УДК 372.851
376.356
Н.Д. Тумба, студент
Научный руководитель: Н.В. Суханова, к.п.н., доцент
г. Сургут, Сургутский государственный педагогический университет
ОСОБЕННОСТИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В результате изучения педагогического опыта многих учителей, выяснилось, что некоторые обучающиеся, не имеющие определенного пособия со всеми необходимыми сведениями для них, в большинстве случаев обращаются к педагогу, нежели к учебнику либо справочнику. Обучающиеся, при анализе собственной самостоятельной работы, зачастую, указывают на необходимость в самоконтроле этой работы, на потребность в снабжении их детальными объяснениями абсолютно всех сложностей, встречающихся при выполнении заданий, на затруднения в самостоятельном использовании теоретического материала. Таким образом, появляется потребность в создании дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы учеников, в частности для детей с нарушением слуха, обучающихся в условиях инклюзии.
В своей работе под дидактическими материалами мы будем понимать «…особый тип наглядного учебного пособия (преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д.), раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе или дома или демонстрируемые учителем перед всем классом» [2, С. 184].
При разработке дидактических материалов, существуют, на наш взгляд, наиболее важные принципы обучения:
принцип доступности (дидактические материалы выбираются педагогом в соответствии с достигнутым уровнем знаний обучающихся);
принцип самостоятельной деятельности (деятельность с дидактическими материалами выполняется самостоятельно);
принцип индивидуальной направленности (деятельность с дидактическими материалами выполняется в индивидуальном темпе, сложность и вид использованных материалов может отбираться тоже индивидуально);
принцип наглядности и моделирования (так как наглядно-образные компоненты мышления имеют высокую значимость в жизни человека, применение их в обучении оказывается весьма результативным);
принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем существеннее, увлекательнее и многообразнее использованный материал, этим крепче он фиксируется и продолжительнее сохраняется, поэтому практическое применение приобретенных знаний и умений, представляющее собой результативный метод продолжения их освоения способствует их лучшему закреплению);
принцип познавательной мотивации;
принцип проблемности (в процессе деятельность ученик должен решить определенную дидактическую проблему, применяя собственные знания, умения и навыки; будучи в условия, непохожих на условия в классе, ученик осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, стремительно формируя собственную интеллектуальную, волевую, мотивационную, эмоциональную и прочие сферы).
Следует отметить, что применение дидактических материалов способствуют активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени, визуализации, систематизации и закреплению учебного материала.
Рассмотрим основные цели использования дидактических материалов. К ним можно отнести самостоятельное освоение обучающимися материала, развитие умений работать с разными информационными источниками, активизацию познавательной деятельности учеников, развитие умений самостоятельно осмыслять и осваивать новый материал.
Наличие в дидактических материалах схем, картинок и условных заменителей, содействуют формированию творческого воображения, дают возможность «опредметить» абстрактные понятия.
Применение дидактических материалов дают возможность установить контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок согласно результатам работы и оценкой итогов. Кроме того дидактические материалы ориентированы на самостоятельные контроль и коррекцию, тренировку в ходе освоения учебного материала.
В ходе деятельности с дидактическими материалами у обучающихся увеличивается мотивация обучения, происходит формирование конкретного типа мышления (наглядно-образного, абстрактного, логичного), осуществляется процесс развитие культуры учебной деятельности, информационной культуры общества, активируется связь эмоциональных и интеллектуальных функций при совместном решении творческих (исследовательских) учебных задач.
Система дидактических материалов в учебном процессе должна предполагать поочередную, поэтапную подготовку обучающихся разным способам и приемам учебной деятельности, а также применение задач разного уровня (репродуктивного, преобразующего, творческого).
Среди имеющихся требований к дидактическим материалам можно выделить потребность подбора последовательности знакомства с информацией, педагог по возможности должен обеспечить ребенку детальные рекомендации о порядке самостоятельной работы и самоконтроле, структурировать материал так, чтобы обеспечивалась визуальная наглядность с целью сопоставлений и сравнений.
Следует отметить, что разработка дидактических материалов выполняется согласно этапам, которые в своем пособии описала К.В. Мирошниченко [1]:
определение целей урока;
подбор содержания материала и технологии его обучения;
установление области и цели применения дидактических материалов;
составление уроков с применением дидактических материалов и планирование заданий к разработанным урокам;
подбор метода представления дидактического материала и выбор необходимых средств;
разработка дидактических заданий;
формирование методичного аппарата;
разработка методических рекомендаций;
составление критериев оценивания результатов обучения;
разработка средств контроля и методов их использования;
включение разработки в образовательный процесс, как дидактическое средство;
интерпретация полученных результатов.
В настоящее время в образовательном процессе стали обширно использоваться демонстративные дидактические материалы.
Существует классификация данных материалов согласно методичному назначению и дидактическим целям [3], включающая в себя следующие виды:
дидактические тексты, целью которых является обучение работе с различными информационными источниками;
обобщенные алгоритмы отдельных видов познавательной деятельности;
инструкции (указания) по формированию и развитию логического мышления;
задания, способствующие развитию умений сопоставлять, исследовать, обосновывать, определять причинно-следственные связи, обобщать;
задания разного уровня;
задания с проблемными вопросами;
задания на развитие творческого мышления и воображения;
экспериментальные задания;
общая деятельностная модель (ОДМ) эксперимента;
карточки с инструкциями, описывающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной деятельность;
карточки-консультации, дидактические материалы с объясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указание типа задач и пр.;
указания к лабораторным работам и экспериментам;
листы самоподготовки обучающихся к лабораторным работам;
справочные материалы;
алгоритмы выполнения заданий;
описание причинно-следственных взаимосвязей, необходимых для выполнения заданий;
описание теорем, формул, правил, на основе которых выполняется задание;
модели и имитации изучаемых объектов, процессов или явлений;
тесты с самоконтролем.
Таким образом, применение дидактических материалов в учебном процессе, нацелено на способствование в решении поставленных педагогом задач, т.е. помощь обучающемуся более полно освоить знания и применять их в решении практических задач.
Рассмотрим особенности дидактических материалов по математике для обучающихся 5 класса с нарушением слуха.
Исследования, проведенные Т.С. Зыковой, Л.П. Носковой, Т.В. Розановой, Е.Г. Речицкой, И.А. Шаповаловым и другими с позиции деятельностного подхода, показывают, что для деятельности обучающихся с нарушениями слуха свойственно недостаточность анализа условий, неумение акцентировать основные и подчинительные ориентиры, т.е. несовершенство ориентировочной основы действий.
Типичными считаются твердость ориентировки, недостаточность, что тянет за собою незавершенность решений, несоблюдение плана и очередности действий и говорит о нехватке у глухих и слабослышащих детей конкретных взглядов о цели действий и путях их достижений.
Таким образом, одной из важных задач обучения детей с нарушениями слуха считается развитие умения выделять существенные признаки в ориентировочной основе действия (ООД), классифицировать задачи в зависимости от способа их решения, переключаться от модели, установленной в ООД, к объекту и наоборот; воссоздавать и создавать алгоритмы, разграничивать способы действий в зависимости от условий задач, выполнять общелогические операции и действия. Уже после схемы ООД следует этап материального действия, выполняемое или на самих предметах, или на их изображениях: макетах, чертежах, схемах, моделях; при этом выполняется их перемещение, сопоставление, изменение, измерение. Далее начинается этап исполнения данных действий с помощью внешней речи с отсутствием опоры на предметы. Речевое действие создается как отображение материального действия. Манипуляция с изображениями уже не требуется. Очередной этап — перенос внешнеречевого действия во внутренний план. Это так же проговаривание про себя, т.е. внешняя речь. И в завершающий этап — умственное действие, речь «для себя», т.е. внутренняя речь. Рассмотренная общая схема формирования умственной деятельности разработана П.Я. Гальпериным.
Приведем пример, как можно организовать овладение обучающимися 5 класса геометрическими понятиями. Ребята сперва работают с материализованными признаками данных понятий и правилами действий с ними, т.е. карточками, на которых в определенном порядке перечислены признаки понятия, и фигурами, далее эти действия выполняются в речевой форме с проговариванием вслух, и в конечном итоге, действия выполняются в уме. Как показывает опыт педагогов, процесс выполнения действия контролируется на всех этапах и плавно переходит в самоконтроль, а значит, осуществляется комплексное руководство ходом развития умственных действий и знаний, как их продуктов.
Немаловажно и наиболее доступно создать у учеников с нарушениями слуха обобщенные способы решения познавательных задач. Овладение обобщенным способом действий, сосредоточенного на решении всех задач одного типа, рассматривается как главное условие развития учебной деятельности (в педагогике – В.В. Давыдов, В.И. Логвинова, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин, в сурдопедагогике – Е.Г. Речицкая, Т.В. Розанова, С.А. Зыков, И.А. Шаповал, Л.И. Тигранова). Освоение общими способами общеучебных и логических действий увеличивает способности самостоятельного вычленения учениками известного в неизвестном, отнесения к изученным ранее новых фактов. У обучающихся формируются умения воспринимать познавательную задачу, исследовать её, выделять существенное, главное, находить подходящие способы решения постановленной задачи.
Приведем пример дидактических материалов, в виде кластера, по теме «Действия с натуральными числами» для обучающихся 5 класса с нарушением слуха, разработанных на основании особенностей, описанных выше. В разработке данного кластера использовались материалы из учебников по математике за 5 класс, занесенных в федеральный перечень учебников, следующих авторов: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова; А.Г. Мерзляк; С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин; Г.К. Муравин, О.В. Муравина; Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова.
Компоненты операций
«Участники действий»
Переместительный
a·b=b·a
Переместительный
a+b=b+a
Распределительный закон
a·(b+c)=a·b+a·c
Законы (свойства)
Сложение
Сочетательный
(a+·b)+c= a+(b+c)
Сочетательный
(a·b)·c= a·(b·c)
Порядок действий
Произведение=множитель·множитель
10=5·2
Частное=делимое:делитель
2=10:5
Разность=уменьшаемое-вычитаемое
3=5-2
Сумма = слагаемое+слагаемое
5=2+3
Умножение
⌂:⌂=1
0:⌂=0
Правила для любого числа a, не равного нулю
Правила для любого числа a
⌂·1=⌂
1·⌂=⌂
⌂·0=0
0·⌂=0
⌂-0=⌂
⌂-⌂=0
⌂+0=⌂
0+⌂=⌂

Действия с натуральными числами



Правило чтения числовых выражений
( )
+ -
· :
После слов сумма, разность, произведение и частное числа читаются в родительном падеже.
Например:
25+11 – сумма двадцати пяти и одиннадцати;
78-9 – разность семидесяти восьми и девяти;
25·2 – произведение двадцати пяти и двух;
12:6 – частное двенадцати и шести.
Приведенный кластер может даваться обучающимся или составляться совместно по мере изучения темы. Данная тема разбита на пять подтем, выделенные разными цветами в кластере. Выделение цветом помогает лучше воспринимать слабослышащим детям информацию и структурировать ее.
В самой разработке использовались мнемонические приемы, помогающие запоминаю информации и установлению ассоциаций. Так же словесная формулировка правил и компонентов сопровождается знако-символьной записью, что помогает лучшему пониманию и усвоению.
Таким образом, главной особенностью дидактических материалов по математике для обучающихся 5 класса с нарушением слуха, является наличие алгоритмов, общих способов действий, наглядность и упрощенность изложения понятий. Весь материал должен представляться не в виде сплошного текста, а в большей степени, в виде схем, рисунков, таблиц и подобных средств, легко воспринимаемых детьми с нарушением слуха. С помощью дидактических материалов должны формироваться математические знания и навыки в единстве с развитием речи, понятийного и наглядного мышлений. Помимо описания действий, важную роль в данных материалах играют самостоятельные упражнения, способствующие усвоению и закреплению пройденного материала. Подбор материала должен проводиться в соответствии с интеллектуальными и психологическими особенностями слабослышащих детей. При соединении нескольких типов дидактических материалов в единое, увеличивается эффективность использования их при обучении математике детей с нарушениями слуха.
Список использованной литературы
Методика информатики: Учебно-методическое пособие для обучающихся педагогических колледжей [Текст] / Сост. К.В. Мирошниченко. – Шахты: ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж», 2016 – 161с.
Психолого-педагогический словарь [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Соврем. Слово, 2006. – 928 с.
Тигранова, Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха [Текст]: книга для учителя / Л.И. Тигранова. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.