Упражнения для проведения фонетической ритмики на уроках для обучающихся в коррекционном обучении
Упражнения выполняются под музыку и без нее. Нужные движения предварительно не разучиваются, а синхронно повторяются несколько раз. В упражнения включаются отдельные звуки, слоги, слогосочетания, слова, словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения, которые знакомы детям и доступны их пониманию. После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Наглядный показ и многократное повторение стимулирует ученика к правильному подражанию. С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений, которые сопровождают произнесение речевого материала при выполнении упражнений. Элементы фонетической ритмики включаются и в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А
И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном произнесении а .
Примечание.
Здесь и далее знак (а ) соответствует протяжному произнесению гласного. Движение характеризуется: по напряженности – ненапряженное; по интенсивности – слабое; по времени – длительное.
О
И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о .
Движение слегка напряженное, слабое, длительное.
У
И.п. 1. Глубокий вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у .
Движение напряженное, слабое, длительное.
И
И.п. 2. Глубокий вдох, руки вверх при одновременном произнесении и ______ .
Движение ненапряженное, слабое, длительное.
Э
И.п. 1. Глубокий вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э .
Движение ненапряженное, слабое, длительное.
ЙОТИРОВАННЫЕ ГЛАСНЫЕ
Произнесение Я, Е, Ю, Е необходимо начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИО, ИУ, ИЭ, а затем более кратких сочетаний ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ. Для этого нужно повторить движение на звук Й, после чего следует «мини» - движения на гласные звуки.
Й
Примечание.
И.п. 1. Движение небольшое. Руки согнуты в локтях, кисти находятся на уровне рта. Легким взмахом кистей рук «нарисовать» в знак краткости Й – кисти рук движутся немного вниз – назад – вверх – в сторону.
Я
Первый вариант. Выполняется двумя руками. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук А, для чего руки при выполнении движения согнуты в локтях. Движение выполняется при одновременном произнесении Я.
Второй вариант. Взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении Я.
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное.
Ё
Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук О, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини» - движение на звук О при одновременном произнесении Ё.
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.
Ю
Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук У, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук У при одновременном произнесении Ю.
Движение напряженное, слабое, удлиненное.
Е
Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук Э, руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук Э, при одновременном произнесении Э.
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Смычные глухие
П
И.п. 1. Резкие движения (как удары) вперед и в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слогов па, па.
Движение напряженное, сильное, краткое.
Т
И.п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз и в стороны при одновременном произнесении слогов та, та.
Движение напряженное, сильное, краткое.
К
И.п. 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.
Движение напряженное, сильное, краткое.
ЩЕЛЕВЫЕ ГЛУХИЕ
П р и м е ч а н и е.
Следует помнить, что для произношения глухих и звонких щелевых согласных характерно наличие сильной воздушной струи. Движения рук в этих упражнениях как бы продолжают естественное направление воздуха.
С
И.п. 1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с _________ .
Движение слегка напряженное, слабое, длительное.
Ш
И.п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш__________ .
Движение слегка напряженное, слабое, длительное.
Ф
И.п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф_________ .
Движение напряженное, сильное, удлиненное.
Х
И.п. 1. Прижать руки к животу, одновременно произнести слоги х_____а, х________а.
Движение напряженное, сильное, удлиненное.
ЩЕЛЕВЫЕ ЗВОНКИЕ
З
И.п. 1. Описать в воздухе руками полукруг и вернуть руки в и.п. при одновременном произнесении з _______ .
Движение напряженное, сильное, удлиненное.
Ж
И.п. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении ж ______ .
Движение напряженное, сильное, удлиненное.
В
И.п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении в ________ .
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.
СОНОРНЫЕ
М
И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м _______ .
Движение слегка напряженное, слабое, длительное.
Н
И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении н ________ .
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.
П р и м е ч а н и е.
Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха.
Л
И.п. 2.Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла …
Движение слегка напряженное, слабое, краткое.
Р
И.п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р ______ .
Движение напряженное, сильное, длительное.