СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности художественного языка и стиля в произведениях В.А. Жуковского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности художественного языка и стиля в произведениях В.А. Жуковского»

Особенности художественного языка и стиля в произведениях В.А. Жуковского

Особенности художественного языка и стиля

в произведениях

В.А. Жуковского

И славный старец наш, царей певец избранный, Крылатым гением и грацией венчанный, В слезах обнял меня дрожащею рукой. И счастье мне предрек, незнаемое мной. А. С. Пушкин «Первым вдохновителем моим был Жуковский». А. Блок.

И славный старец наш, царей певец избранный,

Крылатым гением и грацией венчанный,

В слезах обнял меня дрожащею рукой.

И счастье мне предрек, незнаемое мной.

А. С. Пушкин

«Первым вдохновителем моим был Жуковский».

А. Блок.

Явившись в поэзии на заре XIX века, Жуковский сделал для ее развития то же, что Карамзин для русской прозы. Он стал основоположником целого направления в литературе – романтизма.  Василий Андреевич Жуковский, великий поэт и переводчик, сочинивший множество элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений.

Явившись в поэзии на заре XIX века, Жуковский сделал для ее развития то же, что Карамзин для русской прозы. Он стал основоположником целого направления в литературе – романтизма.

Василий Андреевич Жуковский, великий поэт и переводчик, сочинивший множество элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений.

ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  РОМАНТИЗМА. Романтизм – художественное направление и метод в искусстве европейских стран, сформировавшееся с к. 18 – н. 19 в.в. Для романтизма характерны резкий раскол, разрыв, несовместимость идеала и действительности, отрицание буржуазного общества как враждебного красоте и человечности, выдвижение в противовес ему идеалов, воплощающих мечту о совершенстве мира и человека.

ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОМАНТИЗМА.

Романтизм – художественное направление и метод в искусстве европейских стран, сформировавшееся с к. 18 – н. 19 в.в. Для романтизма характерны резкий раскол, разрыв, несовместимость идеала и действительности, отрицание буржуазного общества как враждебного красоте и человечности, выдвижение в противовес ему идеалов, воплощающих мечту о совершенстве мира и человека.

НАЗОВИТЕ  ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА. провозглашение сильной, сложной, глубокой личности; интерес ко всему экзотическому, сильному, возвышенному; переживание разлада с действительностью. Романтик не удовлетворен действительностью, разочарован в ней; мечтая о лучшем будущем, создает образы и картины жизни, отвечающие его идеалам; стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира. провозглашение сильной, сложной, глубокой личности; интерес ко всему экзотическому, сильному, возвышенному; переживание разлада с действительностью. Романтик не удовлетворен действительностью, разочарован в ней; мечтая о лучшем будущем, создает образы и картины жизни, отвечающие его идеалам; стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

НАЗОВИТЕ

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА.

  • провозглашение сильной, сложной, глубокой личности; интерес ко всему экзотическому, сильному, возвышенному; переживание разлада с действительностью. Романтик не удовлетворен действительностью, разочарован в ней; мечтая о лучшем будущем, создает образы и картины жизни, отвечающие его идеалам; стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
  • провозглашение сильной, сложной, глубокой личности;
  • интерес ко всему экзотическому, сильному, возвышенному;
  • переживание разлада с действительностью. Романтик не удовлетворен действительностью, разочарован в ней; мечтая о лучшем будущем, создает образы и картины жизни, отвечающие его идеалам;
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
РОМАНТИЗМ Какой пейзаж характерен для романтического произведения? Типичный романтический пейзаж – это море, горы, небо. Природа, на фоне которой разворачиваются события, воспроизводится в ярких, контрастных красках.

РОМАНТИЗМ

Какой пейзаж характерен для романтического произведения?

Типичный романтический пейзаж – это море, горы, небо. Природа, на фоне которой разворачиваются события, воспроизводится в ярких, контрастных красках.

В творчестве Жуковского романтизм приобретает иной характер. Каковы же особенности романтизма Жуковского? Центральное место в жанровой системе его лирики занимают новые жанры: элегия, элегическое послание и песня. Эти жанровые формы соответствовали тенденциям формирующегося романтизма, его обращенности к индивидуальному человеку, характерному для него ощущению драматизма и катастрофичности бытия. Именно это состояние мира и человека более всего выражала романтическая элегия, классиком которой сделался в русской поэзии Жуковский. Мотивы рано увядшей молодости и безвременно охладевшей души, в окружении которых является лирический персонаж его элегий, юноша-поэт, вызваны своеобразным переживанием перехода от гармонии к дисгармонии, чувством конца «золотого века» и сознанием беззащитности личности перед раскрывшейся жизнью.

В творчестве Жуковского романтизм приобретает иной характер.

Каковы же особенности романтизма Жуковского?

Центральное место в жанровой системе его лирики занимают новые жанры: элегия, элегическое послание и песня. Эти жанровые формы соответствовали тенденциям формирующегося романтизма, его обращенности к индивидуальному человеку, характерному для него ощущению драматизма и катастрофичности бытия. Именно это состояние мира и человека более всего выражала романтическая элегия, классиком которой сделался в русской поэзии Жуковский. Мотивы рано увядшей молодости и безвременно охладевшей души, в окружении которых является лирический персонаж его элегий, юноша-поэт, вызваны своеобразным переживанием перехода от гармонии к дисгармонии, чувством конца «золотого века» и сознанием беззащитности личности перед раскрывшейся жизнью.

Сижу задумавшись; в душе моей мечты; К протекшим временам лечу воспоминаньем… О дней моих весна, как быстро скрылась ты С твоим блаженством и страданьем! «Вечер» Жуковский.

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

О дней моих весна, как быстро скрылась ты

С твоим блаженством и страданьем!

«Вечер» Жуковский.

Одним из жанров творчества поэта была названа элегия. Вспомните, ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕГИЯ. Это жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней Греции в VI веке до н. э. В новой европейской литературе становится выражением философских размышлений, грустных раздумий, скорби.

Одним из жанров творчества поэта была названа элегия.

Вспомните,

ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕГИЯ.

Это жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней Греции в VI веке до н. э. В новой европейской литературе становится выражением философских размышлений, грустных раздумий, скорби.

Элегия «Вечер». Найдите, какие подробности и оттенки подмечает поэт в природе. Он видит померкшие края облаков, угасающий луч зари, слышит плеск речных струй, тихое веяние прибрежного ветра, легкий трепет ив. Никто еще не писал о природе так проникновенно, с такой любовью. Но Жуковский не просто рисует картину природы.

Элегия «Вечер».

Найдите, какие подробности и оттенки подмечает поэт в природе.

Он видит померкшие края облаков, угасающий луч зари, слышит плеск речных струй, тихое веяние прибрежного ветра, легкий трепет ив.

Никто еще не писал о природе так проникновенно, с такой любовью. Но Жуковский не просто рисует картину природы.

Перечитаем вечерний пейзаж.  Почему так настойчиво повторяются слова, обозначающие увядание: «вечер», «померкнули», «потухший», «угасает»? Уж вечер … облаков померкнули края, Последний луч зари на башнях умирает ; Последняя в реке блестящая струя С потухшим небом угасает , Все тихо: рощи спят; в окрестности покой; Чтобы вызвать определенное настроение. Поэт создает атмосферу светлой грусти, легкой печали.

Перечитаем вечерний пейзаж. Почему так настойчиво повторяются слова, обозначающие увядание: «вечер», «померкнули», «потухший», «угасает»?

Уж вечер … облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает ;

Последняя в реке блестящая струя

С потухшим небом угасает ,

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;

Чтобы вызвать определенное настроение. Поэт создает атмосферу светлой грусти, легкой печали.

Луны ущербный лик встает из-за холмов… О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты озлатило! Сижу задумавшись; в душе моей мечты; К протекшим временам лечу воспоминаньем… Покой природы поэту отраден. Докажите это словами из текста. Где вы, мои друзья, вы, спутники мои? О братья! о друзья! где наш священный круг? Где песни пламенны и музам и свободе? Минорное настроение оказывается радостным: светлое чувство в душе поэта вызывает само созерцание природы, переживание ее красоты.

Луны ущербный лик встает из-за холмов…

О тихое небес задумчивых светило,

Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!

Как бледно брег ты озлатило!

Сижу задумавшись; в душе моей мечты;

К протекшим временам лечу воспоминаньем…

Покой природы поэту отраден. Докажите это словами из текста.

Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?

О братья! о друзья! где наш священный круг?

Где песни пламенны и музам и свободе?

Минорное настроение оказывается радостным: светлое чувство в душе поэта вызывает само созерцание природы, переживание ее красоты.

Какова, по-вашему, тема стихотворения? Основная тема элегии , поднимаемая Жуковским – это его личные размышления о собственной судьбе, воспоминания об ушедших друзьях в тесном переплетении с восхитительными картинами природных красот. Также поэт касается ещё одной важной темы – быстротечности человеческой жизни. Человек, по мнению автора, живёт циклично, как и природа. К сожалению, смена циклов человеческой жизни происходит очень быстро, ровно так же, как и смена времён года в природе.  Блажен, кому дано цевницей оживлять Часы сей жизни скоротечной!

Какова, по-вашему, тема стихотворения?

Основная тема элегии , поднимаемая Жуковским – это его личные размышления о собственной судьбе, воспоминания об ушедших друзьях в тесном переплетении с восхитительными картинами природных красот. Также поэт касается ещё одной важной темы – быстротечности человеческой жизни. Человек, по мнению автора, живёт циклично, как и природа. К сожалению, смена циклов человеческой жизни происходит очень быстро, ровно так же, как и смена времён года в природе. 

Блажен, кому дано цевницей оживлять

Часы сей жизни скоротечной!

Обратите внимание на строки, заключающие стихотворение. Минвана и Альпин — условные имена поэтических влюбленных Кто, в тихий утра час, когда туманный дым Ложится по полям и холмы облачает И солнце, восходя, по рощам голубым Спокойно блеск свой разливает, Спешит, восторженный, оставя сельский кров, В дубраве упредить пернатых пробужденье И, лиру соглася с свирелью пастухов,         Поет светила возрожденье! Так, петь есть мой удел… но долго ль?.. Как узнать?.. Ах! скоро, может быть, с Минваною унылой Придет сюда Альпин в час вечера мечтать Над тихой юноши могилой!  «Минвана унылая» — это героиня баллады Василия Жуковского «Эолова арфа». По сюжету Минвана, лишь вечер, ходит на холм и, внимая звукам арфы, мечтает о милом, о другом свете, где жизнь без разлуки и всё не на час. Даже восклицание о возможности близкой смерти не грозит тоской. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях.

Обратите внимание на строки, заключающие стихотворение.

Минвана и Альпин — условные имена поэтических влюбленных

Кто, в тихий утра час, когда туманный дым

Ложится по полям и холмы облачает

И солнце, восходя, по рощам голубым

Спокойно блеск свой разливает,

Спешит, восторженный, оставя сельский кров,

В дубраве упредить пернатых пробужденье

И, лиру соглася с свирелью пастухов,

        Поет светила возрожденье!

Так, петь есть мой удел… но долго ль?..

Как узнать?..

Ах! скоро, может быть, с Минваною унылой

Придет сюда Альпин в час вечера мечтать

Над тихой юноши могилой!

«Минвана унылая» — это героиня баллады Василия Жуковского «Эолова арфа».

По сюжету Минвана, лишь вечер, ходит на холм и, внимая звукам арфы,

мечтает о милом, о другом свете,

где жизнь без разлуки и всё не

на час.

Даже восклицание о возможности близкой смерти не грозит тоской. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ Основная мысль, которую стремится донести до читателей Жуковский, заключается в следующем утверждении: истина, к которой стремятся люди, находится в обретении гармонии между человеком и природой, а также в потребности любить и верить.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Основная мысль, которую стремится донести до читателей Жуковский, заключается в следующем утверждении: истина, к которой стремятся люди, находится в обретении гармонии между человеком и природой, а также в потребности любить и верить.

  И все-таки, ощущение обреченности господствует в этом стихотворении. В чем же заключается его трагизм?  Где клятвы, данные природе, Хранить с огнем души нетленность братских уз? И где же вы, друзья?.. Иль всяк своей тропою, Лишенный спутников, влача сомнений груз, Разочарованный душою, Тащиться осужден до бездны гробовой?.. Один — минутный цвет — почил, и непробудно, И гроб безвременный любовь кропит слезой. Другой… о небо правосудно!.. А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть? Стихотворение выражает по существу трагическое переживание человеческой смертности. Трагизм подчеркнут образом умирающей юности, включением в пейзажный фон такой детали, как могила юноши. Элегии Жуковского вообще лишены тонов мрачности и отчаяния. В них, скорее, преобладает тихая покорность судьбе. Тем не менее здесь есть трагический колорит: ведь обреченность испытывает единичная человеческая личность. Одинокое «я».

  И все-таки, ощущение обреченности господствует в этом стихотворении. В чем же заключается его трагизм?

Где клятвы, данные природе,

Хранить с огнем души нетленность братских уз?

И где же вы, друзья?.. Иль всяк своей тропою,

Лишенный спутников, влача сомнений груз,

Разочарованный душою,

Тащиться осужден до бездны гробовой?..

Один — минутный цвет — почил, и непробудно,

И гроб безвременный любовь кропит слезой.

Другой… о небо правосудно!..

А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?

  • Стихотворение выражает по существу трагическое переживание человеческой смертности.
  • Трагизм подчеркнут образом умирающей юности, включением в пейзажный фон такой детали, как могила юноши.
  • Элегии Жуковского вообще лишены тонов мрачности и отчаяния. В них, скорее, преобладает тихая покорность судьбе. Тем не менее здесь есть трагический колорит: ведь обреченность испытывает единичная человеческая личность. Одинокое «я».
В. А. Жуковского с уверенностью можно назвать величайшим поэтом начала XIX века. Он, как никто иной, чувствовал природу, окружающий мир, его красоту и совершенство. Его стихи наполнены искренними переживаниями, красотой, мелодичностью, чувством.

В. А. Жуковского с уверенностью можно назвать величайшим поэтом начала XIX века. Он, как никто иной, чувствовал природу, окружающий мир, его красоту и совершенство. Его стихи наполнены искренними переживаниями, красотой, мелодичностью, чувством.

Читатель не просто чувствует природу, поэтический лунный вечер становится для него откровением. Жуковский передает все нюансы душевных переживаний. Тишина в «Вечере» – тишина реальная и тишина душевная. Как заметили исследователи, она станет впоследствии одним из излюбленных образов поэта. И не «угасание», «не умирание», а этот прекрасный образ тишины объединит человека и природу в элегиях Жуковского.

Читатель не просто чувствует природу, поэтический лунный вечер становится для него откровением. Жуковский передает все нюансы душевных переживаний. Тишина в «Вечере» – тишина реальная и тишина душевная. Как заметили исследователи, она станет впоследствии одним из излюбленных образов поэта. И не «угасание», «не умирание», а этот прекрасный образ тишины объединит человека и природу в элегиях Жуковского.

Читатель не может не почувствовать удивительной музыкальности стиха («ЛуНЫ ущербНЫй Лик»; «зыбЛЕтся… бЛЕск на сумраке ЛЕсов»; «БЛЕдно БРЕг»), плавности шестистопных ямбов. «..Продолжительные переходы звуков предшествуют словам его и сопровождают его слова, тихо припеваемые поэтом только для пояснения того, что хочет он выразить звуками. Бессоюзие, остановка, недомолвка – любимые обороты поэзии Жуковского», – тонко заметил Н. Полевой.

Читатель не может не почувствовать удивительной музыкальности стиха («ЛуНЫ ущербНЫй Лик»; «зыбЛЕтся… бЛЕск на сумраке ЛЕсов»; «БЛЕдно БРЕг»), плавности шестистопных ямбов.

«..Продолжительные переходы звуков предшествуют словам его и сопровождают его слова, тихо припеваемые поэтом только для пояснения того, что хочет он выразить звуками. Бессоюзие, остановка, недомолвка – любимые обороты поэзии Жуковского», – тонко заметил

Н. Полевой.

В чем, по вашему мнению, значение элегии для развития романтизма?  В элегии «Вечер» глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического «я» автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.

В чем, по вашему мнению, значение элегии для развития романтизма?

В элегии «Вечер» глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического «я» автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.

По жанровому типу элегии Жуковского пейзажно-медитативные : помимо лирического размышления, в них обязательны развернутые описания природы. Это и фон медитаций поэта, но и не только фон, природа здесь существует не столько в своем материальном качестве, сколько продолжая настроение лирического героя. Жуковский показал, что такое психологический пейзаж, как изображение может стать выражением душевного состояния.

По жанровому типу элегии Жуковского пейзажно-медитативные : помимо лирического размышления, в них обязательны развернутые описания природы. Это и фон медитаций поэта, но и не только фон, природа здесь существует не столько в своем материальном качестве, сколько продолжая настроение лирического героя.

Жуковский показал, что такое психологический пейзаж, как изображение может стать выражением душевного состояния.

По утверждению Белинского, «изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Его поэзия пронизана чувственностью, эмоциональностью и стремлением к идеализации. Он отдавал предпочтение фантастическим сюжетам, мистическим образам и темам любви и природы.

По утверждению Белинского, «изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца, исполненная высшего смысла и значения».

Его поэзия пронизана чувственностью, эмоциональностью и стремлением к идеализации. Он отдавал предпочтение фантастическим сюжетам, мистическим образам и темам любви и природы.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЭЗИИ В. А. ЖУКОВСКОГО Лиричность и интимность Использование образов и символов Разнообразие жанров Он обращается к читателю с откровенностью и искренностью, передавая свои чувства и переживания. Для передачи своих мыслей и чувств. Образы природы – для выражения своих эмоций. Символы отражают внутренний мир поэта. Лирические стихотворения, так и эпические поэмы, баллады, романсы и даже драматические произведения.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЭЗИИ

В. А. ЖУКОВСКОГО

Лиричность и интимность

Использование образов и символов

Разнообразие жанров

Он обращается к читателю с откровенностью и искренностью, передавая свои чувства и переживания.

Для передачи своих мыслей и чувств. Образы природы – для выражения своих эмоций. Символы отражают внутренний мир поэта.

Лирические стихотворения, так и эпические поэмы, баллады, романсы и даже драматические произведения.

ТЕМАТИКА И МОТИВЫ В ПОЭЗИИ В. А. ЖУКОВСКОГО Любовь и романтика Исторические события и герои Природа и мир вокруг Поэт возвышал любовь до высоких идеалов, описывал страсть, преданность и тоску по утраченной любви. В его стихах часто встречаются образы нежной и красивой женщины, которая становится источником вдохновения и счастья для поэта. описывал исторические эпизоды, героические поступки и страдания людей. В его стихах можно встретить образы знаменитых исторических личностей, таких как Александр Невский или Наполеон. Описывал ее красоту и величие. Природа для него была источником вдохновения и спокойствия. Философия и мораль. Размышления Задавался вопросами о смысле жизни, о добре и зле, о справедливости и моральных ценностях. В его стихах можно найти глубокие мысли и рассуждения о человеческой природе и судьбе. Платон и Кант

ТЕМАТИКА И МОТИВЫ В ПОЭЗИИ

В. А. ЖУКОВСКОГО

Любовь и романтика

Исторические события и герои

Природа и

мир вокруг

Поэт возвышал любовь до высоких идеалов, описывал страсть, преданность и тоску по утраченной любви. В его стихах часто встречаются образы нежной и красивой женщины, которая становится источником вдохновения и счастья для поэта.

описывал исторические эпизоды, героические поступки и страдания людей. В его стихах можно встретить образы знаменитых исторических личностей, таких как Александр Невский или Наполеон.

Описывал ее красоту и величие. Природа для него была источником вдохновения и спокойствия.

Философия и мораль. Размышления

Задавался вопросами о смысле жизни, о добре и зле, о справедливости и моральных ценностях. В его стихах можно найти глубокие мысли и рассуждения о человеческой природе и судьбе.

Платон и Кант

СТИЛИСТИКА И ЯЗЫК ПОЭЗИИ В. А. ЖУКОВСКОГО Василий Андреевич Жуковский был одним из первых русских поэтов, которые начали использовать в своем творчестве новые формы и жанры, а также стремился к обновлению языка и стиля. Стилистика и язык поэзии В. А. Жуковского отличаются особым изяществом и эмоциональностью. Он использовал разнообразные стилистические приемы, чтобы передать свои мысли и чувства.

СТИЛИСТИКА И ЯЗЫК ПОЭЗИИ В. А. ЖУКОВСКОГО

Василий Андреевич Жуковский был одним из первых русских поэтов, которые начали использовать в своем творчестве новые формы и жанры, а также стремился к обновлению языка и стиля.

Стилистика и язык поэзии В. А. Жуковского отличаются особым изяществом и эмоциональностью. Он использовал разнообразные стилистические приемы, чтобы передать свои мысли и чувства.

Одной̆ из особенностей̆ художественного языка Жуковского является его использование метафор и аллегорий. Он умел использовать риторические вопросы и повторы , чтобы подчеркнуть свои мысли и сделать стихи запоминающимися. Он часто использовал символы и образы , чтобы передать свои мысли и чувства. Например, в стихотворении

Одной̆ из особенностей̆ художественного языка Жуковского является его использование метафор и аллегорий. Он умел использовать риторические вопросы и повторы , чтобы подчеркнуть свои мысли и сделать стихи запоминающимися. Он часто использовал символы и образы , чтобы передать свои мысли и чувства. Например, в стихотворении "Море" он описывает море как символ свободы и бесконечности. В балладе "Светлана" он использует образ луны, чтобы передать идею о том, что любовь может осветить жизнь человека.

В. А. ЖУКОВСКИЙ Другой̆ особенностью художественного языка Жуковского является использование простых и ясных слов. Он стремился к тому, чтобы его стихи были понятны каждому читателю. Например, он часто использовал слова с простым значением, такие как

В. А. ЖУКОВСКИЙ

Другой̆ особенностью художественного языка Жуковского является использование простых и ясных слов. Он стремился к тому, чтобы его стихи были понятны каждому читателю. Например, он часто использовал слова с простым значением, такие как "любовь", "красота", "свобода".

Еще одной̆ особенностью стиля Жуковского является его внимание к деталям. Он старался передать не только основную идею стихотворения, но и все мелкие детали, которые могут помочь читателю лучше понять его произведение. Например, в стихотворении "Вечер" он описывает, как солнце садится за горизонт, чтобы создать атмосферу покоя и умиротворения.

Влияние В. А. Жуковского на развитие русской литературы Жуковский был известен своими переводами зарубежной литературы. Его переводы были не только точными, но и передавали дух и стиль оригинальных произведений. Русская литература обогатилась новыми идеями и литературными приемами, которые впоследствии были использованы другими писателями. Жуковский внес важный вклад в развитие русской поэзии. Он стал одним из первых русских поэтов, кто активно использовал романтические мотивы и темы в своих произведениях. Жуковский стал одним из основателей русского романтизма и повлиял на многих последующих поэтов. Жуковский оказал влияние на развитие прозы и драматургии. Он вдохновил многих авторов на создание романтических рассказов, романов и пьес. Его влияние распространилось на различные жанры литературы.

Влияние В. А. Жуковского

на развитие русской литературы

Жуковский был известен своими переводами зарубежной литературы. Его переводы были не только точными, но и передавали дух и стиль оригинальных произведений. Русская литература обогатилась новыми идеями и литературными приемами, которые впоследствии были использованы другими писателями.

Жуковский внес важный вклад в развитие русской поэзии. Он стал одним из первых русских поэтов, кто активно использовал романтические мотивы и темы в своих произведениях. Жуковский стал одним из основателей русского романтизма и повлиял на многих последующих поэтов.

Жуковский оказал влияние на развитие прозы и драматургии.

Он вдохновил многих авторов на создание романтических рассказов, романов и пьес. Его влияние распространилось на различные жанры литературы.

Какое у вас сложилось мнение о лирике Жуковского? Лирика Жуковского не была унылой, хотя он сам часто употреблял этот эпитет. Она была нежной, трепетной, вдохновенной. Лирика Жуковского привлекает удивительной чистотой чувств, верой в конечное торжество любви над жестокостью и злом.  Романтические стихи Жуковского – своего рода лирический дневник поэта, биография его души. Он и сам утверждал: «Жизнь и поэзия – одно».  Полное совпадение лирического героя с личностью автора, погруженность поэта в свой внутренний мир – таковы характерные признаки элегической лирики Жуковского.

Какое у вас сложилось мнение

о лирике Жуковского?

Лирика Жуковского не была унылой, хотя он

сам часто употреблял этот эпитет. Она была нежной, трепетной, вдохновенной.

Лирика Жуковского привлекает удивительной чистотой чувств, верой в конечное торжество любви над жестокостью и злом.

Романтические стихи Жуковского – своего рода лирический дневник поэта, биография его души. Он и сам утверждал: «Жизнь и поэзия – одно».

Полное совпадение лирического героя с личностью автора, погруженность поэта в свой внутренний мир – таковы характерные признаки элегической лирики Жуковского.

В. А. ЖУКОВСКИЙ Анализ и чтение стихов Жуковского еще раз убеждает нас в искренности слов А. С. Пушкина: Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость. Замечательное свойство поэзии Жуковского — одухотворять и одушевлять всё сущее. 

В. А. ЖУКОВСКИЙ

Анализ и чтение стихов Жуковского

еще раз убеждает нас в искренности

слов А. С. Пушкина:

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнет о славе младость,

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость.

Замечательное свойство поэзии Жуковского — одухотворять и одушевлять всё сущее. 

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Романтизм (повторение) Яков Турлыгин. Последняя весна.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Романтизм

(повторение)

Яков Турлыгин.

Последняя весна.

Романтизм  ( фр . romantique, romantisme) — духовное и общественно-культурное движение, охватившее почти все сферы человеческой деятельности — философию, этику, эстетику, литературу, живопись, музыку. Романтизм — первое направление в литературе, которое пыталось дать философский и художественный ответ на изменения, произошедшие в мире после Великой французской революции. Романтизм в Европе возник на почве освобождения французского народа от феодальной зависимости и человека вообще от уз монархии и утверждения политической и личной свобод. Человек романтизма почувствовал себя личностью, равновеликой в своём духовном существе всему миру.

Романтизм  ( фр . romantique, romantisme) — духовное и общественно-культурное движение, охватившее почти все сферы человеческой деятельности — философию, этику, эстетику, литературу, живопись, музыку. Романтизм — первое направление в литературе, которое пыталось дать философский и художественный ответ на изменения, произошедшие в мире после Великой французской революции.

Романтизм в Европе возник на почве освобождения французского народа от феодальной зависимости и человека вообще от уз монархии и утверждения политической и личной свобод. Человек романтизма почувствовал себя личностью, равновеликой в своём духовном существе всему миру.

Романтизм как художественный метод . Почвой для расцвета романтизма стало чувство безграничной личной свободы. Человек, утверждали романтики, рождается свободным, ответственным только перед Богом и своей совестью. Романтик не только очарован чувством личной свободы, но и разочарован тем, в какие враждебные, узкие и несовершенные рамки эта свобода заключена. Несвобода внешняя приняла форму безличия и выглядела поистине фантастической. Таково противоречие, лежащее в основе романтизма. Основа романтизма — очарование безграничной свободой личности при одновременном и слитном с ним чувстве разочарования в ограниченности свободы духа внешними и внутренними причинами.

Романтизм как художественный метод .

Почвой для расцвета романтизма стало чувство безграничной личной свободы. Человек, утверждали романтики, рождается свободным, ответственным только перед Богом и своей совестью.

Романтик не только очарован чувством личной свободы, но и разочарован тем, в какие враждебные, узкие и несовершенные рамки эта свобода заключена.

Несвобода внешняя приняла форму безличия и выглядела поистине фантастической. Таково противоречие, лежащее в основе романтизма.

Основа романтизма — очарование безграничной свободой личности при одновременном и слитном с ним чувстве разочарования в ограниченности свободы духа внешними и внутренними причинами.

Несмотря на враждебные отношения с социальным миром, человек в романтизме включён в земной и небесный миры, но не для того, чтобы изучать их, познавать их законы и объяснять, а для того, чтобы их переживать, воспринимать.  Романтики настаивают на многообразных отношениях личности со Вселенной и отдают предпочтение непосредственным чувствам, подчёркивая первенствующую роль эмоций, лиризма. Это означает, что романтик не изучает жизнь, а воспринимает её сразу, целиком, с помощью интуиции, не прибегая к рассудку.

Несмотря на враждебные отношения с социальным миром, человек в романтизме включён в земной и небесный миры, но не для того, чтобы изучать их, познавать их законы и объяснять, а для того, чтобы их переживать, воспринимать. 

Романтики настаивают на многообразных отношениях личности со Вселенной и отдают предпочтение непосредственным чувствам, подчёркивая первенствующую роль эмоций, лиризма. Это означает, что романтик не изучает жизнь, а воспринимает её сразу, целиком, с помощью интуиции, не прибегая к рассудку.

Особое внимание романтик уделяет центральному персонажу, который часто доносит до читателя авторскую точку зрения. Герой романтиков неотделим от авторского «я», от авторского образа, в конечном итоге — от автора. Герой как единый образ, проходящий через всё творчество, обладает устойчивыми чертами, потому что душевная жизнь поэта-романтика протекает в зависимости от системы взглядов, убеждений, настроений, чувств, которые не имеют к тому или иному жанру прямого отношения и могут быть воплощены в разных жанрах. Одни и те же стороны души поэта оживают в оде, элегии, идиллии, послании, песне, романсе, балладе, поэме. Для передачи сокровенных движений души романтик в отличие от поэта-классициста не знает жанровых преград и жанровой неволи.

Особое внимание романтик уделяет центральному персонажу, который часто доносит до читателя авторскую точку зрения. Герой романтиков неотделим от авторского «я», от авторского образа, в конечном итоге — от автора.

Герой как единый образ, проходящий через всё творчество, обладает устойчивыми чертами, потому что душевная жизнь поэта-романтика протекает в зависимости от системы взглядов, убеждений, настроений,

чувств, которые не имеют к тому или иному жанру прямого отношения и могут быть воплощены в разных жанрах. Одни и те же стороны души поэта оживают в оде, элегии, идиллии, послании, песне, романсе, балладе, поэме.

Для передачи сокровенных движений души

романтик в отличие от поэта-классициста

не знает жанровых преград и жанровой неволи.

Романтический стиль  отличается ярко выраженной риторикой и полным господством монологизма, потому что в произведении господствует авторская точка зрения и авторская речь. Герои — языковые двойники автора. Романтический стиль строится на многочисленных ассоциациях, он насыщен тропами (эпитетами, сравнениями, метафорами, метонимиями и пр.). Благодаря повышенной эмоциональной окраске буквальное, словарное значение слов приобретает символический характер. Например, море — это не только водное пространство, но и символ стихийной свободы, утренняя заря — не только восход солнца и начало нового дня, но и символ надежд и стремлений, голубой цветок — не только растение с лепестками голубого цвета, но и  символ прекрасного, недостижимого идеала, ночь — не только время суток, но и символ таинственной сущности мироздания и человеческой души.

Романтический стиль  отличается ярко выраженной риторикой и полным господством монологизма, потому что в произведении господствует авторская точка зрения и авторская речь. Герои — языковые двойники автора.

Романтический стиль строится на многочисленных ассоциациях, он насыщен тропами (эпитетами, сравнениями, метафорами, метонимиями и пр.). Благодаря повышенной эмоциональной окраске буквальное, словарное

значение слов приобретает символический характер. Например, море — это не только водное пространство, но и символ стихийной свободы, утренняя заря — не только восход солнца и начало нового дня, но и символ надежд и стремлений, голубой цветок — не только растение с лепестками голубого цвета, но и 

символ прекрасного, недостижимого идеала, ночь —

не только время суток, но и символ таинственной

сущности мироздания и человеческой души.

Романтический герой  — общее название героев произведений писателей-романтиков.  В романтическом герое нашли выражение авторские черты. Поэтому герой романтизма в значительной мере — лирический образ, в котором в той или иной степени запечатлелась личность автора.

Романтический герой  — общее название героев произведений писателей-романтиков. 

В романтическом герое нашли выражение авторские черты. Поэтому герой романтизма в значительной мере — лирический образ, в котором в той или иной степени запечатлелась личность автора.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ Индивидуалист Жизнь полна риска и опасности Противопоставлен другим персонажам Романтический герой Всегда одинок Живёт не разумом, а эмоциями Полный необъяснимых загадок КАКОВ ОН? Натура глубокая, неизведанная

РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

Индивидуалист

Жизнь полна риска и опасности

Противопоставлен другим персонажам

Романтический герой

Всегда одинок

Живёт не разумом, а эмоциями

Полный необъяснимых загадок

КАКОВ ОН?

Натура глубокая, неизведанная

Романтизм разработал один характер, но придал ему разные лики: 1) Наивного чудака, верящего в идеал и в его осуществимость; комичного в глазах здравомыслящей толпы. Такой герой выгодно отличается от людей из толпы нравственной цельностью, наивным стремлением к истине, умением любить и неумением приспосабливаться. 2) Одинокого мечтателя, которым движет высокое безумие. 3) Романтического бродяги и разбойника, совершающего «высокое преступление» из благородных побуждений. 4) Разочарованного «лишнего» человека, наблюдателя, который не стремится изменить ни действительность, ни самого себя. 5) Демонической личности, вступающей в трагический разлад с действительностью и с собой, сеющей «высокое зло»; в этом образе спаяны протест, отчаяние и собственная нравственная уязвимость. 6) Патриота и гражданина, в котором слиты гордость, самоотверженность и жертвенность; он, одинокий герой, готов искупить своей кровью и жизнью коллективный грех.

Романтизм разработал один характер, но придал ему разные лики:

1) Наивного чудака, верящего в идеал и в его осуществимость; комичного в глазах здравомыслящей толпы. Такой герой выгодно отличается от людей из толпы нравственной цельностью, наивным стремлением к истине, умением любить и неумением приспосабливаться.

2) Одинокого мечтателя, которым движет высокое безумие.

3) Романтического бродяги и разбойника, совершающего «высокое преступление» из благородных побуждений.

4) Разочарованного «лишнего» человека, наблюдателя, который не стремится изменить ни действительность, ни самого себя.

5) Демонической личности, вступающей в трагический разлад с действительностью и с собой, сеющей «высокое зло»; в этом образе спаяны протест, отчаяние и собственная нравственная уязвимость.

6) Патриота и гражданина, в котором слиты гордость, самоотверженность и жертвенность; он, одинокий герой, готов искупить своей кровью и жизнью коллективный грех.

РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ . Важной сюжетно-композиционной стороной произведения у романтиков выступает конфликт героя и общества. Необычность героя подчёркивается психологическим портретом: выразительной внешностью, одухотворённостью, красотой или уродливостью, пристальным или проницательным взглядом, болезненной бледностью, задумчивостью. Поведение героя обычно нарушает как принятые в обществе, так и общечеловеческие нравственные нормы. Конфликт между героем и обществом принципиально неразрешим.

РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ .

Важной сюжетно-композиционной стороной произведения у романтиков выступает конфликт героя и общества. Необычность героя подчёркивается психологическим портретом: выразительной внешностью, одухотворённостью, красотой или уродливостью, пристальным или проницательным взглядом, болезненной бледностью, задумчивостью. Поведение героя обычно нарушает как принятые в обществе, так и общечеловеческие нравственные нормы.

Конфликт между героем и обществом принципиально неразрешим.

РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВОЕМИРИЕ . Так как основа романтизма — чувство очарования безграничной свободой личности при одновременном чувстве разочарования в сковывающей действительности, романтики пришли к выводу, что мир совершенен как  замысел и несовершенен как воплощение, что реальность далека от идеала и  что мечта романтика неосуществима.

РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВОЕМИРИЕ .

Так как основа романтизма — чувство очарования безграничной свободой личности при одновременном чувстве разочарования в сковывающей действительности, романтики

пришли к выводу, что мир совершенен как  замысел и несовершенен как воплощение, что реальность далека от идеала и 

что мечта романтика

неосуществима.

РОМАНТИЗМ ИСТОЧНИКИ https://school.mos.ru/vrlabs/schoolbook/textbook/48/chapters/2714  https://nekrasov.lit-info.ru/nekrasov/kritika-o-nekrasove/chubukova-mokina-poeziya/zhukovskij-poeticheskoe-masterstvo.htm  https://shedevrum.ai/post/5418fc808b0c11efbf19ea31112dea87/?ysclid=me6z6ug08r360715951&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F  https://vk.com/wall-208439962_1678?ysclid=me6y5b7c3y463774388

РОМАНТИЗМ

ИСТОЧНИКИ

https://school.mos.ru/vrlabs/schoolbook/textbook/48/chapters/2714

https://nekrasov.lit-info.ru/nekrasov/kritika-o-nekrasove/chubukova-mokina-poeziya/zhukovskij-poeticheskoe-masterstvo.htm

https://shedevrum.ai/post/5418fc808b0c11efbf19ea31112dea87/?ysclid=me6z6ug08r360715951&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F

https://vk.com/wall-208439962_1678?ysclid=me6y5b7c3y463774388