СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности изучения фортепианного полифонического репертуара при подготовке в СПО педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности. Трудности. Алгоритм освоения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка раскрывает особености изучения фортепианного полифонического репертуара при подготовке в СПО педагога  дополнительного образования в области музыкальной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Особенности изучения фортепианного полифонического репертуара при подготовке в СПО педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности. Трудности. Алгоритм освоения.»

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский педагогический колледж»


















Методическая разработка

Особенности изучения фортепианного полифонического репертуара при подготовке в СПО педагога дополнительного образования (в области музыкальной деятельности). Трудности. Алгоритм освоения.



Автор: Литовченко Т.Н.

.

.











Краснодар, 2025г.

Полифонический и гомофонно-гармонический

музыкальные типы фактуры


Полифонический и гомофонно-гармонический музыкальные типы фактуры (склады) как способы музыкального изложения представляют основу фортепианной музыки. Оба они являются разновидностями многоголосия, полифонии (лат. – polyphony). Мы, музыканты, с полным правом утверждаем, что вся фортепианная музыка полифонична. Поэтому, при работе со студентами, обучающимися по специальности ФГОС СПО 44.03.04 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) очень важно и необходимо формирование, постоянное и целенаправленное развитие полифонического мышления студентов, полифонического слуха, что является одним из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания. Такому развитию в полной мере способствуют полифонические произведения, изучение которых является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству.

Работа над полифонией – один из наиболее сложных разделов инструментальной педагогики. Изучение полифонических произведений играет чрезвычайно важную роль в развитии музыкального мышления студентов – будущих педагогов дополнительного образования-музыкантов, их умения анализировать, сравнивать, обобщать; ведет к развитию слуховых представлений, художественно-технических возможностей обучаемых, способствует формированию исполнительских компетенций. Формирование навыка полифонической игры – основа исполнительской культуры, основа профессиональной деятельности музыканта-педагога.

Освоение различных полифонических форм – обязательное условие подготовки студентов на музыкальных отделениях педагогических колледжей.

Основой полифонического репертуара, и это общепризнанно, являются сочинения И.С. Баха. Но наряду с сочинениями И.С. Баха педагогически целесообразно изучать редко исполняемые, но весьма значимые полифонические сочинения предшественников и современников Баха: Д. Букстехуде (1637 – 1707 гг.), И. Пахельбеля (1653 – 1706 гг), И. Кунау (1660 – 1722 гг.), Г.Ф. Генделя (1685-1759 гг.) и других авторов.

Рассматривая полифонические произведения И.С.Баха как школу обучения полифонии от начального этапа до высшего уровня, можно условно обозначить несколько ступеней мастерства.

1 ступень – две Тетради Анны Магдалены Бах, «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха», сочиненные в 1722, 1725 годах, маленькие прелюдии из сборника «Маленькие прелюдии и фуги».

«Нотные тетради Анны Магдалены Бах», «Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха» – это своеобразные домашние музыкальные альбомы семьи И. С. Баха. Сюда вошли инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера. Эти пьесы, как собственные, так и чужие, написаны в тетради, как мы знаем, рукой самого И. С. Баха, иногда -его жены Анны Магдалены Бах, встречаются также страницы, написанные детским почерком кого-либо из сыновей Баха.

2 ступень – 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций, циклы прелюдий и фугетт из сборника «Маленькие прелюдии и фуги» (ре минор, ля минор, ми минор, соль мажор), отдельные танцы из «Французских сюит». «Нельзя изучать фуги, если до этого исчерпывающе не изучены инвенции и маленькие прелюдии…» - предупреждал И. Браудо. Эти сборники, помимо очень интересного музыкального материала и ярких художественных достоинств, дают педагогу возможность углубить знакомство студента с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения, объяснить ему такие важнейшие понятия, как тема, противосложение, интермедия, различные модификации темы (в увеличении, в уменьшении, зеркальная тема и др.), скрытое многоголосие, имитация и так далее.

3 ступень мастерства в изучении полифонии И.С. Баха – Два тома «Хорошо темперированного клавира», сочиненные соответственно в 1722 и 1744 годах, «Партиты», «Английские сюиты», «Токкаты», «Хроматическая фантазия и фуга», цикл «Искусство фуги», концерты для клавира с оркестром и другие произведения композитора.

Работа над полифоническими произведениями.

Для понимания полифонического произведения и осмысленности работы студенту необходимо с самого начала представлять себе его форму, тонально-гармонический план. Как мы знаем, музыка барокко интонационно выстраивалась как музыкальный диалог, как вопрос – ответ.

Самостоятельность полифонических голосов – непременная черта любого полифонического произведения. Позвольте вкратце перечислить возникающие при этом исполнительские, звуковые сложности, которые происходят от:

1. различного характера звучания голосов (инструментовка);

2. разной, почти нигде не совпадающей фразировке ,

3. несовпадения штрихов (legato и non legato);

4. несовпадения кульминаций (например, мелодия верхнего голоса поднимается на creschendo и приходит к вершине, а нижний голос движется

вниз на diminuendo).

5. разной ритмикой (например: как правило, движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями контрастирует с подвижным ритмическим рисунком мелодии верхнего голоса, состоящей почти сплошь из восьмых нот);

6. несовпадения динамического развития (например, звучность нижнего голоса усиливается, а верхнего уменьшается).

7. контраста в артикулировании соседних длительностей: мелкие длительности играются legato, а более крупные– non legato или staccato. Данный прием органист Исай Браудо назвал «приемом восьмушки». Конечно, пользоваться этим приемом следует, только исходя из характера произведения.

8. Исполнительские сложности при изучении полифонии возникают и из-за особенностей баховской ритмики, для которой характерно в большинстве случаев использование соседних длительностей: восьмые и четверти (все марши и менуэты), шестнадцатые и восьмые .

9. Еще одной из сложностей полифонического тематизма является так называемая скрытая полифония или скрытое многоголосие.


О динамике

Полифонии И.С.Баха, как и его предшественникам и современникам, свойственна полидинамика, когда в разных голосах звучит музыкальная ткань в разных динамических градациях.

Более яркому и стилистически верному показу формы способствует знание своеобразия динамики в полифонии, особенно баховской, состоящее в том, что во времена барокко было не свойственно излишне измельченное, волнообразное ее применение. Для полифонии И.С. Баха характерна архитектоническая динамика, при которой внутри больших построений сохраняется одна динамика.


О мелизмах

При работе над полифонией студенты часто встречаются с мелизмами – украшениями. Мелизмы являются важнейшим художественно- выразительным средством музыки эпохи барокко. Студентам и педагогам можно порекомендовать статью Л.И. Ройзмана «Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов», в которой подробно разбирается этот вопрос и приводятся указания самого И.С. Баха. Можно также обратиться к исследованию Адольфа Бейшлага «Орнаментика в музыке», и конечно, познакомиться с баховской трактовкой исполнения мелизмов по составленной самим композитором таблице в «Ночной тетради Вильгельма Фридемана Баха», охватывающей главные типовые примеры мелизмов, которые применял композитор в своих произведениях.

Украшения соединяют, объединяют мелодическую линию, усиливают выразительность фактуры. И если мелизмы – мелодия, значит и исполнять их надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи тому или иному полифоническому произведению. Чтобы мелизмы не были «камнем преткновения», их надо сначала услышать «про себя», пропеть и только потом играть, начиная с медленного темпа и постепенно доводя до нужного.

Работа над голосоведением

Приступая к работе над голосоведением в полифоническом произведении, необходимо проанализировать основную тему. Студент самостоятельно или с помощью педагога должен определить ее форму, гармонию, границы, образно-интонационный характер. Избранная выразительная трактовка тем определяет в дальнейшем интерпретацию всего произведения. Необходимо сразу уловить все звуковые тонкости исполнения темы, начиная с первого ее проведения.

Говоря о внутримотивной артикуляции, следует научить студента различать основные типы мотивов – ямбические, хореические.

1. Мотивы ямбические - идут со слабого времени на сильное. Ямбическое строение баховских тем определяет особенность фразировки И.С. Баха, о которой обязательно должны знать ученики. Начинаясь со слабой доли такта, темы Баха свободно перетекают, «перешагивают» через тактовую черту, заканчиваясь на сильной доле. Таким образом, границы такта не совпадают с границами темы, что приводит к смягчению и ослаблению сильных долей такта, подчиняющихся внутренней жизни мелодии, ее стремлению к смысловым кульминационным вершинам.

2. Мотивы хореические – это мотивы, вступающие на сильной доле и заканчивающиеся на слабой. Особенностью артикуляции хорея является мягкое, как бы «женское» окончание.

Но самое сложное в том, что тематические акценты в полифонических произведениях часто не совпадают с метрическими, они обусловлены не метром, как в классической мелодии, а внутренней жизнью темы. Интонационные вершины темы у композитов – полифонистов, и у И.С. Баха особенно, часто приходятся на слабые доли. «В баховской теме все движение и вся сила устремляются к главному акценту, - писал А. Швейцер, – «... чтобы играть Баха ритмично, надо акцентировать не сильные доли такта, но те, на которые падает ударение по смыслу фразировки».

Артикуляция полифонических произведений.

При исполнении полифонических произведений решающая роль принадлежит верно найденной артикуляции. Известно, как тонко найденные артикуляционные штрихи помогают раскрыть выразительные богатства голосоведения в произведениях И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, предшественников и современников этих двух великих мастеров. Педагог, изучающий в классе полифонические произведения, может найти много поучительного в редакциях произведений И.С.Баха Ф. Бузони, других мастеров.


Имитация - основа полифонии

Имитация – повторение темы – то есть главной музыкальной мысли, в другом голосе – это основной полифонический способ развития темы. Поэтому тщательное и всесторонне изучение темы в полифонических произведениях И.С. Баха, будь это прелюдия, двухголосная или трехголосная Инвенция, Фуга, является первоочередной задачей в работе над любым полифоническим произведением имитационного склада.

Имитация - повторение. Как образно высказался Л. Ройзман, если каждое проведение темы исполнять несколько громче других голосов, то «... мы оказываемся свидетелями исполнения, о котором можно сказать: сорок раз тема и ни одного раза фуги».

В двухголосных полифонических пьесах имитацию чаще всего следует подчеркивать не громкостью, а иным, отличным от другого голоса, тембром. Если верхний голос играть звонко и выразительно, а нижний легко и рianо, имитация будет слышна яснее, чем при громком ее исполнении. Тема, в зависимости от динамического плана, может иногда прозвучать и тише остальных голосов, но она должна быть всегда значительной, выразительной, заметной.

Маркирование имитаций Й. Браудо считал целесообразным в тех случаях, когда основной характер произведения связан с постоянным чередованием мотивов, с постоянной переброской их из одного голоса в другой. Перекличка голосов в данном случае трактуется как основной образ произведения. Именно с подобной перекличкой связан светлый, «улыбчивый» характер Инвенции № 8 F – dur и Маленькой прелюдии № 5 E – dur (ч. 2) И.С. Баха.

Вслед за освоением темы и ответа начинается работа над противосложением. Работа над трех – четырехголосными произведениями включает следующие приемы:

1.проучивание (проигрывание) каждого голоса отдельно,

2. учить (играть, интонировать) по два голоса в разных сочетаниях: например, в трехголосном полифоническом произведении, играть попеременно первый и второй голоса, второй и третий, первый и третий, играя один из них f, espressivo, а другой – pp. Этот способ полезен и при соединении всех трех голосов вместе: сначала ярко играется один голос, а остальные два – тихо. Затем динамика голосов меняется. Затрата времени на такую работу различна в зависимости от степени продвинутости ученика.

3. исполнение разных голосов различными штрихами (legato и non legato или staccato);

4. исполнение всех голосов piano, прозрачно;

5 исполнение голосов динамически ровное при специально сосредоточенном внутреннем внимании на одном из них;

6. сложный, достаточно редко применяемый прием: исполнение без одного голоса (этот голосов надо представлять себе внутренне или петь).

Эти способы приводят к ясности слухового восприятия полифонии, без чего исполнение теряет свое главное качество – рельефность (динамическую, тембральную) голосоведения.


Особенности аппликатуры

Ясность голосоведения при исполнении многоголосного произведения заставляет музыкантов с особым вниманием относиться к аппликатуре в полифоническом произведении. Нельзя исходить при расставлении аппликатуры в полифонических произведениях только из соображений пианистических удобств, как это иногда делал прекрасный музыкант и педагог Карл Черни в своих редакциях произведений И.С.Баха. Пианист Ферручио Бузони был первым, кто возродил аппликатурные принципы баховской полифонической эпохи. Широко в полифонических произведениях применяются принципы перекладывания пальцев, скольжения пальца с черной клавиши на белую, беззвучной подмены пальцев. Это поначалу кажется студенту трудным и неприемлемым. Поэтому надо привлекать его к совместному обсуждению роли аппликатуры при исполнении полифонии, выяснению всех спорных вопросов, а затем добиваться обязательного ее соблюдения.


Заключение

Изучение полифонических сочинений – это большая аналитическая работа. Для понимания полифонических пьес нужны специальные знания, трудолюбие, постоянный звуковой контроль. Достижения определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного, плавного наращивания знаний и полифонических навыков. Перед педагогом, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием работать над ней. Все жанры полифонической музыки – фуги, фугетты, хоралы, канцоны. Серенады, танцы из сюит, полифонические вариации и так далее – являются средством выражения самых глубоких человеческих чувств. По словам известного французского пианиста 20 века Альфреда Корто: «Какова бы ни была использована форма, в основе вдохновения композитора всегда таится чувство, которое исполнитель должен вновь найти, чтобы передать его слушателю…»