СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности использования поддержек в групповых упражнениях художественной гимнастики

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности использования поддержек в групповых упражнениях художественной гимнастики

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования поддержек в групповых упражнениях художественной гимнастики»

Особенности использования поддержек в групповых упражнениях художественной гимнастики

Художественная гимнастика – сложно-координационный вид спорта, включающий в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимы, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметом, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики («полуакробатики»), в формах, допускаемых правилами соревнований.

Следует подчеркнуть, что на современном уровне развития мировой художественной гимнастики спортсменки выступают в индивидуальных и групповых упражнениях, что повлекло за собой специализацию гимнасток (Ночевная В.И., 1990г.). Говоря о «групповичках», отметим их особенность при исполнении групповых упражнений. 



  • Характерной особенностью группового упражнения является участие каждой гимнастки в совместной работе ансамбля единым образом и в духе коллективизма. Композиция должна быть составлена таким образом, чтобы идея сотрудничества между всеми гимнастками была отчетливо видна во всех частях упражнения.


  • Специфика групповых упражнений заключается во взаимодействии гимнасток, проявляющейся в специфических формах движений, одной из которых являются поддержки, ставшие очень актуальными в современной художественной гимнастике.


Согласно требованиям правил соревнований по художественной гимнастике (2009 г.) не должны использоваться, как не соответствующие духу художественной гимнастики такие движения как: 


  • носить гимнастку, опирающуюся на руки или другую часть тела;


  • тащить гимнастку по ковру более одного или двух шагов;


  • шагать (более одной опоры) по одной или нескольким, сгруппированным вместе, гимнасткам;


  • строить пирамиды;


  • выполнять несколько кувырков через одну или несколько сгруппированных вместе гимнасток, без контакта с полом.


По данным И.В. Быстровой (2006), в художественной гимнастике поддержкой называется акробатическое и «полуакробатическое» движение с опорой на партнеров.

Зрелищность поддержек достигается не только технически сложными положениями отдельных участников, но и, прежде всего простотой, логичностью всей композиции, гармоничным сочетанием ее отдельных частей. Решающее значение в современных пирамидах имеют пропорции, правильность и четкость соотношений всех составляющих элементов. Безукоризненная техника исполнения, смелость, легкость движений, причудливость акробатических поз определяют огромную силу воздействий акробатических пирамид на зрителя. В одних случаях поддержки будут казаться воздушными, ажурными, стремящимися ввысь, в других, наоборот, тяжелыми, громоздкими, прижатыми к земле. Для одних пирамид характерна незыблемость, основательность, прочность, для других – динамика, порыв, движение. В зависимости от поставленной задачи поддержкам можно придать монументальный, величественный и торжественный характер. Ш.Г. Гусак (1969) отметил, что многое зависит от состава занимающих, их подготовленности, пола, возраста и т.д. Как правило, групповым композициям девушек присущи мягкость и пластичность форм, плавные очертания, связанные с проявлением гибкости. После того как проверена зрелищность поддержек, их доступность, составляется проект программы: устанавливается число поддержек и их последовательность.

При подборе и установлении порядка поддержек в программе выступления нужно руководствоваться соображениями, приведенными ниже (Замов Б.М.,1983).


  • Сложность поддержек надо постепенно увеличивать, чтобы у зрителей все время нарастал интерес к выступлению. Поэтому первые поддержки должны быть наиболее простыми, а последние - динамичными, сложными, с элементами равновесия, выходами в стойку на большой высоте в необычных условиях опоры. Самая последняя поддержка, как финальное звучание в оркестре, должна быть наиболее эффективной.


  • По характеру рисунка поддержки должны быть разнообразными. Важно, чтобы основные движения, статически красивые положения, элементы, выполняемые участниками в групповом построении, выглядели наиболее эффектно. 


В групповых упражнениях художественной гимнастики специфика поддержек определяется: удержанием позиции в опоре на одном или нескольких партнерах непродолжительное время (2 – 3 секунды), наличием предмета (скакалки, обруча, мяча, булавы, ленты), задействованного в движении. Дополнительная трудность при выполнении поддержки состоит в том, чтобы предметы, с которыми гимнастки выполняют упражнение, находились в непрерывном движении в начале, середине или конце подъема гимнастки или на протяжении всего времени выполнения поддержки. 

Следует отметить, что поддержки в групповых упражнениях художественной гимнастики, возможно, классифицировать (Быстрова И.В., 2009):

1. По положению «поддерживаемой» гимнастки в пространстве:


  • Низкие (на уровне колена);


  • Средние (на уровне бедра);


  • Высокие (выше уровня плеч).


На рисунке 1 представлены результаты исследования (в ходе педагогических наблюдений) использования поддержек в композициях команд-участниц на этапе кубка мира 2009 года.





Рис. 1. Соотношение поддержек по положению «поддерживаемой» гимнастки в пространстве.


Полученная информация позволяет констатировать, что гимнастки используют различные поддержки в групповых упражнениях по положению в пространстве. А именно, в большем количестве средние поддержки – 68,6 %, высокие – 22,8 % и в меньшей степени низкие – 8,6 %.

2. По количеству гимнасток, задействованных непосредственно в поддержке:




  • 4/1 (4 гимнастки поддерживают одну);


  • 3/1 (3 гимнастки поддерживают одну);


  • 2/1 (2 гимнастки поддерживают одну);


  • 1/1 1 пара (1 гимнастка поддерживает одну);


  • 1/1 2 пары.




Нами выявлено количество гимнасток непосредственно задействованных в каждой выполненной поддержке (4/1, 3/1, 2/1, 1/1: 1 пара, 1/1: 2 пары). Наглядно результаты представлены на рисунке 2.





Рис. 2. Количество гимнасток задействованных в поддержке.


3. По движению тела, поддерживаемой («верхней») гимнастки:


  • С переворотом: вперед, назад, в сторону.


  • Без переворота.


4. По сложности:


  • С  выполнением броска предмета: 


- ногой в начале, середине 

- рукой или в конце 

- отбивом поддержки.


  • Без выполнения броска (возможно, использование предмета, как «декорации», например удержание гимнастки скакалками при перевороте).


При выполнении поддержек 3/1, 2/1, 1/1 остальные гимнастки «аккомпанируют» работающим поддержку гимнасткам. А именно: выполняют манипуляцию предметами, передвижение, элементы без предмета и другое. 

Поддержки имеют фазы: толчка, полета и приземления.

В фазе толчка необходимо сочетать движения «верхней» поддержкой гимнастки двумя партнерами. Здесь очень важна синхронность действий. В фазе полета, возможно, принимать одну или более различных поз: группировки, положение шпагата, «казак» и др. Поворот тела может выполняться вокруг продольной или вертикальной оси или комбинированный. В фазе приземления, которое осуществляется на одну или две ноги, или в положении лежа на полу, или перекат по партнерам, или в опорное положение на предметы (возможно с последующим полетом гимнастки). В данной ситуации необходимо уделять внимание «амортизации» тела, что дает возможность переходить к следующему движению без остановки, плавно и красиво. При выполнении поддержек демонстрируется способность быстро ориентироваться в пространстве, проявлять ловкость, слаженность действий партнеров и чувство баланса.

Классификация допускаемых ошибок при исполнении поддержек в художественной гимнастике.

Грубые ошибки:


  • Падение гимнастки в любой фазе исполнения поддержки;


  • Потеря предмета;


  • Невыполнение условий по правилам соревнований;


  • Невыполнение заявленного мастерства предмета;


  • Недостаточное участие гимнасток в исполнении поддержки (статичность одной или нескольких гимнасток).




Значительные ошибки:


  • Непопадание в такт музыки;


  • Асинхронное поднятие гимнастки;


  • Несоответствие высоты подъема по классификации;


  • Статика предмета;


  • Недостаточное разнообразие поддержек по форме, амплитуде и использованию предметов;


  • Потеря равновесия: дополнительное движение с перемещением;


  • Потеря равновесия с опорой на одну или обе кисти, либо с опорой на предмет;


  • Нечеткая и не зафиксированная форма.



Незначительные ошибки:


  • Тяжелое приземление;


  • Недотянутые колени, носки.


В результате исследования по использованию поддержек во взаимодействии, командами-участницами на Кубке Мира 2009 года («Жемчужина» г. Санкт-Петербург), нами выявлено, что количество поддержек увеличилось на 19,1% по сравнению с Олимпийскими играми 2008 года.

Подводя итог проведенных исследований, следует констатировать, что поддержки стали более сложными, рискованными, их исполнение стало более быстрым, добавляются вращение как верхней, так и поддерживающей гимнастки в вертикальной плоскости; использование предмета стало более разнообразным.

Однако по положению тела гимнастки, количества поддержек не изменились: самыми многочисленными остались средние поддержки - 68,6%, увеличившись при этом на 9,8%. Несмотря на то, что количество высоких поддержек (22,8%) уменьшилось, на 0,7% они начали выполняться на большей высоте, а в плане движения тела гимнастки, поддержки стали разнообразнее. Интересным фактом стоит отметить заимствование гимнастками поддержек из других видов спорта (акробатика, спортивная аэробика, синхронное плавание). Следует обратить внимание на разнообразие рисунка поддержек, а также на характер, не забывая при их исполнении о музыке. К этому можно добавить, что сочетание движений с характером, содержанием и динамикой музыкального произведения дает возможность сделать поддержки разнообразными, яркими и динамичными, что позволит усилить впечатление от рисунка композиции в целом.