СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования навыков выразительного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования навыков выразительного чтения»










Особенности

формирования навыков

выразительного чтения















Творческая работа

учителя начальных классов

Сыромятовой К.А.


Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления проникнуть в тайники души, вызвать к жизни дремавшие чувства и мысли.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь всё, о чём он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомое произведение, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения.

Большое значение здесь приобретает работ, которая ведётся на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовке их к выразительному чтению. Выразительному чтению я обучаю всех учеников класса, а неизбранных которые наделены особым чувством восприятия художественного слова. На уроке каждый учитель старается использовать свои методы, приёмы, виды работ, которые он накапливает годами. У каждого есть какой-то свой «секрет», чтобы из уже известных проверенных методов, приёмов и видов работы, выбрать наиболее подходящие в условиях данного класса.

Каждый учитель знает, что главное состоит в том, чтобы получить высокий результат. Надо чтобы дети активно, творчески мыслили на уроке, переживали, чувствовали себя искателями и открывателями.

Я хочу рассказать о некоторых особенностях понимания текста, восприятия его на слух, степени осознанности текста и выработки навыков запятая умений выразительного чтения, используемых мною на уроках чтения. Ко многим темам по чтению мы готовимся с детьми заранее. При этом сколько приходится перевернуть журналов, книг, читать дополнительно, спрашивать у других, учить наизусть. Это приходится делать и мне, и детям. У детей должен появиться эмоциональный настрой, интерес к работе. Перед чтением произведения К. Паустовского "Подарок" читаем стихи об осени наизусть, рассказывали краткие биографические данные автора, говорили об осе осенних изменениях в природе.

Перед чтением стихов, художественных описаний использую иллюстрации-пейзажи. Дети могут рассматривать их под музыку. На доске большая иллюстрация. А потом во время работы над текстом можно вернуться к ней, спросив:

- Какие слова из текста можно выбрать как подпись к иллюстрации, в чём она помогла?

Я сказала о привлечении музыки во время рассматривания картин-иллюстраций, как подготовке к восприятию текста. А можно и нужно прослушивать отрывки из музыкальных произведений известных композиторов, чтобы создать эмоциональный настрой и спросить:

- Какой из них созвучен по настроению авторскому поэтическому описанию?

- Почему?

- Что дети сами чувствовали, когда слушали?

Очень подходит музыка «Времён год» П. Чайковского – именно эти записи я использовала на уроках к произведениям К. Паустовского «Подарок», к рассказу-описанию Аксакова «Буран», к рассказу А. Чехова «Весной», к стих. Ф. Тютчева «Весенние воды» и к другим. Музыка и радостная, и тревожная, и грустная, и нежная.

И музыка, и живопись поддерживают эмоциональное состояние класса, пробуждают чувства, заставляют сопереживать и детям хочется выразительнее читать. Они видят, представляют то, о чем хотел сказать автор произведения. Во время работы с текстом, в котором есть художественные описания часто пользуюсь методом сравнения, сопоставления. Сначала читается отрывок (художественное описание) словами автора. Стихотворение С. Есенина «Пороша». Читаем отрывок:

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказкой сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка

Оперлася на клюку…

Убираю метафоры и сравнения:

Лес стоит тихо,

Сосна покрыта снегом

Согнулась под его тяжестью,

Дети тонко чувствуют, как пропадает красота стихотворения, его яркость и образность. Роль метафор и сравнений становится более ясной, и дети стараются использовать их в своей речи.

Для развития воображения привлекаю приём умения представлять читаемый текст. В процессе словесного рисования дети обращаются к своему жизненному опыту. Им нравится представлять себя художниками, «брать в руки» кисти, листы бумаги, краски и рисовать словами, подбирая нужные краски. Они очень любят уроки рисования, многие ходят в художественную школу. На уроках рисования можно продолжить тему урока чтения и нарисовать самим иллюстрации к произведению. Для учащихся следующих классов они являются наглядностью. Как представлено на рис. 3.?

Много видов работ можно провести, используя их:

- картинный план;

- пересказ;

- уточнение обстановки, в которой протекают действия;

- подбор к ним слов автора;

- выборочное чтение для закрепления слова и образа.

Словесное рисование - эффективное средство речевого развития и выразительного чтения.

Привлекаю детей к комментированию чтения одноклассников. Им очень нравится отмечать, переданы ли во время чтения их друзьями какие-то чувства. Дети рвутся прочитать как можно лучше, в классе царит дух соревнования на лучшего чтеца.

Это могут быть такие формы работы, как чтение по ролям и драматизация произведений. Готовясь к выступлению. Дети распределяют роли, пытаясь найти определенный образ своего героя и соответствующую ему манеру исполнения. Детям очень нравится быть актёрами. Они сами приносят костюмы. Детали костюмов действующих лиц произведений. В костюмах они читают с большим воодушевлением, чувством, стараются сыграть роль как можно лучше.

Произведение должно прозвучать в чтении учителя. Это очень ответственный момент урока, его эмоциональная кульминация. Важно, чтобы это было живое чтение в классе, для ребят. Хорошо прочесть произведение -значит заставить работать воображение учащихся, чтобы перед ними зримо предстали нарисованные автором картины, пробудить чувства, воздействуя на них и напевной интонацией, и всей мелодией произведения. Активизировать образное мышление, добиться понимания текста. Чем глубже переживания, активнее работа воображения, тем вернее понимание и оценка произведения учащимися. После чтения нужна пауза перед анализом произведения. Это усиливает эмоциональное впечатление. Обсудить с детьми подобранный ими материал по теме, соответствует ли он эмоциональному звучанию, смыслу читаемого.

Эмоциональное воздействие урока, в какой бы форме он не проводился, обусловливается прежде всего выразительным чтением, поэтому предварительная работа учителя по подготовке чтения – условие успеха.

Чтение по ролям подводит детей к драматизации, что, в свою очередь, углубляет восприятие художественного образа произведения, воспитывает любовь к языку, умение чувствовать его и выразительнее читать.

Для выразительного чтения имеет большое значение и прослушивание в грамзаписи актёрского чтения, как образца. Дети следят за красотой, силой, музыкальностью звучания голоса актёра, как будто видят всё, о чём рассказывает автор, проникаются настроением исполнителя.

Помогаю детям выбрать правильную интонацию и темп речи. Чтобы голос ребёнка звучал выразительно, как и в жизни, с разными оттенками. Определяем места смысловой паузы и логического ударения. Работаем с карандашом в руках. Подчёркнутые слова прочитываются с усилением. Работа над логическим ударением проводится параллельно с работой по нахождению смысловых пауз в тексте. Знаки препинания имеют не только логическое значение, они указывают одновременно с мыслью на определённое отношение исполнителя к произносимому или на его действие, намерение, помогают правильно понимать текст.

Примерная разметка текста

Лебедь, Щука и Рак

И. Крылов

Когда в товарищах согласья нет, Спокойно.

На лад, их дело не пойдёт.

И выйдет из него не дело, | только мука.||

Однажды Лебедь, Рак да Щука| Ускоряя.

Везти с поклажей воз взялись

Я стараюсь показать, что это эмоциональная остановка, с помощью которой чтец передаёт сильное внутреннее волнение, напряжённость событий произведения.

Обучение выразительному чтению на основе смыслового анализа читаемого должно стать активным средством более глубокого проникновения в содержание и эмоционального воздействия на учеников. В процессе анализа вырабатывается чуткость к слову, его связям и взаимодействиям с другими словами. Так, например, в описании снегопада в рассказе «Первый снег» К. Паустовского дана такая картина:

«Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе. С каждой минутой их становилось всё больше и больше, и наконец, снег повалил хлопьями..

Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы».

Вопросы по уточнению смысла сказанного о снежинках направлены на раскрытие значения выделенных слов:

- Какие слова нашёл автор, чтобы описать усиливавшийся снег?

- Найдите слова, где писатель хочет показать, что снег был лёгкий, чистый, что он шёл долго-долго. Отмечают слова, нужные автору для обрисовки картины, подчёркивания образных слов и выражений.

Представив эту картину, дети должны так и прочитать отрывок с нужными интонациями.

Выполнялась основная задача:

Дети учились воссоздавать в воображении образы и картины, нарисованные словами, объяснять смысл образных слов и выражений. Анализ образов и картин произведения и установление отношения к изображаемому облегчали запоминание произведения, так как слова были осмыслены, наполнялись содержанием. Это даёт «ключ» к интонационно правильному чтению. Идёт подготовка детей к выразительному чтению отрывков, рисующих контрастные образы:

- А утром какой был снег?

- Как изменил первый снег всё вокруг?

«…В лесу стало светло, тихо и торжественно…»

- А что стало в лесу вечером?

- Что напоминал снег? Почему?

«…Вечером темно, снег кажется сырым. Идёт густо и окутывает всё вокруг будто дымом…»

В результате анализа конкретных образов выявляется идея произведения, осмысливается его замысел, это даёт основание для выбора интонации.

Так в процессе анализа текста подготавливаются его относительно законченные части для упражнений в выразительности чтения. Наращивая трудности, провожу работу по формированию умений определять тон голоса на основе:

- знаков препинания в предложениях;

- авторских указаний о том, как были произнесены слова в диалоге;

- слов автора, с помощью которых он сообщает о чувствах и переживаниях героев;

- осознания ситуаций, эмоционального содержания речи героев.

Предполагаемое направление в анализе художественных произведений способствует развитию эмоциональной сферы учащихся. Пробуждает и формирует их чувства. У детей возникает определённое эмоциональное отношение к героям, их делам и поведению, появляется сопереживание. Дети сочувствуют положительным героям, осуждают поступки отрицательных. Так постепенно начинают формироваться нравственные чувства учащихся.

Выразительность чтения выступает как результат раскрытия чувств и переживаний героев, изображенных писателем или поэтом в художественном произведении. Анализ произведения приводит к общему выводу (основной мысли).

Перед чтением произведений о природе целесообразно предоставить возможность детям наблюдать за ней, развивая творческую активность, проблему общения, говорения через отношение к природе. Вот одна из тем экскурсии «В мастерской художника – природа». Берём с собой карандаши, листы бумаги. Сначала даём словесные описания деревьев, неба, моря….Определяем их настроение и то, какое настроение появляется у детей от общения с природой. Какой прекрасный образный мир раскрывается детям, сколько нового и порой неожиданного узнают они!

- Где эти знания используются человеком?

Художники пишут картины, композиторы музыку, поэты стихи, дизайнеры создают парки и сады. Природа воздействует на нас своей богатой палитрой. Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, побуждающие мысли и эмоции, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.

Во время экскурсии идёт неформальное доверительное общение. Уважение к мнению каждого ребёнка. У детей формируется творческое отношение и восприятие природы, развивается речь в процессе сопоставления их личных впечатлений от общения с природой, с её художественными и поэтическими образами. Темы могут быть разные: «Апрель-голубой», «Природа-источник вдохновения» и т.д.

Дети, имея свой жизненный опыт, своё отношение к природе стараются и работать на уроках выразительнее, эффективнее, развивается эмоциональное мироощущение.

«Чтоб был мне ближе год от году

земной неповторимый лик.

учусь я чувствовать природу,

Её особенный язык.»

Вовлечение детей в активные творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосферы в классе, когда можно возразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению скуки, инертности, пассивности, которые к сожалению, ещё имеют место на уроках.

Если учитель сам открывает для себя что-то новое, с интересом подходит к изучаемому, доносит чувства автора и свои до детей, то и дети загораются, начинают с интересом работать, удивляются новому, чего они раньше просто не замечали. Им это открыл поэт, писатель, художник, композитор, природа.

У детей складывается личное отношение к читаемому.

Тот самый «секрет» и проявляется в особенностях отбора целесообразных приёмов, методов, отношении к детям, их чувствам.