СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии "Особенности ФГП и ЭГП Республики Крым" (9 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии "Особенности ФГП и ЭГП Республики Крым" (9 класс)»

Конспект урока географии


Тема: «Особенности физико-географического и экономико-географического положения Крыма»

Класс: 9

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с особенностями физико-географического (ФГП) и экономико-географического положения Крыма (ЭГП), выявить сильные и слабые стороны ФГП и ЭГП.

Метапредметные: развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать, привить учащимся бережное отношение к природе родного края.

Личностные: воспитание любви к родной земле и интереса к окружающему миру.

Оборудование: презентация, физическая карта полуострова, физическая карта России, контурные карты Крыма; мультимедийная доска, ноутбук.

Тип урока: открытие новых знаний.





Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивация учебной деятельности

Создает  проблемную ситуацию: демонстрация фотографий и задает вопрос: « О каком регионе России идёт речь?»


Если школьники не отвечают даёт подсказки:

  • Этот регион расположен в Европейской части России

  • Он омывается водами двух морей

  • Этот регион связан со славой русской армии и флота

  • В этом регионе множество природных и исторических достопримечательностей

  • Он вошёл в состав Российской федерации в марте этого года


Вместе с учениками формулирует тему урока


Как вы думаете, почему эту тему я выбрала для сегодняшнего урока?

Предполагают тему урока.

Участвуют в определении целей урока.

Формулируют тему урока

Ученики отвечают на вопрос








Ученики отвечают на вопрос,

предлагают возможные цели урока, записывают их на доске

Сравнивают с целями учителя

2.Актуализация опорных знаний

Вспомните, что входит в понятие «физико-географическое положение».

Из предложенных характеристик выберите те, которые непосредственно характеризуют ФГП положение территории

  • Крайние точки и их географические координаты.

  • Положение в тепловых поясах.

  • Формы рельефа.

  • Сухопутные границы.

  • Протяженность в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

  • Морские границы.

  • Глубина залегания подземных вод.

  • Положение на материке по отношению к экватору, нулевому меридиану и другим элементам градусной сетки.

Отвечают

Устная беседа

3.Организация познавательной деятельности

1.Физико-географическое положениеэто положение какого-либо объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям и объектам, находящимся вне его.


План характеристики ФГП Крыма


1. Положение по отношению к экватору и нулевому меридиану, крайние точки полуострова

2. Положение на материке, части света, протяженность границ.

3. Положение относительно основных форм рельефа.

4. Моря, заливы, омывающие полуостров.

5. Соседние государства.

6. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.


Актуализует внимание учащихся на особенностях ГП полуострова: в северном полушарии относительно экватора, в восточном – относительно Гринвичского меридиана. 45-я параллель («золотая» параллель) проходит почти по середине, т.е.Крым расположен на равном расстоянии от экватора и северного полюса.

Керченский полуостров является географической границей между двумя частями света – Европой и Азией.

Вопрос: «Почему Крым – полуостров?» с 3-х сторон омывается водой, с четвертой – соединен с материком.

Определяем крайние точки полуострова:

Северная – Перекопский перешеек

Южная – мыс Сарыч

Западная – мыс Кара-Мрун

Восточная –мыс Фонарь

Определить координаты крайних точек

Наносят на к/карту Крыма (Приложение 1):

Моря: Черное, Азовское,

Заливы: Керченский и Гениченский проливы, Каркинитский, Каламитский, Феодосийский, Сиваш, Казантипский, Арабатский заливы.

Полуострова: Тарханкутский, Керченский, Гераклейский, Арабатская стрелка.

Знакомит ребят с особенностями полуострова

  • Своеобразная островная изолированность

  • Контактное положение (2 типа климата: умеренный и субтропический)

  • Примерная равноудаленность от экватора и Северного полюса

  • Пограничное положение между природными ландшафтами Кавказа, Малой Азии и Восточно-Европейской равнины

Протяженность с севера на юг – 207 км, с запада на восток – 325 км, протяженность береговой линии 2500 км – морские границы, на долю сухопутных приходится всего 8 км.

Крупнейшая песчаная коса Крыма (узкая намывная полоса суши, одним концом соединяющая с полуостровом) – Арабатская стрелка, отделяющая от Азовского моря залив Сиваш. Длина Стрелки составляет около 115 км, ширина от 270 м до 8 км.

Проблемная ситуация: что изображено на снимках?

Во сколько обошлось строительство моста?

Почему так дорого?

Почему мост построили, несмотря, на очень высокую стоимость?

Вводит термин ЭГП

2.Экономико-географическое положение – положение относительно различных экономических объектов, находящихся вне его территории.

План характеристики ЭГП Крыма

  1. Расположение в государстве.

  2. Государства-соседи.

  3. Транспортные центры и магистрали.

  4. Моря.

  5. Сырьевые базы.

  6. Крупные города.

  7. Международные рынки.

Заслушивает ответы учащихся – лучшие ответы фиксируем в тетрадь

Записывают в тетрадь термин ФГП, план изучения ФГП Крыма

Изучают особенности ФГП КРЫМА, используя карты Крыма и России




Работа с картой, составляют конспект






Изучают физическую карту Крыма, отвечают на вопрос


Презентация, записывают в тетрадь,





работа с к/картой Крыма – наносят крайние точки, определяют координаты крайних точек

(Приложение 1)





Работа с физической картой крыма







Работа с тетрадью – конспект
























Отвечают на вопросы


Изучают кадры презентации



Должны сделать вывод: мост должен улучшить ФГП полуострова




Работа с тетрадью, записывают термин




Работают в группах над вопросами плана характеристики ЭГП Крыма


Отвечают по вопросам плана


Работа с тетрадью - конспект

4. Первичное закрепление

Вопросы учащимся:

  1. Чем отличается ФГП от ЭГП?

  2. Используя конспект, карты Крыма и Росии, определите положительные и отрицательные черты ЭГП Крыма и факторы, их определяющие.


Отвечают

Заполняют таблицу

5.Подведение итогов

Рефлексия. После подведения итогов, на заключительном этапе урока, можно провести рефлексию в форме анкетирования (приложение 3)

1. Что было интересно, что я узнал нового.

2. Чему я научился в ходе изучения темы.


Устная беседа


Самооценка знаний и умений.

6. Домашнее задание

Домашнее задание: выучить конспект, работа с картой полуострова, знать особенности ФГП и ЭГП Крыма.






Приложение 1

Приложение 2

План характеристики ФГП Крыма

1. Положение по отношению к экватору и нулевому меридиану, крайние точки полуострова

2. Положение на материке, части света, протяженность границ.

3. Положение относительно основных форм рельефа.

4. Моря, заливы, омывающие полуостров.

5. Соседние государства.

6. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.


План характеристики ЭГП Крым

  1. Расположение в государстве.

  2. Государства-соседи.

  3. Транспортные центры и магистрали.

  4. Моря.

  5. Сырьевые базы.

  6. Крупные города.

  7. Международные рынки.

Приложение 3

Что я знаю о Крыме

Что я хочу узнать о Крыме

Что я узнал о Крыме