XVIII Межрегиональная научно-практической конференция школьников «Познаем. Исследуем. Проектируем»
Зайкова Арина Андреевна
МАОУ СОШ №42 г. Тюмени, 7 класс
Научный руководитель:
Харькова Ильсияр Мажитовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №42 г. Тюмени
Особенности художественного пространства и времени
в рассказе Марианны Гончаровой
“…щинят и каникулов”
Краткая аннотация
Проза современной писательницы Марианны Борисовны Гончаровой обладает яркими чертами пространственно-временной модели произведения. В данной работе рассматриваются особенности художественного пространства и времени на примере рассказа “…щинят и каникулов”. Анализ текста позволяет сделать выводы о том, что категории времени и пространства, как вместе, так и отдельно, играют очень важную роль: являясь важным элементом структуры произведения, они помогают выявить нравственную проблематику, авторское отношение к героям и событиям.
Оглавление
1.Введение …………………………………. 4
2.Теоретические основы исследования ……6
3.Особенности художественного пространства и времени в рассказе Марианны Гончаровой “…щинят и каникулов”…9
4.Заключение …………………………………14
5.Список литературы ……………………….15
Приложения:
Рецензия
О Марианне Гончаровой
Текст рассказа Марианны Гончаровой “…щинят и каникулов”
Введение
В 2007 году в восьмом номере киевского журнала «Радуга» был напечатан рассказ Марианны Борисовны Гончаровой “…щинят и каникулов”. Он невелик по объёму, очень эмоционален, его сюжет лаконично и ярко передает конфликт двух «миров»: ученика и учительницы, способной оскорбить, но не способной понять и принять ученика таким, какой он есть.
« Чудесный рассказ-воспоминание о бывшем однокласснике, человеке, ставшем артистом-клоуном европейского уровня. Блестящая иллюстрация к нехитрой мысли о том, что фундамент личности закладывается в детстве, когда еще катаются с горок, лупят друг друга портфелями по спинам и ничего не боятся». Так написал об этом произведении литературовед Павел Крючков в журнале «Новый мир» (№2 2008год).
Объект исследования - рассказ Марианны Гончаровой “…щинят и каникулов”.
Предмет исследования – особенности художественного пространства и времени в рассказе Марианны Гончаровой “…щинят и каникулов”.
Актуальность и новизна работы заключается в следующем:
Выбранная тема актуальна, так как автор рассказа затрагивает такие вечные проблемы, как взаимоотношения учителя и ученика и нравственный выбор.
Рассказ М. Гончаровой “…щинят и каникулов“ – новый объект для исследования, он получил несколько отзывов в газетах и журналах и не рассматривался с точки зрения структуры текста. Этот аспект (художественное время и пространство) позволяет обнаружить новые смысловые оттенки.
Цель исследования – рассмотреть особенности художественного пространства и времени в рассказе Марианны Гончаровой “…щинят и каникулов”.
Задачи:
1.определить и систематизировать разные формы организации пространства и времени в рассказе;
2. установить связь произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, судьбой писателя;
3.определить, как художественное время и пространство помогают выявить нравственную проблематику произведения, авторское отношение к героям и событиям.
Методы исследования
1.Структурный анализ текста (выявление элементов структуры литературного произведения, в частности, содержательного уровня (сюжетно-композиционного), который включает пространство и время.
2.Биографический (установление связи произведения с судьбой писателя)
3.Историко-культурный (установление связи произведения с исторической эпохой, культурным контекстом)
Теоретическая значимость работы состоит в том, что, изучив особенности художественного пространства и времени в рассказе Марианны Гончаровой “…щинят и каникулов”, мы можем внести определённые дополнения в методы исследования.
Практическая значимость работы видится нам в том, что можно использовать результаты исследования при подготовке лекционных и практических занятий по теории литературы, подготовке к олимпиадам, для занятий с одаренными детьми.
2.Теоретические основы исследования
Прежде чем анализировать текст М. Гончаровой, мы ознакомились с трудами ученых, посвященных проблеме «художественное пространство и время», и выяснили, что основоположником теории вопроса был выдающийся ученый М.М. Бахтин. Он ввел понятие «хронотоп», который понимает как существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. [1]
По его мнению, в литературно-художественном хронотопе имеет место « слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем». Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп. М.М. Бахтин выделил разные хронотопы : дороги, встречи, порога, замка и другие, подробно описал их особенности. [2] Он обратил внимание на то, что в художественном произведении реальные пространство и время преобразуются в соответствии с идеей художника, его «переживанием» пространства и времени, отношением к действительности. Художественное время может быть прерывным, дискретным, многомерным, обратимым в прошлое (=инверсия), неравномерным в течении. И художественное пространство обычно дискретно, многомерно. Ученый определил, какую роль играют эти свойства времени и пространства. Так, временная дискретность служит мощным средством динамизации сначала сюжета, а впоследствии и психологизма, ведет к значительной художественной экономии и повышает значимость отдельной образной детали.
Ученый предположил, что по особенностям художественной условности литературное время и пространство можно разделить на абстрактное и конкретное и определил их роль. Так, он считает, что пространство конкретное не просто «привязывает» изображенный мир к тем или иным топографическим реалиям, но активно влияет на всю структуру произведения.
М. М. Бахтин обратил внимание на сложные отношения между реальным и художественным временем и выделил бессобытийное, событийно - сюжетное и «хроникально-бытовое» время, которые в совокупности во многом определяет темповую организацию произведения, что, в свою очередь, обусловливает характер эстетического восприятия, формирует субъективное читательское время. [3]
Его идеи получили дальнейшее развитие в работе другого ученого, литературоведа В.Н. Торопова, который писал, что «пространство и время можно понимать как свойства вещи. Пространство высвобождает место для сакральных объектов, открывая через них свою высшую суть, давая этой сути жизнь, бытие, смысл; при этом открывается возможность становления и органического обживания пространства космосом вещей в их взаимопринадлежности. Тем самым вещи не только конституируют пространство, через задание его границ, отделяющих пространство от не-пространства, но и организуют его структурно, придавая ему значимость и значение (семантическое обживание пространства)». [8]
Литературовед Г.Н. Поспелов отмечает, что между литературой и живописью существует теснейшая связь именно в выражении пространственных категорий: подобно тому как на картине зрительно отражены пространственные категории, так и писатель рисует перед нашими глазами образы пространства. Однако при этом писатель имеет преимущества перед живописцем: он показывает нам пространство и время в их непрерывной связи. [4]
Литературовед А.Я.Гуревич обратила особое внимание на историчность хронотопа. «Человек не рождается с «чувством времени», его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит», - писала она. [6]
Мы в своей работе используем определение «художественное пространство» и «художественное время», данные в словаре литературоведческих терминов. [7]
Художественное пространство — пространственные границы, создаваемые автором в художественном произведении; воссоздание места, где происходит действие. Наряду с понятием «художественного времени», они являются важнейшими характеристиками созданной автором картины мира, обуславливают ритм и темп текста, обеспечивают целостное восприятие его читателем. Время и место действия литературного произведения – важнейшая композиционная составляющая, необходимый элемент сюжета, ведь любое событие происходит в некоем пространстве и развернуто во времени.
Время в художественном произведении – длительность, последовательность и соотнесенность его событий, основанные на их причинно-следственной, линейной или ассоциативной связи.
2.Особенности художественного пространства и времени в рассказе Марианны Гончаровой
“…щинят и каникулов”
Автобиографический рассказ Марианны Борисовны Гончаровой «…щинят и каникулов» [5] повествует нам о преодолении центральным персонажем жизненных трудностей, показывает, как решается конфликт внутреннего мира героя с окружающей действительностью. Содержание рассказа «…щинят и каникулов» заставляет нас задуматься над проблемой нравственного выбора: «быть или не быть?» Сюжет истории простой.
Рассказчица неожиданно узнает в знаменитом клоуне своего одноклассника, а вот подойти к нему не решается. Почему? Прочитав произведение, читатель понимает мотивы её поступков.
Итак, что же сразу бросается в глаза при анализе структуры рассказа?
Первое - это время. Автор и рассказчики могут «сжимать», «растягивать» и «останавливать» время в многочисленных описаниях и рассуждениях. Интересно проследить за особенностями художественного времени в рассказе М. Гончаровой. Со временем здесь происходят удивительные метаморфозы. Начинается рассказ с описания того, что героиня (повествователь) случайно увидела своего одноклассника. Она уже взрослая женщина, переводчица, оказывается в Эдинбурге на конкурсе артистов цирка и видит там Занкина. Описание этого момента непродолжительно, по времени занимает не больше, чем выступление артиста. Обилие многоточий в тексте говорит о чувствах героини: удивлении, шоке, растерянности. Ось рассказывания смещается: читатель воспринимает описанное, уже произошедшее событие как настоящее.
Затем мы переносимся еще дальше в прошлое: рассказчица вспоминает эпизод, когда ради славы она украла ветку с калинового куста, растущего под окном дома-музея Тараса Шевченко. Автор использует один из приемов – ретроспекцию, обращение к событиям прошлого времени.
Временные координаты рассказа конкретизированы. Так, рассказчица вспоминает, что «первого сентября можно было приволочь какое-нибудь чучело или двоюродного дедушку, который Зимний брал». По этим и другим приметам мы понимаем, что события, описанные в рассказе, происходили в шестидесятых годах XX века. Воспоминания героини о постыдном поступке – «варварски», тайно выломанной ветке калины предельно откровенны. Отношение рассказчицы, её самооценка выражается с помощью противопоставления «сейчас» и «тогда»: « Скажу вам откровенно, сейчас бы я такого ни за что не сделала, и детям своим не позволила бы. И глупо, и жестоко, и вообще… Но тогда быстрое решение проблемы ЛДЗ перевешивало всё».
После рассказа о том, как Занкин «схрумал их [ягоды калины] на глазах у всего класса, войдя в историю школы как пожиратель музейных экспонатов», действие, по воле автора, переносится снова в Эдинбург, где «королева Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизавета вторая…» вручила Занкину Гран-при. Описание этого фрагмента очень краткое, такое впечатление, что читаешь новостную строчку.
Но уже в следующих эпизодах (приезд Комиссии, история с учительницей Штёфой), рассказчица очень подробно описывает эти моменты из прошлого. Воспоминания главной героини о школьных годах в пять раз больше по объёму, чем рассказ о том, как она увидела одноклассника.
Потревоженная совесть не дает забыть ни о чем: как недостойно вели себя взрослые, как струсили одноклассники и сама рассказчица. Интересно проследить, что каждый герой живет по своим законам времени. Оно остановилось для учительницы. «Всегда раздражённая, всегда суровая и всегда уверенная в себе первая учительница Стефания Симеоновна. Штёфа» гордится те, что у неё «стаж тридцать пять лет!», а «Комиссия» упрекает , что «дети её класса за четыре года совсем не научились самостоятельно мыслить, выражать собственное мнение и прочее».
А вот Занкин живет будущим. Слово «потом» весьма символично, оно повторяется несколько раз:
«потом вышел клоун»
«потом клоун вешал пиджак»
«потом клялся»
«потом босиком… ушёл».
И рассказчица утверждает, что «он смутно, еле-еле различал в своей душе какие-то интересы, которые могут развиться во что-то большее в будущем». Только говоря об одном герое, автор употребляет слово «будущее».
Во время описания того, как учительница оскорбляет ни в чем не повинного Занкина, время растягивается, что даёт нам возможность увидеть каждую деталь: несправедливо обвиненный герой достал «страшненькое клетчатое пальто, бесформенное пальто с клочковатым воротником, взял всё в охапку и аккуратно сложил Штёфе на её учительский стол. А потом босиком, в драных носках, насвистывая и помахивая старым, видавшим виды портфелем, ушёл».
Заканчивается рассказ снова сценой в Эдинбурге, когда рассказчица признается, что подойти к Занкину она так и не решилась.
Главное различие между героями, мне кажется, в следующем: у Занкина – « тот момент в его жизни», а у героини – «многое в той моей жизни». Занкин никогда себе не изменял, а жизнь героини делится на «до» и «после».
В рассказе представлены разные проявления (формы) времени – время бытовое и историческое. Приметы времени мы узнаём по таким деталям, как
Конкурс клоунов в Эдинбурге («Так вот, тогда, на том конкурсе в Эдинбурге, Занкин получил Гран-при за игру со старым пиджаком»);
ЛДЗ – летнее домашнее задание («Эти ЛДЗ являлись нам во сне и отравляли наш беззаботный летний отдых»);
Королева Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизавета вторая, которой восхищался Занкин;
дом-музей Тараса Шевченко в селе Морынци;
«двоюродный дедушка, который Зимний брал и которого надо было зачем-то «приволочь в школу» в качестве ЛДЗ»;
уроки труда (герой съел «целый чайный сервиз в натуральную величину, слепленный девочками на уроках труда из муки и соли»);
проверки в школах («Комиссия намечала проверку на предмет перехода четвёртого "А" в следующую ступень»);
покупка вещей малоимущим ученикам («Когда школа тебе купила ботинки и пальто, Занкин!!! Школа тебя одевает!» - в гневе упрекает учительница Штёфа нашего героя);
кусок свинца в кулаке Занкина («Только взгляд его в никуда был тяжёлым как кусок свинца, как кусок свинца, который Занкин таскал в кармане, иногда примеряя зачем-то его в своём немаленьком кулаке»).
В рассказе М. Гончаровой «..щинят и каникулов» большую роль играет художественное пространство. Это конкретное пространство: Эдинбург, где рассказчица увидела своего одноклассника Занкина во время конкурса, село Морынци, родина Тараса Григорьевича Шевченко. Художественное пространство, по замыслу автора, стремительно сужается. Эдинбург, столица Шотландии, в которой проводятся конкурсы мирового уровня, не описан. Внимание рассказчика сосредоточено на одном: «Вот так вот стоял стул на сцене, а на спинке висел старый пиджак с оттопыренными навсегда карманами, пустой пиджак, без хозяина в нём…» О родине великого украинского поэта мы узнали только одну деталь: "Ветка с калинового куста, растущего под окном дома-музея Тараса Шевченко в селе Морынци". Пространство здесь конкретно и связывает изображаемый мир с топонимами Эдинбург и Морынци мира реального, которые придают воспоминаниям рассказчицы достоверность.
А вот город или село, где происходят дальнейшие события, не указаны. Да это и не важно. Действие переносится в закрытое пространство – учебный кабинет. Здесь описан общий психологический портрет двадцати шести одноклассников героини, которые «за четыре года совсем не научились самостоятельно мыслить, выражать собственное мнение и прочее». В этом кабинете мы видим колоритные образы Комиссии, «заслуженной» учительницы Штёфы. Герои сами себя загнали в угол стереотипов, и лишь один ученик, «двоечник и второгодник» Занкин осмелился разорвать этот круг, так называемое «пограничное пространство», открыть дверь из кабинета, тем самым став свободным человеком. Чаще закрытые пространства связываются с ограничениями в судьбах героев. В этом случае открытое пространство символизирует свободу, широту души героя.
Заключение
Самостоятельный детальный анализ структуры текста рассказа М. Гончаровой «щинят и каникулов», в частности исследование особенностей художественного пространства и времени, позволяет сделать следующие выводы:
1. Автор использует разные проявления (формы) художественного пространства и времени. Они в произведении постоянно меняются, становятся важным средством понимания смысла произведения, помогают выявить нравственную проблематику произведения, авторское отношение к героям и событиям
2. Произведение тесно связано с исторической эпохой, культурным контекстом, судьбой писателя.
Список литературы
1.Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе // Очерки по исторической поэтике. М., 1979.
2. Бахтин М. Из записей 1970-1971 годов // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986.
3.Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
4. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Поспелова. М., 1988.
5. Гончарова М. «…щинят и каникулов» М.: Астрель, 2012
6. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.
7. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1972
8.Торопов В.Н. Пространство и текст // Текст, семантика и структура. М., 1983.
Стр. 15