Основы проектной деятельности в школе на современном этапе.
В данной статье будут рассмотрены понятия: познавательная деятельность, познавательная активность, показатели познавательной активности, показатели познавательной активности и другие термины, необходимые учителю, который организует проектную деятельность учеников на уроках русского языка и литературы.
Познавательная деятельность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. познавательная активность носит (поисковый характер). Под его влиянием у школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательная активность положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательная активность - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. [1]
Показатели познавательной активности школьника:
— сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (так, заинтересованность класса любой учитель распознает по «внимательной тишине»);
— ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в дискуссии;
— положительные эмоциональные переживания при преодолении затруднений в деятельности,
— эмоциональные проявления (заинтересованные мимика, жесты). [2]
Способы активизации познавательной активности учеников:
Проблемное обучение (изложение). Учитель ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует ученикам ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.
Частично–поисковая деятельность. Работа учащихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.
Проектная деятельность. Самостоятельный поиск учеником решения проблемы.
Познавательно – дидактические игры.
В них создают ситуации, включающие учащегося в необычную игровую ситуацию, в «проживание» ситуации.
Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. [4]
Рассмотрим подробнее понятие проектная деятельность, и её влияние на развитие познавательной активности школьников на уроках русского языка и литературы.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью [16].
Метод проектов (Селевко Г.К.)[2] — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной деятельности.
Внешний результат проектной деятельности можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат проектной деятельности— опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В основе опыта – реализация принципа системного и деятельностного преподавания русского языка и литературы, когда изучаемые проблемы органически взаимосвязаны, дополняют друг друга и при этом изучение их даст возможность самостоятельного решения вопросов. Исходным является понятие компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Проектная деятельность относится к личностно-ориентированному обучению [16] .
Личностно-ориентированные технологии (Селевко Г.)[2] ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не просто субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы (разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка), а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.
Концептуальные основы проектной деятельности в современной школе.
Основой для реализации проектной деятельности в современной школе являются концептуальные положения великих педагогов, психологов, практиков, таких как Д. Дьюи, У. Килпатрика Э. Коллингса, Т. И Шамовой [8] ). Именно ими были выделены основные принципы, подходы, которые актуальны на современном этапе педагогической практики:
Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс построен в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.
Деятельностный подход.
Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
Принцип уважения к иной точке зрения (толерантность).
Принцип обеспечения ответственности за результат.
На современном этапе учеными - педагогами разрабатываются требования к проектам, классификации по виду деятельности, по продолжительности; этапы и критерии и оценки проектной деятельности. Данные аспекты подробно раскрыты Сергеевым Е.С.
Основные требования к проекту (Сергеев Е.С.)[3]
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся (Сергеев Е. С.)[3]
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, математические игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Все виды перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, практико-ориентированный или информационный. Речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников проекта.
Классификация проектов по продолжительности (Сергеев Е. С.)[3]
Мини-проекты могут укладываться в одно занятие.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 занятий.
Среднесрочные (недельные) проекты.
Долгосрочные (годичные) проекты.
Критерии оценки проекта
Важность темы проекта.
Глубина исследования проблемы.
Оригинальность предложенных решений.
Качество выполнения продукта.
Убедительность презентации.
Этапы работы
Подготовительный этап
На данном этапе определён учебный план, цели, государственные обязательные стандарты по русскому языку и литературе. Подобраны диагностические средства:
диагностика коммуникативной компетенции;
диагностика проектной деятельности учащихся. [3]
рейтинговая оценка проекта
Разработан алгоритм проектной работы на уроках русского языка и литературы. Составлена программа занятий, направленная на формирование проектных и исследовательских умений у школьников. [15]
Составлена модель проектной деятельности и критерии оценки проекта.
Определены типы проектов (исследовательские, творческие, информационные).
Спланирован возможный продукт проектной деятельности.
Этап внедрения технологии
Именно в этот момент простроена система работы по формированию коммуникативной компетенции у школьников средствами технологии проектной деятельности. Организована учебная деятельность в соответствии с определёнными этапами работы над проектом. Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной. Используются проблемные, поисковые, исследовательские методы, ориентированные, с одной стороны на ученика, а с другой – на разработку проблемы целостно. Спланированы мероприятия для подведения итогов проектной деятельности:
уроки презентации проектов;
школьная конференция, круглый стол, и др.
3.Этап совершенствования характеризуется развитием проектной деятельности по возрастным ступеням. Происходит содержательное расширение проектной деятельности. Участие в лингвистических и литературных конкурсах районного и областного уровня.
4.Мониторинг эффективности технологии
Проведение мониторинга:
формирования у учеников коммуникативных умений;
эффективности применения метода учебного проекта: диагностика проектной деятельности учащихся (Сергеев Е.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005);
рейтинговая оценка проекта.
Весомый вклад в педагогическую науку и в разработку инновационных технологий, методов и приёмов внесены Е.С. Полат. Учёным была разработана модель работы над проектом, которая базируется на «технологии проектной деятельности».[5]
Установочное занятие. Стендовая информация.
Консультации по выбору тематики, формулирование идей и замыслов, формирование проектных групп.
Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы.
Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов
Исследовательский этап. Промежуточные отчеты учащихся.
Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
Обобщающий этап. Предзащита проектов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите.
Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
Заключительный этап: публичная защита проектов.
Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Е.С. Полат выделяются формы продуктов проектной деятельности на уроках русского языка и литературы:
Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт.
Выставка, экскурсия.
Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья
Игра.
Праздник, сценарий.
Учебное пособие.
Серия иллюстраций.
Сравнительно-сопоставительный анализ и др.
Виды презентаций проектов (на уроках русского языка и литературы)
Защита на заседании научного общества.
Спектакль.
Пресс-конференция.
Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох.
Научный доклад.
Ролевая игра.
Реклама.
Диалог литературных персонажей
Так же для осуществления проектной деятельности, Е.С. Полат были разработаны памятки, которые помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Правила успешной проектной деятельности для учащихся.
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
Выбор темы проекта (исследования).
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
Собираем данные ( собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов
Список литературы
Интернет – ресурс https://works.doklad.ru/view/XbAQprigicc.html
Интернет - ресурсhttps://psy.1sept.ru/article.php?ID=200304307
Лебедев О. Е. Управление образовательными системами: Учеб-метод. пособие для вузов. – М., 2004. – 136с.
Практическая психология.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.-43-48 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3
Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.
ФГОС СОО/ Интернет – источник. Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70188902/#ixzz6AN9jQRpB)
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998.
Учебник: Русский язык, 5 класс, Часть I и II, М., Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Просвещение, 2015 г.
Учебник: Русский язык, 6 класс, Часть I и II, М., Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Просвещение, 2015 г.
Учебник: Русский язык, 7 класс, Часть I и II, М., Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Просвещение, 2015 г.
Учебник: Литература, 6 класс, Часть I и II, М., Авторы: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Просвещение, 2015 г.
Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.
Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.: МПГУ, 1998.