СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы здорового образа жизни

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы здорового образа жизни»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ

__________________________________________________________________









РЕФЕРАТ


по дисциплине

«Физическая культура»


на тему:

«Основы здорового образа жизни»




Выполнила студентка

учебной группы 9БД-02/о

Чижаковская В.В.


Проверил: преподаватель

Удалова О.Д.






Калининград 2020

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. 3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»............................................. 5

1.1. Основные понятия здорового образа жизни, основные факторы влияющие на формирование здорового образа жизни.............. 6

1.2. Использование нормативно-правовых документов в организации современного урока ............................................................ 7

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ

ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПРЕДМЕТА В РАЗДЕЛЕ «ОСНОВЫ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА».................... 8

2.1. Основные формы и методы обучения, используемые при изучении раздела «Основы здорового образа жизни» в предмете...........9

2.2. Методические рекомендации по проведению занятий раздела «Основы здорового образа жизни» в 5-9 классах............................... 11

Список литературы .................................................................. 15















Введение


Здоровье - это первая и важнейшая потребность людей, определяющая

способность человека к труду и обеспечивающая гармоническое развитие

личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего

мира, к самоутверждению и счастью. Здоровье во многом зависит от образа

жизни человека.

Понятие «здоровый образ жизни» гораздо шире, чем отсутствие вредных

привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные развивающие и

закаливающие упражнения. Также в него входит система отношений к себе, к

другим людям, к жизни в целом, жизненные цели и ценности.

В самом раннем детстве человека, закладываются основы здорового

образа жизни, интенсивно расширяются и углубляются в детские и юношеские

годы и, оформляясь в культурные навыки, закрепляются в жизни навсегда.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС)

общего образования по предмету основы безопасности жизнедеятельности

(ОБЖ) дано описание портрета выпускника школы, с указанием

характеристик в области безопасности жизнедеятельности раздела «Основы

здорового образа жизни» (основы ЗОЖ). И преподаватель предмета ОБЖ,

имея перед собой представление цели, которой необходимо достичь, создает

условия, обеспечивающие успешность каждого обучающегося в изучении

раздела основы ЗОЖ предмета ОБЖ.

В своей практике преподаватель использует различные приемы, формы

и методы организации учебной деятельности для усвоения программы

обучающимися: семинары, практические занятия, лекции, игры, урокидиспуты, различные обучающие и контролирующие тесты, индивидуальные

задания, парную и групповую работу, проектную деятельность, нестандартные

и разноуровневые задания, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

В программе предмета ОБЖ не так много отведено часов для раздела

«Основы здорового образа жизни» (как и в предмете ОБЖ в целом).

4

Для формирования у обучающихся знаний основ здорового образа

жизни стандартных уроков ОБЖ недостаточно. Необходимы внеклассные

занятия, практикумы, внешкольные мероприятия, использование различных

методик в изучении данной темы.

В формировании здорового образа жизни в школе очень важна

взаимосвязь учебных предметов, а также работа педагога с семьей, которая

является одним из основных факторов формирования знаний о ЗОЖ и

сохранении здоровья обучающихся.

В основу понятия «здоровый образ жизни» заложено поведение

человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие

вредных привычек и многое другое. На наш взгляд, в определении понятия

здорового образа жизни необходимо также учитывать наследственность,

функциональные способности организма и стиль жизни обучающихся и их

семьи.

Проблемы, связанные с ведением здорового образа жизни начинаются

еще в детстве каждого человека. Так как в современном обществе дети

получили гораздо больше соблазнов в помещении, чем на улице. 90% детей

предпочтет компьютерную игру веселому футбольному матчу, подвижным

играм или велогонкам с друзьями.

Состояние здоровья детей города Дегтярска вызывает серьезную

озабоченность:

 60% обучающиеся имеют ту или иную патологию;

 14% старшеклассников могут считаться абсолютно здоровыми;

 60% выпускников школ по состоянию здоровья не могут выбрать ряд

профессий;

 40% ребят допризывного возраста не соответствуют требованиям,

предъявляемым армейской службой.

5

Исследование данных, показывает, что с 2010 года количество

обучающихся, имеющих отклонения в здоровье к 2017 году увеличилось на

22%.

Актуальность нашей темы заключается не только в показателях

проведенного исследования, но и в том, что состояние здоровья многих людей

на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Рост заболеваемости связан

не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с ростом нагрузок,

психоэмоционального перенапряжения, но и в том, что с каждым годом все

больше людей отказываются вести здоровый образ жизни.

Воспитание здорового образа жизни у детей часто волнует родителей,

тех, которые стремятся задействовать своего ребенка в разнообразных

спортивных секциях. Они приучают его к спорту, правильному питанию и

стараются развивать всесторонне. Однако остается важным моментом то,

подойдет ли такая система ценностей ребенку, и, подают ли сами взрослые

(родители) правильный пример.

Актуальность темы ЗОЖ в том, что соответствующий раздел в предмете

ОБЖ изучается в недостаточном объеме. А проблема здоровья обучающихся

всегда одна из главных направлений развития любой общеобразовательной

организации.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательной организации.

Предмет исследования: методика проведения занятий раздела «Основы

здорового образа жизни».

Цель исследования: разработка методических рекомендаций по

проведению занятий раздела «Основы здорового образа жизни» по предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности».

Задачи исследования:

1. Рассмотреть основные направления деятельности педагога по

формированию знаний обучающихся основ ЗОЖ.

6

2. Изучить методику проведения занятий раздела «Основы здорового

образа жизни» по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

3. Провести оценку знаний обучающихся по теме ЗОЖ и разработать

рекомендации проведения занятий радела основы ЗОЖ в предмете ОБЖ.

Для решения поставленных задач используются теоретические и

практические методы: (анализ литературы, анкетирование обучающихся,

использование нетрадиционных форм при проведении занятий, разработка

плана внеурочных мероприятий, направленных на улучшение знаний

обучающихся раздела основы ЗОЖ).

Были использованы материалы по индивидуальному сопровождению

развития обучающихся (памятки и рекомендации для обучающихся и их

родителей по формированию здорового образа жизни).

Для контроля знаний обучающихся с 5 по 11 класс использовалось

анкетирование, применялся метод интегрированного урока (ОБЖ и

информатика) и метод интервью.

База исследования: МАОУ «СОШ № 16» ГО Дегтярск.

Структура исследования: ВКР включает в себя: введение, две главы

(теоретическую и практическую часть), заключение, список используемой

литературы и информационные источники, приложение.

7

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

1.1. Основные понятия здорового образа жизни,

основные факторы, влияющие на формирование

здорового образа жизни

«Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – индивидуальная форма поведения

человека, которая соответствует возрастным, половым, наследственно

обусловленным особенностям организма человека, условиям его

существования, и ориентирована на сохранение, укрепление и восстановление

здоровья, необходимого для выполнения человеком его биологических и

социальных функций» [5].

Его можно охарактеризовать как активную деятельность человека,

направленную на сохранение и улучшение здоровья, основанную на

выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и

социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических

дефектов» [5].

Здоровый образ жизни понятие индивидуальное и общественное,

отражающее поведение, как каждого человека, так и общества в целом.

Здоровье обеспечивает полноценное выполнение человеком социальных

и биологических функций.

У каждого человека своя система по формированию здорового образа

жизни, как совокупность обстоятельств образа жизни, которые он реализует, с

учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма.

Создание своей системы ведения здорового образа жизни представляет

собой длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Отсутствие

своей системы сохранения здоровья рано или поздно приведет к болезни и не

даст возможности реализовать человеку заложенные природой задатки.

8

Взвесив свои возможности, особенности своей жизнедеятельности,

состояние здоровья, поставив цель и задачи перехода к ЗОЖ, человек

выбирает из перечня указанных тот вариант программы, по которому

собирается работать. Важно лишь, чтобы при ее реализации быть уверенным в

себе, настойчивым и последовательным, систематически анализируя свое

состояние и внося соответствующие коррективы в образ жизни.

На бытовом уровне часто пользуются понятием «практически здоровый

человек», подразумевая под этим нормальное самочувствие и

работоспособность человека. Однако не учитывается, что высокая

работоспособность может достигаться на фоне патологических изменений,

которые до определенного времени не сказываются на самочувствии, а в

дальнейшем могут привести к серьезным заболеваниям.

Основными компонентами здорового образа жизни являются [11]:

1. Регулярные физические нагрузки.

2. Рациональное питание.

3. Личная гигиена.

4. Закаливание организма.

5. Отказ от вредных привычек.

6. Психофизиологическая регуляция.

7. Высокая мотивация на здоровье.

8. Регулярный профилактический осмотр врачей.

9. Своевременная вакцинация.

10. Режим труда и отдыха (режим дня, включающий в себя полноценный

отдых).

Значимость здорового образа жизни для всех людей неодинакова. Она

зависит от традиций, национальных особенностей, темперамента. Одни живут

в обстановке, когда бытовая и профессиональная деятельность сама по себе

требует больших затрат физического труда. В этом случае больше внимания

уделяют средствам восстановления, полноценному питанию. Другие заняты

малоподвижным трудом и часто испытывают стрессы. В этом случае важно

9

использовать физические упражнения, средства психофизической регуляции.

А, например, для некоторых людей образ жизни определяют религиозные

представления и нравственные устои.

Задача побуждать людей вести здоровый образ жизни очень трудна,

если не непосильна. Можно сотни раз объяснять человеку о необходимости

каких-либо действий, о необходимости вести здоровый образ жизни, но

невозможно заставить его действовать супротив его воли. С этим постоянно

сталкиваются в своей профессиональной деятельности и врачи, и педагоги.

Знать, что такое здоровый образ жизни, это одно, а вот вести его и соблюдать

определенные правила, это совсем другое [16].

Люди склонны повторять виды деятельности, от которых они получают

удовольствие. А вредные для здоровья действия, как раз могут давать на

короткое время, довольно приятные ощущения. И человек не задумывается о

последствиях своего здорового или нездорового поведения в жизни. Выбрать

и сохранить установку в пользу ЗОЖ, требует высокого уровня

заинтересованности и мотивации, потому, что вредные привычки глубоко

укореняются, и от них бывает трудно отказаться, а иногда даже невозможно

это сделать самостоятельно.

Для формирования ЗОЖ, должна быть создана комплексная система

работы, по формированию навыков ЗОЖ. «Система работы по формированию

здорового образа жизни, представляет собой рациональную организацию

труда, семьи, быта, досуга и общественной деятельности» [22].

В результате следования и ведения ЗОЖ, положительный эффект

изменений в организме, к сожалению, виден не сразу. Довольно часто многие

лишь начинают переходить активно на здоровое питание, спорт, отказываются

от вредных привычек, но не получив быстрого результата, возвращаются к

прежнему образу жизни. Если взрослые люди не могут отказаться от вредных

привычек и перейти к ЗОЖ, то какие могут быть результаты от требований

ведения ЗОЖ у подрастающего поколения, ведь взрослые сами не подают им в

этом пример.

10

Современные подростки, в большинстве случаев, ведут малоактивный

образ жизни, искусственно сдерживая потребность организма в движении. С

одной стороны – это вынужденная мера, ведь учебный процесс занимает от 4

до 7, а в старших классах до 8 учебных часов в день. Но с другой стороны, они

не испытывают желание восполнить этот пробел. Большинство детей и

подростков садятся за любимый гаджет с бутербродом в руке, даже не

задумываясь о вреде для своего организма.

Ко всему этому, в наше время, научно-технической и промышленной

революции за человека многое делают машины, лишая его двигательной

активности. И основная доля физических нагрузок приходится только на

спорт и физическую культуру. На которые, как всегда, нет возможности,

времени, сил, желания и т.д. Отсюда и слабое здоровье, и вялость, и болезни, и

ожирение и остальные недуги.

Влияя на образ жизни подрастающего поколения, можно существенно

изменить состояние их здоровья. Один из путей достижения здоровья это

формирование здорового образа жизни с детства. Основным примером –

должны стать взрослые: родители, преподаватель в школе, инструктор на

занятиях.

При формировании у подростков навыков ЗОЖ подбираются темы,

которые направлены на формирование ценности здоровья и здорового образа

жизни. Это рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и

систематическая физическая активность, закаливание, рациональное питание,

психическая саморегуляция, влияния на здоровье окружающей среды,

пропаганда против вредных для здоровья факторов – алкоголизма, курения,

наркомании, токсикомании, знание и меры профилактики СПИДа, обучение

основам предупреждения травматизма и правилам личной гигиены.

Необходимо заложить в сознание детей, что ЗОЖ является

предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, для

достижения им активного долголетия и полноценного выполнения

социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной,

11

семейно-бытовой, досуговой жизнедеятельности. А так же под здоровым

образом жизни им следует понимать типичные способы повседневной

жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют

резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное

выполнение всех функций [22].

Непрерывно работая, в направлении по формированию здорового образа

жизни, позволит решить задачи воспитания физически активного и здорового

человека, и всегда будет способствовать развитию интереса к здоровому

образу жизни.

Можно сделать вывод, что формирование здорового образа жизни – это

целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм

деятельности направленных на преодоление различных негативных факторов

влияющих на здоровье. В идеале, это когда деятельность по формированию

здорового образа жизни координируется совместными усилиями

государственных, общественных организаций, медицинских учреждений и

самого населения.

1.2. Использование нормативно-правовых документов

в организации современного урока

«Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных

задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного,

инициативного и компетентного гражданина России» [3].

Современное Российское образование перешло на Федеральный

государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения.

Целью современного образования становится развитие обучающегося как

субъекта познавательной деятельности.

«Урок – это динамическая и вариативная основная форма организации

учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени

учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по

12

твердому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения

для решения поставленных задач образования, развития и воспитания» [5].

Для того чтобы организовать современный урок ОБЖ с учетом

требований ФГОС необходимы нормативные документы, на основании

которых педагог строит свою работу и готовит разработку урока.

Это такие документы как Конституция Российской Федерации, которая

является правовым актом, обладающим высшей юридической силой на всей

территории Российской Федерации [6], а так же Федеральные Законы, Указы

Президента РФ, Постановлений Правительства, Приказы Министерств.

Так, например, в нормативных документах прописано, что определяет

правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья, права

и обязанности человека в сфере защиты жизни и здоровья, полномочия и

ответственность государственных органов и структур, гарантирующих

населению это право, а также принципы охраны здоровья граждан РФ.

Рассмотрим некоторые нормативные документы, используемые в

подготовке к урокам ОБЖ при изучении раздела основы ЗОЖ:

1. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении

распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого

вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» обеспечивает

меры противодействия и профилактики ВИЧ-инфекции, обеспечивает

предоставление медицинской помощи больным, по программе

государственных гарантий [35].

2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны

здоровья граждан в Российской Федерации», в нем описаны права и

обязанности гражданина РФ в сфере защиты жизни и здоровья,

полномочия и ответственность государственных органов и структур,

принципы охраны жизни и здоровья граждан РФ [3434].

3. Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность

образовательной организации» Федерального закона «Об образовании в

Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ говорит о

13

создании необходимых условия в школе для сохранения и поддержания

на высоком уровне здоровья обучающихся.

4. Статья 41 «Охрана здоровья обучающихся» Федерального закона «Об

образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

определяет работу школьной системы для защиты и поддержания

здоровья обучающихся, здесь же говорится о пропаганде и обучении

навыкам здорового образа жизни, организации и создании условий для

профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, прохождении

обучающимися диспансеризации, проведении санитарнопротивоэпидемических и профилактических мероприятий [3333].

5. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии

национальной безопасности Российской Федерации», в нем говорится о

национальных интересах, о качестве жизни, укреплении здоровья

населения и обеспечении стабильного демографического развития

страны [266].

6. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. № 1166 «О

финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований

федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование

здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая

сокращение потребления алкоголя и табака», это мероприятия по

формированию здорового образа жизни у населения Российской

Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака [19].

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования, утвержден приказом Министерства образования и

науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года, где подробно расписаны

личностные характеристики выпускника основной школы,

выполняющего правила здорового образа жизни [2929].

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

(полного) общего образования, утвержденный приказом № 413 от 17 мая

14

2012 года, где расписаны требования к результатам освоения программы

базового уровня предмета «ОБЖ» раздела ЗОЖ [322].

В стандарте каждого уровня дано описание «портрета выпускника», где

указаны характеристики в области БЖ, в частности, выпускник должен:

1. выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих

образа жизни (начальное общее образование (НОО) [2828].

2. выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа

жизни, безопасного для человека и окружающей его среды (основное

общее образование (ООО) [300].

3. осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового,

безопасного и экологически целесообразного образа жизни (среднее

полное общее образование (СПОО) [311].

Урок по ФГОС это современный урок, он должен быть актуальным,

важным, существенным и значимым для настоящего времени, отвечающий

современным потребностям человека и общества.

Современный урок отличается от традиционного урока. Но и

отбрасывать традиционные идеи урока тоже нельзя. Преподаватель ОБЖ на

уроке использует и традиционные и нетрадиционные методы обучения.

Современный урок – это создание учебных ситуаций для решения

поставленных проблем. От типа урока и дидактической задачи зависит

структура урока. Очень важно, когда учитель поддерживает инициативу

ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его

самостоятельной деятельности. По требованиям ФГОС педагог на уроке не

выдает готовые знания, а должен создавать условия для развития

обучающихся посредством поиска и самостоятельного добывания этих

знаний. ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПРЕДМЕТА

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАЗДЕЛЕ «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»


2.1. Основные формы и методы обучения, используемые

при изучении раздела «Основы здорового образа жизни» в предмете ОБЖ

«В области теории и методики обучения безопасности

жизнедеятельности имеется большой простор научной деятельности,

неизведанное поле методической деятельности педагогов и научных

работников» [12].

От знаний и соблюдения человеком основ здорового образа жизни

зависит состояние его здоровья, и в некоторых случаях даже жизнь. С такой

целью и введен в школьную программу предмета ОБЖ раздел основы

здорового образа жизни. Этот раздел изучается с 5 по 11 класс

общеобразовательных учреждений. И основная задача педагога ОБЖ

заключается в том, чтобы обучить основам здорового образа жизни и

закрепить навыки у обучающихся ведения ЗОЖ.

Структурные компоненты программы для 5 – 11 классов представлены в

учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для

основной и старшей школы в области безопасности жизнедеятельности.

Каждый модуль содержит разделы и темы. При этом количество тем может

изменяться в зависимости от выделенного учебного времени.

При изучении раздела основы ЗОЖ в предмете ОБЖ, как и в тематики

предмета ОБЖ в целом, выделяется три основных вида учебной деятельности

школьников:

1. Учебно-познавательная, включающая: изучение нового учебного

материала на уроках; выполнение домашней работы с учебной

29

литературой для расширения познания об основах ЗОЖ, факторах

риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных

ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его

составляющих.

2. Аналитическая, включающая: установление причинноследственной связи между явлениями и событиями,

происходящими в окружающей среде влияющие на здоровый

образ жизни; планирование личного поведения с учетом реальной

ситуации и личных возможностей.

3. Практическая, целью, которой является формирование личных

убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению

фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в

различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование

современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности,

индивидуальной системы ведения [11].

В учебных планах общеобразовательной школы мы видим, что на

предмет ОБЖ отводится минимальное количество часов:

На первой ступени обучения (1 – 4 классы), ОБЖ не изучаются

отдельным предметом, а изучается интегрировано в рамках предмета

«Окружающий мир».

На второй ступени обучения (5 – 9 классы) преподавание предмета ОБЖ

осуществляется в объеме одного часа в неделю.

На третьей ступени обучения (10 – 11 классы) изучение предмета ОБЖ

организуется в объеме один час в неделю. [2727]

Так изучение предмета выглядит в идеале. Но на практике мы

наблюдаем иное распределение часов предмета ОБЖ.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего

образования устанавливает обязательное изучение учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе в объеме 1 часа в

неделю.

30

В основной школе с 5 по 7 и 9 классы преподавание учебного предмета

ОБЖ осуществляется в объеме 1 часа в неделю в каждом классе за счет часов

регионального компонента и компонента общеобразовательной организации.

В 10 и 11 классах Федеральный компонент государственного стандарта

среднего (полного) общего образования устанавливает обязательное изучение

учебного предмета ОБЖ.

Далее рассмотрим основные формы и методы обучения, используемые

на уроках при изучении раздела основы ЗОЖ в предмете ОБЖ.

«Урок – это основная форма обучения» [12]. «Форма – это способ

существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его

внутренний сущности, логики и содержания» [5]. В соответствии с ФГОС

формы проведения занятий выбираются свободно.

Главная методическая цель преподавателя ОБЖ, при разработке и

подготовке к уроку, это создание условий для проявления познавательной

активности учеников, подбор необходимых по каждой теме форм для

проведения занятия.

Общие формы обучения:

1) индивидуальные

2) групповые

3) коллективные

4) парные.

Индивидуальная форма обучения: подразумевает взаимодействие

учителя с одним учеником (например, консультации).

В групповых формах обучения: обучающиеся работают в группах, класс

уроке разбивается на несколько групп для решения конкретных учебных задач

и каждая группа получает определенное задание, выполняет его сообща.

При коллективной форме обучения: обучающиеся класса

рассматриваются как целостный коллектив, который имеет своих лидеров и

особенности взаимодействия.

31

В парном обучении: основное взаимодействие происходит между двумя

обучающимися, которые могут работать в паре, осуществлять взаимное

обучение или взаимный контроль.

Процесс обучения строится таким образом: сообщение нового

материала, закрепление, повторение, проверка и контроль, обобщение и

подведение итогов.

Рассмотрим основные типы уроков, используемые в

общеобразовательной школе при изучении раздела основы ЗОЖ в предмете

ОБЖ:

1. Урок изучения нового. Это традиционный (или комбинированный) урок,

лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой

практикум. Имеет цель изучение и первичное закрепление новых

знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это, например, практикум, экскурсия,

лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет цель

выработки умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это так же может быть

практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. Имеет цель выработки

умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых

условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это семинар, конференция,

круглый стол и т. д. Имеет цель усвоение знаний и способов действий в

комплексе, системе.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это контрольные работы,

зачеты, смотр знаний и т. д. Имеет цель определять уровень овладения

знаниями, умениями и навыками.

В процессе изучения раздела ЗОЖ в предмете ОБЖ преподаватель

использует различные методы, применяемые на уроках ОБЖ для получения

положительного результата в знаниях обучающихся. «Методы обучения: – 1) процесс взаимодействия между учителем и

учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний,

умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения; 2) система

последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся,

обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил

и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и

самообучения» [5].

Существует большое разнообразие методов обучения в школе. Многие

из них имеют общие черты, и могут, объединяются в группы. Рассмотрим три

основных метода обучения: наглядные методы, словесные и практические.

Наглядный метод, применяемый при изучении раздела основ ЗОЖ в

предмете ОБЖ, основан на непосредственном восприятии, посредством

внедрения наглядных учебных материалов. Например, использование

плакатов, картин, фотографий, таблиц, демонстрационных материалов,

просмотр видеозаписей.

Словесные методы обучения, считаются наиболее распространенной

группой методов. Этот метод включает в себя: лекции, беседы, диалог,

дискуссия, объяснения, рассказ, чтение и консультации.

Практические методы чаще всего, основываются на самостоятельной

деятельности обучающихся. Например, это: письменные работы (конспекты,

письменные ответы на вопросы, реферат, составление таблиц, схем, диаграмм,

графиков), метод наблюдения (ведение дневника наблюдений, зарисовка,

видеосъемка, проведение замеров), практические занятия (опыты -

постановка, проведение, обработка результатов), проектные методы обучения

(разработка проектов, программ, создание моделей, конструкций; создание

творческих работ; проектирование (планирование) деятельности).

При изучении раздела ЗОЖ в предмете ОБЖ используются как

традиционные методы обучения, так и нетрадиционные. Традиционные

методы обучения: урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, урок

самостоятельной работы, урок практических занятий. Нетрадиционны методы

33

это: интегрированные уроки (основанные на межпредметных связях),

соревновательные уроки (конкурсы, эстафеты, деловые игры, кроссворды,

викторины), творческие уроки (исследовательские, изобретательство,

эвристические беседы, анализ первоисточников, поисковые, проектные,

мозговые атаки, интервью и репортажи), пресс-конференции, дискуссии.

Методы обучения для педагога являются инструментом развития и

формирования личности, представляют собой комплекс многочисленных

приемов, способов, используемых преподавателем в учебной деятельности

обучающихся [12].

Во многих школах отсутствует должное внимание к преподаванию

предмета ОБЖ, которому принадлежит ведущая роль в обучении основам

ЗОЖ и безопасности жизни. Так как на главном месте любого

общеобразовательного учреждения это результаты ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому все

силы направлены на подготовку учащихся к ГИА, а изучение курса ОБЖ

осуществляется по «остаточному принципу». Так что же можно говорить о

знаниях обучающихся раздела основы ЗОЖ на уроках ОБЖ?

Перед преподавателем ОБЖ стоит не легкая задача – применять в работе

такие формы и методы для обучения раздела основы ЗОЖ, используя

различные подходы и принципы при разработке методики преподавания

предмета, которые обеспечили бы хорошие образовательные результаты.

Во время обучения в общеобразовательных учреждениях, очень важна

роль педагога, он становится проводником на пути к формированию здорового

образа жизни, направляя интересы в нужное русло. Несомненно, что все это

даст свои результаты и в отношении эффективности и продуктивности

жизнедеятельности человека, и в уровне и динамике его здоровья.

В школе обучающиеся получают первичные знания о понятиях

«здоровье» и «здоровый образ жизни», о культуре безопасного отношения к

себе и окружающему миру. Это способствует формированию практических

навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут

возникнуть в любой момент, угрожая здоровью и жизни.

34

Если преподаватель ОБЖ научит обучающихся беречь и укреплять свое

здоровье, личным примером демонстрируя здоровый образ жизни,

использовать многообразие форм, методов и приемов при изучении раздела

ЗОЖ в предмете ОБЖ, то очень хочется надеяться, что будущее поколение

будет более здоровым, развитым не только личностно, интеллектуально,

духовно, но и физически.

Для улучшения результата знаний о ЗОЖ, необходимо установить

контакт с родителями обучающихся общеобразовательной организации, по

вопросам здорового образа жизни их детей. Например, привлекая родителейспециалистов для пропаганды ЗОЖ в различных мероприятиях

информационного характера:

 информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных

собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников и

необходимости вести здоровой образ жизни;

 индивидуальные и групповые консультации для родителей по темам

здоровья и ЗОЖ;

 лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, работников ПДН,

пожарной охраны, психолога, социального педагога).

Если в школе есть обучающиеся, чьи родители врачи, психологи,

спортсмены необходимо использование профессиональных возможностей

родителей - это дополнительный ресурс успешности работы при изучении

раздела основ здорового образа жизни.

Атмосфера при организации и проведения подобных мероприятий

передается не только обучающимся, но и взрослым, способствуя

пробуждению у них интереса к здоровому образу жизни.

Следовательно, мы приходим к выводу, что очень не просто приходится

преподавателю ОБЖ планировать и проводить занятия, различные

мероприятия, для того, чтобы на должном уровне выдать обучающимся

35

необходимый материал раздела основы ЗОЖ, и основательно закрепить

полученные знания.

2.2. Рекомендации по проведению занятий

раздела «Основы здорового образа жизни» в 5-9 классах

Основы ЗОЖ в предмете ОБЖ общего образования - это единая

непрерывная система педагогической работы, обеспечивающая надлежащий

уровень подготовленности обучающихся в области безопасности

жизнедеятельности личности, сохранения и укрепления своего здоровья.

Рассмотрим портрет выпускника общеобразовательной школы (5-9

классы) и количество часов на базе раздела основы ЗОЖ предмета ОБЖ.

«Портрет выпускника основной школы» (ФГОС ООО Стандарт

основного общего образования (ООО) ориентирован на становление

личностных характеристик выпускника): осознанно выполняющий правила

здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для

человека и окружающей его среды.

Количество часов, на изучение и формирование основ здорового образа жизни в 5-9 классах отводится определенное количество часов.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакунина М. И. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие.

Русское слово. М.: 2015. 64 с.

2. Вдовина Л.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа

жизни. Учебник. Ростов на Дону. Феникс. 2015. 342 с.

3. Гафнер В. В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования

второго поколения. Вестник НЦБЖД, № 4 (18), с. 32-38. [Электронный

источник] http://xn--90akw.xn--p1ai/obzh-2-0/ (дата обращения 15.12.18г)

4. Гафнер В.В. Методические рекомендации по выполнению

выпускной квалификационной работы. Учебно-методическое пособие ФГБОУ

ВО УрГПУ. Екатеринбург 2019. 44 с.

5. Гафнер В.В. Педагогика безопасности: понятийно –

терминологический словарь (основы безопасности жизнедеятельности);

ФГБОУ ВПО УрГПУ. Екатеринбург, 2015.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным

голосованием 12 декабря 1993 г.

7. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы

безопасности жизнедеятельности. Методика преподавания предмета: 5-11

классы. М.: ВАКО, 2011. 176 с.

8. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основы безопасности

жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5-11 класс.:

Методическое пособие / М.: Дрофа 2005,

9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения: учебное

пособие М.: Педагогика, 2001. 186 с.

10. Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н.

Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Учебник для

общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008. 302 с.

11. Матыченко Г.Н. Рабочая программа «Основы безопасности

жизнедеятельности», разработана на основе ФК и РК государственного

54

стандарта и примерной программы основного общего образования. Дегтярск.

2015. 138с.

12. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности

жизнедеятельности. Учебное пособие. Екатеринбург, 2011 140 c. стр. 137

13. Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности.

Методические рекомендации по использованию учебников в учебном

процессе, организованном в соответствии с новым образовательным

стандартом 5-11 классы. М.: Дрофа, 2004.

14. Основная образовательная программа основного общего

образования (ФГОС) МОАУСОШ № 16. Дегтярск. 2015. 271 с.

15. Основная образовательная программа среднего общего образования

(ФК ГОС) МОАУСОШ № 16. Дегтярск. 2014. 82 с.

16. Павлова А.Н. Грани педагогики безопасности: материалы

всероссийской научной конференции. Екатеринбург. ФГБОУ ВПО

УрГПУ.2014. 92с.

17. Павлова А.Н. материалы всероссийской научной конференции

ФГБОУ ВПО «УрГПУ». Екатеринбург, 2014. [Электронный ресурс] http://xn---

-7sbabejafihwhgv5cgicco7bcx.xn--p1ai/stati/grani-pedagogiki-bezopasnosti2014/rol-semi-v-sisteme-zdorovogo-obraza-zhizni-cheloveka/ (дата обращения

12.12.2018 г.)

18. Положение о рабочих программах учебных предметов МАУО

«СОШ № 16» ГО Дегтярск. Утверждено 30 августа 2018 года.

19. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2011 г. № 1166 «О

финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований федерального

бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа

жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления

алкоголя и табака» (в редакции от 27 декабря 2011г.

20. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об

утверждении федерального компонента государственных образовательных

стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)

55

общего образования» (с изменениями и дополнениями 3 июня 2008 г., 31

августа, 19 октября 2009 г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня

2015г., 7 июня 2017 г.) Информационно правовой портал «Гарант»

[Электронный ресурс] http://base.garant.ru/6150599/#friends (дата обращения

19.12.2018г. )

21. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от

29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано

в Минюсте России 07.06.2012 N 24480). [Электронный ресурс]. http://dschool16.ru/sveden/eduStandarts (дата обращения 19.12.2019 г.)

22. Рубанович В. Б., Айзман Р. И. Основы здорового образа жизни.

Учебное пособие. Новосибирск - Москва 2011. 256 с. [Электронный ресурс].

ttps://prepod.nspu.ru/pluginfile.php/20380/mod_resource/content/0/zdorov_final.pdf

(дата обращения20.12.2018г.)

23. Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Основы безопасности

жизнедеятельности. Учебник для учащихся 7 класса. М.: Просвещение. 2016.

207 с.

24. Тетушкина Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Секреты

преподавания. Волгоград. Учитель. 2009. 238 с.

25. Ткачева О.Ю., Щипицина Е.А., Кравцова А.А. Формирование

здорового образа жизни и профилактика социально обусловленных

заболеваний. Ч.2. Методические материалы. Пермь: ОТ и ДО. 2009. 170 с.

26. Указ Президента РФ № 683 «О Стратегии национальной

безопасности Российской Федерации» (в редакции от 31 декабря 2015 г.

27. Учебный план МАОУ «СОШ № 16» на 2018-2019 учебный год.

Дегтярск. Утвержден 30.08.2018. 21 с.

28. Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный

ресурс]https://xn--80abucjiibhv9a.xn--

56

p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%

82%D1%8B/543 (дата обращения 19.12.2018г.)

29. Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования (утвержден приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

30. Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. [Электронный

ресурсhttp://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=2211

20&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.3879629946355716#0603092024101068 (дата

обращения 19.12.2018 г.)