СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы проектной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "Основы проектной деятельности" предназначена для изучения основ проектирования обучающимися 9 классов основной школы.

Просмотр содержимого документа
«Основы проектной деятельности»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОСЕЛКА НОВОРЕЧЕНСКИЙ ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


РАССМОТРЕНО:

Руководитель ШМО

Симикина С..А.________

протокол № «_1_»

от 31. 08. 2018

СОГЛАСОВАНО:

замдиректораУ ВР

Кабаненкова И.Н.«___»________

2018 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СОШ п. новореченский»

Шапошникова В.В.________ приказ от «31» августа

2018 г. №

м.п.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9 класс



Учитель: Симикина С.А.,

первая квалификационная категория














2018 – 2019 уч. г.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка 3

  2. Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа 4

  3. Содержание программы 9

  4. Учебно-тематический план 12

  5. Календарно-тематическое планирование 13

РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка

Программа курса «Основы проектной деятельности» предназначена для изучения основ проектирования обучающимися 9 классов основной школы. Разработана на основе следующих документов:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3. Программы дистанционного курса повышения квалификации работников образования «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся», опубликованной в учебно-методическом пособии автора М.А. Ступницкой «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами» и рекомендованной для использования в школах Центром научных исследований и мониторинга Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ;

4. Программы дистанционного курса повышения квалификации «Проектная деятельность как средство достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ», автором которого является Нарушевич Андрей Георгиевич, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка Таганрогского педагогического института имени А.П. Чехова, ведущий специалист отдела русского языка издательства «Легион»;

5. Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ п. Новореченский»;

6. Учебного плана МОУ СОШ п. Новореченский»;

7. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МОУ «СОШ п. Новореченский»;


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс изучения проектной деятельности в рассчитан на 1 час в неделю (32 часа в год).


Срок реализации программы – один год.

РАЗДЕЛ 2. Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа


Цель курса «Основы проектной деятельности»

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

 Образовательные:

 1.     Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.

2.     Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.

3.     Научить работать с различными источниками информации.

4.     Научить способам первичной обработки информации.

5.     Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.

6.     Научить работать в группе, команде.

7.     Научить оценивать свои и чужие результаты.

8.     Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.

 Воспитательные, развивающие:

 1.   Способствовать повышению личной уверенности  у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

2.   Развивать у  обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.

3.   Развивать исследовательские умения.

Специфика курса

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов.

Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других);

  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности);

  • рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле);

  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Предметные результаты освоения курса

Прежде всего,  оцениваются сформированность  универсальных учебных действий обучающимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:

1)    Презентация содержания работы самим учащимся:

- характеристика самим обучающимся собственной деятельности («история моих открытий»);

- постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим обучающимся работы и полученных результатов.

2)    Качество защиты работы:

- четкость и ясность изложения задачи;

- убедительность рассуждений;

- последовательность в аргументации;

- логичность и оригинальность.

3)    Качество наглядного представления работы:

-использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;

- качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).

4)    Коммуникативные умения:

- анализ самим обучающимся поставленных перед ним вопросов со стороны других обучающихся, учителя, других членов комиссии, выявление обучающимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;

- умение активно  участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.

Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности обучающимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление обучающимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Личностные и метапредметные результаты

Личностные

У школьников будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

  • Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Результатом проектной деятельности обучающихся станет личностно или общественно значимый продукт, а именно:

  • альбом,

  • газета,

  • журнал, книжка-раскладушка,

  • коллаж,

  • выставка,

  • коллекция,

  • плакат,

  • серия иллюстраций,

  • сказка,

  • справочник,

  • стенгазета,

  • сценарий праздника,

  • учебное пособие,

  • фотоальбом,

  • экскурсия,

  • презентация.

РАЗДЕЛ 3. Содержание ПРОГРАММЫ


Тема 1. Понятие «Учебный проект» (2ч.)

Что такое учебный проект. Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.

 Тема 2. Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы  (4ч.)

Что такое ситуация. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения.  Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения.  

Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели.  Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 3. Планирование деятельности. Формулирование задач. (2ч.)

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение.

Тема 4. Ресурсы. (1 ч.)

Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.

Написание эссе «Ступенька к проекту».

 Тема 5. Работа с каталогами. (3 ч)

  Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение нужной книги по каталогу.

Тема 6. Работа со справочной литературой. (3 ч)

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме проекта. Поиск недостающей информации.

Тема 7. Способы первичной обработки информации. (3 ч)

Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта. Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов работы в группе.

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

 Тема 8. Наблюдение и эксперимент. (3 ч.)

Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Тема 9. Как работать вместе. (2ч.)

Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные роли. Конфликтная ситуация. Способы  разрешения конфликта. Способы группового взаимодействия.

Тема 10. Вместе к одной цели. (10 ч).

Учимся применять способности. Учимся взаимодействовать. Учимся презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Оформление презентации. Выпуск брошюры. Работа над проектами.

Тема 11. Сам себе эксперт. (4 ч).

Учимся рефлексировать. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся.

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».

Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Основные методы обучения

Основными методами обучения являются:  проблемный, частично-поисковый и исследовательский, словесно-иллюстративные методы, выступления с предложениями, идеями, обсуждение.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.

Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Формы контроля

Для регулярного контроля на обучающихся заводится диагностическая карта, в которой по каждой теме ставится соответствующий балл: 3 – высокий уровень (выполнил в полном объёме); 2 – средний (выполнил с помощью преподавателя); 1 – низкий (выполнил с большим количеством ошибок); 0 – очень низкий (не выполнил). Каждый обучающийся ведёт «Дневник работы над проектом». Итоговая аттестация по изученному курсу проводится по результатам отчетов о выполнении работ и итоговой работы - группового или индивидуального проекта.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

РАЗДЕЛ 4. УЧЕБНО-ТематическИЙ план КУРСА

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 9 КЛАСС»


№ темы

Содержание занятий

Количество

часов

1

Понятие «Учебный проект»

2

2

Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы.

4

3

Планирование деятельности. Формулирование задач.

2

4

Ресурсы.

1

5

Работа с каталогами.

3

6

Работа со справочной литературой.

5

7

Способы первичной обработки информации.

3

8

Наблюдение и эксперимент.

3

9

Как работать вместе.

2

10

Вместе к одной цели.

7

11

Сам себе эксперт.

4

Итого часов

33


РАЗДЕЛ 5. КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование


п/п

Дата

Тема

Планируемые результаты

Понятие «Учебный проект»

1

7.09

Что такое учебный проект.

Научиться ориентироваться в сфере личных интересов.

2

14.09

Основные теоретические сведения, термины. Виды проектов.

Познакомиться с понятием «проектная деятельность», видами проектов. Формировать общие представления о проектной деятельности.


Ситуация и проблема. Постановка цели.  Формулирование темы

3

21.09

Что такое ситуация. Описание ситуации в рамках проекта.

Систематизировать, расширить и углубить знания о проектной деятельности.

4

28.09

Формулирование проблемы.

Познакомиться с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования. Выбрать проблему исследования.

5

5.10

Постановка цели как прогнозируемый результат. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Составить план исследовательской работы, план выполнения проекта.

6

12.10

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Выбрать проблему исследования.

Планирование деятельности. Формулирование задач

7

19.10

Что такое задача. Определение и формирование задач, адекватных целям.

Составить план проекта.

8

26.10

Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности.

Составить план проекта.

Ресурсы

9

9.11

Что такое ресурсы. Написание эссе «Ступенька к проекту».

Практически овладеть научным стилем речи.

Работа с каталогами

10

16.11

  Что такое каталог.

Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой.

11

23.11

Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный).

Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой.

12

30.11

Нахождение нужной книги по каталогу.

Приобрести практические навыки работы со справочной и научной литературой.

Работа со справочной литературой

13

7.12

Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия).

Научиться работать с различными источниками информации.

14

14.12

Составление справочника по теме проекта.

Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм.

15

21.12

Поиск недостающей информации. Интернет-ресурсы.

Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм.

Способы первичной обработки информации

16

28.12

Чтение и конспект.

Научиться работать с различными источниками информации. Научиться реферированию, оформлению ссылок на литературу в тексте.

17

11.01

Составление денотатного графа по теме проекта.

Обучиться статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, циклограмм, денотатного графа по теме проекта.

18

18.01

Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.

Составить коллажа на определённую тему.

Наблюдение и эксперимент

19

25.01

Проведение экспериментов. Прогнозирование результатов эксперимента.

Научиться формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.

20

1.02

Наблюдения, необходимые для работы над проектом.

Научиться собирать языковой материал и анализировать его. Обучиться статистической обработке полученного материала.

21

8.02

Оформление результатов наблюдений (экспериментов).

Научиться способам первичной обработки информации, наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.

Как работать вместе

22

15.02

Правила групповой работы. Общение в группе. Командные роли.

Научиться работать в группе, команде.

23

22.02

Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта

Научиться работать в группе, команде.

Вместе к одной цели

24

1.03

Учимся применять способности.

Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы. Познакомиться с лингвистическими методами исследования, применить их на практике. Выработать умение формулировать выводы.

25

8.03

Учимся взаимодействовать.

Научиться работать в группе, команде. Научиться планировать или проводить эксперимент в команде.

26

15.03

Учимся презентации.

Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

27

22.03

Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации.

Научиться редактировать и оформлять работу, составлять аннотацию, тезисный план, текст компьютерной презентации, устного доклада. Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

28

5.04

Оформление презентации.

Научиться редактировать и оформлять работу, составлять текст компьютерной презентации. Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

29

12.04

Выпуск брошюры. Работа над проектами.

Обучиться редактированию научного текста; навыкам «свёртывания» и «развёртывания» текста.

30

19.04

Работа над проектами.

Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

31

26.04

Работа над проектами.

Овладеть навыком отбора иллюстративного материала для представления работы.

Сам себе эксперт

32

3.05

Учимся рефлексировать. Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Обучиться рефлексии на продукт. Научиться оценивать свои и чужие результаты. Научиться составлять текст выступления.

33

10.05

Готовимся к публичному выступлению – к защите проекта.

Научиться редактировать и оформлять работу, составлять аннотацию, тезисный план, текст компьютерной презентации, устного доклада.

34

17.05

Выступление с презентацией своих проектов.

Познакомиться с разными видами представления результатов своей деятельности.

33

21.05

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Овладеть анализом проделанной работы, участвовать в обсуждении перспективных планов.


16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!