СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы православной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Православная культура. Можно использовать для любого УМК.

Просмотр содержимого документа
«Основы православной культуры»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа №37»



«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Принято»

«Утверждено»


Руководитель МО

ЗД по УВР

Педагогический

совет

Директор

Яремчук О. П.

Игнатович С.А.


Т.Н.Волошинская

Протокол №


Протокол №

Приказ №

от « »___ 2017

от « »__ 2017

от « »___ 2017

от « »____ 2017








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ



Рабочий модуль «Основы православной культуры»



4 класс



Уровень базовый





Количество часов в неделю 1час

Количество часов по программе - 34 часа, по ТП – 34 часа

Срок реализации: 2016-2017 учебный год





Рабочая программа составлена на основе:

Программы общеобразовательных учреждений.

Основы религиозных культур и светской Этики. Рабочий модуль «Основы православной культуры». Программа. 4 класс. А.В.Кураев - Москва: Просвещение. 2014 г.





Составители: МО учителей начальних классов ГБОУ СОШ № 37





Севастополь

2017

  1. Вступление

Рабочая программа курса «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе примерной программы по «Основам православной культуры» - одного из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»  федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и на основе программы общеобразовательных учреждений для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» (автор Данилюк А. Я.) и основной образовательной программы НОО (ООО) ГБОУ СОШ № 37.

Специфика начального курса Основы мировых религиозных культур и светской этики в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер. Содержание модулей по религиозным культурам ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т.п. и не включает специальных богословских вопросов, не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

Содержание учебного предмета коррелируется с программами Окружающего мира, Литературного чтения, Изобразительного искусства, Музыки в начальной школе.


Реализация рабочей программы осуществляется на основе учебно-методического комплекса по програмне курса ОРКСЭ. Предметная линия учебника А.В.Кураева «Основы православной культуры» 4-5 классы. Москва «Просвещение» 2014, который соответствует перечню федеральных учебников, допущенных для изучения в общеобразовательных школах на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 учебный час в неделю).

Сроки реализации Рабочей программы: 2017-2018 учебный год









































  1. Планируемые результаты освоения курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Рабочий модуль «Основы православной культуры»



для 4 классов

Требования к личностным результатам:

-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-освоение основополагающих понятий курса «Основы светской этики»;

-формирование умения устанавливать взаимосвязь между культурой, моралью и повседневным поведением людей; анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

-развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства; ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции.

Ожидаемые результаты формирования УУД

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся получат возможность совершенствовать:

- умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

- логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В области коммуникативных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях;

- адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

- совершенствовать умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, интерпретацию и оценку событий, явлений и фактов.

В области регулятивных общих учебных действий обучающиеся получать возможность:

- совершенствовать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В области личностных общих учебных действий обучающиеся получат возможность:

- формировать основы российской гражданской идентичности, развивать чувство гордости за свою Родину;

- формировать образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- развивать доверие и уважение к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- развивать самостоятельность и ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

- развить этические чувства как регулятор морального поведения;

- воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание;

- развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

- развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.



  1. Содержание учебного предмета «Основы светской этики» рабочий модуль «Основы православной культуры» ( до34 ч)



1

Россия - наша Родина


1

2

Культура и религия


1

3

Человек и Бог в православии


1

4

Православная молитва


1

5-6

Библтя и Евангелие


2

7-8

Проповедь Христа


2

9

Христос и егокрест


1

10

Пасха


1

11

Православноеучение о Человеке


1

12

Совесть и раскаяние

1

13

Заповеди

1

14

Милосердие и сострадание

1

15

Золотое правило этики

1

16-17

Храм

2

18

Икона

1

19

Творческие работы учащихся. Подведение итогов

1

20

Как христианство пришло на Русь

1

21

Подвиг

1

22

Заповеди блаженств

1

23

Зачем творить добро?

1

24-25

Чудо в жизни христианина

2

26

Православие о Божием суде

1

27

Таинство Причастия

1

28

Монастырь

1

29

Отношение христианина к природе

1

30

Христианская семья

1

31

Защита Отечества

1

32

Подготовка творческих проектов учащихся

1

33

Выступление учащихся со своими творческими работами

1

34

Презентация творческих проектов

1



















  1. Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Кол-во ча-сов

В том числе на:

Уроки

Контрольные работы (указать виды: диктант, списывание, изложение и

т. д.)


Форма контроля

( - стартовая диагностика

- текущее оценивание

- итоговое оценивание)

Лабораторно-практические,

развитие речи, творческие работы, экскурсии

(указать виды)

1

Раздел1 Что такое православная культура?

2

2


Стартоваядиагностика

Коллективная работа

(презента-ция)

2

Раздел 2. Человек и Бог в православии: молитва, храм, икона, Библия.

15

15


Текущее оценивание

Творчес-кие работы

3

Раздел 3.Как христианство пришло на Русь?

15

15


Текущее оценивание

Творчес

кие работы

4

Раздел 4 Проектная деятельность. Любовь и уважение к Отечеству.

2

2


Итоговое оценивание

Работа над проектом

5

Всего за год

34

34


Стартовое -1

Итоговое -1

Текущие -32

































Приложение 1. Календарно-тематическое планирование для 4 классов учителя Яремчук О.П.


№ п/п

Дата

Тема, содержание рока

Кол-во ча

сов

Планируемые результаты

Примечание


П

Ф

УУД

Предметные

Личностные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р – регулятивные,

К – коммуникативные)


1



Россия - наша Родина.


1

формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.


осознавать этапы организации учебной работы

узнавать государст-венную символику РФ, проявлять уважение к народам,

 населяющим Россию, к их истории и культуре.


2



Культура и религия

1

развитие культуры и религии как регуляторов морального поведения;


овладевать способностью принимать и сохранять

 цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления

понимать значение

этики в выстраивании конструктивных отношений в обществе.


3



Человек и Бог в православии

1

знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры.

овладевать логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.


понимать значение морали и культуры в жизни людей и


4



Православная молитва

1

изучение основ духовной традиции православия

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.


понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности


5-6



Библия и Евангелие

2

определения основных понятий православной культуры воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость


 участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.


формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


7-8



Проповедь Христа

2

определения основных понятий православной культуры.


обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на текстовом материале.

строить сообщения в устной и письменной форме.


9



Христос и Его крест

1

развитие самостоятельности и

личной ответствен

ности за свои поступки на на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.



проявлять творчес-

кую инициативу, самостоятельность

 в групповой работе


10



Пасха

1

устанавливать связь между религиозной ( православной) культурой и поведением людей

обобщать сведения, делать вы-

воды, проводить сравнения на текстовом материале.

строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.


11



Православное учение о человеке

1

воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости,


уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.


12



Совесть и раскаяние

1

устанавливать связь между религиозной

( православной) культурой и поведением людей

 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.


формулировать собственное мнение и позицию


13



Заповеди

1

формирование моральной самооцен-

ки, ориентации  на моральные нормы

и их выполнение

готовность слушать собеседни-

ка, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

понимать и прини-

мать значение мо-

рально ответствен-

ного поведения в

жизни человека и общества.


14



Милосердие и сострадание

1

формирование моральной самооцен-

ки, ориентации  на моральные нормы

и их выполнение.



оценивать характер взаимоотношений лю-

дей с позиции развития этических чувств,  по-нимания чувств дру-

гих людей и сопере-

живания им.


15-16



Золотое правило этики

2

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;


осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов

деятельности.



17



Храм

1

формирование моральной самооцен-

ки, ориентации  на моральные нормы

и их выполнение

 определять общие цели и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности.

осуществлять плани-рование своей и кол-лективной деятель-

ности на основе осоз-

наваемых целей,

намечать новые

цели.


18



Икона

1

сформировать внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести.

Излагать

своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.


19



Творческие работы учащихся. Подведение итогов

1

воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


обобщать сведения, делать вы-

воды, проводить

 сравнения на текстовом материале.

грамотно формулировать вопросы.

самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам приложения.


20



Как христианство пришло на Русь

1

воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость


готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

формулировать соб-ственное мнение и позицию.

учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


21



Подвиг

1

ценить и принимать базовые ценности: «добро»,

«родина»,  «семья», «мир», «настоящий

друг», «справедли-

вость», «понимать позицию другого.

овладевать логическими действииями сравнения, установления аналогий и причинно- следственных связей, построений рассуждений.


оценивать характер взаимоотношений людей с позиции развития этических чувств,  понимания чувств других людей и сопереживания им.


22



Заповеди блаженств

1

знакомство с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

развитие этических чувств

как регуляторов морального поведения

отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом.


23



Зачем творить добро?

1

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях

развитие этических чувств

как регуляторов морального поведения

адекватно восприни-

мать предложения и оценку учителя,

товарищей


24-25



Чудо в жизни христианина

2

ценить и принимать базовые ценности человеческой жизни


развитие этических чувств

как регуляторов морального поведения

понимать и прини-

мать значение мо-

рально ответствен-

ного поведения в

жизни человека и общества.


26



Православие о Божием суде

1

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

понимать и осознавать  ценность нравственности и духовности в человеческой  жизни.

понимать и принимать значение нравственных норм для достойной жизни личности


27



Таинство Причастия

1

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах


28



Монастырь

1

Воспитывать уважение к семье, семейным ценностям

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

понимать и принимать значение морально ответственного поведения в жизни человека и общества.


29



Отношение христианина к природе

1

Сравнивать примеры явлений православной традиции и светской культуры

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

развивать этические чувства, доброжела-тельность и отзывчивость, пони-мать чувства других людей и сопереживать им


30



Христианская семья

1

Воспитывать уважение к семье, семейным ценностям

осуществлять поиск необходимой информации с использованием справочной и дополнительной литературы и источников Интернета.

Отбирать, систематизировать и фиксировать информацию.



31



Защита Отечества

1

Воспитывать уважение к семье, семейным ценностям,

к отечеству

определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.


выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи,

проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач,


32



Подготовка творческих проектов учащихся

1

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях

определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.


участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

адекватно восприни-

мать предложения и оценку учителя, товарищей.


33



Выступление учащихся со своими творческими работами

1

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях

определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.


участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

адекватно восприни-

мать предложения и оценку учителя, товарищей.


34



Презентация творческих проектов

1

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях

определять общую цель и пути её достижения, уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.


участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

адекватно восприни-

мать предложения и оценку учителя, товарищей.





Приложение 2

Система оценки достижений учащихся.


В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала.

Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Примерные темы творческих работ:

  1. Темы сочинений:

«Как я понимаю православие».

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества».

«Православный храм как произведение архитектуры».

«Экскурсия в православный храм».

«Православные святыни».

«Шедевры православной культуры».

«Православные праздники».

«Крещение Руси как начало великой русской культуры».

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям».

«Мое отношение к России».

«С чего начинается Родина».

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества».

«Мой дедушка – защитник Родины».

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий».

  1. Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь.

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других).

В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.





















Приложение 3

Лист фиксирования изменений и дополнений

в рабочей программе

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись