в неделю 1час

Количество часов по программе - 34 часа, по ТП – 34 часа

Срок реализации: 2016-2017 учебный год





Составлена на основе:

Программы общеобразовательных учреждений.

Основы религиозных культур и светской Этики. Рабочий модуль «Основы мирових религиозных культур». Программа. 4 класс. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов - Москва: Просвещение. 2014 г.





Составители: МО учителей начальних классов ГБОУ СОШ № 37






Севастополь

2017


  1. Вступление

Рабочая программа курса «Основы мирових религиозных культур» для 4 класса разработана на основе примерной программы по «Основам мирових религиозных культур» - одного из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и на основе программы общеобразовательных учреждений для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» (автор Данилюк А. Я.) и основной образовательной программы НОО (ООО) ГБОУ СОШ № 37.

Специфика начального курса Основы мировых религиозных культур и светской этики в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер. Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.п. и не включает специальных богословских вопросов, не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

Содержание учебного предмета коррелируется с программами Окружающего мира, Литературного чтения, Изобразительного искусства, Музыки в начальной школе.


Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса по програмне курса ОРКСЭ. Предметная линия учебника А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой, А.А.Ярлыкапова - Москва: Просвещение. 2014 г. «Основы мирових религиозных культур» 4-5 классы. Москва «Просвещение» 2014, который соответствует перечню федеральных учебников, допущенных для изучения в общеобразовательных школах на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 учебный час в неделю).

Сроки реализации Рабочей программы: 2017-2018 учебный год































  1. Планируемые результаты освоения курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Рабочий модуль «Основы мирових религиозных культур»



для 4 классов

В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:

  • о мировых религиях;

  • об основателях религий мира,

  • о священных книгах религий мира;

  • о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,

  • об искусстве в религиозной культуре;

узнают:

  • названия мировых религий,

  • имена основателей религий мира,

  • названия основных праздников религий мира,

  • особенности священных зданий каждой из традиционных религий;

научатся:

  • воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;

  • работать с различными источниками информации;

  • осуществлять творческую деятельность;

  • овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.



В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Характеристика универсальных учебных действий

Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.



Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.




  1. Содержание учебного предмета «Основы светской этики» рабочий модуль «Основы мирових религиозных культур» ( 34 ч)

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Раздел 2. Основы религиозных культур (28 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).

Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.

Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.



4. Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во ча-сов

В том числе на:

Уроки

Контрольные работы (указать виды: диктант, списывание, изложение и

т. д.)


Форма контроля

( - стартовая диагностика

- текущее оценивание

- итоговое оценивание)

Лабораторно-практические,

развитие речи, творческие работы, экскурсии

(указать виды)

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

1

Россия – наша Родина

1

1




Раздел 2. Основы религиозных культур (28 часов).

2-3

Культура и религия

2

2


Стартовая диагностика


4

Возникновение религий

1

1




5

Возникновение религий. Религии мира и ихоснователи

1

1




6-7

Священные книги религий мира

2

2




8

Хранители предания в религиях мира

1

1




9-10

Добро и зло. Понятие греха, раскаянияи воздаяния

2

2




11

Человек в религиозных традициях мира

1

1




12-13

Священные сооружения

2

2




14-15

Искусство в религиозной культуре

2

2




16-17

Творческие работы учащихся

2

2



защита творческих работ

18-19

История религий в России

2

2




20-21

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

2

2




22

Паломничество и святыни

1

1




23-24

Праздники и календари

2

2




25-26

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

2

2




27

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

1

1




28

Семья

1

1




29

Долг, свобода, ответственность, труд

1

1




Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

30

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.


1

1



Защита творческих работ

31-33

Защита проектов и творческих рабобт

3

3




34

Чему мы научились за год

1

1


Итоговая диагностика



Всего

34

34




Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по основам мировых религиозных культур («Основы мировых религиозных культур» А.Л.Беглов, Е.В.Саплина),

4 класс

на 2017 – 2018 учебный год


№ п/п

Дата

Тема, содержание урока

Кол-во часов

Планируемые результаты(виды деятедьности об-ся)

Примеча-

ние

П

Ф

УУД


Личностные

Метапредметные

(П-познав.,

Р – регулят,

К – коммун.)

Предметные

Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)

1



Россия – наша Родина.

1

Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности.


П.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Р.целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

К.планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками

Восстановление целостного представления о нашей Родине России.

Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях


Раздел 2. Основы религиозных культур (28 часов)

2



Культура и религия


Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.


П.осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

К: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формирование понимания связи между культурой и религией.



3



Культура и религия


П: структурирование знаний.

Р: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения К: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формирование знаний о древнейших верованиях и возникновении веры в Единого Бога.



4



Возникновение религий. Древнейшие верования


Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов

П: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

К: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Формирование знаний о возникновении религий мира и Их основателях.


5



Возникновение религий. Религии мира и их основатели


Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.


П.: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Р.: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

К.: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Формирование представления о Священных книгах религий мира: Ведах, Авесте, Трипитаке.



6



Священные книги религий мира. Веды, Авеста, Трипитака


П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

К.: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование представления о Священных книгах религий мира: Торе, Библии, Коране.



7



Священные книги религий мира. Тора, Библия, Коран


Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Р: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

К: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Формирование представления о преданиях в религиях мира и их хранителях.



8



Хранители предания в религиях мира


Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Р.: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

К: умение формулировать собственное мнение и позицию

Формирование знания о возникновении в мире зла.



9



Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.


Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Формирование понятий «грех», «раскаяние и воздаяние».



10



Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.


Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов


Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Формирование первоначального представления о религиозных традициях мира, об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России.



11



Человек в религиозных традициях мира


Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения


Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Формирование коммуникативных УУД: умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в иудаизме и христианстве.



12



Священные сооружения


Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Формирование представления об архитектурных особенностях, устройстве и назначении священных сооружений в исламе и буддизме.



13



Священные сооружения


Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.


Формирование познавательных УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умения с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах христианства и ислама.


14



Искусство в религиозной культуре


Формирование познавательных УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формирование знания об особенностях искусства в религиозных культурах иудаизма и буддизма.


15



Искусство в религиозной культуре


Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.


Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессион-ого народа России.



16



Творческие работы ученика





17



Творческие работы ученика



Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.


Формирование познавательных УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Формирование регулятивных УУД: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию


Формирование знания о появлении христианства на Руси, об исторической роли Православной церкви в становлении российской государственности.


18



История религий в России


Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.


Формирование знания о появлении на территории России ислама, буддизма, иудаизма и их роли в становлении российской государственности.


19



История религий в России




Формирование знания о религиозных ритуалах, обычаях и обрядах в традиционных религиях России.


20



Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды


Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.


Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.



21



Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды



Формирование представления о главных святынях мировых религий.



22



Паломничества и святыни.



Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.


Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование представления о главных праздниках в традиционных религиях России



23



Праздники и календари


Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов


Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Формирование понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.



24



Праздники и календари




25



Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.



Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование познавательных УУД: формулирование проблемы.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Формирование нравственных понятий «милосердие», «забота о слабых», «взаимопомощь».



26



Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.





27



Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.


Воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Формирование познавательных УУД: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование понятия «семья», знаний об отношении традиционных религий к семье.



28



Семья.


Воспитание уважительного отношения, бережного хранения семейных традиций.


Формирование познавательных УУД: подведение под понятие, выведение следствий.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Формирование понимания долга, свободы, ответственности и труда в разных религиозных культурах страны.


29



Долг, свобода, ответственность, труд.


Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование мотивации к труду, работе на результат.

Формирование познавательных УУД: выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Формирование коммуникативных УУД: умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.




Раздел 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

30



Любовь и уважение к Отечеству.



П: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Р.: оценки — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

К.: умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

П.: выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Р.: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.


Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов


31



Подготовка творческих проектов.




32



Выступление учащихся со своими творческими работами




33



Выступление учащихся со своими творческими работами




34



Презентация творческих проектов





Приложение 2

Формы и средства контроля

Групповая работа

Работа в парах

Творческие работы учащихся

Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю иудаизм», «Как я понимаю буддизм», «Памятники религиозной культуры в родном городе», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «Моя малая Родина», «Мой друг», «Подари людям счастье», «Как я понимаю счастье», «Наши семейные праздники» и другие.

Театрализация:

Темы: «Притча о блудном сыне», «Притча о милосердном самарянине», «Притча о талантах», «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце», «Мудрость царя Соломона».



















































Приложение 3.

Лист фиксирования изменений и дополнений

в рабочей программе

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись