Особенности
формирования навыков
выразительного чтения
Творческая работа
учителя начальных классов
Сыромятовой К.А.
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления проникнуть в тайники души, вызвать к жизни дремавшие чувства и мысли.
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь всё, о чём он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомое произведение, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения.
Большое значение здесь приобретает работ, которая ведётся на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовке их к выразительному чтению. Выразительному чтению я обучаю всех учеников класса, а неизбранных которые наделены особым чувством восприятия художественного слова. На уроке каждый учитель старается использовать свои методы, приёмы, виды работ, которые он накапливает годами. У каждого есть какой-то свой «секрет», чтобы из уже известных проверенных методов, приёмов и видов работы, выбрать наиболее подходящие в условиях данного класса.
Каждый учитель знает, что главное состоит в том, чтобы получить высокий результат. Надо чтобы дети активно, творчески мыслили на уроке, переживали, чувствовали себя искателями и открывателями.
Я хочу рассказать о некоторых особенностях понимания текста, восприятия его на слух, степени осознанности текста и выработки навыков запятая умений выразительного чтения, используемых мною на уроках чтения. Ко многим темам по чтению мы готовимся с детьми заранее. При этом сколько приходится перевернуть журналов, книг, читать дополнительно, спрашивать у других, учить наизусть. Это приходится делать и мне, и детям. У детей должен появиться эмоциональный настрой, интерес к работе. Перед чтением произведения К. Паустовского "Подарок" читаем стихи об осени наизусть, рассказывали краткие биографические данные автора, говорили об осе осенних изменениях в природе.
Перед чтением стихов, художественных описаний использую иллюстрации-пейзажи. Дети могут рассматривать их под музыку. На доске большая иллюстрация. А потом во время работы над текстом можно вернуться к ней, спросив:
- Какие слова из текста можно выбрать как подпись к иллюстрации, в чём она помогла?
Я сказала о привлечении музыки во время рассматривания картин-иллюстраций, как подготовке к восприятию текста. А можно и нужно прослушивать отрывки из музыкальных произведений известных композиторов, чтобы создать эмоциональный настрой и спросить:
- Какой из них созвучен по настроению авторскому поэтическому описанию?
- Почему?
- Что дети сами чувствовали, когда слушали?
Очень подходит музыка «Времён год» П. Чайковского – именно эти записи я использовала на уроках к произведениям К. Паустовского «Подарок», к рассказу-описанию Аксакова «Буран», к рассказу А. Чехова «Весной», к стих. Ф. Тютчева «Весенние воды» и к другим. Музыка и радостная, и тревожная, и грустная, и нежная.
И музыка, и живопись поддерживают эмоциональное состояние класса, пробуждают чувства, заставляют сопереживать и детям хочется выразительнее читать. Они видят, представляют то, о чем хотел сказать автор произведения. Во время работы с текстом, в котором есть художественные описания часто пользуюсь методом сравнения, сопоставления. Сначала читается отрывок (художественное описание) словами автора. Стихотворение С. Есенина «Пороша». Читаем отрывок:
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка
Оперлася на клюку…
Убираю метафоры и сравнения:
Лес стоит тихо,
Сосна покрыта снегом
Согнулась под его тяжестью,
Дети тонко чувствуют, как пропадает красота стихотворения, его яркость и образность. Роль метафор и сравнений становится более ясной, и дети стараются использовать их в своей речи.
Для развития воображения привлекаю приём умения представлять читаемый текст. В процессе словесного рисования дети обращаются к своему жизненному опыту. Им нравится представлять себя художниками, «брать в руки» кисти, листы бумаги, краски и рисовать словами, подбирая нужные краски. Они очень любят уроки рисования, многие ходят в художественную школу. На уроках рисования можно продолжить тему урока чтения и нарисовать самим иллюстрации к произведению. Для учащихся следующих классов они являются наглядностью. Как представлено на рис. 3.?
Много видов работ можно провести, используя их:
- картинный план;
- пересказ;
- уточнение обстановки, в которой протекают действия;
- подбор к ним слов автора;
- выборочное чтение для закрепления слова и образа.
Словесное рисование - эффективное средство речевого развития и выразительного чтения.
Привлекаю детей к комментированию чтения одноклассников. Им очень нравится отмечать, переданы ли во время чтения их друзьями какие-то чувства. Дети рвутся прочитать как можно лучше, в классе царит дух соревнования на лучшего чтеца.
Это могут быть такие формы работы, как чтение по ролям и драматизация произведений. Готовясь к выступлению. Дети распределяют роли, пытаясь найти определенный образ своего героя и соответствующую ему манеру исполнения. Детям очень нравится быть актёрами. Они сами приносят костюмы. Детали костюмов действующих лиц произведений. В костюмах они читают с большим воодушевлением, чувством, стараются сыграть роль как можно лучше.
Произведение должно прозвучать в чтении учителя. Это очень ответственный момент урока, его эмоциональная кульминация. Важно, чтобы это было живое чтение в классе, для ребят. Хорошо прочесть произведение -значит заставить работать воображение учащихся, чтобы перед ними зримо предстали нарисованные автором картины, пробудить чувства, воздействуя на них и напевной интонацией, и всей мелодией произведения. Активизировать образное мышление, добиться понимания текста. Чем глубже переживания, активнее работа воображения, тем вернее понимание и оценка произведения учащимися. После чтения нужна пауза перед анализом произведения. Это усиливает эмоциональное впечатление. Обсудить с детьми подобранный ими материал по теме, соответствует ли он эмоциональному звучанию, смыслу читаемого.
Эмоциональное воздействие урока, в какой бы форме он не проводился, обусловливается прежде всего выразительным чтением, поэтому предварительная работа учителя по подготовке чтения – условие успеха.
Чтение по ролям подводит детей к драматизации, что, в свою очередь, углубляет восприятие художественного образа произведения, воспитывает любовь к языку, умение чувствовать его и выразительнее читать.
Для выразительного чтения имеет большое значение и прослушивание в грамзаписи актёрского чтения, как образца. Дети следят за красотой, силой, музыкальностью звучания голоса актёра, как будто видят всё, о чём рассказывает автор, проникаются настроением исполнителя.
Помогаю детям выбрать правильную интонацию и темп речи. Чтобы голос ребёнка звучал выразительно, как и в жизни, с разными оттенками. Определяем места смысловой паузы и логического ударения. Работаем с карандашом в руках. Подчёркнутые слова прочитываются с усилением. Работа над логическим ударением проводится параллельно с работой по нахождению смысловых пауз в тексте. Знаки препинания имеют не только логическое значение, они указывают одновременно с мыслью на определённое отношение исполнителя к произносимому или на его действие, намерение, помогают правильно понимать текст.
Примерная разметка текста
Лебедь, Щука и Рак
И. Крылов
Когда в товарищах согласья нет, Спокойно.
На лад, их дело не пойдёт.
И выйдет из него не дело, | только мука.||
Однажды Лебедь, Рак да Щука| Ускоряя.
Везти с поклажей воз взялись…
Я стараюсь показать, что это эмоциональная остановка, с помощью которой чтец передаёт сильное внутреннее волнение, напряжённость событий произведения.
Обучение выразительному чтению на основе смыслового анализа читаемого должно стать активным средством более глубокого проникновения в содержание и эмоционального воздействия на учеников. В процессе анализа вырабатывается чуткость к слову, его связям и взаимодействиям с другими словами. Так, например, в описании снегопада в рассказе «Первый снег» К. Паустовского дана такая картина:
«Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось всё больше и больше, и наконец, снег повалил хлопьями..
Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы».
Вопросы по уточнению смысла сказанного о снежинках направлены на раскрытие значения выделенных слов:
- Какие слова нашёл автор, чтобы описать усиливавшийся снег?
- Найдите слова, где писатель хочет показать, что снег был лёгкий, чистый, что он шёл долго-долго. Отмечают слова, нужные автору для обрисовки картины, подчёркивания образных слов и выражений.
Представив эту картину, дети должны так и прочитать отрывок с нужными интонациями.
Выполнялась основная задача:
Дети учились воссоздавать в воображении образы и картины, нарисованные словами, объяснять смысл образных слов и выражений. Анализ образов и картин произведения и установление отношения к изображаемому облегчали запоминание произведения, так как слова были осмыслены, наполнялись содержанием. Это даёт «ключ» к интонационно правильному чтению. Идёт подготовка детей к выразительному чтению отрывков, рисующих контрастные образы:
- А утром какой был снег?
- Как изменил первый снег всё вокруг?
«…В лесу стало светло, тихо и торжественно…»
- А что стало в лесу вечером?
- Что напоминал снег? Почему?
«…Вечером темно, снег кажется сырым. Идёт густо и окутывает всё вокруг будто дымом…»
В результате анализа конкретных образов выявляется идея произведения, осмысливается его замысел, это даёт основание для выбора интонации.
Так в процессе анализа текста подготавливаются его относительно законченные части для упражнений в выразительности чтения. Наращивая трудности, провожу работу по формированию умений определять тон голоса на основе:
- знаков препинания в предложениях;
- авторских указаний о том, как были произнесены слова в диалоге;
- слов автора, с помощью которых он сообщает о чувствах и переживаниях героев;
- осознания ситуаций, эмоционального содержания речи героев.
Предполагаемое направление в анализе художественных произведений способствует развитию эмоциональной сферы учащихся. Пробуждает и формирует их чувства. У детей возникает определённое эмоциональное отношение к героям, их делам и поведению, появляется сопереживание. Дети сочувствуют положительным героям, осуждают поступки отрицательных. Так постепенно начинают формироваться нравственные чувства учащихся.
Выразительность чтения выступает как результат раскрытия чувств и переживаний героев, изображенных писателем или поэтом в художественном произведении. Анализ произведения приводит к общему выводу (основной мысли).
Перед чтением произведений о природе целесообразно предоставить возможность детям наблюдать за ней, развивая творческую активность, проблему общения, говорения через отношение к природе. Вот одна из тем экскурсии «В мастерской художника – природа». Берём с собой карандаши, листы бумаги. Сначала даём словесные описания деревьев, неба, моря….Определяем их настроение и то, какое настроение появляется у детей от общения с природой. Какой прекрасный образный мир раскрывается детям, сколько нового и порой неожиданного узнают они!
- Где эти знания используются человеком?
Художники пишут картины, композиторы музыку, поэты стихи, дизайнеры создают парки и сады. Природа воздействует на нас своей богатой палитрой. Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, побуждающие мысли и эмоции, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.
Во время экскурсии идёт неформальное доверительное общение. Уважение к мнению каждого ребёнка. У детей формируется творческое отношение и восприятие природы, развивается речь в процессе сопоставления их личных впечатлений от общения с природой, с её художественными и поэтическими образами. Темы могут быть разные: «Апрель-голубой», «Природа-источник вдохновения» и т.д.
Дети, имея свой жизненный опыт, своё отношение к природе стараются и работать на уроках выразительнее, эффективнее, развивается эмоциональное мироощущение.
«Чтоб был мне ближе год от году
земной неповторимый лик.
учусь я чувствовать природу,
Её особенный язык.»
Вовлечение детей в активные творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосферы в классе, когда можно возразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению скуки, инертности, пассивности, которые к сожалению, ещё имеют место на уроках.
Если учитель сам открывает для себя что-то новое, с интересом подходит к изучаемому, доносит чувства автора и свои до детей, то и дети загораются, начинают с интересом работать, удивляются новому, чего они раньше просто не замечали. Им это открыл поэт, писатель, художник, композитор, природа.
У детей складывается личное отношение к читаемому.
Тот самый «секрет» и проявляется в особенностях отбора целесообразных приёмов, методов, отношении к детям, их чувствам.