СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности экономического развития России в начале ХХ века : успехи и противоречия модернизации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в динамичной форме позволяет раскрыть тему особенностей  экономического развития России в начале ХХвека.

Просмотр содержимого документа
«Особенности экономического развития России в начале ХХ века : успехи и противоречия модернизации.»





Тема: Особенности экономического развития России в начале ХХ века: успехи и противоречия модернизации. Разработка урока учителя истории Донецкого медицинского общеобразовательного лицея-предуниверсария Ткаченко Елены Леонидовны.

Цели урока:

Образовательные:

  • Обобщить и проанализировать особенности развития Российской империи в начале ХХ века;

  • Совершенствовать навыки анализа исторических документов, умения работы с картой-схемой ;

Развивающие:

  • Продолжить работу по осознанному построению речевого высказывания; развивать способности решения коммуникативных задач при осуществлении совместной деятельности в группах;

  • Развивать умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

  • Формировать и закрепить в сознании старшеклассников традиционные, общечеловеческие гуманистические и демократических ценности.

Задачи урока:

  • развивать личностные качества учащихся ,умения, навыки познавательной и практической деятельности с использованием компьютерных технологий (владение различными видами публичных выступлений, использование элементов причинно-следственного анализа, исследование реальных связей и зависимостей, анализ, поиск, синтез и извлечение информации по заданной теме) . Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал в виде исторических документов, схем, таблиц с диаграммами, фотографий.


План урока:

1.Организационный момент.

2.Создание проблемной ситуации.

3.Повторение и углубление ранее изученного материала.

4.Актуализация знаний: практические задания по теме 5.Усвоение теоретических сведений по теме.

6.Итог урока. Рефлексия.

7.Домашнее задание: самостоятельная работа

Ход урока.

  1. Организационный момент. Оъявление темы и задач урока.

  2. Создание проблемной ситуации.

- Какие успехи были достигнуты Россией в начале ХХ века в развитии промышленности и сельского хозяйства?

- В чём Россия отставали от развитых стран?

- Используя свои опорные конспекты о влиянии факторов на российскую модернизацию оцените и проголосуйте, как проходил этот процесс.

  • Синий цвет - «успешно»,

  • Красный цвет - «неуспешно»,

  • Жёлтый цвет - «не проходила совсем»

  • Зелёный - «была не завершена».

  • Итоги голосования (запись на доске)

  1. Повторение и углубление ранее изученного материала.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое модернизация?

  2. Что такое монополия?

  3. Перечислите виды монополий.

  4. Что такое инвестиции и какова их роль?

Чтобы правильно оценить экономическое положение России в начале 20 века, когда реальные капиталистические общества всё меньше напоминали модель классического капитализма, теоретики общественных наук создали три концепции на положение России в этот период.

1 концепция Эванса. «Россия- развивающееся общество». «Зависимое развитие». Концепция Эванса- это анализ возможностей быстрого развития страны.

2 концепция. Три группы стран второго эшелона (Германия, Япония, Россия) и их роль в мировом экономическом процессе. Это «Германский путь» экономического развития России - активное государственное вмешательство в экономику страны, всемерная поддержка национальной промышленности. Эту политику проводили министры финансов Бунге, Вышнеградский, Витте, Коковцев на протяжении трёх десятилетий.

3 концепция Фридриха Листа, поддерживаемая Витте, подвергшего сомнению британскую классическую экономию, касающуюся взаимных выгод свободной торговли. Он полагал, что необходим переходный период протекционизма (защищал вмешательство государства в рынок и финансы).

  1. Актуализация знаний: творческие практические задания по теме

Учитель: Вы прослушали три концепции на экономическую политику России. Предлагаю проанализировать исторический материал, таблицы, схему-карту, рисунки и сделать по предлагаемым вопросам свой вывод относительно модернизационного экономического развития России в начале 20 века.





Творческие задания:

1 группа.

Сопоставляя исторический материал и информацию в интернете «Россия в начале 20 века», необходимо проанализировать изменения, произошедшие в экономике России в рассматриваемый период, указать плюсы и противоречия.

Вопросы к заданию:

  1. Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?

  2. Расскажите, какие новые центры тяжёлой индустрии появились в России?

  3. Какова доля казённой промышленности в тяжёлой индустрии?

  4. Каковы успехи и противоречия в промышленности?

2 группа.

Выяснить роль государства в экономике России на основании исторического материала, текста учебника, позволяющих представить механизмы влияния государства на экономику.

1) Какие предприятия находились в собственности государства?

2) Какими способами влияло государство на деятельность частных предприятий?

3) Какова роль государства в экономике России в начале 20 века?

К чему это привело?

4) Положительное и отрицательное вмешательство государства в экономику.

3 группа.

Необходимо объяснить роль иностранного капитала в России на основе анализа исторического документа «Из доклада министра финансов Витте» и схемы «Иностранный капитал в России», позволяющих выяснить причины привлечения иностранного капитала и сферу его приложения.


1) Чем обосновывает Витте необходимость приток иностранного капитала в Россию?

2) В какие районы страны иностранцы вкладывали свой капитал?

3) Почему производить продукцию на деньги зарубежных предпринимателей было в России выгодно?

4) Что положительного и отрицательного было в привлечении иностранного капитала в Россию?

4 группа.

Представьте полную картину развития сельского хозяйства в России в начале ХХ века на основе работы с историческим документом, анализом диаграммы и таблицы.

  1. Какие хозяйства являлись главными поставщиками хлеба на мировой рынок? Почему?

  2. Назовите причины, которые тормозили развитие сельского хозяйства.

  3. Какова взаимосвязь между развитием промышленности и сельским хозяйством?

V. Усвоение теоретических сведений и новых знаний по теме.

Выступления учащихся.

Каждая группа устно предоставляет результаты коллективной творческой работы. Остальные учащиеся отвечают на проблемные вопросы по каждому сообщению письменно.



VI. Итог урока. Рефлексия.

Проведём повторное голосование по вопросу о том, как проходила российская модернизация. Изменились ли итоги голосования?

Какие новые важные знания и умения вы приобрели на уроке. VII.Домашнее задание:

Используя форму сравнительной таблицы, ответьте на вопрос «Есть ли общие черты в экономических преобразованиях в России на рубеже XIX-XX вв. и XX-XXI вв.?»