СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности художественной прозы для младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности художественной прозы для младших школьников.»

Особенности художественной прозы для младших школьников.

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная проза.

Чтение художественной прозы, включенных в программу "Литературное чтение", приобщает детей к бесценному культурному наследию нашего народа и народов других стран, их духовно-нравственным ценностям; развивает в детях такие качества, как патриотизм и гражданственность, способность чувствовать красоту поэтического слова; формирует интерес к чтению и потребность в самостоятельном чтении книг.

Проза (лат. prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи. Само лат. prōsa (ōrātiō) образовано от прилагательного prōsus «прямой», «свободный» лат. prōvertere).

В художественной прозе выделяют такие жанры, как:

Роман — большое по объёму повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом.

Повесть — род эпический поэзии, близкий к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов.

Новелла — литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой.

Эпопея — монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой.

Рассказ — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста.

Биография — сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица.

Очерк — это разновидность малой формы эпической литературы, отличная от другой её формы, рассказа, отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большой развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в её конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды».

В начальной школе учащиеся знакомятся с такими прозаическими жанрами, как рассказ, очерк, отрывками из повестей и художественных биографий.

Специфика произведений для младших школьников обусловлена особенностями психологии данного возраста:

1) большая потребность детей младшего школьного возраста в игровой деятельности, поэтому книга должна предполагать такую возможность;

2) сильная подверженность младших школьников впечатлениям от прочитанного, поэтому эмоции не должны быть негативными;

3) стремление детей к подражательству, поэтому произведения должны предоставлять образ героя, достойного подражания;

4) отзывчивость на внешние впечатления, поэтому проза должна совершенствовать эстетический вкус;

5) формирование нравственной позиции под влиянием прочитанного, поэтому автор должен закладывать в своем произведении правильные нравственные нормы. Проживая вместе с героями определенные ситуации, ребенок получает социальный и эстетический опыт.