Просмотр содержимого документа
«Основы программирования»
Язык Паскаль
Основы программирования
Я
- Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.
- Система программирования – это ПО компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на отдельном языке программирования.
Величины: константы и переменные
Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и т.д.) называется величиной.
Типы величин
числовой
символьный
логический
Константы записываются в алгоритмах
своими десятичными значениями (16, 78, 9.7).
Переменные в программировании
обозначают символическими именами (n, F, h, k123).
Любой алгоритм работы с величинами может быть составлен из следующих команд:
- Присваивание
- Ввод
- Вывод
- Цикл
- ветвление
Знакомство с языком Паскаль
- Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации.
- Команду алгоритма, записанную на языке программирования , принято называть оператором.
; VAR ………………..; BEGIN основной блок программы END. " width="640"
Структура программы на Паскаль
- Program имя ;
- VAR ………………..;
- BEGIN
- основной блок программы
- END.
Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которой следует произвольное имя, придуманное программистом. " width="640"
Program имя
- Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которой следует произвольное имя, придуманное программистом.
VAR
- Раздел описания переменных начинается со слова var, за которым идет список имени переменных через запятую. Тип указывается через запятую.
- Var a,b: integer; c,d: real;
Типы величин
Целый
integer
Вещественный
real
BEGIN и END
- Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами BEGIN (начало) и END (конец).
Оператор присваивания
- Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
- Общий вид оператора:
:=
) Пример: write ( 's=', s ). " width="640"
Вывод данных
Вывод данных из оперативной памяти на экран
монитора:
write ( , , ..., N )
Пример: write ( 's=', s ).
Варианты организации вывода
Формат вывода
- Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой величиной.
write ( s:x:y)
x - общее количество позиций, отводимых под число; y - количество позиций в дробной части числа.
- program n_1;
- const pi=3.14;
- var r, c, s: real ;
- begin
- r:=5.4;
- c :=2*pi*r;
- s:=pi*r*r;
- writeln ('c =', c :6:4);
- writeln ('s=', s:6:4)
- end.
Ввод данных с клавиатуры
read (, …, )
Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных , указанных в разделе описания переменных.
var i, j: integer ;x: real ;a: char ;
read (i, j, x, a) ;
'); readln(r); c:=2*pi*r; s:=pi*r*r; writeln ('c =', с:6:4); writeln ('s=', s:6:4) end . " width="640"
- program n_1;
- const pi=3.14;
- var r, c, s: real;
- begin
- writeln( 'Вычисление длины окружности и площади круга ');
- write('Введите r');
- readln(r);
- c:=2*pi*r;
- s:=pi*r*r;
- writeln ('c =', с:6:4);
- writeln ('s=', s:6:4)
- end .
Задания