ЛЕКЦИЯ (2 часа)
Особенности физического воспитания детей и молодежи с ОВЗ
ПЛАН
- Значение физического воспитания для детей с ОВЗ.
- Распределение обучающихся на группы здоровья и медицинские группы в процессе ФВ.
- Задачи и особенности методики ФВ в основной, подготовительной и специальной медицинских группах.
- Особенности Программы по ФВ для СМГ.
- Особенности ФВ при заболеваниях ССС, ДС, НС, МПС и ЖКТ.
- Особенности ФВ при эндокринных нарушениях.
- Особенности ФВ при заболеваниях ОПДА.
- Особенности ФВ глухих и слабослышащих детей.
- Особенности ФВ слабовидящих детей.
- Особенности ФВ детей с нарушениями интеллекта.
- Контроль за ФВ в спецмедгруппах.
Дополнительная литература
- Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: метод. пособие /Е.А.Бабенкова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 206с. Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1 – 11 кл. /А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, Л.В.Каверкина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 76с. Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений [Текст] / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2001. – 166с. Старковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В.Л. Страковская. – М.: Новая школа, 1994.-288с.
- Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: метод. пособие /Е.А.Бабенкова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 206с.
- Физическая культура. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. 1 – 11 кл. /А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, Л.В.Каверкина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 76с.
- Потапчук, А.А. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений [Текст] / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб.: Речь, 2001. – 166с.
- Старковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В.Л. Страковская. – М.: Новая школа, 1994.-288с.
Растет число детей с ОВЗ в инклюзивных классах (примерно по 10 тыс. в год ; за 2014/15 уч.г. на 12,5 тыс.)
Около 25% учащихся начальных классов (без статуса ОВЗ) общеобразовательных организаций имеют трудности в обучении, и им требуется коррекционная помощь
Группы здоровья
МБОУ СОШ №77
1217 уч.
Дети. Имеющие хронические заболевания. с частыми обострениями
.122
Дети, имеющие некоторые отклонения в состоянии здоровья
517
.
Здоровые дети
.451
дети, имеющие хронические заболевания
123
освобождённые дети
.9
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
МБОУ ОСШ № 77 ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Заболевания
2005-
Сердечно-сосуд. система
2006-
23
2006
Опорно-двигат. аппарат
2007
27
2007-
12
Глазные
2008
20
2008-
6
16
Лёгочные
2009
2009-2010
22
18
ЖКТ
3
5
2010-2011
27
ожирение
12
5
5
5
2011
23
4
8
Не имеют диагноза
3
2
27
2012
23
24
27
30
2
Общее количество
3
9
72
12
30
9
27
2
8
23
33
68
10
6
7
58
20
7
56
19
6
10
120
5
11
116
123
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
Предусматривает меры:
Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 23.07.2013)
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 23.07.2013) "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
В школе в рамках спецмедгруппы выделяют:
- подгруппу А с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера (после травм и перенесенных заболеваний), требующими ограничения объема и интенсивности физических нагрузок, но допускающими выполнение специализированной учебной программы по физической культуре в учебных заведениях в щадящем режиме. Если здоровье и показатели физического развития этих детей будут улучшаться, впоследствии их можно перевести в подготовительную группу. Учащиеся, отнесенные к подгруппе А, занимаются физической культурой по специальной программе в учебном заведении под руководством преподавателя физической культуры.
- подгруппа Б – дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе серьезные хронические заболевания, требующие существенного ограничения объема и интенсивности физических нагрузок (в зависимости от характера и тяжести заболевания) и выполнения физических упражнений лечебного (ЛФК) или оздоровительного характера под контролем квалифицированного педагога и врача. Учащиеся, отнесенные к подгруппе Б, занимаются физической культурой в поликлинике, врачебно-физкультурном диспансере или в учебном заведении под руководством квалифицированного педагога и специально подготовленного медицинского работника по индивидуальным программам.
При прогрессирующем улучшении состояния здоровья дети подгруппы Б могут быть по рекомендации лечащего врача переведены в подгруппу А. Перевод из одной медицинской группы в другую производится после дополнительного врачебного обследования и педагогического тестирования по итогам учебной четверти, полугодия, учебного года.
Учащиеся специальной медицинской группы (подгруппа А и подгруппа Б) занимаются физической культурой отдельно от остальных школьников по специальной программе. Поэтому в сетку учебного расписания общеобразовательного учреждения включаются уроки физической культуры для этого контингента школьников.
Из учащихся специальной медицинской группы формируют три учебных группы:
первая группа — 7— 11 лет,
вторая группа — 12—14 лет,
третья группа — 15 —17 лет.
Если число учащихся в учебной группе достаточно большое, то группа может быть разделена на две подгруппы (не менее 14 школьников в каждой).
В вузах: Группа А
- комплектуется из обучающихся с заболеванияеми сердечнососудистой, дыхательной и ЦНС;
Группа Б
- формируется из обучающихся с заболеваниями органов пищеварения, печени, почек, половых органов, эндокринной системы, а также слабовидящие;
Группа В
- состоит из обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Лечебная группа
- комплектуется из обучающихся с ярко выраженными, существенными отклонениями в состоянии здоровья;
- занятия в этой группе проводятся исключительно по индивидуальным лечебным программам и методикам.
Задачи ФВ в
подготовительной группе:
- Укрепление здоровья, содействие устранению дисбаланса в организме.
- Повышение уровня физического развития.
- Повышение уровня физической подготовленности.
Особенности методики ФВ в подготовительной группе
- Снижение требований к учащимся при изучении и совершенствовании двигательных действий, связанных с повышенными мышечными нагрузками.
- Проходят только стандартный учебный материал с облегчением сложности за счет сокращения длительности выполнения упражнений, количества повторений, увеличения времени на изучение двигательных действий.
- Изменена сдача контрольных нормативов по физической подготовленности.
Задачи ФВ в
специальной медицинской группе:
- Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.
- Повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью.
- Повышение физической и умственной работоспособности.
- Повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции.
- Формирование правильной осанки, а при необходимости — ее коррекции.
- Обучение рациональному дыханию.
- Освоение основных двигательных умений и навыков.
- Воспитание морально-волевых качеств.
- Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся.
- Создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся.
Особенности методики ФВ в специальной медицинской группе
- Содержание упражнений определяется учителем совместно с лечащим врачом.
- Дети делятся на группы в зависимости от характера болезни.
- Основной формой ФВ является урок, строящийся по стандартной схеме.
- Длительность подготовительной части – до 20 мин (ОРУ в медленном и среднем темпе).
- В основной части (20-22 мин) предусматривается овладение простейшими двигательными действиями и развитие двигательных качеств, в пределах возможностей занимающихся.
- Полностью исключаются акробатические упражнения, упражнения связанные с натуживанием и продолжительным статическим напряжением.
Среди специфических принципов педагогики оздоровления
одинаково актуален и для медработников и учителей физкультуры! Принцип:
"Не навреди! "
Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика •
Приоритет заботы о здоровье учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем нагрузки, сложность материала должны соответствовать состоянию здоровья учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей, родителей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления
Требования к учащимся, относящимся к спецмедгруппе.
- Ученик присутствует на уроке в спортивной форме.
- Находится рядом с учителем.
- Оформляет тетрадь по домашнему заданию.
- На уроке выполняют упражнения в зависимости от заболевания
- 1 раз в четверть готовит реферат или презентацию на тему ЗОЖ.
- Проводят разминку или показывают комплексы ОРУ
- Участвует в соревнованиях в качестве судей или помощников судей.
Во всех специальных группах
- Физическая нагрузка группах строго и индивидуально регламентируется.
- Исключаются упражнения с натуживанием и жесткими интервалами отдыха.
- Моторная (двигательная) плотность занятий невысока, отдых между отдельными нагрузками должен быть достаточен для восстановления.
- Циклические упражнения выполняются с умеренной интенсивностью ( ЧСС до 140-150 уд.в мин ).
Организация и проведение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях производится в соответствии со следующими нормативными, документами:
• Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1235).
• Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).
• Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).
• Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы, выпускников основной и средней (полной) школы по физической культуре.
• Примерные программы по дисциплине «Физическая культура» для начальной, основной и средней школы (А. П. Матвеев и др.).
• Измерители подготовленности учащихся по образовательной области «Физическая культура» для основной и средней школы, которые являются установочными документами для разработки содержания государственных экзаменов для выпускников основной и средней (полной) школы и включают в себя оценочную шкалу по тестированию основ знаний, умений и двигательной подготовленности учащихся.
• Примерные вопросы к государственной аттестации по образовательной области «Физическая культура». Эти вопросы служат основой при подготовке экзаменационного материала для итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
Приведенные выше нормативные документы вместе с программами для учащихся специальных медицинских групп являются основой для разработки региональными органами управления образованием совместно с органами здравоохранения региональных учебных программ.
Средства ФВ в СМГ
1-4 классы
5-8 классы
Основы знаний о физической культуре
9 класс
Способы деятельности
Физическое совершенствование:
10-11 классы
оздоровительная и корригирующая гимнастика
общеразвивающие упражнения
гимнастика с основами акробатики
здоровъеформирующие системы физического воспитания:
легкая атлетика
Аэробная гимнастика (девушки)
ЛФК
Ритмическая гимнастика (девушки)
лыжная подготовка
-
Атлетическая гимнастика (юноши)
подвижные игры
общая ППФП
-
легкая атлетика
С 7 класса по выбору:
-
плавание
спортивные игры, плавание
-
лыжная подготовка
спортивные игры
-
плавание
Способы деятельности
1 класс
Оздоровительные занятия в режиме дня: проведение утренней зарядки, физкультминуток, дыхательной гимнастики, подвижных игр, комплексов упражнений для формирования правильной осанки, профилактики нарушения зрения.
2 класс
Оздоровительные занятия в режиме дня: утренняя зарядка без предметов и с предметами, под музыкальное сопровождение; закаливание способом обтирания; индивидуальные занятия дыхательной гимнастикой (с учетом медицинских показателей); комплексы упражнений (без предметов и с предметами) для формирования правильной осанки и профилактики нарушения зрения; подвижные игры во время прогулок.
3 класс
Индивидуальные занятия комплексами ЛФК (с учетом медицинских показателей).
Выполнение комплексов ОРУ для развития основных физических качеств.
Выполнение подготовительных упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игр: футбол, баскетбол, волейбол.
Графическая запись физических упражнений (комплексов).
Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Проведение элементарных соревнований.
Проведение водных закаливающих процедур (обливание под душем).
4 класс
Ведение дневника самонаблюдения по физической культуре.
Регулирование нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений.
Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам.
Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Способы деятельности
5 класс
Комплексы упражнений для профилактики утомления в режиме учебного дня: комплексы физкультминуток и физкультпауз, гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.
Комплексы упражнений для коррекции осанки, телосложения, «подтягивания» отстающих в своем развитии основных физических качеств.
Ведение дневника самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, состоянием здоровья (по показателям текущего самочувствия).
6 класс
Комплексы упражнений для подготовительной части занятий корригирующей и оздоровительной гимнастикой (общеразвивающие упражнения, активизирующие основные функции организма).
Комплексы упражнений для основной части занятий корригирующей и оздоровительной гимнастикой, направленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, гибкости, координации и т.д.), формирование телосложения и профилактику нарушения осанки.
Упражнения для заключительной части занятий корригирующей и оздоровительной гимнастикой, направленно активизирующие восстановительные процессы организма (дыхательные упражнения, упражнения восстановительного характера и т.п.).
Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения упражнений в восстановительный период после занятия.
Способы деятельности
7 класс
Занятия индивидуальной физической подготовкой, корригирующей и оздоровительной гимнастикой по планам, составленным учителем (с учетом индивидуально технической и физической подготовленности, медицинских показаний).
Подготовка мест занятий при выполнении комплексов упражнений для развития основных физических качеств, формирования осанки и телосложения (расположение инвентаря и оборудования, места отдыха после выполнения упражнений, использование средств техники безопасности: гимнастических матов, гимнастических скамеек, специальных стеллажей для хранения инвентаря и т.п.).
Приемы страховки и самостраховки при совершенствовании двигательных действий.
8 класс
Индивидуальные занятия оздоровительной и корригирующей гимнастикой по планам, составленным учителем (с учетом индивидуальной физической подготовленности и состояния здоровья учащихся).
Оказание первой медицинской помощи при переохлаждении и перегревании организма, при ушибах, вывихах, кровотечениях.
9 класс
Составление конспектов индивидуальных занятий корригирующей гимнастикой (на развитие гибкости, формирование телосложения и осанки) и физической подготовкой (на развитие силы, быстроты и выносливости), а также занятий по избранному виду спорта (изучение и совершенствование технических действий и приемов).
Гигиенический и профилактический (оздоровительный) массаж.
Способы деятельности
10 класс
Оценка эффективности занятий физическими упражнениями по внешним признакам, показателям самочувствия и частоте сердечных сокращений (пульс).
Разработка системы индивидуальных занятий производственной гимнастикой в режиме дня (в школе и вне школы).
Разработка системы занятий корригирующей гимнастикой (на развитие гибкости, формирование телосложения и осанки).
Аутогенная тренировка и приемы релаксации.
11 класс
Определение индивидуального «индекса здоровья» (проба Руфье).
Оценка эффективности влияния системы занятий физическими упражнениями на показатели физического развития и физической подготовленности (по учебным четвертям).
Составление системы индивидуальных занятий физической подготовкой.
Мероприятия, проводимые в школе, по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Анализ углубленного осмотра
Оформление листов здоровья
Распределение по группам здоровья
Динамика наблюдений за состоянием здоровья учеников
Работа с учащимися. отнесёнными спец. мед. группе
Оформление приказов
Общешкольное родительское собрание по спецмедгруппам
Индивидуальная работа
Этапы работы
1 этап
Подготовительный : беседы с учеником
.родителями, врачом .
2 этап
Обучение правилам
самоконтроля
Дыхательные упражнения
Упражнения на осанку
3 этап
Выполнение упражнений на уроке. Выработка индивидуальных программ
Письмо Минобразования РФ от 31.10.2003 N 13-51-263/123
"Об оценивании и аттестации учащихся,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой";
Контроль физической подготовленности
1-4 классы
сила — подтягивание туловища из виса лежа (количество раз);
5-8 классы
9 класс
гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота (по выбору) — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см); прыжки через гимнастическую скакалку (количество раз за 20 с, строго по диагностике);
10-11 классы
-
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — равномерный бег, 400 м;
• выносливость — бег в спокойном темпе;
гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• координация — метание малого мяча с разбега на точность попадания в вертикальную мишень (фиксируется расстояние от мишени).
• сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — бег в спокойном темпе;
• сила (по выбору) — прыжок в длину с места, бросок небольшого набивного мяча из положения сидя на полу.
учащиеся специальной медицинской группы должны выполнять не менее 70% требований, обозначенных в настоящей программе
- отставание физического развития в массе и длине тела, ЖЕЛ, нарушения осанки, парезы
конечностей, деформации черепа и т.д.
- нарушения в развитии двигательных способностей: координации, силы на 15%-30% от здоровых
детей, быстроты на 10%-15%, выносливости и статических усилий на 20%-40%, скоростно-
силовых на 15%-30%, гибкости – 10%-20%;
- нарушение основных движений (неточность, отсутствие ловкости и плавности, скованность,
ограничение амплитуды);
- сенситивные периоды развития координационных способностей у детей с УО в 8-15 лет отстают от здоровых детей на 2-3 года.
Задачи физической культуры с детьми имеющими нарушение интеллекта:
Основные: совпадают с задачами для здоровых школьников.
Специальные:
- Коррекция основных движений.
- Коррекция и развитие координационных способностей.
- Коррекция и развития кондиционных способностей.
- Коррекция и профилактика соматических нарушений.
- Коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей.
- Развитие познавательной деятельности.
- Воспитание личности УО ребенка.
В ходе усвоения программного материала таким детям необходимо регулярно выполнять:
- Основные движения.
- ОРУ
- Упражнения для развития физических качеств.
- Упражнения на коррекцию осанки.
- Упражнения на восстановление функции паретичных мышц, опороспособности, профилактику нарушений зрения.
- Упражнения для развития мелкой моторики.
- Упражнения с речитативами, стихами, счетом для активизации познавательной деятельности.
- Упражнения для развития психических функций.
- Упражнения прикладного характера для освоения ремесла, трудовой деятельности.
- Виды адаптивного спорта: хоккей на полу, настольных теннис, мини-футбол, верховая езда и т.д.
Методы:
- организации взаимодействия педагога и занимающихся (индивидуальные и индивидуально-групповые по 2-3 человека и малогрупповые по 5-8 человек занятия);
- как у здоровых для формирования знаний и обучения двигательным действиям, развития физических качеств, воспитания личности;
- регуляции психического состояния детей (доброжелательный стиль общения, позитивный настрой, постановка общей цели, суггестивные методы (внушение), использование музыки, игровые приемы, сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, воспроизведение положительных образов).
ФВ детей с нарушениями слуха и зрения
Слабослышащие
1. Программа: «ФК детей с нарушением слуха»
2. Физиологические особенности:
- Нарушение координационных способностей
- ухудшение развития скоростно-силовых качеств на 30%
- плохая выносливость
-нарушение речевого аппарата
Слабовидящие
1. Программа «ФВ для детей с нарушением зрения»
2. Физиологические особенности;
- плохое развитие силовых качеств
- нарушение ориентационных способностей.
Задачи ФВ для детей
с нарушениями слуха и зрения:
- обучить основным видам движений;
- воспитать нравственно-волевые качества, коммуникабельность, общительность, исключить чувство социальной отгороженности;
- оздоровить и профилактически направить на выздоровление.
Методика занятий со слабослышащими: занятия проводятся с детьми до 8 - 10 человек на расстоянии 1,5—2 метра. Обязательно должны быть иллюстрации, наглядные материалы, счет про себя и вслух + четкое проговаривание счета вслух, обучение терминам и фразам.
Методика занятий со слабовидящими: организация та же, что и у слабослышащих. Обязательно наличие музыкального сопровождения, используемые на занятиях мячи должны быть с колокольчиками, а мишени звуковые.
« Буревестник» 2011г- 2012г