СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы музыкальной композиции. Программа для обучающихся инструментальных отделений.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы музыкальной композиции. Программа для обучающихся инструментальных отделений.»

6


Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 6»











"Основы музыкальной композиции"

Программа для обучающихся инструментальных отделений (возраст 13-16 лет)







Дмитрюкова А. М. преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель теоретических дисциплин













2020 г.

Программа "Основы музыкальной композиции"

“Если мы хотим научить думать,
прежде должны научить придумывать”.
Дж. Родари.

Создание программы “Основы музыкальной композиции” было продиктовано требованиями современной жизни: воспитание самодостаточной и творческой личности и потребностью ребенка “творить”. Всем известно, с каким интересом дети реагируют на предложения “сотворить, придумать” что-нибудь самим, будь то поделки, рисунки, рассказы, стихи, мелодии, созвучия. А с каким удовольствием малыши, перебирая пальчиками клавиши, извлекают звуки и слушают их!

В курсе дисциплин “Музицирование” и “Сольфеджио” предусмотрены некоторые задания по сочинению, но им отводится небольшая часть времени наряду с другими видами упражнений, а также в них нет определенной системы. В этом курсе используются начальные знания из сольфеджио (звук, запись нот, интервалы, аккорды, мелодия – структура и др.) и музицирования (чтение нот с листа, досочинение фраз, предложений, подбор по слуху и др. виды). Закрепляются и систематизируются знания о средствах музыкальной выразительности, о закономерностях изложения музыкальной мысли как в речи, так и в мелодии, о равновесии в построении фраз. За основу композиции принимается “образ” – настроение, картина, литературный текст, своя ситуация, любимые игрушки, животные. К нему подбираются выразительные средства и сюжет развития, определяется форма. А также используется принцип конструирования на заданную тему. Лучшие образцы оформляются письменно.

Занятия музыкальным творчеством способствуют развитию интеллекта, расширению общеэстетического кругозора учащихся, выявлению взаимосвязи природных и жизненных явлений, межпредметных связей, развитию образного мышления и фантазии ребенка. А также способствуют раскрепощению, возникновению ощущения свободы, самостоятельности, повышению самооценки. Опыт показывает, что уроки композиции дают дополнительный импульс к занятиям на фортепиано и другом инструменте, при этом углубляется понимание структуры, формы музыкального произведения, музыкального языка; улучшается музыкальный слух и память ребенка, возрастает элемент самостоятельности при работе над произведениями других композиторов. Исполнение на сцене становится более раскованным и эмоциональным. Обучение, развивающее мышление, воображение, самовыражение ребенка доставляют радость творческого музицирования. Такое обучение способствует комплексному музыкальному воспитанию.

Работу над развитием творческих способностей, освоением основ музыкальной композиции можно начинать в любом возрасте, даже взрослым, и с разнообразными формами работы – главное, чтобы была потребность творить. Творческие задания надо выполнять поэтапно, не перегружая разнообразием средств музыкальной выразительности и художественных образов.

Одним из главных этапов работы над созданием музыкального образа является анализ произведений композиторов-классиков и современности. Необходимо выявлять закономерности и правила, но помнить об исключениях. Ставить конкретную задачу, определять совместно круг вопросов и средств при ее решении, выполнять разумные по объему задания (от мотива до фразы и затем до предложения и периода). При разборе задания нужно обязательно поощрять достоинства сочинения, разбирать и исправлять “недостатки”. Надо обязательно выслушать мнение ученика и причинность такого его видения. Так как детское восприятие отличается свежестью, новизной, непосредственностью и нестандартностью, то к видению ребенка необходимо прислушиваться и допускать его правоту. Ведь творчество – это создание чего -то нового на базе традиции.

Необходимо все время стимулировать творческие способности учащихся, нацеливать на самостоятельные поиски, укреплять веру в свои силы, развивать воображение ребенка, не ждать вдохновения – эта “гостья не любит посещать ленивых” (П.И. Чайковский) – а звать его, искать, пробовать и находить. Творческий процесс улучшает взаимопонимание, контакт между учеником и педагогом, стирает возрастные рамки, создает атмосферу заинтересованности и увлеченности. При работе, обращаясь к фантазии, опыту, литературным и изобразительным источникам, необходимо гибкое участие педагога. Знакомясь с оригинальными примерами, проанализировав их, надо помогать ученику в выборе и направлении его творческих поисков.

Данная программа предмета “Основы музыкальной композиции” состоит из двух модулей. Занятия, призванные развивать творческие способности ребенка, не имеют четких временных ограничений на прохождение того или иного материала, т.к. успехи во многом зависят от индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка. Порядок прохождения тем можно менять в зависимости от интереса и новых задач, например, сочинение на конкурс с обозначением темы. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Количество учебных недель в году – 34.

Цель программы

Ввести ребенка в мир музыкального творчества, заинтересовать его такими формами музицирования, как сочинение мелодии к понравившимся стихам, и создание пьес образного содержания в простых музыкальных формах. Очень важно способствовать развитию самодостаточности и росту самооценки ребенка.



Задачи

  1. Научить анализировать музыкальное произведение композиторов и звуки окружающего мира; видеть взаимосвязь между природными явлениями и художественным отражением; выражать чувства, свое отношение к миру словами и звуками.

  2. Ознакомить с закономерностями строения мелодии и типами фактурного изложения, связи с жанровой основой произведения.

  3. Расширить слуховой опыт ребенка, воспитанного в традиционной мажоро-минорной системе, посредством знакомства с разнообразными ладами народной музыки.

  4. Изучить и понять роль и значение средств музыкальной выразительности в создании образа, применять осознанно в своем творчестве, находить свой изобразительный или звукоподражательный вариант, “свой язык”.

  5. Освоить принцип передачи различного движения музыкальными звуками и ритмическим остинато; находить собственные варианты передачи различных типов движения.

  6. Уметь записывать фрагменты и оформлять сочинения (с помощью педагога).

  7. Принимать участие в концертах и конкурсах.

Итоговая оценка за четверть выводится по текущим оценкам за работу на уроке и выполнение домашнего задания. Учитывается активность, исполнительность, трудолюбие ученика.


Требования к зачету

Зачет проводится в конце учебного года. Зачетной формой является предоставление сочинений в письменном виде и их исполнение. Учитывается исполнение произведений собственного сочинения на школьных и классных концертах самим учащимся или с помощью иллюстратора.


Методическое обеспечение программы

Методы и приемы

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи содержания учебного материала, а также условия программы, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приемы обучения.

Практика показывает, что на первых этапах целесообразнее проводить проблемные лекции, работу с литературой, поисковые беседы, а самостоятельную работу обучающихся направлять: анализировать классические произведения-примеры, помогать в выборе художественного образа и средств музыкальной выразительности.


Техническое оснащение программы


Для успешной реализации программы необходимы:

  • учебный кабинет;

  • канцелярские принадлежности;

  • бумага нотная, писчая;

  • фортепиано или другой сольный инструмент;

  • магнитофон, желательно компьютер для оформления работ.



Учебно-дидактическое обеспечение программ


Для воспитанников должны быть оформлены стенды и плакаты:

  • фотостенды; дипломы участников и дипломантов конкурсов разного уровня;

  • наглядные пособия: план анализа, средства выразительности, музыкальные инструменты, жанры, обозначение темпа и характера музыки;

  • примеры и образцы готовых сочинений;

  • нотные сборники и пособия.

Основные знания, умения и навыки


По окончании курса учащиеся должны знать:

  • музыкальные средства выразительности;

  • термины и понятия: звук, слово, интонация, мотив, фраза, предложение, период, музыкальная форма, тембр, ритм, жанр и др.

  • смысл выражений: анализ музыкального произведения, сочинение, показ темы, мелодия, логика музыкального развития, подражание, повторение, секвенция, тема, вариации, контраст, кульминация, жанровая основа музыки.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с первоисточником: выделять главное, второстепенное, яркий образ;

  • анализировать программную музыку композиторов по предложенному плану;

  • записать ритмический рисунок стиха и его размер;

  • понять предложенный образ, представить необходимые для передачи образа средства выразительности и изобразить его звуками;

  • представить и исполнить свое сочинение.



1 модуль. Музыкальные средства выразительности. Ассоциации. Форма периода.

Тема

Количество часов

Сочинение

Импровизация, подбор по слуху.

(виды работы)

Анализ музыкальных произведений

I. Введение о предмете ОМК. Музыкальные средства выразительности.

1

2

 

 

Ассоциативный поиск и передача образа звуками.

Игра на фортепиано и других инструментах.





Применение средств музыкальной выразительности.



Ос

воение навыков досочинения фраз, предложений, мелодий.



Подбор мелодий знакомых песен по слуху, изменение окончаний, вариативность.

Подбор аккомпанемента, варианты гармонизации.

1. П.Чайковский “Детский альбом”, “Времена года”.



2. Р.Шуман “Альбом для юношества”

3. К.Сен-Санс “Карнавал животных”.

4. В. Косенко Детские пьесы.

5. Г. Галынин

6. Г. Фрид

7. С.Слонимский

8. Ж.Металлиди “Музыкальный сюрприз” и др. сборники программной музыки.

9. Л.Борухсон “Азбука музыкальной фантазии”.

10. Э.Григ “Поэтические картинки”, Сюита “Пер Гюнт”

11. К.Дебюсси “Детский уголок”

12. С.Прокофьев “Детская музыка”

13. Пьесы современных композиторов.

II. Звуки природы:

а) животные:

 

б) явления природы

(настроение, связь с погодой, времена года, дня, цикл )

3

 

 

 

 

 

4

Животные, птицы, насекомые, домашний питомец.

Дождь, гроза, снег, метель.

Солнце. Северное сияние. Звезды. Море.

III. Движение в музыке (жанровая принадлежность).

а) колыбельная песня;

б) танцы;

в) марши.


1

 

 

3

3

 

3

Поиск средств выразительности для передачи движения.

Колыбельная.

Полька, вальс, менуэт.

Марш,
часы, музыкальная шкатулка, детские заводные игрушки, робот, кукла, машина, мяч, паровоз, автомобиль.

IV. Сочинение

а) по картинке

б) по рассказу.

1

 

2

3

Музыкальная картинка.

Поиск выразительных средств.

Музыкальное повествование. Выбор главного в содержании.

V. Работа со стихами (рифма, ритм).

4

Сочинение мелодии на стихи. Ритм, размер, содержание стиха.

VI. Оформление работ письменно.

4

Запись лучших сочинений в альбом.

Итого: 34 часа.

2 модуль. Синтаксис. Простые формы – 2 частная, 3 ч.. Формы – рондо, вариации. Вокальная музыка, романс. Конструктивные виды сочинения (связь с теорией музыки).

Тема

Количество часов

Анализ произведений

Сочинение

Импровизация, подбор послуху

Музыкальный синтаксис

 

 

 

3 + 2 (практика– оформление сочинения).

Произведения из репертуара по специальности.

Мотив, фраза, предложение, период.

Рефрен, эпизод, тема, вступление, заключение.

Игра секвенций,

аккордовых цепочек .

Получение новых современных красок.

Подбор мелодий и аккомпанемента к ним.

Модуляции.









Упражнения джазовой импровизации.

Вариационная форма

3 + 3 (практика запись соч.).

Вариации Л.Бетховена, В.Моцарта. Вариации из хрестоматии по классу обучения.

Сочинение вариации на тему. (4-5в.)

Форма рондо

3 + 4 (практика).

Рондо из хрестоматии по специальности.

Дакен “Кукушка”.

Л. Бетховен Соната № 20 финал.

Й.Гайдн Соната e moll, финал.

Сочинение произведения в форме рондо.

Вокальная музыка

3+ 4

Детские песни из репертуара по хору.

М.Глинка. Романсы.

Ф.Шуберт. Песни.

Романсы на стихи А.Пушкина.

Сочинение романса или песни с актом.

Программная музыка XX в.

4+ 3

Пьесы современных композиторов из хрестоматии и других сборников

Сочинение пьесы конструктивными способами (обороты из теоретических понятий, формул)

Оформление работ письменно.

2

Анализ, сравнение оформления печатных изданий.

Редактирование

Итого: 34 часа.





Литература и пособия

  1. Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. – Композитор. – СПб., – 1999.

  2. Борухсон Л. , Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. – Композитор. – СПб., – 19971998.

  3. Гуреев С.Г. Играем с музыкой. Пособие по импровизационному музицированию. – Композитор– СПб, 2007.

  4. Кофанов А. Сочинение музыки. Пособие для начинающих композиторов. Композитор.– СПб.,– 2007.

  5. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Уч. пособие , 1,2,3кл., – СПб,– 2003.

  6. Середа В.П. Как оживлять звуки, как открывать музыку. Учебно-методическое пособие. – Классика– XXI, М., – 2011.

  7. Лекции Иоанны Марии Рулс (Бельгия) Семинар для преподавателей ДМШ, ДШИ по теме “Импровизация для начинающих”. Арх-ск, 2008.