СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности духовно-нравственного-воспитания младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности духовно-нравственного-воспитания младших школьников»

Особенности духовно-нравственного-воспитания младших школьников


Говоря о духовно-нравственном воспитании младших школьников, важно погрузиться в проблему духовно-нравственного становления и воспитания личности. Затрагивая данный вопрос, нельзя обойтись без определения что же такое «личность».

Выдающийся педагог Крившенко Л.П. пишет, что «личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества» [18]. Здесь мы сталкиваемся с одной из самых главных и сложных проблем в педагогической теории и практики – проблемой личности, её развития, формирования и социализации. Наша же работа заключается в том, чтобы решить эту проблему, изучая и выявляя наиболее эффективные условия для процесса обучения и воспитания.

Личностью, в отличие от других смежных понятий, таких как «индивид», «индивидуальность», становятся. Например, индивидом рождаются, а индивидуальность – отстаивают. Таким образом, становлению личности должен постоянно сопутствовать какой-то процесс, и этот процесс – развитие. Крившенко Л.П. отмечает, что «в педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой. Таким образом, развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов» [18]. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие. Биологическое развитие включает в себя такие категории изменений, как: морфологические (вес, объём, рост); биохимические (состав крови, мышц, костей); физиологические (пищеварение, половое развитие и пр.).

Проблема развития личности одна из основоположных проблем в таких науках, как философия, общей и социальной психологии и, конечно, же в педагогике. Многие специалисты освещали эту проблему в своих работах. В пример можно привести П.П. Блонского, А. Дистервега, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.

С.Л. Рубинштейн, говоря о личностном развитии человека, считал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, при котором может сознательно управлять собственным поведением и деятельностью [41].

По мнению учёного-философа В.П. Тугаринова важнейшими характеристиками личности являются: разумность, ответственность, свобода, личное достоинство, индивидуальность [45].

К этим характеристикам можно добавить твёрдость нравственных взглядов и убеждений, принципиальность, общественная активность, отстаивание своих идеологических и моральных принципов.

Говоря о критериях личности, нужно отметить, что В.П. Тугаринов связывал это понятие с возрастной и психической зрелостью человека. То есть младенец, который не достиг определённого уровня психического развития, а также психически больной человек, который не в состоянии контролировать и осознавать своё поведение, не являются личностями [45].

Также стоить отметить такое понятие, как «формирование личности». И.Ф. Харламов дал такое определение: «Формирование же выступает как результат развития личности и обозначает её становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств» [47].

Ни, становление, ни развитие, ни формирование личности не обходится без факторов, которые влияют и воздействуют на эти процессы. Эти факторы можно разделить на социальные (общество, государство, этнос, культурные, экономические и пр. условия, семья, субкультуры) и биологические (наследственность, условия вынашивание, внутриутробного развития и рождения ребёнка).

При воздействии всех социальных факторов мы наблюдаем процесс социализации. Социализация личности – это процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности.

Говоря про биологические факторы и наследственность, стоит сказать о важных понятиях, которые тесно связаны с личностью человека. Такими понятиями являются задатки и способности, которые при своей схожести имеют значительные отличия.

Задатки – это природная предрасположенность к той или иной деятельности. Это потенциальные возможности для развития способностей. В человеке заключено много задатков, задача состоит в том, чтобы пропорционально развивать его природные способности и свойства.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности.

Но способности не могут развиться без воспитания. Именно воспитание корректирует влияние наследственности и окружающей среды. При этом воспитание может обеспечить развитие определённых качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Ценность и отличительные черты воспитания в том, что это целенаправленный, систематический процесс при квалифицированном руководстве.

Однако не стоит рассматривать человека как пассивный объект, который развивается как личность только под влиянием среды и воспитательных действий. Большое значение в развитии личности играет активность самой личности, которая может самостоятельно формироваться в различных направлениях. Положительное влияние на внутреннее стимулирование активности личности в работе над собой способствует стремлению личностного совершенствования.

Таким образом, ссылаясь на И.Ф. Харламова, саморазвитием можно назвать «развитие личности под воздействием социальных и воспитательных факторов, которые вызвали положительный отклик в её внутренней сфере и стимулировали её собственную активность в работе над собой» [47].

При этом, никак не уменьшая значимость саморазвития, стоит уделить внимание и воспитательному процессу как наиболее важному в социальном мире.

Формирование нравственной личности сопряжено с постижением человеком определенных социальных норм, поскольку в большей степени понятие о нравственности является частью будничного сознания. Дети при содействии педагога легко воспринимают, постигают и фиксируют в своей памяти основные моральные нормы, тем самым перемещаясь в субъективно-индивидуальную область нравственности.

Вместе с тем познание младшим школьником дефиниции нравственности – задача достаточно непростая, поскольку, несмотря на общеупотребительность данного термина и кажущуюся ясность,до настоящего времени не существует устоявшегося определения понятия «нравственность».

Каждый исторический период имеет свой духовно-нравственный идеал, отраженный в религиозных доктринах, произведениях литературы, философских учениях. Например, Аристотель считал идеальной в нравственном отношении личность, отрешенную от мирских дел, сосредоточенно и спокойно созерцающую истину [4]. Духовно-нравственный идеал в представлении И. Канта воспринимался как практическое руководство для действий и поступков личности, которые сравниваются с «совершенным человеком», живущим в каждом из нас. Таким образом, по мысли ученого, на развитие человека оказывает влияние этот внутренний компас, вместе с тем эти две личности – реальная и идеальная – никогда не будут находиться на одной ступени [12].

С помощью нравственного идеала определяется цель духовно-нравственного самовоспитания личности. Действия, которые совершает человек, чтобы достигнуть этой цели, – это осознанный волевой акт, его главным мотивом выступает настойчивое желание достигнуть высокого уровня собственного нравственного идеала.

В свою очередь нравственный идеал регулирует сущность моральных норм и принципов, исходящих из области интересов человека и сложившихся жизненных условий. Так, нравственным идеалом военного будет являться человек, обладающий мужеством, доблестью, честью, благородством, владеющий в совершенстве приемами обращения с оружием, которое он, однако, должен применять лишь в исключительных жизненных ситуациях, когда требуется защитить своих близких или Родину.

Категория «духовно-нравственный идеал» имеет отношение ко всему обществу в целом. В идеале оно должно взять за основу принципы гуманности и высшей справедливости. Общественным идеалом можно назвать образ совершенного общества, выражающего интересы конкретной социальной группы, ее понимание лучшего общественного устройства и высшей справедливости. В качестве одной из категорий нравственности общественный идеал вбирает в себя совокупность требований:

– распределение на равных правах всех жизненных благ между людьми;

– баланс между правами и обязанностями человека;

– соответствие занимаемого человеком места в обществе его способностям;

– зависимость характера вознаграждения от вклада конкретного человека в общественную жизнь;

– гармоничное соотношение между личной и общественной, добродетельной жизнью и возможностью обретения счастья.

В результате продуктивной деятельности педагога, нацеленной на воспитание духовно-нравственных качеств современных школьников, формируется нравственная воспитанность. Она находит выражение в совокупности общественно важных личностных характеристик, проявляется в том, как учащиеся общаются, строят межличностные отношения в различных видах деятельности. Учитель может судить о нравственной воспитанности своих подопечных на основании того, насколько глубоки их нравственные чувства, способны ли они к эмоциональному состраданию, как они переживают, сочувствуют, испытывают ли чувство стыда. Тем самым определяется уровень зрелости детского нравственного сознания, включающего в себя такие показатели, как моральная образованность, готовность к аналитическим рассуждениям

Кроме того, в данный период также формированием нравственной стороны является отношение детей к учениям, на базе которого развивается трудолюбие, заинтересованность в результате труда, увлечённость его процессами. Учение – более точно оцениваемый труд школьников, и развития нравственного отношения к этому труду необходимо, чтобы оценивались, не только результаты, но и затраченные детьми усилия.

Духовно-нравственное воспитание включает в себя принятие обучающимися общепринятых моральных норм, нравственных установок, и, кроме того, национальных ценностей. Уровень духовности человека находит свое отражение в ценностях каждой конкретной личности, ведь именно они указывают на то, что для него важно и значимо. Стоит упомянуть, что формирование духовно-нравственных ценностей – это длительный процесс.

Духовно-нравственные ценности – это, в первую очередь, смысложизненные ценности. Иными словами, это базовые ценности человеческой жизни: уважение к родителям, любовь к ближнему, помощь нуждающимся, любовь к Родине, совесть, достоинство и честь [3].

В настоящее время мы также можем говорить о таких сложившихся в ходе культурно-исторического развития России духовно-нравственных ценностях как: вера в добро, воля, долг, справедливость, человеколюбие, личное достоинство, милосердие, дружба, любовь. Данные ценности регулируют отношения с позиции «должного» и «нужного» и понимаются в широком смысле.

Духовно-нравственные ценности занимают особое место в системе духовности. С помощью духовно-нравственного критерия можно оценить все виды и сферы деятельности человека. Именно оценка деятельности человека и ее регулирование является главной и первостепенной функцией духовно-нравственных ценностей. Совесть выступает главным критерием внутреннего нравственного сознания, которое, в свою очередь, выражает в себе нравственные идеалы, категории и чувства.

Таким образом, духовно-нравственные ценности воспитания имеют большое значение не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом, что делает их формирование важной задачей современного образования. Они находят свое отражение во многих аспектах человеческой жизни: в отношении к себе, к окружающим, к природе, к культуре, к государству, к религии и к самой жизни. Благодаря им человек приобретает способность выбирать собственную поведенческую позицию, не противоречащую духовным ценностям и общепринятым нормам. Под духовно-нравственным воспитанием младших школьников мы понимаем сформированную систему устойчивых смысложизненных ценностей (базовые ценности человеческой жизни: уважение к родителям, любовь к ближнему, помощь нуждающимся, любовь к Родине, совесть, достоинство и честь), с помощью которой происходит оценка и регулирование как своей собственной деятельности, так и деятельности окружающих. Формирование духовно-нравственных ценностей мы будем рассматривать как педагогический процесс, в ходе которого обучающийся будет овладевать ценностями, которые позволят ему оценивать действия и поступки себя и других людей, оценивать социальные явления, регулировать свою деятельность с точки зрения морали и нравственности. Этот процесс будет формировать у личности духовные потребности, поможет в освоении духовных ценностей и их реализации в аспекте нравственного поведения. Он сочетает в себе социальное воздействие и внутреннее стремление к самосовершенствованию и является основой духовно-нравственного воспитания.