Особенности формирования изобразительных навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха на занятиях рисования.
Рисование - большая и серьёзная работа для ребёнка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Детское рисование помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций.
Принимая во внимание определенный уровень восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, запаса представлений и др., можно говорить о том, что у детей с нарушенным слухом становление изобразительной деятельности отстает в своем развитии от нормально слышащих детей, либо имеет качественное своеобразие . Так у детей с нарушенным слухом позднее, отмечаются становление предметного рисунка, обеднённость его содержания, большое количество стереотипных изображений.
У большинства детей с нарушенным слухом к трем годам не наблюдаются попытки тематического рисования или соотнесения каракулей с какими-то реальными предметами или игрушками. Тематическое рисование появляется, как правило, к четырем-пяти годам: дети начинают активно рисовать, лепить. При этом отмечается тяготение к образцам, сделанным взрослым, которые могут воспроизводиться многократно без внесения существенных изменений. Отмечается большая склонность к точному и скрупулезному прорисовыванию деталей и элементов.
Своеобразие восприятия у детей с нарушенным слухом является одной из основных причин замедленного становления рисования. Отмечается, что дети с недостатками слуха при восприятии объекта вычленяют и сохраняют в памяти меньше признаков, чем слышащие. В рисунках по памяти это проявляется в том, что они воспроизводят заметно меньше деталей даже в хорошо знакомых им объектах, причем часто упускают характерные, важные части в конструкции объекта (например, шею - в изображении человека, сучья - в рисунке дерева и т.д
Вместе с тем изобразительная деятельность рассматривается как важное средство психического развития ребенка с нарушенным слухом . Деятельностный подход к обучению детей с нарушениями слуха как важнейшее положение коммуникативно-деятельностной системы , позволяет рассматривать рисование как один из видов предметно-практической деятельности, который обладает значительными возможностями в плане умственного развития дошкольников с нарушениями слуха, обогащения их представлений об окружающем мире, активизации развития словесного общения. Так в качестве ведущих задач обучения изобразительной деятельности рассматривает сенсорное воспитание, тесно связанное с развитием зрительного и тактильно-двигательного восприятия ребенка; формирование представлений о воспринятом и закрепление их в речи; эстетическое развитие детей.
Важнейшими предпосылками к руководству детским творчеством являются:
- 1. Систематическое обогащение детского эстетического восприятия путём наблюдения природы, быта, общественной жизни, восприятия разнообразных видов искусств, что создаёт благоприятную почву для успешного развития детского рисунка, лепки, для осуществления учебной работы.
- 2. Предоставление ребёнку необходимых изобразительных материалов, достаточно разнообразных, в достаточном количестве и хорошего качества.
- 3. Творческая и в то же время деловая учебная атмосфера, которая обеспечивает непринуждённость и заинтересованность в работе детей. Эта атмосфера обеспечивается прежде всего интересом педагога к занятиям, верой в силы ребёнка, основанной на знании детских возможностей, и дружескими взаимоотношениями между ним и детьми, а также детей между собой.
- 4. Чёткое определение основных и попутных задач. Неудача занятий происходит иногда от спутанности и перемещения задач, что приводит к неясности целевой установки и направленности детского внимания.
Основной задачей обучения детей изобразительной деятельности является формирование самой деятельности и интереса и желания рисовать, лепить, конструировать. Интерес к изобразительной деятельности формируется в процессе наблюдений за рисованием взрослых и других детей, рассматривания и обыгрывания рисунков, лепных поделок, соотнесения продуктов изобразительной деятельности с реальными игрушками и предметами. В процессе обучения формируются также другие уровни деятельности: ориентировочно-исследовательский, связанный с определением замысла и тематики изображений, восприятием и обследованием предметов; операционально-технический, предполагающий усвоение детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а также развитие умения подбирать необходимые материалы и средства для создания изображений или лепных поделок. Важное значение придается и оценочной части деятельности: детей учат адекватно оценивать свою и чужую продукцию, соотносить ее выполнение с заданием.
На всех этапах обучения, особенно на начальном, важно привить интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать, лепить, строить. Поэтому в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно слепить, а также обыгрывание уже готовых изображений, лепных поделок, построек. В играх дети учатся соотносить реально существующие предметы и их изображения.
Более сложная деятельность требуется от ребенка в процессе рисования, лепки, аппликации по образцу, так как ребенок не видит действий взрослого, перед ним находится только их результат. Для того чтобы воспроизвести образец, его необходимо проанализировать: определить цвет, форму, величину, выделить части изображения и их пространственное соотношение .
Важно, чтобы дети хорошо представляли объект изображения: его функции и свойства. Обследование предмета, прежде всего выявление его формы, предполагает как зрительное, так и тактильно-двигательное моделирование: обведение по контуру перед рисованием, ощупывание предмета перед лепкой. В процессе обследования объекта составляется текст-описание, в котором зафиксировано название предмета, его цвет, величина, форма, основные части и их расположение.
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.