Особенности художественного языка и стиля
в произведениях
В.А. Жуковского
И славный старец наш, царей певец избранный,
Крылатым гением и грацией венчанный,
В слезах обнял меня дрожащею рукой.
И счастье мне предрек, незнаемое мной.
А. С. Пушкин
«Первым вдохновителем моим был Жуковский».
А. Блок.
Явившись в поэзии на заре XIX века, Жуковский сделал для ее развития то же, что Карамзин для русской прозы. Он стал основоположником целого направления в литературе – романтизма.
Василий Андреевич Жуковский, великий поэт и переводчик, сочинивший множество элегий, посланий, песен, романсов, баллад и эпических произведений.
ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОМАНТИЗМА.
Романтизм – художественное направление и метод в искусстве европейских стран, сформировавшееся с к. 18 – н. 19 в.в. Для романтизма характерны резкий раскол, разрыв, несовместимость идеала и действительности, отрицание буржуазного общества как враждебного красоте и человечности, выдвижение в противовес ему идеалов, воплощающих мечту о совершенстве мира и человека.
НАЗОВИТЕ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА.
- провозглашение сильной, сложной, глубокой личности; интерес ко всему экзотическому, сильному, возвышенному; переживание разлада с действительностью. Романтик не удовлетворен действительностью, разочарован в ней; мечтая о лучшем будущем, создает образы и картины жизни, отвечающие его идеалам; стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
- провозглашение сильной, сложной, глубокой личности;
- интерес ко всему экзотическому, сильному, возвышенному;
- переживание разлада с действительностью. Романтик не удовлетворен действительностью, разочарован в ней; мечтая о лучшем будущем, создает образы и картины жизни, отвечающие его идеалам;
- стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
РОМАНТИЗМ
Какой пейзаж характерен для романтического произведения?
Типичный романтический пейзаж – это море, горы, небо. Природа, на фоне которой разворачиваются события, воспроизводится в ярких, контрастных красках.
В творчестве Жуковского романтизм приобретает иной характер.
Каковы же особенности романтизма Жуковского?
Центральное место в жанровой системе его лирики занимают новые жанры: элегия, элегическое послание и песня. Эти жанровые формы соответствовали тенденциям формирующегося романтизма, его обращенности к индивидуальному человеку, характерному для него ощущению драматизма и катастрофичности бытия. Именно это состояние мира и человека более всего выражала романтическая элегия, классиком которой сделался в русской поэзии Жуковский. Мотивы рано увядшей молодости и безвременно охладевшей души, в окружении которых является лирический персонаж его элегий, юноша-поэт, вызваны своеобразным переживанием перехода от гармонии к дисгармонии, чувством конца «золотого века» и сознанием беззащитности личности перед раскрывшейся жизнью.
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
«Вечер» Жуковский.
Одним из жанров творчества поэта была названа элегия.
Вспомните,
ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕГИЯ.
Это жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней Греции в VI веке до н. э. В новой европейской литературе становится выражением философских размышлений, грустных раздумий, скорби.
Элегия «Вечер».
Найдите, какие подробности и оттенки подмечает поэт в природе.
Он видит померкшие края облаков, угасающий луч зари, слышит плеск речных струй, тихое веяние прибрежного ветра, легкий трепет ив.
Никто еще не писал о природе так проникновенно, с такой любовью. Но Жуковский не просто рисует картину природы.
Перечитаем вечерний пейзаж. Почему так настойчиво повторяются слова, обозначающие увядание: «вечер», «померкнули», «потухший», «угасает»?
Уж вечер … облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает ;
Последняя в реке блестящая струя
С потухшим небом угасает ,
Все тихо: рощи спят; в окрестности покой;
Чтобы вызвать определенное настроение. Поэт создает атмосферу светлой грусти, легкой печали.
Луны ущербный лик встает из-за холмов…
О тихое небес задумчивых светило,
Как зыблется твой блеск на сумраке лесов!
Как бледно брег ты озлатило!
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
Покой природы поэту отраден. Докажите это словами из текста.
Где вы, мои друзья, вы, спутники мои?
О братья! о друзья! где наш священный круг?
Где песни пламенны и музам и свободе?
Минорное настроение оказывается радостным: светлое чувство в душе поэта вызывает само созерцание природы, переживание ее красоты.
Какова, по-вашему, тема стихотворения?
Основная тема элегии , поднимаемая Жуковским – это его личные размышления о собственной судьбе, воспоминания об ушедших друзьях в тесном переплетении с восхитительными картинами природных красот. Также поэт касается ещё одной важной темы – быстротечности человеческой жизни. Человек, по мнению автора, живёт циклично, как и природа. К сожалению, смена циклов человеческой жизни происходит очень быстро, ровно так же, как и смена времён года в природе.
Блажен, кому дано цевницей оживлять
Часы сей жизни скоротечной!
Обратите внимание на строки, заключающие стихотворение.
Минвана и Альпин — условные имена поэтических влюбленных
Кто, в тихий утра час, когда туманный дым
Ложится по полям и холмы облачает
И солнце, восходя, по рощам голубым
Спокойно блеск свой разливает,
Спешит, восторженный, оставя сельский кров,
В дубраве упредить пернатых пробужденье
И, лиру соглася с свирелью пастухов,
Поет светила возрожденье!
Так, петь есть мой удел… но долго ль?..
Как узнать?..
Ах! скоро, может быть, с Минваною унылой
Придет сюда Альпин в час вечера мечтать
Над тихой юноши могилой!
«Минвана унылая» — это героиня баллады Василия Жуковского «Эолова арфа».
По сюжету Минвана, лишь вечер, ходит на холм и, внимая звукам арфы,
мечтает о милом, о другом свете,
где жизнь без разлуки и всё не
на час.
Даже восклицание о возможности близкой смерти не грозит тоской. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
Основная мысль, которую стремится донести до читателей Жуковский, заключается в следующем утверждении: истина, к которой стремятся люди, находится в обретении гармонии между человеком и природой, а также в потребности любить и верить.
И все-таки, ощущение обреченности господствует в этом стихотворении. В чем же заключается его трагизм?
Где клятвы, данные природе,
Хранить с огнем души нетленность братских уз?
И где же вы, друзья?.. Иль всяк своей тропою,
Лишенный спутников, влача сомнений груз,
Разочарованный душою,
Тащиться осужден до бездны гробовой?..
Один — минутный цвет — почил, и непробудно,
И гроб безвременный любовь кропит слезой.
Другой… о небо правосудно!..
А мы… ужель дерзнем друг другу чужды быть?
- Стихотворение выражает по существу трагическое переживание человеческой смертности.
- Трагизм подчеркнут образом умирающей юности, включением в пейзажный фон такой детали, как могила юноши.
- Элегии Жуковского вообще лишены тонов мрачности и отчаяния. В них, скорее, преобладает тихая покорность судьбе. Тем не менее здесь есть трагический колорит: ведь обреченность испытывает единичная человеческая личность. Одинокое «я».
В. А. Жуковского с уверенностью можно назвать величайшим поэтом начала XIX века. Он, как никто иной, чувствовал природу, окружающий мир, его красоту и совершенство. Его стихи наполнены искренними переживаниями, красотой, мелодичностью, чувством.
Читатель не просто чувствует природу, поэтический лунный вечер становится для него откровением. Жуковский передает все нюансы душевных переживаний. Тишина в «Вечере» – тишина реальная и тишина душевная. Как заметили исследователи, она станет впоследствии одним из излюбленных образов поэта. И не «угасание», «не умирание», а этот прекрасный образ тишины объединит человека и природу в элегиях Жуковского.
Читатель не может не почувствовать удивительной музыкальности стиха («ЛуНЫ ущербНЫй Лик»; «зыбЛЕтся… бЛЕск на сумраке ЛЕсов»; «БЛЕдно БРЕг»), плавности шестистопных ямбов.
«..Продолжительные переходы звуков предшествуют словам его и сопровождают его слова, тихо припеваемые поэтом только для пояснения того, что хочет он выразить звуками. Бессоюзие, остановка, недомолвка – любимые обороты поэзии Жуковского», – тонко заметил
Н. Полевой.
В чем, по вашему мнению, значение элегии для развития романтизма?
В элегии «Вечер» глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического «я» автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.
По жанровому типу элегии Жуковского пейзажно-медитативные : помимо лирического размышления, в них обязательны развернутые описания природы. Это и фон медитаций поэта, но и не только фон, природа здесь существует не столько в своем материальном качестве, сколько продолжая настроение лирического героя.
Жуковский показал, что такое психологический пейзаж, как изображение может стать выражением душевного состояния.
По утверждению Белинского, «изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца, исполненная высшего смысла и значения».
Его поэзия пронизана чувственностью, эмоциональностью и стремлением к идеализации. Он отдавал предпочтение фантастическим сюжетам, мистическим образам и темам любви и природы.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЭЗИИ
В. А. ЖУКОВСКОГО
Лиричность и интимность
Использование образов и символов
Разнообразие жанров
Он обращается к читателю с откровенностью и искренностью, передавая свои чувства и переживания.
Для передачи своих мыслей и чувств. Образы природы – для выражения своих эмоций. Символы отражают внутренний мир поэта.
Лирические стихотворения, так и эпические поэмы, баллады, романсы и даже драматические произведения.
ТЕМАТИКА И МОТИВЫ В ПОЭЗИИ
В. А. ЖУКОВСКОГО
Любовь и романтика
Исторические события и герои
Природа и
мир вокруг
Поэт возвышал любовь до высоких идеалов, описывал страсть, преданность и тоску по утраченной любви. В его стихах часто встречаются образы нежной и красивой женщины, которая становится источником вдохновения и счастья для поэта.
описывал исторические эпизоды, героические поступки и страдания людей. В его стихах можно встретить образы знаменитых исторических личностей, таких как Александр Невский или Наполеон.
Описывал ее красоту и величие. Природа для него была источником вдохновения и спокойствия.
Философия и мораль. Размышления
Задавался вопросами о смысле жизни, о добре и зле, о справедливости и моральных ценностях. В его стихах можно найти глубокие мысли и рассуждения о человеческой природе и судьбе.
Платон и Кант
СТИЛИСТИКА И ЯЗЫК ПОЭЗИИ В. А. ЖУКОВСКОГО
Василий Андреевич Жуковский был одним из первых русских поэтов, которые начали использовать в своем творчестве новые формы и жанры, а также стремился к обновлению языка и стиля.
Стилистика и язык поэзии В. А. Жуковского отличаются особым изяществом и эмоциональностью. Он использовал разнообразные стилистические приемы, чтобы передать свои мысли и чувства.
Одной̆ из особенностей̆ художественного языка Жуковского является его использование метафор и аллегорий. Он умел использовать риторические вопросы и повторы , чтобы подчеркнуть свои мысли и сделать стихи запоминающимися. Он часто использовал символы и образы , чтобы передать свои мысли и чувства. Например, в стихотворении "Море" он описывает море как символ свободы и бесконечности. В балладе "Светлана" он использует образ луны, чтобы передать идею о том, что любовь может осветить жизнь человека.
В. А. ЖУКОВСКИЙ
Другой̆ особенностью художественного языка Жуковского является использование простых и ясных слов. Он стремился к тому, чтобы его стихи были понятны каждому читателю. Например, он часто использовал слова с простым значением, такие как "любовь", "красота", "свобода".
Еще одной̆ особенностью стиля Жуковского является его внимание к деталям. Он старался передать не только основную идею стихотворения, но и все мелкие детали, которые могут помочь читателю лучше понять его произведение. Например, в стихотворении "Вечер" он описывает, как солнце садится за горизонт, чтобы создать атмосферу покоя и умиротворения.
Влияние В. А. Жуковского
на развитие русской литературы
Жуковский был известен своими переводами зарубежной литературы. Его переводы были не только точными, но и передавали дух и стиль оригинальных произведений. Русская литература обогатилась новыми идеями и литературными приемами, которые впоследствии были использованы другими писателями.
Жуковский внес важный вклад в развитие русской поэзии. Он стал одним из первых русских поэтов, кто активно использовал романтические мотивы и темы в своих произведениях. Жуковский стал одним из основателей русского романтизма и повлиял на многих последующих поэтов.
Жуковский оказал влияние на развитие прозы и драматургии.
Он вдохновил многих авторов на создание романтических рассказов, романов и пьес. Его влияние распространилось на различные жанры литературы.
Какое у вас сложилось мнение
о лирике Жуковского?
Лирика Жуковского не была унылой, хотя он
сам часто употреблял этот эпитет. Она была нежной, трепетной, вдохновенной.
Лирика Жуковского привлекает удивительной чистотой чувств, верой в конечное торжество любви над жестокостью и злом.
Романтические стихи Жуковского – своего рода лирический дневник поэта, биография его души. Он и сам утверждал: «Жизнь и поэзия – одно».
Полное совпадение лирического героя с личностью автора, погруженность поэта в свой внутренний мир – таковы характерные признаки элегической лирики Жуковского.
В. А. ЖУКОВСКИЙ
Анализ и чтение стихов Жуковского
еще раз убеждает нас в искренности
слов А. С. Пушкина:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
Замечательное свойство поэзии Жуковского — одухотворять и одушевлять всё сущее.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Романтизм
(повторение)
Яков Турлыгин.
Последняя весна.
Романтизм ( фр . romantique, romantisme) — духовное и общественно-культурное движение, охватившее почти все сферы человеческой деятельности — философию, этику, эстетику, литературу, живопись, музыку. Романтизм — первое направление в литературе, которое пыталось дать философский и художественный ответ на изменения, произошедшие в мире после Великой французской революции.
Романтизм в Европе возник на почве освобождения французского народа от феодальной зависимости и человека вообще от уз монархии и утверждения политической и личной свобод. Человек романтизма почувствовал себя личностью, равновеликой в своём духовном существе всему миру.
Романтизм как художественный метод .
Почвой для расцвета романтизма стало чувство безграничной личной свободы. Человек, утверждали романтики, рождается свободным, ответственным только перед Богом и своей совестью.
Романтик не только очарован чувством личной свободы, но и разочарован тем, в какие враждебные, узкие и несовершенные рамки эта свобода заключена.
Несвобода внешняя приняла форму безличия и выглядела поистине фантастической. Таково противоречие, лежащее в основе романтизма.
Основа романтизма — очарование безграничной свободой личности при одновременном и слитном с ним чувстве разочарования в ограниченности свободы духа внешними и внутренними причинами.
Несмотря на враждебные отношения с социальным миром, человек в романтизме включён в земной и небесный миры, но не для того, чтобы изучать их, познавать их законы и объяснять, а для того, чтобы их переживать, воспринимать.
Романтики настаивают на многообразных отношениях личности со Вселенной и отдают предпочтение непосредственным чувствам, подчёркивая первенствующую роль эмоций, лиризма. Это означает, что романтик не изучает жизнь, а воспринимает её сразу, целиком, с помощью интуиции, не прибегая к рассудку.
Особое внимание романтик уделяет центральному персонажу, который часто доносит до читателя авторскую точку зрения. Герой романтиков неотделим от авторского «я», от авторского образа, в конечном итоге — от автора.
Герой как единый образ, проходящий через всё творчество, обладает устойчивыми чертами, потому что душевная жизнь поэта-романтика протекает в зависимости от системы взглядов, убеждений, настроений,
чувств, которые не имеют к тому или иному жанру прямого отношения и могут быть воплощены в разных жанрах. Одни и те же стороны души поэта оживают в оде, элегии, идиллии, послании, песне, романсе, балладе, поэме.
Для передачи сокровенных движений души
романтик в отличие от поэта-классициста
не знает жанровых преград и жанровой неволи.
Романтический стиль отличается ярко выраженной риторикой и полным господством монологизма, потому что в произведении господствует авторская точка зрения и авторская речь. Герои — языковые двойники автора.
Романтический стиль строится на многочисленных ассоциациях, он насыщен тропами (эпитетами, сравнениями, метафорами, метонимиями и пр.). Благодаря повышенной эмоциональной окраске буквальное, словарное
значение слов приобретает символический характер. Например, море — это не только водное пространство, но и символ стихийной свободы, утренняя заря — не только восход солнца и начало нового дня, но и символ надежд и стремлений, голубой цветок — не только растение с лепестками голубого цвета, но и
символ прекрасного, недостижимого идеала, ночь —
не только время суток, но и символ таинственной
сущности мироздания и человеческой души.
Романтический герой — общее название героев произведений писателей-романтиков.
В романтическом герое нашли выражение авторские черты. Поэтому герой романтизма в значительной мере — лирический образ, в котором в той или иной степени запечатлелась личность автора.
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Индивидуалист
Жизнь полна риска и опасности
Противопоставлен другим персонажам
Романтический герой
Всегда одинок
Живёт не разумом, а эмоциями
Полный необъяснимых загадок
КАКОВ ОН?
Натура глубокая, неизведанная
Романтизм разработал один характер, но придал ему разные лики:
1) Наивного чудака, верящего в идеал и в его осуществимость; комичного в глазах здравомыслящей толпы. Такой герой выгодно отличается от людей из толпы нравственной цельностью, наивным стремлением к истине, умением любить и неумением приспосабливаться.
2) Одинокого мечтателя, которым движет высокое безумие.
3) Романтического бродяги и разбойника, совершающего «высокое преступление» из благородных побуждений.
4) Разочарованного «лишнего» человека, наблюдателя, который не стремится изменить ни действительность, ни самого себя.
5) Демонической личности, вступающей в трагический разлад с действительностью и с собой, сеющей «высокое зло»; в этом образе спаяны протест, отчаяние и собственная нравственная уязвимость.
6) Патриота и гражданина, в котором слиты гордость, самоотверженность и жертвенность; он, одинокий герой, готов искупить своей кровью и жизнью коллективный грех.
РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ .
Важной сюжетно-композиционной стороной произведения у романтиков выступает конфликт героя и общества. Необычность героя подчёркивается психологическим портретом: выразительной внешностью, одухотворённостью, красотой или уродливостью, пристальным или проницательным взглядом, болезненной бледностью, задумчивостью. Поведение героя обычно нарушает как принятые в обществе, так и общечеловеческие нравственные нормы.
Конфликт между героем и обществом принципиально неразрешим.
РОМАНТИЧЕСКОЕ ДВОЕМИРИЕ .
Так как основа романтизма — чувство очарования безграничной свободой личности при одновременном чувстве разочарования в сковывающей действительности, романтики
пришли к выводу, что мир совершенен как замысел и несовершенен как воплощение, что реальность далека от идеала и
что мечта романтика
неосуществима.
РОМАНТИЗМ
ИСТОЧНИКИ
https://school.mos.ru/vrlabs/schoolbook/textbook/48/chapters/2714
https://nekrasov.lit-info.ru/nekrasov/kritika-o-nekrasove/chubukova-mokina-poeziya/zhukovskij-poeticheskoe-masterstvo.htm
https://shedevrum.ai/post/5418fc808b0c11efbf19ea31112dea87/?ysclid=me6z6ug08r360715951&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
https://vk.com/wall-208439962_1678?ysclid=me6y5b7c3y463774388