ГУО «Средняя школа №2 г.Новополоцка»
Особенности использования электронных
средств обучения
в образовательном процессе
Подготовила:
учитель музыки
высшей категории
Бурдюкова В.И.
Особенности использования электронных
средств обучения в образовательном процессе
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлены на повышение эффективности и качества обучения учащихся.
Электронные средства обучения (ЭСО), используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.
Выбор обучающей программы
Современный учитель уже не ищет ответ на вопрос, нужно ли использовать компьютер в учебном процессе. Перед ним стоят следующие вопросы:
как эффективно использовать компьютер;
какие бывают компьютерные обучающие программы (КОП);
как «не утонуть» в море обучающих программ;
как найти и выбрать нужную обучающую программу.
Для того чтобы сформулировать требования к компьютерной обучающей программе, учителю надо знать, какие сейчас существуют компьютерные средства обучения. В том случае, когда предметная область курса определена, можно сравнивать компьютерные средства обучения между собой по следующим параметрам:
функциональное назначение;
категория учащихся, на которых рассчитано средство обучения;
охват материала (курс, согласованный с одним из учебников, курс, снабженный собственным учебником, электронные пособия для части курса или даже одного урока);
наличие или отсутствие методических рекомендаций по использованию программы;
дает ли программа возможность создать собственные уроки и курсы (некоторые обучающие комплексы дают пользователям возможность создать собственный курс по предлагаемой методике);
тип лицензии, под которой распространяется программа;
разработчики (фирма, отдельные лица).
Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных средств, используемых в обучении.
Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Flash. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций.
Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники.
Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.
Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и/или энциклопедия по изучаемому курсу; а в завершение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.
К обучающим играм и развивающим программам относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.
Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).
Появление и проникновение в систему образования средств мультимедиа обеспечило доступ к зрительной и звуковой информации. А это, в свою очередь, вызвало потребность в разработке новых методических сценариев проведения уроков и позволило использовать в учебном процессе различные виды игровых и творческих заданий.
Совместное воздействие графической, звуковой и видеоинформации создает условия, способствующие повышению эмоционального заряда урока, его эффективности. Средства мультимедиа активно используются в оформлении и проведении различных внеклассных мероприятий.
По назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:
обучающие программные средства, обеспечивающие уровень усвоения учебного материала;
тренажёры, обеспечивающие отработку умений учащихся;
контролирующие программные средства – программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;
информационно-поисковые и информационно-справочные программные средства;
моделирующие программные средства;
демонстрационные программные средства;
досуговые программные средства.
Информационно-коммуникационные технологии и электронные средства обучения в образовательном процессе направлены на повышение эффективности и качества обучения учащихся.
Использование ЭСО на уроках музыки способствует, в первую очередь, изучению нотной грамоты, теории музыки, развитию способностей учащихся, эффективны при повторении ранее пройденного теоретического материала, при закреплении материала и в процессе самопроверки учащихся.
Необходимо отметить, что многие программные продукты обладают недостатками:
репродуктивный характер изложения материала, основанный на традиционной схеме: слушаю – запоминаю, или читаю – запоминаю;
ограниченное количество практических упражнений и заданий;
ориентация на средневозрастного ученика, т.е. без учета восприятия теоретического материала младшим школьником и учеником среднего или старшего звена;
отсутствие функции контроля знаний;
невозможность обновления практического материала.
Из положительных сторон электронных средств обучения следует выделить следующие:
повышенная наглядность (использование графической информации);
возможность слушания музыки;
использование видео материалов;
интерактивность;
повышение мотивации к обучению и самообразованию;
применение игровых форм работы;
коммуникативность;
воспитание волевых качеств учащихся.
Большую помощь на уроках музыки оказывают музыкальные энциклопедии. Например, "Энциклопедия классической музыки", Энциклопедия музыкальных инструментов», «Театр», «Опера», аудиоэнциклопедии "Как звучат музыкальные инструменты" и "Народные инструменты", «Путешествие в мир симфонического оркестра» заинтересовывают даже очень равнодушных и неэмоциональных учеников, с полным отсутствием интереса к классической музыке; позволяют в близкой для ребят манере дать сложный материал о композиторах, авторах представленных музыкальных произведений.
С помощью «Энциклопедии популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, о музыкальных альбомах, можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.
Использование на уроках музыки учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Интерактивные экскурсии с использованием программы “Энциклопедия зарубежного классического искусства”, “Шедевры музыки” знакомят детей с музыкальными инструментами древнего мира и помогают услышать их звучание, знакомят с историческими памятниками древности и современного искусства.
На каждом уроке музыки, если есть необходимость, учитель имеет возможность просмотра различных видеофильмов с балетами, операми, концертами. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии и путешествия по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения, большей результативности полученных знаний.
Виртуальная лаборатория
На уроках музыки в 4 классах я часто использую электронное средство обучения «Виртуальная творческая лаборатория», которая разработана за счёт средств республиканского бюджета и является пособием по музыке для учащихся 4-ых классов всех типов общеобразовательных учреждений.
«Виртуальная творческая лаборатория» разработана в соответствии с утверждённой Министерством образования Республики Беларусь учебной программой.
Наглядность в виде набора эмоциональных образов, аудио- и видеофрагменты, творческие задания позволяют учителю в простой и доступной форме:
• подать новый материал
• объяснить его
• проверить знания учащихся,
учащемуся -
• понять
• усвоить
• закрепить материал по каждой теме
• повторить усвоенное.
Проект разработан кандидатом педагогических наук Гуляевой Е.Г.
ЭСО включает в себя:
• теоретические статьи по 3 разделам;
• иллюстративные материалы и наборы эмоциональных образов к урокам;
• музыкальные фрагменты;
• видеосюжеты;
• справочные материалы в виде схем;
• творческие задания или упражнения к урокам;
• словарь терминов.
Мультимедийное пособие позволяет:
• иллюстрировать отдельные темы,
• закреплять и контролировать знания в игровой форме,
• стимулировать процесс мышления учащихся,
• развивать воображение и творческие способности.
Дидактически правильное использование данного ЭСО вызовет интерес к учению, тем самым повысит уровень знаний учащихся, ускорит процесс формирования навыков и будет стимулировать к применению умений на практике и саморазвитию.
«Виртуальная творческая лаборатория» оптимизирует учебный процесс, комбинируя фронтальную, групповую, парную и индивидуальную работы.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не «засушить» урок, не превратить его в технический практикум.
Таким образом, применение ЭСО на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.