13.12.2023г.
Русский язык
Тема: Особенность согласных звуков, обозначаемых изучаемыми буквами: парные по звонкости – глухости согласные.
Цели: отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в словах; развивать каллиграфические навыки, внимание, логическое мышление, речь, орфографическую зоркость; воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять звонкие и глухие согласные в словах; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово, различать парные по звонкости – глухости согласные.
Ход урока
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок. Начинается урок.
Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков.
А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.
II. Актуализация знаний
Разминка для пальчиков.
1. Чистописание.
– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.
з – с
– Что это за буквы? (Парные согласные)
– Запишите парные согласные в тетрадь. Но перед письмом мы должны вспомнить правила, как должны сидеть во время письма.
2. Самостоятельная работа.
- Запишите отгадки. (ученик на доске)
Через синий океан
Ведет судно …(капитан).
Серебристый самолет
В небесах ведет …(пилот).
- Разделить слова на слоги, поставить ударение.
3. Взаимопроверка.
- Возьмите карандаш. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.
4. Работа с предложением.
- Запишем предложение: Зина принесла розы в класс.
- О ком говорится в предложении?
- Что сделала Зина?
- Сколько слов в предложении? (5)
- Сократите предложение на 2 слова. (Зина принесла розы.)
- Сколько слов стало в предложении?
5. Письмо слогов под диктовку.
Са, за, со, зо, су, зу, сы, зы, си, зи, се, зе.
III. Постановка темы урока
- Догадались, какая у нас тема урока?
- На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в словах, также будем подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
- Посмотрите на таблицу звуков, у нас есть парные по звонкости-глухости согласные звуки. Давайте их назовем.
IV. Введение в тему
Согласные звуки бывают парными. Пара – это два предмета, две буквы, два звука. Звуки [ з] и [с ] называют парными согласными звуками. Мы часто слышим звук
[с ], а пишем букву з, например: мороз (проверочное слово – морозы), паровоз (проверочное слово – паровозы).
V. Физ. пауза
- Я буду называть слова. Если слово с звонким парным согласным – подпрыгиваете, с глухим – приседаете.
(Коза, коса, роса, роза. Сима, Зина, морозит, моросит. Звон, слон….)
VI. Обобщение и систематизация знаний
Работа с предложением.
- Вставь подходящие по смыслу слова. В скобках напиши проверочное слово. Орфограмму подчеркни.
Ударил сильный _______ .
У Зины ______, а Ивана _____.
Слова для справок: кос/за, моро з/с, коз/са,
- Запишем предложения в тетрадях.
2. Списывание с печатного текста.
- Напишите пары слов, написание которых отличается только одной буквой. После списывания, нужно подчеркнуть звонкие согласные одной линией, а глухие – двумя.
Козы, косы, роза, роса.
VII. Рефлексия
- С какими звуками познакомились на уроке?
- Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».
VIII. Подведение итогов урока
- Наш урок подошёл к концу. Над какой темой работали на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что интересного вы узнали о буквах з и с?