СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В основе любого вида деятельности лежит интерес к получению результата. Так как обучение ребёнка народному пению процесс сложный и длительный, а результат обучения проявляется не сразу, иногда дети теряют интерес к занятию. Передо мной встал вопрос: как же побудить ребёнка к качественной учёбе? Многолетние наблюдения и опыт подсказывают, что у детей младшего и среднего школьного возраста есть важный мотив для обучения в школе искусств, а именно – интерес к творчеству, возможность самовыражения. Главной своей задачей считаю – с первых же уроков увлечь ученика народным творчеством, песней. Моя ведущая педагогическая идея заключается в формировании устойчивого интереса и любви к народному искусству. Приобщению детей к лучшим национальным традициям.
Администрация города Фокино
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская школа
искусств им. М.П. Мусоргского г.Фокино»
Обобщение и распространение собственного
педагогического опыта.
«Основы многоголосного пения в хоре. Средства и способы достижения хорового строя».
Автор: Глущенко Наталья Ивановна
преподаватель по классу народное
пение ДШИ г.Фокино
Фокино 2015г.
Представленные материалы:
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
1.Развитие творческих способностей учащихся средствами музыкального фольклора.
2.Подбор репертуара.
3.Игровые технологии и игротерапия.
4. Работа с родителями.
5.Оптимальность и эффективность средств.
6.Воспитательная роль народного творчества и значение его в духовно-нравственном становлении личности.
II. Открытый урок по хоровому классу.
на тему:
«Навыки многоголосного пения a cappella, строй в хоре».
1.План урока.
2.Ход урока.
3.Новшества использованные в открытом уроке.
4. Строй в хоре. Ансамбль.
5. Средства музыкально - художественной выразительности в хоровом исполнительстве.
6. Распевание.
III. Методические рекомендации.
на тему:
«Тренировочные упражнения для артикуляционного аппарата у детей в классе народного пения».
IV. Методическое обеспечение.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
В основе любого вида деятельности лежит интерес к получению результата. Так как обучение ребёнка народному пению процесс сложный и длительный, а результат обучения проявляется не сразу, иногда дети теряют интерес к занятию. Передо мной встал вопрос: как же побудить ребёнка к качественной учёбе? Многолетние наблюдения и опыт подсказывают, что у детей младшего и среднего школьного возраста есть важный мотив для обучения в школе искусств, а именно – интерес к творчеству, возможность самовыражения. Главной своей задачей считаю – с первых же уроков увлечь ученика народным творчеством, песней. Моя ведущая педагогическая идея заключается в формировании устойчивого интереса и любви к народному искусству. Приобщению детей к лучшим национальным традициям.
1.Развитие творческих способностей учащихся средствами музыкального фольклора.
Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество является одной из высших духовных ценностей русского народа.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании школьников значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре.
Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа очень актуальна в наше время. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Через связь поколений была налажена система передачи духовных ценностей, знаний, умений и опыта. Возрождение культурных традиций и опыта многих поколений русского народа, даст детям нравственные устои, патриотический настрой, поможет правильно сформировать личностные качества.
Основой при формировании эстетического сознания ребёнка могут и должны стать художественные ценности традиционной культуры русского народа, источником и фундаментом которого является фольклор - народная мудрость.
На современном этапе главная задача воспитания средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной культуре и опыту, когда у ребёнка ещё только закладываются основные понятия, формируются личностные качества, мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.
Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат - прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа и народного опыта в целом.
«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова
В. А. Сухомлинского. С раннего детства и нужно развивать ребенка духовно. Одним из самых мощных средств воздействия на эмоциональную сферу человека является музыка, песня. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные эмоции. Радость от коллективного исполнительства, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка - всё это создаёт благоприятную почву для эстетического развития и творчества. Этому способствуют так же: понятность музыкального языка, напева, образность, лёгкость восприятия и воспроизведения материала.
«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. В увлекательной непринуждённой форме дети получают знания, умения и опыт, духовно и физички развиваются. Многие народные игры способствуют одновременно и физическому, и интеллектуальному развитию.
Целостность педагогического процесса в школе искусств осуществляется реализацией программы по народному пению, которая предусматривает: воспитание интереса к народному творчеству, к музыке, эмоциональную отзывчивость, знакомство с теорией, музыкальной грамотой, музыкальными жанрами, развитие эстетического восприятия традиционной культуры, развитие певческого голоса, навыков многоголосного пения, импровизации, свободы музыкального мышления.
Мною реализуются адаптированные учебные программы по дисциплинам народное творчество, хоровое и ансамблевое пение, вокал, которые предусматривают все эти принципы. Но для приобщения ребенка к своей национальной культуре необходимо создать такие условия, которые дают возможность и педагогам, и детям погрузиться в мир народного быта, народной культуры в целом.
Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:
Слушание русской народной музыки, песен.
Знакомство с образцами песенного, музыкального и поэтического творчества, народными играми, традициями и обрядами русского народа.
Знакомство с инструментальной и танцевальной культурой русского народа.
Приобщение к национальным культурным ценностям происходит в процессе знакомства с образцами народного творчества: на примере различных жанров песенного творчества, традиционных народных игр, театрализованных в том числе, устного народного творчества - потешек, прибауток, пословиц, поговорок, народных сказок.
Создана система в формировании навыков ритмических и инструментальных импровизаций, навыков исполнения танцевальных композиций, несложных игровых миниатюр, инсценирования. Внедрён метод проекта. Коллективные творческие программы дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Фрагмент игры «На горе мак» Фрагмент программы «Музыкальные картинки»
Большая роль на занятиях отводится народным играм. Практически каждая концертная программа включает в себя игровые номера. Роль игрового фольклора в воспитании детей трудно переоценить. На игровом фольклоре основан огромный опыт народной педагогики, которая по совершенству и значимости, является непревзойдённой. Не случайно, все великие педагоги всегда обращались к опыту и психологии народной педагогики и считали её фундаментальной! В процессе игры ребенок познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит непосредственно, как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме.
Содержание и форму проведения каждого занятия я тщательно продумываю, стремлюсь, чтобы занятие максимально решало поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.
Так, работа по обучению пению занимает значительное место в системе работы. На занятиях по вокалу и хоровому классу навыки пения прививаются детям постепенно, по известному принципу – от простого к сложному. Хочу отметить, что детям свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной песенной культурой я использую не только собственный иллюстративный и словесный метод, но так же видео и аудио материалы, художественную литературу, иллюстрации, наглядные предметы и материалы: традиционный народный костюм, предметы быта, помогающие ребёнку создать образ.
В связи с этим возникла необходимость создания в кабинете «Уголка народного творчества», куда вошли предметы народного быта, традиционной культуры.
Благодаря совместной работе педагогов и родителей появились предметы русского быта: чугунок, ухват, кочерга, прялка, гребень, народные игрушки, народные костюмы.
2. Подбор репертуара.
Большинство детей к моменту прихода в школу искусств уже имеют небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню мамы, весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я стараюсь закрепить и расширить, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, игры, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.
В младших (7-9лет) классах большой интерес дети проявляют к песням, которые можно инсценировать: «Воробей», «Махоня», «Дударь», «На горе мак», «Заинька». Так же песням шуточного содержания: «У нас Васенька нонче женится», «Ой, вставала я ранёшенько», «Посмотрите, как у нас-то в мастерской», «Барашеньки-крутороженьки», «Жила-была бабка» и т.д. Они просты для восприятия и понятны, отражают окружающий мир ребёнка. Эти песни построены на повторении одной музыкальной фразы, исполняются неторопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка.
С целью развития у детей чувства ритма использую игру на шумовых музыкальных инструментах: трещётках, ложках, колокольчиках, свистульках. Эти навыки впоследствии применяются в плясовых песнях и играх на праздниках и концертах.
Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар народных песен, усложняю его.
Подбирая репертуар для исполнения, в более старшем возрасте (9-11лет) останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету. Слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. На основе имеющихся у детей музыкально – двигательных навыков, разучиваю с ними бытовые танцы: «Кадриль», «Краковяк». Пляска тесно связана с народной музыкой. Как и песня - она отражает лучшие черты национального характера.
Большое внимание уделяется выразительности исполнения движений, пластике, различным элементам русской танцевальной культуры: простой хороводный шаг, шаг с притопом на месте, шаг в две и три ноги, припадание, ковырялочка, приставной боковой шаг, присядка, переменный шаг. Основная работа направлена на освоение навыков многоголосного пения. Это простейшая полифония, преимущественно гетерафонного склада. Продолжается работа по освоению инструментов – ложки (на трёх и более), бубен, флейта. Усложняются ритмические рисунки игры на инструментах.
В работе с учащимися старшего возраста (11-13лет) стараюсь уделять больше внимания региональному фольклорному материалу и местной традиции, освоению более сложных видов многоголосия. Таких как бурдон, развитая полифония. Ведётся большая вокально-хоровая работа над строем, чувством музыкально-поэтической фразы и другими элементами хоровой звучности. Песенный материал включает двух, трёх и четырёх-голосные произведения.
Репертуар разнообразный, но преимущество отдаётся традиционным Брянским песням. Дети с удовольствием исполняют песни «Кукушечка-рябушечка», «Масленая - полизуха», «Воробей пиво варил», «Как у нас под дубчиком», «В нас на горке на пригорке», «Что(й) на горке на горе», «Пошли девки в лес по ягоды», «Как повадился коток»,и т.д. Знакомимся с более сложными элементами русской пляски - различными видами дробей и «пересеков». Идёт изучение стилевых особенностей различных регионов. Используется всё богатство инструментария в том числе кугиклы, гусли, жалейки, калюки.
С огромной радостью дети надевают костюмы, предназначенные для выступления. Костюм помогает ребёнку войти в образ, и тогда действие становится более выразительным.
Используя народные костюмы на народных праздниках и развлечениях, я приобщаю детей к народному искусству, воспитываю в них национальную гордость.
3. Игровые технологии и игротерапия.
Многие выдающиеся музыканты и педагоги обращали внимание на дифференцированность возрастных педагогических ступеней при обучении народному пению. Каждая ступень обучения требует особых методов, особых приёмов, особых подходов. Приходится искать различные приёмы и методы обучения, прежде всего потому, что у детей разные темпераменты, характеры, способности. Педагогика – это всегда поиск и творчество.
Поскольку естественной формой деятельности детей младшего возраста является игра, это даёт возможность широко пользоваться игровыми формами упражнений. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает творческую импровизацию, желание самостоятельно сделать что-то, придумать, сочинить.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет возможность именно в игре быть самостоятельным, по своему усмотрению преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игровые хороводы типа «Шла коза по лесу», «Бояре», «Дударь», «Заинька» и т д.
Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания. К примеру, игра «Золотые ворота», «Уж я золото хороню». Народные игры прекрасно развивают память, мышление, творческие способности.
Если систематически включать народные игры в репертуар, дети приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более «пристойно» выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей.
В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры-шутки, игры с куклами, потешки.
Используя в своей педагогической работе народные игры, мы не только реализуем обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре.
В копилке народного песенного творчества детским играм и забавам отведён целый пласт песен-игр. В репертуар хоровых коллективов входят такие игры как: «Дударь», «Заинька», «Марома», «Золотые ворота», «Махоня», «Воробей», «На горе мак» и др. Благодаря простейшему напеву, игровые песни легко и быстро учатся. В дальнейшем учащиеся могут применять их во дворах, играя с детьми, на внеурочных мероприятиях (огоньках, классных часах и т.д.).
4. Работа с родителями.
Неформальный подход к работе с родителями помогает найти в них единомышленников, они становятся активными участниками в работе по приобщению детей к истокам народной культуры. В процессе совместной работы преподавателей и родителей, через различные формы приобщения к истокам русской, народной культуры, у детей формируются эмоциональная причастность к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности и интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.
Хорошими помощниками в моей работе являются технические средства обучения–магнитофон, плазменный телевизор с USB-входом, ноутбук, DVD-проигрыватель, видео магнитофон, музыкальный центр, звуковя колонка с USB-входом. На занятиях и в часы досуга дети слушают в записи: различные народные песни, наигрыши, народные сказки. Смотрят старинные обряды и праздники. С большой радостью дети прослушивают записи, в которых сами принимают участие, просматривают видеоматериалы концертных выступлений. Снимая на видеокамеру фольклорные мероприятия, концерты я имею возможность показать учащимся их выступления, провести совместный анализ. Дети сами оценивают своё исполнение.
5. Оптимальность и эффективность средств.
При работе с детьми использую следующие принципы организации воспитательного процесса: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, связь теории с практикой - обучения с жизнью. В работе с детьми используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Результативность работы подтверждается наличием заметной положительной динамики.
Создана система поэтапного, последовательного музыкального развития ребенка средствами фольклора.
Разработаны эффективные методы и приемы освоения песенного творчества на основе фольклорного материала.
Обогатилось методическое обеспечение, фонотека, ТСО.
Разработаны сценарии народных праздников, конспекты занятий по ознакомлению детей с русским, песенным фольклором, картотека репертуара.
Повысился интерес учащихся к народной культуре и традициям.
6. Воспитательная роль народного творчества и значение
его в духовно-нравственном становлении личности.
Творчество — это деятельность, требующая большого напряжения физических и психических сил человека, сопряженная с настойчивостью, упорством и вдохновением.
Сам по себе процесс творчества совершенствует природу человека, развивает способности. Любой вид деятельности становится эстетически значимым в меру того, насколько он является творческим, целесообразным, свободным. В процессе творчества возникают качественно новые материальные и духовные ценности, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности — разум и воображение, эмоции и воля.
В современной науке и культуре все чаще стали подниматься вопросы духовности, нравственности. Глубже говорится о значении их в современных общественных отношениях.
Понятия духовность и нравственность не случайно употребляются вместе, т.к. нравственность (то, что нам нравится) определяется нашим духовным со стоянием.
Исследователи современной культуры сейчас говорят о духовно- нравственном «кризисе» общества. В чем он проявляется, чем грозит будущему человечества, а главное, какие пути выхода из сложившейся ситуации?
Дело в том, что духовность и нравственность определяют психическое здоровье человека. И если говорить о физическом здоровье, то оно не возможно если есть какие — то психические расстройства. Именно поэтому эта проблема стоит так остро!
П.Иванов говорил: «...не лечите тело, лечите душу...», этому же учит православное христианство. Нельзя забывать, что человек — это часть природы! И заповедь гласит: «Береги огонь, воду, воздух и душу, и содержи их в чистоте, и будешь богат», т.е. здоров.
Состояние психики это состояние души, которое определяется состоянием мышления. Мысль — это основа духовности. Мысль (положительная или отрицательная), в свою очередь, вызывает такие же эмоции. Ни для кого не секрет, что положительная мысль созидательна, а отрицательная — разрушительна. Задача любого педагога, занимающегося воспитанием и обучением детей, научить их мыслить позитивно, т.е. созидательно. Сам по себе творческий процесс — это процесс созидания.
Народное художественное творчество, являясь основой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека — не только воображения и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю». Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственных чувств и формировании мировоззрения. Потому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств содействующих все стороннему и гармоничному развитию личности.
Народное искусство, положенное в основу различных видов творческой деятельности при работе с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, которые важны для овладения различными знаниями, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.
Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, необходимо помнить, что лишь на основе художественного восприятия могут быть сформированы эти представления. И народные искусства с яркой образностью, выразительностью, создает для этого благодатную основу.
Для детей прошлых столетий, живших в реальных условиях деревенского быта, преподавателям в области культуры были их родители, народ. Информация, которую они усваивали, носила традиционную преемственность, черты наглядной реальности. В результате исторически сложившихся факторов был нарушен принцип прямой преемственности информации и народ, попросту, утратил эти многовековые знания, культуру и опыт. Цивилизация, несомненно, шагнула вперед, но надо сказать, что такие факторы как индустрия и цивилизация виноваты в этом лишь отчасти. В эпоху социализма, когда индустрия и цивилизация развивались огромными темпами, наблюдался подъем духовно-нравственного состояния общества, т.к. политика социализма носила определенные идеи, в том числе идею патриотизма. Советские массовые песни воспевали трудовую жизнь народа, здоровый образ жизни, богатства и красоту земли, исторические победы и достижения космоса. Перед народом стояли общие духовно-нравственные идеи, которые двигали его к единой цели. И, основная причина современного духовного кризиса заключается именно в том, что современное общество не имеет общей духовной идеи, а значит и цели, кроме материальной. Очень важно подчеркнуть, что искусство является отражением духовного состояния народа. В тематике современного массового искусства почти нет идеи патриотизма (гордости за свое прошлое и настоящее, любви к своему народу, уважения к предкам, к истории народа). А именно эта идея сейчас должна стать для нас главной.
Максим Горький писал: «Народ силен своими корнями, знанием своей истории». А история, в свою очередь, отражена в народном творчестве. Ученые говорят: «Хочешь знать духовное состояние общества любого периода, времени — изучи его творчество».
Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Вот почему сейчас так важно проанализировать, оценить те духовно-нравственные идеалы, опыт и культуру русского народа и воспитать их в нашем будущем поколении.
Народная поэзия и мелодика имеют естественную природу происхождения и многовековой путь исторического развития. Мудрое народное слово, музыкальные интонации — оттачивались веками, непременно стремясь к совершенству, и приобретали идеальное смысловое содержание. Именно поэтому наука рассматривает историю народного творчества как историю развития народа, его духовно-нравственного обогащения.
Народное художественное творчество — сокровищница истоков духовной жизни народа, которая хранит в себе моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью ее истории.
Музыкальное искусство, наряду с устным народным творчеством, декоративно-прикладным, должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей.
И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, то надо говорить о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Фольклор как явление — духовная необходимость, потребность человека, где он (человек) отражает свои интересы, проблемы, идеи, отношения в современном видении.
Петь для русского человека было все равно, что для птицы летать. Народ пел, трудясь и отдыхая, нянча детей и молясь, играя свадьбы, и поминая умерших... дитя слышало все, что пели старшие, и впитывало в себя богатейшее разнообразие интонаций, метроритмов, ладов народной музыки. Оно осваивало русский национальный музыкальный язык.
Ребенок, родившийся на свет сто лет назад, ничем не отличался от новорожденного сегодня. Разница только лишь в том, что мы сейчас вложим в него, чему научим и какие качества воспитаем.
Дети — будущее человечества. Каким оно будет? Это целиком и полностью зависит от содержания обучения и воспитания во всех образовательных учреждениях.
К сожалению, программа национального духовного и культурного развития не включает целиком изучение предмета народное творчество в общеобразовательных школах. Отдельные образцы его включены в курс предмета литературы и дают поверхностные представления, а не глубинные знания культуры народа. Единственные учреждения, которые нацелены на внедрение этой программы — это учреждения системы дополнительного образования (школы искусств, художественные школы, центры детского творчества) и учреждения профессиональной подготовки.
Дети всякой национальности должны осваивать как родную речь, так и музыкальный язык своего народа. Это должно стать главной задачей педагога, берущегося заниматься русским фольклором.
Многие родители, бабушки, дедушки не учитывают того, что без освоения сызмальства русского национального музыкального языка, без занятий творчеством их любимое чадо, даже одаренное от природы композиторским даром, не сможет стать талантливым, самобытным композитором. Потому, что любой великий композитор мира взращен на своей национальной культуре, а именно, на почве богатейшего самобытного народного искусства.
Русская нация дала миру гениальную композиторскую школу, не только благодаря поразительной способности русского народа рождать гениев в различных видах искусства, литературе, науке и т.д., но и потому, что русское народное творчество содержит в себе огромный, неисчерпаемый творческий потенциал.
II. Открытый урок по хоровому классу.
1.План урока:
Специальность: Народное пение.
Дата: 29.01.2015г.
Преподаватель: Глущенко Наталья Ивановна.
Учащиеся: участники детского учебного хорового коллектива «Гусельки».
Тема урока: «Навыки многоголосного пения a cappella, строй в хоре».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: овладение навыками многоголосного пения с сопровождением
и a cappella.
Задачи урока:
Обучающие: обучение навыками II-III-голосного пения.
Развивающие: развитие гармонического слуха, навыков чистого интонирования.
Воспитывающие: побуждение интереса к культурным традициям своего народа. Воспитание культуры исполнения народной песней.
Методы и приемы реализации поставленных задач:
Словесно-иллюстративный
Наглядно-слуховой
Визуальный: использование нотного материала, пение сольфеджио.
Аудиовизуальный (аудиозапись).
Репродуктивный (фото).
Практический: вокально-хоровая работа.
Использование технических средств на уроке:
Музыкальные инструменты: баян, жалейки, рояль.
Музыкальная колонка с USB-входом, флеш-карта с аудиозаписью.
Телевизор с USB-входом, флеш-карта с репродукцией фото, видео записей.
Ожидаемые результаты:
Освоение навыков чистого интонирования II-III-голосия a cappella.
Развитие чувства гармонии, лада.
Расширение кругозора учащихся в области культуры русского народа.
2.Ход урока:
Распевание: учебно-тренировочный материал (I-II-III-голосные упражнения, распевки).
Пение закрытым ртом в унисон. Обратить внимание на интонационный и тембральный строй. Приём «прогуживания» - гудения (ре I октавы).
Пение основных певческих гласных: А-Е-Ё-Ю-Я (от ре I октавы). Добиться единой певческой позиции и артикуляции. Понятие «припетость» - перенимание друг от друга единой манеры пения.
Распевка: «Я-ЛИ-Я…» - на II голоса, в виде простейшей гетерафонии. Обратить внимание на звучание унисона и интервала (б3). «Барыня» - тоже самое (м3).
Пение Т5/3 (C-dur) – мелодического и гармонического вида.
Распевка: «Ты долинушка…». Тетрахорд. Обратить внимание на певческую позицию гласных, голосоведение, фразу.
Вокально-хоровая работа:
«Масленая-полизуха» - масленичная песня Брянской области, a cappella (II-голосие). Многоголосие: гетерафония бурдонного склада. Новый материал.
Раздача нотных текстов.
Иллюстрация в исполнении преподавателя и концертмейстера.
Поэтический анализ текста.
Музыкальный анализ текста. Бурдон – особенность склада многоголосия Брянских песен.
Аудио-иллюстрация: звучание колесной лиры, волынки. Имитация звучания Брянских песен.
Репродукция фото.
«Пойду я на рынок» - шуточная песня на масленицу. II-голосие с сопровождением.
Интонирование (унисон).
Строй (гетерафония терционного склада).
Дикция, артикуляция.
Голосоведение.
Работа над музыкально-поэтической фразой.
3. Новшества использованные в открытом уроке.
Большую роль в своей работе я отвожу навыкам многоголосного пения, важнейшим элементам хоровой звучности: строю, ансамблю.
Разрабатываю свои методы работы над многоголосием, исходя из возможностей и особенностей (возрастных, певческих) каждого коллектива.
Главная задача работы с многоголосными произведениями – развитие гармонического слуха. Важно научить слушать и слышать созвучия, гармонию, отдельные звуки в аккорде. Нужно сказать, что с самого начала певческой практики в хоре ведётся работа по развитию мелодического (горизонтального) слуха. Не имея навыков горизонтального строя нельзя приступать к работе над многоголосием.
Работу над многоголосными произведениями нужно тщательно спланировать, чётко представлять последовательность действий.
С чего я начинаю работу:
1. С примеров учебно-тренировочного материала – распевок гетерафонного склада. Гетерафония – двухголосие простейшего вида. В моей практике - это попевки, сочетающие унисон с последующим расхождением в терцию (большую или малую) и дальнейшим выстраиванием чистого звучания интервала.
2. Изначально обязательно выбирается двухголосный песенный материал с сопровождением, под гармонику или баян. Так легче и быстрее у ребёнка развивается слуховая координация. Иногда на начальном этапе баянисту предлагается сопровождать партию нижнего голоса. Постепенно голоса переходят к самостоятельному звучанию.
3. Получив навыки пения двухголосия с сопровождением можно приступать к работе над пением двухголосного материала a cappella.
Сложность работы над многоголосием на начальном этапе заключается в том, что, не имея развитого вертикального слуха ребёнок попросту теряет координацию между слухом и голосом. Слыша два звука в созвучии одновременно – некоторые учащиеся не могут воспроизвести ни одного из предложенных звуков и звучат как «гудошники», другие (чаще всего) ловят партию верхнего подголоска. Если мелодический слух закладывается генетически, то гармонический – необходимо развивать. Даже прекрасный музыкальный слух от природы не даёт способности мгновенно запеть двухголосие, поэтому развитие этого навыка требует кропотливой работы. Процесс развития гармонического слуха происходит по-разному. У некоторых он развивается быстрее, у некоторых медленнее, в зависимости от природных данных, внимания, тренировки.
На занятиях вокала с каждым ребёнком ведётся индивидуальная работа по освоению и закреплению навыков многоголосного пения. Строится она на основе индивидуального подхода, исходя из природных особенностей слуха и голоса ребёнка.
В 2014году мною был проведён зональный открытый урок по хоровому классу. Тема урока: «Навыки многоголосного пения a cappela, строй в хоре». Тема была выбрана не случайно, т.к. в данный момент в работе с коллективом «Гусельки» я подошла к начальному этапу освоения навыков пения многоголосия a cappella. Возраст учащихся на тот момент составлял 9-10 лет.
Коллектив к тому времени уже имел опыт пения двухголосия с сопровождением. Новшеством стало то, что учащиеся приступили активно к новому этапу работы непосредственно на открытом уроке. Впервые произошло знакомство с двухголосным песенным материалом a cappella. Была выбрана песня Брянской области «Масленая-полизуха» с особым характерным для Брянской песенной традиции складом многоголосия – БУРДОН.
Нужно сказать, что до этого опыт двухголосного пения a cappella был опробован на примерах учебно-тренировочного материала. Мною был тщательно спланирован, разработан и предложен новый подход к освоению подобного рода песенного материала.
Моей задачей было: лёгкое, доступное овладение столь сложным навыком, в непринуждённой форме.
В своей работе я использовала собственный иллюстративный метод и наглядно - иллюстративный метод с использованием технических средств. А именно: аудио и видео иллюстрацию.
В начале работы была представлена собственная иллюстрация песни. Роль бурдона было предложено исполнить баянисту - на одном звуке - «Ре»1октавы. Далее был проведён музыкальный анализ звучания данного вида многоголосия. Я объяснила, что партия баяна является партией нижнего голоса, а партию, которую исполняла я называют в бурдоне «подголоском». Она исполняется верхними голосами.
Далее была предложена новая иллюстрация звучания бурдона на примере звучания колёсной лиры и волынки, которые в основе своей имитируют звучание Брянских песен. Это даёт нам право считать исторической родиной этих инструментов именно Брянский край. Была проведена аналогия между звучанием песни «Масленая-полизуха» и звучанием колесной лиры. А так же дана краткая историческая справка бытования этих инструментов на Брянщине. Далее я предложила учащимся спеть в дубле с колёсной лирой (на одном звуке) нижнюю партию – основу бурдона.
На следующем этапе мы перешли непосредственно к работе над песней «Масленая- полизуха», и визуально ознакомившись с нотным материалом приступили к разучиванию.
Разучивание нового материала целесообразно начинать с партии нижнего голоса, т.к. в народной песне он является основным, а верхний - подголоском. Подголосок в бурдоне имеет импровизационную основу. Мы рассмотрели это на примере первого и второго куплета. Затем, одному из учащихся было предложено сыграть на жалейке партию нижнего голоса (на звуке «ре»I окт.), а всем остальным пропеть со словами песню - на 1 звуке. Это у них легко получилось. Как я уже заметила ранее, в сопровождении инструмента легче скоординировать слуховое восприятие и голосовое воспроизведение.
Далее была разучена партия верхнего подголоска с дальнейшим закреплением и проведена работа непосредственно над соединением обеих партий.
В иллюстрации я использовала телевизор и новое техническое средство, которое очень популярно в моей работе - звуковая колонка. Это маленькое беспроводное звуковоспроизводящее портативное техническое средство, со встроенным USB-носителем, позволяющее воспроизводить файлы формата МР3. Очень удобно в работе с фонограммами и аудио иллюстрациями в классе и на концертах (в помещениях не требующих сильной озвучки).
4.Строй в хоре. Ансамбль.
Как известно, строй хора – это чистое интонирование мелодии по горизонтали и чистое пение аккордов по вертикали.
Условия достижения ансамбля в хоре:
Развитие навыков вокально-технического мастерства и музыкально-слуховых способностей участников хора.
Единая манера звукообразования и регистрового звучания хоровых партий.
Зависимость ансамбля от качества дикции, от метроритмических, темповых и интонационных особенностей.
Интонирование ладов, интервалов, созвучий.
Зависимость характера интонирования от ладоинтонационного, мелодического и метроритмического строения песни.
Взаимосвязь композиционных особенностей произведения, темпа, и динамики исполнения с точностью интонирования горизонтали и вертикали.
Условия достижения точного интонационного строя в хоре:
Высокий уровень развития музыкально-слуховых и вокально-технических навыков.
Единство интонационного и ритмического ансамбля.
Необходимость предварительной настройки (задание тона).
Необходимость постоянного активного вокально-слухового (интонационного) контроля и самоконтроля в пении (ощущение лада).
Единая манера пения, звукообразования; пение в высокой певческой позиции.
В достижении чистого интонирования любой мелодии или любого сочетания интервалов следует находить логику интонационного мышления, ощущение ладово-гармонической основы, четкой ритмической организации, силы и динамики звучания. Так как музыка – искусство интонируемого смысла, необходимо быть внимательным к интонации. Она должна не только быть продуктом развитого слуха, её главное предназначение – передавать эмоции и чувства, вложенные народом.
5.Средства музыкально - художественной выразительности в народном хоровом исполнительстве.
Музыкальная и поэтическая фраза:
Взаимосвязь слова и музыки. Особенности. Необходимость разбора и анализа музыкально-поэтической фразы в песне.
Соотношение ритма стиха и напева:
В отличие от классического авторского стиха в народном стихе нет рифмы, метра, квадратности. Слова в стихе организуются ритмом.
Соотношение формы напева с текстом:
Для определения формы напева надо рассматривать структуру песни, текст, ладово - мелодические закономерности. Основа народной песни – это ритмическая организация стиха и напева.
Совокупность интонации, ритма, ладовой окраски, являются элементами музыкальной выразительности народной песни.
Мелодика р.н.п. Связь с ритмом стиха:
Степень распевности текста в песне не одинакова в различных жанрах. При соединение стиха с мелодией выделяют три основные формы музыкально-слогового ритма:
речевая – возможны типы интонаций (возглас, речь, плач);
распевная - на большую часть слогов - распевы из 4-5 и более звуков – характерно для лирических песен;
полураспевная – на небольшую часть слогов - распевы из 2-3 звуков – хороводы, свадебные, плясовые, игровые, колыбельные, городские.
Связь мелодики с ладовой организацией:
Благодаря своеобразию ладовой основы в народных песнях создаются типичные мелодические обороты, попевки – формулы.
6.Распевание.
Распевание в хоре — это настройка коллектива певцов на певческую установку, правильное дыхание и звукообразование, на звучание вокального аппарата. Распевание в хоре должно согласовываться с вокальным строем всего репертуара и должно быть направлено на поддержку его звучания. Длительность распевание не должна превышать 25% от общего репетиционного времени. В распевании не всегда имеет смысл доходить до самых крайних звуков диапазона. Следует помнить, что певческий голос разогревается не скоро и начинает полно, объемно звучать лишь через 30—40 минут после начала репетиции. Обычно распевание коллектива проводится в тесной связи с предполагаемой вокально-хоровой работой над песенным материалом. В таких упражнениях активизируется внимание поющих на интонирование ступеней лада, на пение тонов и полутонов, на хоровой строй. При распевании большое внимание обращается на правильное дыхание, на элементы звукообразования, на использование резонаторов.
К работе над высокими нотами следует приступать только на разогретых голосах. В распевание могут включаться как традиционные распевочные упражнения, так и небольшие мелодические попевки из примеров песенного материала. Такие упражнения развивают слухово-ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию певцов в многоголосном пении, а также позволяют решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий. В работе с хоровыми коллективами младшего и среднего возраста рекомендуется использовать несложные попевки, построенные на коротких мелодических оборотах.
III. Методические рекомендации.
На тему:
"Тренировочные упражнения для артикуляционного аппарата у детей в классе народного пения».
Упражнения для массажа при подготовке артикуляционного аппарата к работе с дикцией.
Упр. 1. Массаж лицаПоложить ладони на лоб, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Такие движения производить: а) от переносицы к ушам; б) от желобка под носом к ушам; в) от околоушной области лица к подбородку и обратно; г) поглаживать кончиками пальцев вокруг глаз расходящимися движениями от середины лба и снова к середине.
Упр. 2. Вибрационный массаж лица
Повторить все вышеизложенные движения, но только способом постукивания пальцами.
Упр. 3. Массаж шеи
Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз: а) в области горла, попеременно то правой, то левой рукой; б) от околоушной области лица, по боковой части шеи, к затылку (кончики пальцев обеих рук касаются друг друга); в) затем руки скользят по боковой части шеи до подмышечных впадин.
После массажа можно переходить непосредственно к тренировке речевого аппарата, в процессе тренировки следует избегать резкой, жесткой артикуляции. В основе тренинга выработка естественных, плавных движений.
Упражнения для тренировки нижней челюстиУпр. 1. Исходное положение: голова прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты.
На счет "раз" челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик — у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.
При тренировке свободное положение головы сохранять, все внимание сосредоточить на опускании челюсти. На счет «два» фиксируется открытое положение рта; на счет "три" рот закрыть.
Упражнение повторить 6 раз.
Упр. 2. Исходное положение; см. упр. 1.
На счет "раз" челюсть опускается, на "два" — двигается вправо (рот раскрыт); на "три" - челюсть снова опускается; на "четыре" — двигается влево; на "пять" — снова опускается; "шесть" — выдвигается вперед; на "семь" — возвращается в исходное положение (и.п.).|
Упражнение выполняется в медленном темпе, без резких движений, 2—3 раза.
Упражнения для тренировки губных мышцУпр. 3. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии,
На счет "раз" губы вытягиваются вперед, принимая форму "пятачка"; на счет растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их в движении вперед).
Упражнение повторяется 3—4 раза без перерыва.
Упр. 4. Исходное положение: см. упр. 3.
На счет "раз" губы собрать в "пятачок", а затем, стараясь не разжимать «пятачка» круговые движения губами: вправо, вниз, влево, вверх.
Повторить круговые движения справа налево 3—4 раза, потом — в обратном направлении.
Упр. 5. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
Упражнение повторяется 3—4 раза.
Упр. 6. Исходное положение: см. упр. 3.
На счет "раз" верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы, на "два" — опускается.
Упражнение повторяется 3—4 раза.
Упр. 7. Массаж верхней и нижней губ:
а) поглаживать указательными пальцами обеих рук мышцы верхней губы одновременно с поглаживанием мышц нижней губы средними пальцами (движение от центра губ к уголкам)
б) произносить сочетания согласных ГЛ, ГН, ВН, подтягивая после каждого сочетания вверх верхнюю губу. Звуки Л, Н, В — тянуть;
и) произносить сочетания КС, ГЗ, БЗ, оттягивая вниз нижнюю губу. Щелевые звуки С и З тянуть. При движении губ вверх и вниз прижимать их к деснам.
Для тренировки верхней губы следует применять сочетания ГЛ, ВЛ, КЛ, РЛ, ШЛ, ДЛ, ГН, ВН, ТН, ДН, артикуляция которых требует подтянутой верхней губы. Для тренировки нижней губы рекомендуются сочетания КС, ГЗ, БЗ.
Упражнения для тренировки мышц языка
Одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков — подвижность и точность движений языка. В образовании звуков принимают участие различные части языка: передняя часть, спинка или корень языка. Задача сводится к тому, чтобы сделать все части языка подвижно-активными, работу всего языка — свободной и вместе с тем экономной, упруго-точной, ювелирно-выверенной.
Упр. 8. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка — у нижних передних резцов.
На счет "раз" кончик языка поднимается к основанию верхних передних зубов; на "два" в исходное положение (кончик упирается в нижние резцы); на "три" — кончик к альвеолам; на "четыре" — язык в исходном положении; на "пять" — кончик языка за альвеолами; на "шесть" — исходное положение. Упражнение повторяется 3—4 раза.
Упр. 9. Исходное положение: см. упр. 8.
На счет "раз" острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки.
Упражнения повторяются 3—4 раза. Те же действия потом направлены на правую щеку, столько же раз. Следить, чтобы нижняя челюсть была свободна и одновременно неподвижна. Упр. 10. Исходное положение: см. упр. 8.
На счет "раз" высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в "уздечке", затем его в исходное положение.
Упражнение повторяется 3-4 раза.
Упр.11. Исходное положение: см. упр. 8.
Кончик языка плотно прижимается к основанию передних нижних зубов; спинка языка выгибается и направляется толчком от корня вперед.
Упр. 12. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, затем по горизонтали, при этом чувствуется напряжение в "уздечке" языка. При включении голоса получается звук, подобный детскому поддразниванию. Упражнения, помогающие устранить недостатки в работе языка.
Упр. 13. Положить кончик языка на нижнюю губу и, не убирая его, произнести несколько раз подряд сочетание БЯ.
Упр. 14. Быстрым движением высунуть язык, затем подтянуть его за зубы и произнести сочетание АС.
Упр. 15. Тянуть звук на сонорную М, поглаживая языком зубы.
Упр. 16. Произнести несколько раз сочетания согласных, в артикуляции которых принимает участие язык: ТКР, РКТ, КРТ, ДРТ, ТРД, БРТ, РБТ и т.д.
Упр. 17. Тянуть звук на сонорную М, вытянув и загнув язык на верхнюю губу.
Для тренировки мышц мягкого нёба и глотки
Упр. 18. Произнести медленно 3—4 раза подряд согласные К и Г, а затем медленно, беззвучно, почти не открывая рта, но хорошо раскрывая полость зева, произнести 3—4 раза подряд гласные А, Э, О.
Упр. 19.(а) Произнести медленно и беззвучно А, Э, О, стараясь шире раскрыть зев, а не рот; затем, повторяя так же беззвучно эти гласные, наклонить голову вниз, до соприкосновения с грудью; потом плавным, медленным движением запрокинуть голову назад, продолжая произнесение гласных.
б) Наклонить голову вправо, как бы желая положить ее на плечо (плечо не поднимать!), потом плавно положить голову влево. В этих положениях беззвучно повторять указанные гласные.
Упр. 20. а) "Прополоскать" при выдохе рот и горло воздухом, как это делается при полоскании водой, стараясь точно воспроизвести эти движения.
б) Слегка погладить ладонями рук сверху вниз горло и верхнюю часть грудной клетки; затем, похлопывая шею и грудь кончиками пальцев, протяжно на выдохе тянуть согласные М - |МЬ — М — МЬ — М — МЬ. При этом твердые М переливаются в мягкие МЬ и наоборот. Тянуть на сколько хватает воздуха, свободно, не напрягаясь. Вдыхать носом.
Упр. 21. Раскрыть рот, опустив нижнюю челюсть, и произнести звукосочетание АММ...АММ… (звук А — тихим легким шепотом, звук М — протяжно, звучно). Повторить упражнение несколько раз.
Упражнения - скороговорки
Работа над скороговорками преследует важную цель — научиться легко, непринужденно преодолевать встречающиеся в речи дикционные трудности, сложные звукосочетания. «В русском фольклоре "соль" скороговорки в том, что сочетания некоторых звуков трудно произносятся, еще при многократном повторении их в быстрой речи ошибочная замена одного звука другим создает комический эффект».
Начинать работу над скороговорками, так же как и над согласными, надо в медленном темпе. Нельзя бессмысленно «пробалтывать» текст в пространство, в «никуда». Обязательно должно присутствовать отношение к тому, о чем говорится в скороговорке и к кому она обращена, с какой целью, смыслом произносится. Другими словами, исполнитель должен в своем воображении представлять то, о чем идет речь, мысленно «видеть», кому направлен текст. Каждая скороговорка имеет свою смысловую линию, и можно нафантазировать самые разнообразные оттенки настроения, отношения к тому, о чем говорится в тексте, рисуя себе соответствующие жизненные ситуации. Например, можно разнообразить предлагаемые обстоятельства, представить себе: то погоню, то ласковое обращение к другу, то ликование победителя и т.п. При этом одна и та же скороговорка будет интонироваться соответствующим данной ситуации образом. Может даже сместиться логический центр фразы.
Очень полезно поначалу тренироваться в беззвучном произнесении скороговорки в медленном темпе. Потом темп постепенно ускорять и выговаривать текст вслух.
Скороговорки на тренировку согласных: Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, X.Добыл бобов бобыль.
Бык топогуб, топогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
От топота копыт пыль по полю летит.
Верзила Вавила - весело ворочал вилы.
Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Шел деготник, а мне не до деготника, не до деготниковой жены. Купи кипу колки.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.
Брит Клим-брат, брит Глеб-брат, брат Игнат бородат.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Хитри, да не перехитри.
Тренировка согласных: Л, М, Н, Р.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол переколоковать, перевыколоковать.
Маланья - болтунъя молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, мыло Мила уронила.
Тренировка согласных: С, 3, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц. Ш И
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
По семеро в сани уселися сами. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
Ценит цеп косец по косовице.
Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Течет речка, печет печка.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Около колодца кольцо не найдется.
V. Учебно-методическое обеспечение.
В процессе работы я постоянно приобретаю новые репертуарные сборники, методическую литературу, составляю репертуарные сборники из материалов собранных в Интернете.
В школе идёт круглогодичная подписка на журналы: «Народное творчество», «Живая старина», «Сценарии проведения внеклассных мероприятий».
Учебные пособия:
Куприянова Л.Л. Русский фольклор, - учебник для первого класса.
Назарова Л.Д. Фольклорная Арт-терапия. – Спб., 2002.
Попов В. Русские народные песни в детском хоре. – М., 1979.
М. Аксёнов «Народные песни деревни Орменка». Брянск, 2015.
М. Аксёнов «Жатва» -Обряды, мифология, месяцеслов, пословицы и поговорки, загадки. Брянск,2007.
Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998.
Некрылова А.Ф. Круглый год – русский земледельческий календарь. – М., 1989.
Библиотека русского фольклора. Народный театр. – Советская Россия. 1991.
Как была крещена Русь. – М., 1988.
Энциклопедия детского фольклора – Белый город. – М., 2008.
Засимова Е. Золотые россыпи народной песни России, 2009.
Науменко Г.М. Народная мудрость и знания о ребёнке. – М., 2002.
Г.М.Глушенко. Русские народные детские песни и сказки с напевами. – М., 2002.
Даль В. «Пословицы и поговорки русского народа».
Методические пособия:
Мординова В.И. Практика основной работы по постановке голоса.
Шамина Л. Методика работы с самодеятельным хором.
Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М., 1997.
Сомова А.Ю. Народное художественное творчество в системе дополнительного образования. – Орёл, 2004.
Соколов В.Г. Работа с хором. – М., 1964.
Веретенников И.И. Русская народная песня в школе. – Белгород, 1994.
Тищенкова Т.В. Краткий терминологический словарь-справочник по музыкальному фольклору. – Орёл, 2005.
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. – М., 1990.
Краснощеков. Хороведение.
Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. Вып . № 1, 2.
Ишимова. История земли русской.
Шамина Л. Вопросы хороведения.
Сборники упражнений:
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой ».
Голубева Г.Г. «Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – М.,2000.
Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия . – СПб.: Речь,2002.
Науменко Г.М. Развитие детского голоса: Сборник, - М.,1936.