Основы операторского мастерства
Кадр
КАДР — это то, что вы отсняли между двумя нажатиями кнопки «RЕС» , от нажатия «старт записи» до нажатия «стоп записи»
КАДР = ФРАЗА .
Например: «Яркое полуденное солнце освещает башни и шпили старинного города».
Композиция
- Объект съемки — это «главный герой» кадра, он должен привлечь внимание зрителя в первую очередь. Как этого добиться? — Прежде всего зритель должен иметь возможность как следует его разглядеть, поэтому объект обязательно должен быть в фокусе и хорошо освещен.
- А что делать, если объектов в кадре не один, а несколько? — Определите для себя, на каком из них ваш взгляд остановился в первую очередь, именно этот объект и нужно снимать в качестве «главного героя».
Композиция
- Если сместить вазу от центра кадра, то при рассматривании такого кадра взгляд зрителя все равно вернется к центру, но уже с вопросом: «Может быть, посередине стола (в центре кадра) лежит что-то такое, чего я не заметил?»
Композиция
- Какой из кадров вы считаете более удачным?
Пятна
- Проведите опыт: отключив «AUTOFOCUS» , нарочно сделайте картинку не в фокусе, так, чтобы все изображение превратилось в цветные пятна разной величины (если видоискатель в вашей камере цветной). Какое из пятен привлечет ваше внимание в первую очередь?
Пятна
- Если бы изображение было в фокусе, вы бы все равно обратили внимание на объекты (церковь, автомобиль) именно в такой последовательности: сначала самый крупный, а затем ваше внимание мгновенно переключится на движущийся, красный.
- Это свойство зрительного восприятия досталось нам от далеких предков, когда обратить внимание на крупный или, тем более, движущийся объект, иногда значило «быть или не быть».
- Вывод: внимание ваших будущих зрителей будут привлекать в первую очередь крупные, движущиеся, ярко скрашенные, ярко освещенные объекты.
- Обратите внимание: степень зрительного внимания к цвету объекта точно соответствует нашему восприятию цветов уличного светофора — прежде всего красный (агрессия, опасность), затем желтый (нейтральное внимание) и, наконец, зеленый (все в порядке), так как зеленый ассоциируется у человека с естественными цветами (трава, листва деревьев), а красный — напротив, с тревожным, опасным (пламя, кровь).
Глубина композиции
- Представте картинку: «Скромные полевые цветы росли на обочине проселочной дороги, которая, сделав поворот, скрывалась в перелеске, а потом появлялась снова и тянулась до самого горизонта».
Эта неуклюжая импровизация описывает распределение зрительного внимания к объектам в зависимости от их удаленности от наблюдателя (камеры):
- сначала цветочки (первый план глубины),
- затем — обочина дороги (второй план),
- поворот дороги (третий),
- далее — перелесок (четвертый) и, наконец,
- та часть дороги, что «тянется до самого горизонта» (пятый).
Соответственно этой зависимости вам и придется компоновать кадры при съемке:
- самый главный объект — ближе всего к камере,
- второстепенные — подальше,
- а остальные, малозначительные будут играть роль фона на дальних планах.
Бывает так, что именно дальний план, то есть фон, играет в кадре главную роль. Если переместить крупный предмет подальше от центра кадра и, может быть, чуть-чуть убрать с него резкость. Такая композиция стопроцентно заставит зрителя воспринимать содержание кадра в последовательности:
закат — блик — бокал, а не наоборот.
Общее правило : Чем сложнее композиция кадра, тем большее время нужно человеку для его полноценного восприятия.
Какие кадры смотрятся более выгодно?
Наиболее удачны те кадры те, в которых глубина кадра «подчеркнута», как бы осязаема, то есть передний план связан с задним. Например: гоночная машина стремительно приближается к финишу трассы или мальчик целится из духового ружья в консервную банку, надетую на колышек изгороди — очевидно, что такие кадры очень невыгодно «смотрятся», если их снимать сбоку, «в профиль».
Если же вы расположитесь на обочине гоночной трассы или рядом с консервной банкой, кадр получится весьма эффектный.
Если же вы встанете так, чтобы дом был виден «с угла», в кадре он приобретет объемность, и вы заполните пространство между ближним планом (ближний к вам угол дома) и дальним (крыльцо). С точки зрения геометрии взаимное расположение объектов ближнего и дальнего планов подчиняется закону линейной перспективы.
Поэтому всякий раз, снимая кадр с объектами, по-разному удаленными от камеры, мысленно накладывайте на картинку линии перспективы, лучиками расходящиеся из центра перспективы. Правда, я посоветовал бы еще раз поменять точку съемки и встать так, чтобы ближе было крыльцо, а угол дома дальше.
«Нет плана — ищи ракурс!»
Если вы поставите камеру на землю, приподнимите объектив, чтобы не ложиться рядом с камерой, а просто нагнуться, и загляните в видоискатель: и машина, и башня удивительным образом «впишутся» в кадр, и это будет кадр, снятый «с нижнего ракурса».
«характер» картинки при этом ракурсе изменился: как внушительно выглядит ваш автомобиль! А вот несколько уменьшить значительность объекта, «унизить» его, можно, сделав кадр «с верхнего ракурса», когда камера в прямом смысле слова «смотрит свысока».
Крупность планов
Дальний план или «ДЛН» ,
Это когда человек виден целиком, как пишут в киносценариях — это крошечная человеческая фигурка на необъятной пустынной равнине (обычно этот план так и используется).
Крупность планов
Общий план или «ОБЩ»
Общий план или «ОБЩ» — Объект «с головы до пят. Фигура человека полностью.
Воздух. Определить, сколько его нужно, довольно сложно, потому что это зависит от фона, на котором находится Объект: чем интереснее, чем значительней фон, тем больше «воздуха» можно оставить. Однако можно дать примерную величину этого параметра в зависимости от крупности плана: «ОБЩ» — «воздух» равен высоте «голова + шея Объекта»
Крупность планов
Средний план. Обозначается СРД-2
Их два: «по бедра» и «по пояс». План «по бедра» или «голливудский»: нижний край кадра находится на уровне самой широкой части бедер.
«воздух» равен высоте: от верхней границы головы до подбородка на «голливудском» («по бедра»)
Крупность планов
Средний план . Обозначается СРД-1
«Поясной план», где нижний край кадра проходит на высоте брючного ремня, — стандарт для съемки или по грудь.
«воздух» равен высоте: от бровей до подбородка
Крупность планов
Крупный план или «КРП»
Обратите внимание: на плане глаза всегда должны находиться «на линии горизонта». Исключение составляют кадры, снятые с верхнего или нижнего ракурса.
«КРП» — «воздух» равен высоте от линии бровей до верхней границы головы Объекта; «КРП» (только лицо) — «воздуха» совсем чуть-чуть.
Крупность планов
Деталь.
Одна из отличных возможностей акцентировать внимание зрителя на «мелкое» действие Объекта или на его внутреннее, «психологическое» состояние.
«ДЕТАЛЬ» — никакого «воздуха» нет. Если у вас в кадре несколько объектов, «воздух» выбирается по наиболее крупному из них. Но не только сверху — и слева, и справа от Объекта в кадре тоже остается свободное пространство, тоже своего рода «воздух».
Человек в кадре
Когда человек в кадре один, следует стараться «кадрировать» его окружающими предметами с вертикальной композицией — дверной проем, стволы деревьев, стены зданий. Так вы можете «сузить» ширину кадра и акцентировать внимание зрителя на главную его часть, где находится ваш объект.
Объекты общаются
Правило «восьмерки
- Правило восьмерки : Двух разговаривающих можно снимать, расположившись только с одной стороны от них.
Домашняя работа
- Снять общий план
- Средний план
- Поколенный план
- Крупный план
- Деталь
- Снять человека в кадре
- Восьмерку