СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности языка средств массовой информации на примере газеты «Ярославский агрокурьер"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности языка средств массовой информации на примере газеты «Ярославский агрокурьер"»

Районная научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги в науку»

















Индивидуальный исследовательский проект

«Особенности языка средств массовой информации на примере газеты «Ярославский агрокурьер»»



Выполнил обучающийся 6 класса

МОУ «Лучинская СШ» ЯМР

Сметанкин Александр

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

МОУ «Лучинская СШ» ЯМР

Шухалова Людмила Владимировна













2022

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение ………………………………………………………………………

4

Глава 1. Средства массовой информации и их функции …………………..

5

Глава 2. Языковые особенности средств массовой информации…………

8

2.1. Языковые особенности газетно-публицистического подстиля ………

8

2.2. Роль автора при создании публицистической стать…………………..

11

2.3. Анализ языковых особенностей на материале газеты «Ярославский агрокурьер»……………………………………………………………………

12

Заключение …………………………………………………………………

15

Список использованных источнико…………………………………………

16









































ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе средства массовой информации во многом определяют языковую, социально-психологическую и культурную ситуации. Нет сомнения в том, что, средства массовой информации, прочно войдя в жизнь человеческого общества, оказывают влияние на мышление и мировосприятие людей. Известно, что   язык   средств массовой информации  относят к   одной   из   основных   форм   существования языка. Именно анализ текстов массовой коммуникации позволяет делать выводы относительно языковой культуре говорящих и тех особенностях, которые свойственны литературному языку в настоящее время.

Цель работы: определить языковые особенности средств массовой информации на примере газетно-публицистического подстиля.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал о функциях средств массовой информации.

  2. Изучить теоретический материал о языковых особенностях средств массовой информации.

  3. Изучить языковые особенности на материале публикаций газеты «Ярославский агрокурьер».

  4. Подготовить материал для создания справочника (Power Point) об особенностях языка современных средств массовой информации.


Гипотеза: языковые особенности газетно-публицистического подстиля отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью.


Методы исследования:

- теоретический (изучение материала, электронных ресурсов по теме);

- практический (изучение языковых особенностей на материале публикаций газеты «Ярославский агрокурьер», создание продукта проекта).


Предмет исследования: язык публикаций газеты «Ярославский агрокурьер».


Практическая значимость: использовать собранный материал для создания справочника об особенностях языка современных средств массовой информации.



Глава 1. Средства массовой информации и их функции

Средства массовой информации (СМИ) – это сильный инструмент формирования мнения народа в современном обществе. Они оказывают огромное воздействие, как на человека, так и на общество в целом.

Сегодня средства массовой информации уже настолько прочно вошли в жизнь человеческого общества, что являются мощным средством воздействия на разум человека. Будучи динамичным по своей сути, язык средств массовой информации наиболее быстро реагирует на все изменения в общественном сознании, отражая его состояние, влияя на формирование и даже развитие. Именно в языке средств массовой информации легко увидеть те новые тенденции в подходах к изучению языка, которые прослеживаются в современной лингвистике. Среди таковых существенную роль играют функциональные аспекты использования языка.

Развитие средств массовой информации позволяет ускорить процесс получения, обработки и распространения информации, открывая перед нами большое количество новых возможностей, недоступных ранее [3].

Средства массовой информации следует подразделить на следующие:

- визуальные (периодическая печать);

- аудиальные (радио);

- аудиовизуальные (телевидение, документальное кино).

Безусловно, между средствами массовой информации есть различия, но все они объединяются в систему массовой коммуникации и выполняют общие функции [3].

Функции средств массовой информации:

- информационная (сообщение о разного рода фактах и событиях);

- комментарийно-оценочная (комментарий к поступающей информации, ее анализ и оценка);

- познавательно-просветительская (пополнение знаний читателей, слушателей, зрителей через поступающую культурную, историческую, научную информацию);

- функция воздействия (влияние на взгляды и поведение людей);

- гедонистическая (восприятие информации с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата) [1].


В зависимости от ориентации на аудиторию средства массовой информации следует разделить на следующие виды, которые представлены в Таблице 1.1:

Таблица 1.1 – Виды общения (по параметру ориентированности)


Вид общения

Содержание общения

Примеры

Предметно-ориентированное общение

Взаимодействие людей в процессе совместной деятельности (общение членов конкретного коллектива друг с другом или с представителями другого коллектива). В центре такого общения - проблемы, стоящие перед коллективом, совместная деятельность его представителей.

На классном часе или педсовете обсуждаются вопросы организации какого-либо совместного дела: похода, экскурсии, трудового десанта.


Продолжение таблицы


Личностно-ориентированное общение

Содержанием являются личностные, психологические взаимоотношения людей – то, что в обиходе и называется «выяснением отношений».

Деловое общение партнеров, обслуживающее конкретную совместную деятельность (например, подготовку к экзамену, соревнованию или концерту). Общение, в центре которого находится не какая-либо деятельность, а личностные проблемы общающихся, например выяснение отношений между друзьями или объяснение в любви между юношей и девушкой.

Социально-ориентированное общение

Лекция, доклад, телевизионное выступление, где лектор или докладчик выступает как представитель общества и решает со своей аудиторией конкретные социальные задачи.

Субъектом обслуживающего взаимодействие является человек, которому общество доверяет в данной конкретной ситуации выступать от своего лица: телекомментатор, автор газетной рубрики или отдельной газетной статьи, тележурналист, берущий интервью у политического деятеля, и т.п.

Рассмотрение экологических проблемы конкретного города или региона.


Анализируя представленную выше информацию, следует сделать вывод: общение при помощи СМИ по параметру ориентированности является типичным социально-ориентированным видом общения [2].

















Глава 2. Языковые особенности средств массовой информации.

2.1. Языковые особенности газетно-публицистического подстиля.


Публицистический стиль речи лежит в основе языка газетных публикаций, как одного из видов визуальных средств массовой информации. В данной главе особое внимание будет обращено на газетно-публицистический подстиль.

Важнейшим признаком газетно-публицистического подстиля является тесное взаимодействие и взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых средств и стандартных, широко употребляемых именно в данном стиле средств языка. К особенностям газеты следует отнести следующие признаки:

- ориентация на широкого читателя;

- широта и разнообразие тематики;

- периодичность и однодневность;

- открытость идеологических позиций.

К основным функциям газетной публицистики относят информационную и воздействующую. Они применяются для выражения разносторонней и всеобъемлющей информации. В газете получают широчайшее и регулярное отражение события в стране и за рубежом, которые представляют общественный интерес. Выполняя информационную функцию, язык газет стремится к стандартизации своих средств. Стандартами обычно считаются такие языковые средства, которые воспроизводятся в определенной речевой ситуации, например: добрая традиция, международная гуманитарная помощь, обострение обстановки, нажить политический капитал и т.д.[4]

Однако термин «стандарт» для газетно-публицистического подстиля следует понимать в более широком смысле, имея в виду не только специфические газетные, но и все языковые средства, которые отличаются стилистической и эмоциональной нейтральностью.

При передаче информации любым способом, будь то визуальные, аудиальные или аудиовизуальные, для понимания и усвоения передаваемой информации необходимо учитывать особенности языкового сознания как общества, так и социальных групп. Найти общий язык с массовым адресатом (читателем, зрителем, слушателем) – важная задача для авторов публикаций и сюжетов.

Необходимо отметить, что в газетно-публицистическом подстиле имеет место чередования экспрессии (эмоционально окрашенной лексики) и стандарта, постоянное превращение экспрессии в стандарт [4].

Рассмотрим языковые особенности, свойственные газетным публикациям как одного из видов средств массовой информации:

  1. общественно-политическая лексика (общество, свобода, равенство, гласность, патриотизм, демократия, гражданин, конституция и др.);

  2. интернациональная политическая лексика (парламент, спикер, департамент, импичмент, муниципалитет, рейтинг, коррупция, электорат и др.);

  3. научная терминология, быстро выходящая за рамки узкоспециализированного употребления (Интернет, холдинг, дефолт, инвестиция, стагнация и др.);

  4. устойчивые словосочетания и выражения (холодная война, выйти на орбиту, разрядка напряженности, цепная реакция, мирное сосуществование, точка невозврата и т.д.);

  5. новые понятия, слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе (финансовое оздоровление, новое политическое мышление, баланс интересов, политика диалога и др.);

  6. оценочные прилагательные, характеризующие социальные и политические процессы (бархатная революция, хрупкое перемирие, сторонник шелкового пути, красная зона; черный вторник и др.);

  7. речевые стандарты, клише (работники бюджетной сферы, служба занятости, ветви российской власти, по данным информационных источников, международная гуманитарная помощь и др.);

  8. применение аббревиатуры (ЧП, ОМОН, ГКЧП, СНГ, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др.);

  9. применение сокращенных слов (федерал (федеральный), эксклюзив (эксклюзивный), нал (наличность), собкор (собственный корреспондент) и др.);

  10. употребление настоящего времени глагола, характерного для так называемого «настоящего» репортажа, то есть автор является очевидцем или даже участником описываемых событий;

  11. заголовки и зачины текстов («Можно ли планировать прошлое?», «Близится лето – пора студенческих каникулы и возможность молодым подработать немного денег. А как? Что могут предложить сегодня рынок труда и фирмы по трудоустройству?»).


Анализируя материалы о языке средств массовой информации нельзя не отметить также и то, что российскую печать сегодняшнего дня все же отличает еще и предельная открытость его выражения. Отсутствие цензуры и идеологического воздействия на печать позволяют авторам газетных материалов и телепередач выбирать в качестве объекта оценки любой доступный их вниманию факт или лицо и формировать желаемую оценку в соответствии с собственными взглядами и целями, облекать ее в приемлемую для самих журналистов форму. Однако свобода слова, имеет и свою обратную сторону: выход из идеологии порой оборачивается выходом из культуры, разрушение окостеневших стереотипов, отказ от следования любым, и в том числе нравственно-этическим, нормам [3].

























2.2. Роль автора при создании публицистических статей.


Особое внимание следует удалить такой категории, как автор.

При этом следует иметь в виду не физические, психические и другие особенности конкретного автора (языковой личности), но прежде всего, стороны понятия «автор», то есть типические черты «автора», создаваемые временем.

Для каждой эпохи характерен свой тип автора. Рассмотрим «автора» с двух позиций – частной и социальной.

Понятие «публицистика» (от лат. publicus - общественный) подразумевает, что автор обязательно касается социальных вопросов или рассматривает частные проблемы, но непременно с социальных позиций. Иначе говоря, о чем бы ни писал публицист, он всегда выступает как человек социальный. Это может быть открытая, энергичная защита (или опровержение) каких-либо тезисов, положений, мнений с использованием многообразных средств интеллектуального или эмоционального воздействия или сдержанное, почти нейтральное изложение (рассуждение, анализ) и т.д. [4]

Важнейшая роль автора заключается в том, что он определяет не только стиль конкретных текстов, но и стиль эпохи, того или иного периода.

Другая важнейшая сторона, рассматриваемая нами: человек – явление частное. Одна из отличительных особенностей публицистики - личность публициста, которая в большей или меньшей мере проявляется в тексте.

Выражая социальные или групповые интересы, публицист в то же время говорит от собственного имени, проявляет себя как человек частный, т.е. имеющий такие же интересы, как и его читатель.

Читатель в публицистике - это зеркало, в котором отражается автор. Моделируя образ читателя, автор моделирует и свой собственный образ, ставя себя на место читателя, но не объединяет себя с ним полностью [4].

Таким образом, следует сделать вывод о том, что существуют две грани: человек частный и человек социальный. Они тесно взаимосвязаны, являются разными сторонами одной и той же личности: человек социальный всегда является и частным человеком. Речь может идти лишь о преобладании социальности или личностности.

Индивидуальную особенность автора определяет во многом и характер речи. Важнейшая характеристика публицистической речи - модальность (отношение автора к содержанию речи). Это проявляется в степени эмоциональности, субъективности-объективности и т.д.



2.3. Анализ языковых особенностей на примере газеты

«Ярославский агрокурьер»


В основу исследования была положена работа по изучению и анализу языковых средств газеты «Ярославский курьер». «Ярославский агрокурьер» - это общественно-политическая газета Ярославского района Ярославской области. Газета выходит по четвергам еженедельно. Исследование было проведено на основе выпусков «Ярославского курьера» № 23 от 01.04.2021 года и № 33 от 13.05.2021года.

При анализе языка публицистического материала, представленного в №№ 23 от 01.04.2021 г. и № 33 от 13.05.2021 г., были отмечены языковые особенности, представленные далее.

Авторы и редакторский отдел используют разнообразные заголовки: «Долгожданный свет в Курдумово», «Карабаниха прирастает землей», «Ваш выбор, житель!», «Жемчужины старого ожерелья», «Ни дня без шутки!» (№ 23 от 01.04.2021 г.); «Под мирным небом малой Родины», «Умка живет в Тумошне», «Победа объединяет поколения» (№ 33 от 13.05.2021 г.). Они помогают отразить суть, обсуждаемой проблемы, долгожданность события, описываемого в статье, а также передают эмоциональную оценку передаваемой информации.

Зачины текстов статей передают злободневность и актуальность описываемых событий. В статье «Долгожданный свет в Курдумово» (№ 23 от 01.04. 2021 г.) автор умело передает озабоченность жителей отсутствием необходимых для жизни бытовых удобств, в частности, фонарей на улицах деревни. - «А ведь ждали люди этого события более трех лет, в деревне не было ни одного фонаря. Курдумовцы собрались, посовещались и решили: хватит ждать. Надо самим проявить инициативу?». Статья не только информирует читателя об инициативе, проявленной жителями, но и служит примером для дальнейших преобразований, которые жители могут самостоятельно продемонстрировать. Оценка, которую дает поступку жителей автор, носит положительный характер.

Спектр описываемых проблем, публикуемых в «Ярославском курьере», довольно разнообразен: от сообщений о сельскохозяйственных до реставрационных работ. В статье «Жемчужинки старого ожерелья» рассказывается о памятниках архитектуры местного, регионального и даже федерального значения в регионах России, находящихся в аварийном состоянии из-за отсутствия бюджетных средств на реставрацию.

Само название печатного издания - «Ярославский агрокурьер» - говорит о том, что новости сельскогохозяйственного спектра являются одними из актуальных. Свидетельством тому являются заметки: «Карантин на африканской чуме», «Профилактика болезни свиней» (№ 33 от 13.05. 2021 г.). Достоверность изложенного в них материала помогают подтвердить специалисты, которые консультируют журналистов. Например, комментарии к статьям, указанным выше, были даны главным ветеринарным врачом Ярославского района, начальником управления развития АПК, экологии и природопользования администрации ЯМР Николаем Ивановым. Это дает возможность читателям с доверием относиться к опубликованной информации.

Актуальность событий, отраженных на страницах газеты, подчеркивает тот факт, что на момент выхода в печать очередных выпусков «Ярославского агрокурьера» остро стоял вопрос вакцинирования (по состоянию на 31.03.2021 г). В связи с этим читателю были представлены данные о том, какими темпами идет вакцинирование населения от COVID-19. Чтобы заручиться доверием читателей и дать положительный настрой, редакция газеты опубликовала своего рода «памятку», которая помогла раскрыть основные пункты положительного влияния вакцинирования, тем самым убедить людей в ее необходимости. Примером может служить следующее: «Вакцинации обеспечивают коллективный иммунитет», «Надежное средство профилактики», «Способствует снижению летальности» (№ 23 от 01.04.2021 г.).

Кроме перечисленных выше событий, отраженных в заголовках и содержании публикаций, нашли место на страницах «Ярославского агрокурьра» и события спортивной жизни. Они размещены в рублике «Спорткурьер» под названиями, из которых следует и дальнейшее содержание опубликованной информации. Примеры: «Догнали армейцев» (№ 23 от 01.04.2021 г.; о встрече хоккейных команд ЦСКА и Локомотива); «Проиграли аутсайдеру» (№ 23 от 01.04.2021 г.; о встрече футбольных команд, неудачно проводящих спортивный сезон); «Бегом по «Золотому кольцу» (№ 33 от 13.05.2021 г.; о состоявшемся Тугаевском легкоатлетическом марафоне).

Подчеркнуть важность связи поколений помогла статья под названием «Победа объединяет поколения» (№ 33 от 13.05.2021 г.), посвященная праздновании. 76-ой годовщине в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В статье подчеркивается душевное и трогательное отношение ярославцев к самому главному празднику в нашей стране – Дню Победы.

Среди языковых средств, активно используемых в текстах статей «Ярославского агрокурьера», используются:

- клише: под руководством председателя совета; вопросы, вынесенные на заседании; документ устанавливает порядок; утвердили положение и т.д.;

- общественно-политическая лексика: муниципалитет, руководство, администрация, делегация, реализация и т.д.;

- применение аббревиатуры (ПФР, ЕГИССО, АПК и др.);

- употребление настоящего времени глагола, характерного для так называемого «настоящего» репортажа, то есть автор является очевидцем или даже участником описываемых событий: наблюдаю, говорю, обсуждаем, говорим, видим, помогаем и др.;

- интернациональная лексика: волонтер, реализация, вакцинация, иммунитет, инвесторы, оптимизация


Таким образом, можно сделать вывод, что языковые особенности газеты «Ярославский агрокурьер» представлены довольно широко. Публикации отливаются доступностью и достоверностью информации, достаточным использованием иноязычной лексики, общественно-политических терминов, речевыми стандартами и клише. Газета ориентирована на массового читателя, поэтому язык должен быть понятен и доступен. В текстах публикаций подчеркивается сопричастность описываемым событиям самих авторов, что позволяет читателю с доверием относиться к публикуемой информации.


















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Язык СМИ с его практически неограниченной тематикой, включающей и культуру, вносит свой вклад в эти процессы, оказывая сильное воздействие на литературный язык, а через него и на культуру. Такие, например, качества его, как гибкость, богатство, многообразие функций, способствуют и развитию культуры.

Следует заметить, что в обществе языку СМИ отводится нередко негативная роль. Пишут и говорят, что газеты портят литературный язык, наводняя его канцеляризмами, иноязычными словами, жаргонизмами. Но это нефункциональный взгляд. Он сформировался из часто неосознанного сопоставления языка газет с художественной речью. Однако у них разные задачи и разная природа.

Язык СМИ, публицистика обогащают русский литературный язык, насыщая речь оценочными оборотами, формируя отточенную речь мысли - язык политики, идеологии, развивая приемы и методы дискуссии и полемики. Сила и преимущество публицистики, занимающей в языке СМИ важное место, - в прямом воздействии на адресата, аудиторию.

Всем хорошо известно сильнейшее влияние языка СМИ на современное общество. Трудно назвать какое-либо другое средство или канал информации, которые обладали бы такой силой влияния, следствии чего СМИ и получили название четвертой власти.

Все это оказывает влияние и на развитие литературного языка, расширяя возможности его выражения. Через сферу СМИ происходит обновление языка современности, языка социума. С течением времени совершенствуется техника речи, усложняются, становятся тоньше, богаче спектр оценочных окрасок. Все это дает основания сделать вывод о прогрессе в развитии газетного языка и речи.










СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Об особенностях средств массовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/12239 (Дата обращения: 07.03.2022)

  2. Особенности средств массовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/detail.aspx?id=812215 (Дата обращения: 08.03.2022)

  3. Средства массовой информации виды специфика языка и способы речевого взаимодействия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/languages/00749036_0.html (Дата обращения: 07.03.2022)

  4. Язык современных средств массовой информации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://natalibrilenova.ru/yazyik-sovremennyih-sredstv-massovoj-informatsii-rechevaya-degradatsiya-ili-razvitie-rechi/ (Дата обращения: 08.03.2022)

  5. Ярославский агрокурьер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ярагрокурьер.рф/arkhiv/category/54-yaroslavskij-agrokurer-2021 (Дата обращения: 08.03.2022)






















14