СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенная любовь поколений к А.С. Пушкину.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С. Пушкин — дитя поколений, подготовивший Золотой век русской словесности 

Нашей особенной любви к Пушкину дивятся те, кто знаком с его произведениями лишь через перевод. А ведь не за горами все будут отмечать его 220 юбилей. Напрашиваются вопросы:

Что такое Пушкин для культуры XXI века в целом? Что мы способны добавить к открытому? И как бы оценил наши искания сам поэт?

Чтобы это понять нужно обратиться к высказываниям мастеров искусств и ученых разных эпох. Ими был выделен факт щедрового дара, которому соответствовал сложный труд.

Просмотр содержимого документа
«Особенная любовь поколений к А.С. Пушкину.»

Спиридонова Тамара Ивановна

педагог высшей категории

ДТО "Теле-Кино"

г. Москва


Особенная любовь поколений к А.С. Пушкину.


А.С. Пушкин — дитя поколений, подготовивший Золотой век русской словесности 

Нашей особенной любви к Пушкину дивятся те, кто знаком с его произведениями лишь через перевод. А ведь не за горами все будут отмечать его 220 юбилей. Напрашиваются вопросы:

Что такое Пушкин для культуры XXI века в целом?

Что мы способны добавить к открытому?

И как бы оценил наши искания сам поэт?

Чтобы это понять нужно обратиться к высказываниям мастеров искусств и ученых разных эпох. Ими был выделен факт щедрового дара, которому соответствовал сложный труд. Начался он рано. По воспоминаниям сестры, Александр Сергеевич был неповоротлив и молчалив, тем самым приводил свою мать в отчаяние. Больше всего ему нравилось гулять в Юсуповом саду с Ариной Родионовной, и ребенка посетило первое поэтическое чувство:

Первые им написанные строки звучали:

И часто я украдкой убегал

В великолепный мрак чужого сада….

Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня теней прохлада;

Я предавал мечтам свой юный ум,

И праздномыслить было мне отрада.

Любил я светлых вод и листьев шум,

И в ликах их печать недвижных дум.

Все- мраморные циркули и лиры,

Мечи и свитки в мраморных руках,

На главах лавры, на плечах порфиры.

Все наводило сладкий некий страх

Мне на сердце; и слезы вдохновенья,

При виде их рождались на глазах.

Его развитие шло великанскими шагами. Он начал с того, что опередил всех сверстников, и кончил опережением века. Пушкиноведение встало на ноги поздно. Новая наука о Пушкине вступила в борьбу с этим пушкинским мифом. В обобщающей книге Б.В. Томашевский так и написал: «Пора вдвинуть Пушкина в исторический процесс и изучать его так же, как и всякого рядового деятеля литературы».

После кратковременного периода борьбы с классиками Пушкин принят безоговорочно. Он высшая точка, до которой не дотянуться. Знак, входящий в обиходную речь со словами «Кто за тебя думать будет?» Пушкин? Это гипсовые фигурки юноши с пером, газетные полосы, печатный станок, плитки шоколада и коробки конфет с портретом Пушкина. Разбросанные веером школьные хрестоматии, гусиные перья с портретом. И наконец массовая модель — «Дневник школьника с расписанием, цитатами и портретом поэта на обложке».

Создать образ Пушкина оказалось под силу музыке и поэзии. Произведения Шнитке, строки Ахматовой, Цветаевой. Александр Блок дальше всех ушел в понимании личности Пушкина. Где Пушкин вел свою роль широким, уверенным движением, как большой мастер.

А чего например может добиться в освоении этой темы кино? Графика Пушкина здесь словно приуготовлена к экранной жизни и современная техника экрана поможет ее прочесть.

Вся графика поэта словно начинена движением. Тут для кино — раздолье. Многочисленные рисунки Пушкина не остались храниться только в архивах и частных коллекциях, они много раз издавались. И каждое поколение открывало их как бы заново. Верится, что через сто или двести лет они будут казаться такими же современными и таинственными.

Создавая фильм можно помочь зрителю ощутить загадочную роль игрового начала в творчестве Пушкина. Кинокартина может графически и сюжетно повторить внутреннюю логику, движение автопортрета. Любой автопортрет может быть развернут в лирическое стихотворение или поэтическую строфу. Автопортрет Пушкина — это история реального человека в реальных обстоятельствах. Это своего рода история сына «железного века» и судьба гения, принадлежавшего вечности.

Кино обладает той свободой движения, которой лишены другие пластические искусства. Это укрупнение, сопоставление автопортретов, представленных общим планом. И отдельных деталей, одновременно и порознь.

Для этого надо прочертить внутреннее развитие темы поэта, включить зрителя в эту динамику, дать ему ощутить те стихи, что живут в жизни и в рисунках.

Фильм также может передать это это движение мысли поэта, его искания, ступени работы над образом.

В «Евгении Онегине» есть такое прямое обращение к тем, кто будет судить о нем спустя годы, а это значит и к нам:

Без неприметного следа

Мне было б грустно мир оставить,

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы кажется желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

Так вот нашелся лидер в нашей студии «Теле-Кино», это сценарист, режиссер, оператор и монтажер, создавший проект, т. е. авторский фильм «Ай да Пушкин», реализовавший его от идеи до воплощения на Всероссийской акции «День короткометражного кино».