Просмотр содержимого документа
«Особенности художественной прозы для младших школьников.»
Особенности художественной прозы для младших школьников.
Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная проза.
Чтение художественной прозы, включенных в программу "Литературное чтение", приобщает детей к бесценному культурному наследию нашего народа и народов других стран, их духовно-нравственным ценностям; развивает в детях такие качества, как патриотизм и гражданственность, способность чувствовать красоту поэтического слова; формирует интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении книг.
Проза (лат. prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи. Само лат. prōsa (ōrātiō) образовано от прилагательного prōsus «прямой», «свободный» лат. prōvertere).
В художественной прозе выделяют такие жанры, как:
Роман — большое по объёму повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом.
Повесть — род эпический поэзии, близкий к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов.
Новелла — литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой.
Эпопея — монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой.
Рассказ — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста.
Биография — сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица.
Очерк — это разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой её формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды».
В начальной школе учащиеся знакомятся с такими прозаическими жанрами, как рассказ, очерк, отрывками из повестей и художественных биографий.
Специфика произведений для младших школьников обусловлена особенностями психологии данного возраста:
1) большая потребность детей младшего школьного возраста в игровой деятельности, поэтому книга должна предполагать такую возможность;
2) сильная подверженность младших школьников впечатлениям от прочитанного, поэтому эмоции не должны быть негативными;
3) стремление детей к подражательству, поэтому произведения должны предоставлять образ героя, достойного подражания;
4) отзывчивость на внешние впечатления, поэтому проза должна совершенствовать эстетический вкус;
5) формирование нравственной позиции под влиянием прочитанного, поэтому автор должен закладывать в своем произведении правильные нравственные нормы. Проживая вместе с героями определенные ситуации, ребенок получает социальный и эстетический опыт.