СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования музыкально-слуховых представлений на занятиях с детьми дошкольного возраста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности формирования музыкально-слуховых представлений на занятиях с детьми дошкольного возраста 

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования музыкально-слуховых представлений на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств города Зеленоградска»











Методическое сообщение



Особенности формирования музыкально –слуховых

представлений на занятиях с детьми дошкольного

возраста.













Подготовила

Новосельцева Галина Владимировна,

преподаватель фортепиано





г. Зеленоградск

2020 г.

Восприятие маленького музыканта связано прежде всего со слухом. Как ребенок начнет слушать, различать, воспроизводить те музыкальные звуки, которые он слышит, имеет очень важное значение.

Естественная дошкольная деятельность ребенка – это игра, а на наших занятиях- это игра с целью музыкального развития.

Основным содержанием уроков в начальный период будет работа ученика с музыкальными звуками. Важно для преподавателя с первого урока вызвать у ребенка не только интерес к созданию звука, но и желание «выразить» звуками что-то определенное. На занятиях не раз появляется необходимость прибегать к конкретным образам- игрушкам, картинкам, которые призваны пробудить фантазию, воображение ребенка. Дети могут достаточно хорошо представить себе разницу между падающей снежинкой и каплей дождя, движениями медведя и зайца. Решая такую задачу с конкретными понятиями, образами, ребенок сразу же будет самостоятельно действовать- искать по внутреннему представлению нужный звук на фортепиано, то есть он по образу будет находить выразительное средство и нужные для него движения руками, пальцами. Именно такое самостоятельное первое действие с музыкальными звуками очень важно для ребенка на первом же уроке.

Окружающий нас мир наполнен звуками. В этом большом многообразии звуков необходимо научиться различать специфические качества музыкального звука. Поэтому детям и родителям предлагается познакомиться с его свойствами. При помощи условных знаков- реальных кружков и палочек- ребенок сможет обозначиться то, что он услышит в музыкальных звуках, а затем уже от записи свойств музыкального звука (высокий, низкий, длинный, короткий) посредством «предметов» естественно перейдет к общепринятой записи нотами. На занятиях желательное присутствие родителей, так как дома они будут выступать уже в роли учителя. Со стороны родителей необходимо прежде всего иметь желание заниматься с детьми, иметь терпение, выдержку, чтобы умело сочетать требовательность и справедливость. С большой требовательностью стоит отнестись к себе, знать, что первые впечатления оставляют глубокий след в сознании ребенка. Родителям просто необходимо быть артистами при общении с маленькими учениками. Папе и маме придется быть и учителем, и учеником. Будучи в роли ученика, взрослые должны сознательно «ошибаться», чтобы ребенок находил ошибки и помогал ученикам-взрослым исправлять их. Тем самым родители, ставя себя в роль «ошибающегося», помогут своему ребенку в музыкальном развитии. Взрослые должны знать, что ребенок обучается не только тогда, как сам действует, но и тогда, когда проверяет действие другого.

Что дадут ребенку уроки музыки? Это осмысленное эмоциональное отношение к музыкальным звукам, ощущение их связи с миром вокруг, а также собственное умение выражать доступными ему средствами ощущение, настроение, чувства. На уроках обогащаются все стороны эмоциональной жизни ребенка. Он учится работать внимательно, целенаправленно, у него развивается познавательный интерес.

Какие игры можно применять на уроках?

Первая игра: «Что я вижу?»

Обратившись к ребенку можно его попросить рассказать что он видит в комнате. Потом следует дать ему цветную открытку-картинку для того, чтобы ребенок рассказал что он видит.

Вторая игра: «Что я делаю?»

Необходимо попросить ребенка закрыть глаза, а в это время быстро положить ему в руку какой-либо предмет: мягкую игрушку, палочку, бумагу, либо курандаш. Предложить ребенку сказать, не открывая глаз, что у него в руке. Ребенок ответит и расскажет, что определить предмет ему помогли ручки и пальчики.

Третья игра: «Знакомимся с инструментом»

Вместе с ребенком подходим к фортепиано. Задаем вопрос «Все ли клавиши одного цвета?», «Каких клавиш больше- черных или белых?», «Есть ли разница между черными клавишами и белыми ?». Можно обсудить с ребенком все, что его заинтересовало. Можно узнать какие цифры знает ребенок и посчитать с ним клавиши.

Какие выводы можно сделать?

На уроке были созданы условия, при которых дети получили новые впечатления и переживания (необычная обстановка, игрушки, общение с новыми лицами). У ребенка появится интерес к звукам, желание «общаться» с ними. Если занимаются несколько детей, то при повторении игр дети сами дают задания друг другу. Каждому ребенку хочется побыть в роли учителя.

Четвертая игра: «Звуки могут рассказывать».

Мы знаем, что музыкальные звуки могут поведать нам о самых разных явлениях, передать в звуковой и художественной форме множество переживаний, свойственных человеку. Почувствовать способность звуков «рассказывать»- это для ребенка означает сделать еще один шаг в развитие своих эмоций, своего ощущения красоты, в развитие своих восприятий вообще. Разговаривать с ребенком на языке музыкальных звуков можно с помощью игрушек, поставив на инструмент зайчика, медведя, необходимо попросить ребенка изобразить их шаги, проанализировать, как звуки отличаются друг от друга.

Пятая игра: «Высота музыкального звука».

Взрослые и дети слышат ежедневно много разных звуков. Это грохот, крик, шелест, пение. Взрослые замечают разницу в звуках: звуки неопределенной высоты- это шум, а когда звук с определенной высотой- это музыкальный звук. Высота звука- это отличительное свойство именно музыкального звука. Но наш ученик пока этого не знает. Мы понимаем, что различать музыкальные звуки по высоте нелегко, а петь многим ребятам трудно. Однако на этом уроке можно получить подтверждение, что ребенок способен различать высоту звука (сравнить различные по высоте звуки с животными: медведь- птичка, волк- зайчик). Ребенок научился слушать, различать и воспроизводить низкие и высокие звуки. Игрушки помогли ему ориентироваться на фортепиано, он самостоятельно решал, какой рукой удобнее играть низкие звуки, а какой высокие. Таким образом педагог употребляет в работе с детьми общепринятые термины. Ребенок сделал еще один шаг в своем музыкальном развитие, так как были созданы предпосылки для формирования и развития внутреннего слуха.

Многих родителей волнуют вопросы, связанные с постановкой рук. Прежде всего, выражение «ставить руку» связано с представление о чем-то неподвижном. Для того, чтобы клавиша звучала, необходимо сделать движение- если не всей рукой, то хотя бы одним пальцем. Лучше говорить именно о движении рук, пальцев при обучении игре на фортепиано. Необходимо исходить из того, что руки должны двигаться, а не стоять на клавишах.

Какие движения нужно уметь делать на фортепиано? Как опираться на пальцы?

Во-первых, движение вверх-вниз, вправо-влево каждой рукой отдельно и двумя руками. Во-вторых, делать те же движения, но поочередно каждой рукой. В-третьих, одновременно двумя руками. Ученик должен сразу же привыкать к разному способу прикосновения к клавишам фортепиано. У начинающего пианиста важно воспитывать умение соотносить звуковой образ с движением рук, ощущением пальцев. Наш ученик приобретает все знания и умения на слуховой основе. Он активно и сознательно работает со звуками, учится говорить на языке звуков. Он выражает то, что понимает, чувствует в данный момент. Игра на инструменте, ясно поставленные задачи, воспитывают и развивают у детей ответственность, инициативу. Обучая детей работать со звуками, понимать образное, эмоциональное содержание простых песенок, мы добиваемся того, чтобы музыка стала для детей средством постижения окружающего мира, чтобы она расширяла возможности детского восприятия. Дети должны научиться выражать в музыкальных звуках то, что они видят, что их интересует и волнует, а большая радость, которую получают дети от того, что имеют возможность с первых уроков «разговаривать» на языке звуков, является сильнейшим стимулом в дальнейшем занятии музыкой.