Пояснительная записка
Рабочая программа по «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» (предметная область «Основы религиозных культур и светской этики») составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897) с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15), на основе требований к результатам освоения ООП НОО и программы формирования универсальных учебных действий.
ЦЕЛЬ учебного предмета ОРКСЭ – духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры и традиций православия;
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ учебного предмета ОРКСЭ:
формирование честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам
многонационального государства;
формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
приобщение школьников к его духовным, нравственным и культурным ценностям;
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, обществ;
возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
укрепление взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе;
расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство
патриотизма, любви к своей родине;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Эта модульная конструкция учебного предмета позволит удовлетворить образовательные запросы социума – в первую очередь, родителей
школьников. Все модули нового предмета имеют светский, культурологический характер.
Общая характеристика учебного предмета
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении
образовательного кругозора учащегося, но и в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения
Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к истокам материальной и духовной культуры.
Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность
содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных
художественных традиций в разных его проявлениях.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями
познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса
изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура.
Вопросы культурных традиций решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов.
Методы реализации программы:
наглядный
словесный
практический
Основными методическими приемами являются:
Исследовательская деятельность.
Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов)
Формами работы являются:
очные и заочные экскурсии;
самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной
литературы; чтение и выполнение заданий;
просмотр видеофильмов с последующим обсуждением и выполнением заданий;
рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;
посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.
создание презентаций, творческих практических работ;
организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно – прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально – сценического движения;
организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану на изучение учебного предмета «Основы православной культуры» в 4 классе - 34 часа в год (один час в неделю в течение года).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Школьная программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет комплексный характер, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и опирается на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель —
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех
модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и
другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и
их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения учебного предмета «Основы православной культуры» в 4-м классе является формирование следующих умений:
формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
становление гуманистических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях;
развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
формирование чувства прекрасного, эстетических потребностей и ценностей.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Основы православной культуры» в 4-м классе является формирование следующих умений:
Регулятивные:
-формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Познавательные:
совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные:
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Основы православной культуры» в 4-м классе является формирование следующих умений:
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании кон- структивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России;
осознание ценности человеческой жизни;
понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы православной культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры; знание и понимание основ духовной традиции православия;
формирование умения устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
знакомство с описанием содержания духовных книг; с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений; с историей и традициями основных религиозных праздников;
осознание места и роли православной культуры в истории России;
формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.
Содержание учебного предмета
Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов (уроков). Два из них (уроки 1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2—29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Содержание учебного модуля «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
Ученик научится:
различать основные понятия религиозных культур; их особенности и традиции;
понимать историю возникновения религиозных культур; историю развития различных религиозных культур в истории России;
описывать основные содержательные составляющие священных книг, сооружений, праздников и святынь.
Ученик получит возможность научиться:
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;
готовить сообщения по выбранным темам.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п/п | Дата | Тема | Основное содержание |
План | Факт |
1 | | | Россия – наша Родина | Россия многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности. Внеурочная деятельность: экскурсия в исторический или краеведческий музей. Культурное многообразие России. |
2 | | | Культура и религия | Особенности восточного христианства. Культура и религия. Что такое религия? Что такое культура? Как человек создаёт культуру. Истоки русской культуры – в православной религии. |
3 | | | Человек и Бог в православии | Бог – Творец, который создал весь мир и человеческий род. Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей. |
4 | | | Православная молитва | Что такое православие. Что значит молиться. Три вида православных молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славославие. Кто такие святые. Священное Предание. Молитва «Отче наш». Искушение, испытания, трудности. |
5 | | | Библия и Евангелие | Кто такие христиане. Христианство. Священное Писание Ветхого Завета. Христос. Библия – книга книг. Части библии. Священное Писание Нового завета. Апостолы. Притчи. Евангелие. |
6 | | | Проповедь Христа | Учение Христа. Нагорная проповедь. О мести. О богатстве. Духовные сокровища. «Царствие Божие внутри вас». Завет Христа. |
7 | | | Христос и Его крест | Как Бог стал человеком (Богочеловек Христос). Голгофа. Царство Божие, Царство Небесное. Жертва Христа. Распятие. Символика креста. Крест – символ любви к людям. |
8 | | | Пасха | Воскресение Христа. Пасха Христова. Встреча Пасхи. Пасхальный гимн. Празднование Пасхи. |
9 | | | Православное учение о человеке | Библия о происхождении души. Душа и тело. Внутренний мир человека. Образ Божий в человеке. «Подумай о душе». Болезни души. |
10 | | | Совесть и раскаяние | Добро. Зло. Грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии. |
11 | | | Заповеди | Десять заповедей, данных Моисею Богом. Почитай отца твоего и матерь твою. Не убий. Не укради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй (как зависть гасит радость) |
12 | | | Милосердие и сострадание | Милосердие – забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви. |
13 | | | Золотое правило этики | Главное правило человеческий отношений – не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Неосуждение. Люби грешника и ненавидеть грех. |
14 | | | Храм | Православный храм – его устройство и убранство. Иконы. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Что люди делают в храме. Благословение. Правила поведения в различных общественных местах. |
15 | | | Икона | Икона. Зачем изображают невидимое. Чем икона отличается от картины. Свет иконы. Нимб. Икона и молитва. О чём молятся православные христиане перед иконой. |
16 | | | Творческие работы учащихся | Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т.д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта. |
17 | | | Подведение итогов | Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение. |
18 | | | Как христианство пришло на Русь | Церковь. Крещение Руси. Князь Владимир. Крещение – это присоединение к Церкви. Вера в Единого Бога. Святая Русь. Как изменилась жизнь киевлян после их крещения. |
19 | | | Подвиг | Что такое подвиг. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник. Внешний и внутренний мир человека: какой труднее изменить? |
20 | | | Заповеди блаженств | Заповеди блаженств. Нищие духом. Царство Небесное. «Царство Божие внутри нас». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». «Блаженны кроткие». «Блаженны милостливые». «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны чистые сердцем». |
21 | | | Зачем творить добро? | Как подражают Христу. Самоотверженность. Святой. Почему христиане благодарны Христу. |
22 | | | Чудо в жизни христианина | Святая Троица. Добродетель. Главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь. |
23 | | | Православие о Божием суде | Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре. Вера христиан в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки людей. |
24 | | | Таинство Причастия | Тайная вечеря. Христианские таинства – Крещение и Причастие. Литургия. Главное назначение Церкви. |
25 | | | Монастырь | Монастырь – образ Царствия Божия на земле. Кто такие монахи. Кто такие иноки. Почему люди идут в монахи. Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Послушание. Монашество. Монашеские обеты. Постриг монаха. |
26 | | | Отношение христианина к природе | Что делает человека выше природы. Книга природы и Библия. Ответственность за мир. Христианское милосердие. Милосердие к животным. |
27 | | | Христианская семья | Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Венчание в храме. Тактичность и любовь в отношениях членов семьи. Взаимное прощение и терпение членов семьи. Какое поведение называется хамским. Семейные праздники и семейные традиции. |
28 | | | Защита Отечества | Война справедливая – оборонительная. Святые защитники Отечества. Дмитрий Донской. Александр Невский. Фёдор Ушаков. |
29 | | | Христианин в труде | Заповеди Творца первым людям. Нарушение четвёртой заповеди – заповеди о посте. Труд – это лекарство, которое прописано человечеству Богом. |
30 | | | Любовь и уважение к Отечеству | Этапы становления духовных традиций России. Любовь – основа человеческой жизни. Служение человека обществу, Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учителя, как готовиться к урокам 33,34. Творческие работы (дома с родителями или законными представителями) на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) |
31 | | | Святыни православия, ислама, буддизма, иудаизма | Традиционные религии России. Понятие святыни в религиозной культуре. Святыни православия, иудаизма, ислама, буддизма: священные книги, культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий. |
32 | | | Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики. | Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон. |
33 | | | Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи | Семья как основа жизни человека. Род и семья – истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо. |
34 | | | Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике. | Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир. |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Библиотечный фонд |
1. | А.В. Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник, :М., Просвещение, 2013 год Методические пособия для учителя: А.Я. Данилюк. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» М., Просвещение 2012 год Энциклопедическая и справочная литература. « Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2012 |
Экранно-звуковые пособия |
2. | Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons http://metodika.68edu.ru/administrator.html http://metodika.68edu.ru/metodtambov.html - Информационно-методический межрегиональный банк (Центрального федерального округа). Авторские разработки уроков по отдельным темам. Основы православной культуры на сайте Томской епархии Русской православной церкви. Основы православной культуры — За и Против. Основы православной культуры на основе материалов газеты «Воскресная школа». Основы православной культуры — учебник протодиакона Андрея Кураева. Электронная версия учебника по курсу «Основы православной культуры» Основы православной культуры. Сайт А. В. Бородиной. Официальный сайт олимпиады по Основам православной культуры – Православное образование Критика законности введения курса ОПК Подборка статей по ОПК на сайте научно-просветительского журнала «Скепсис» Экспертные заключения и подборка публикаций об учебнике «Основы религиозных культур и светской этики» на странице Института философии РАН. Родительский комитет: «Основы православной культуры» Обсуждение введения предмета «Основ православной культуры» в школе Грани.ру: Союз креста, полумесяца и прокуратуры Движение «За права человека» Российское общество обязано объединить усилия для защиты светского характера государственного образования Информационно-аналитический центр «СОВА»: Религия в светском обществе. Основы православной культуры |
Технические средства обучения |
4. | Магнитная доска Ноутбук Мультимедийный проектор Экран |
Оборудование класса |
5. | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий,учебного оборудования. |