СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности музыкального воспитания детей 3х-4х лет

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности музыкального воспитания детей 3х-4х лет»

Особенности музыкального воспитания детей 3х-4х лет


В период от 3х-4х лет у большинства детей высок уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий ею.

Это период, когда дети еще обладают наглядно-действенным способом мышления. В это время у малышей только зарождается желание активно участвовать в процессах. Они с интересом относятся к музыке, могут спеть детскую песню вместе со взрослыми. Также с удовольствием повторяют некоторые движения.

3х-4х-летние дети имеют определенный круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определенными навыками.

Они уже достаточно развиты и проявляют такие свойства, как уверенность, самостоятельность.

Это сказывается, прежде всего, в характере движений, которые становятся довольно разнообразными, более координированными, приобретают новые качества. Например, дети овладевают не только обычной ходьбой, но и на носках, высоко поднимая колени, со сменой направления, врассыпную.


Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает более осознанно относится к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение. Все это позволяет значительно расширить объем музыкального воспитания трехлетнего дошкольника.


Дети уже обладают определенным объемом навыков восприятия музыки, пения, ритмического движения. Исполнительская деятельность их в ее простейших формах начинает играть все большую роль.


Слушая песни, небольшие пьесы, ребята обнаруживают отзывчивость на музыку различного, достаточно ярко выраженного характера. Они способны различать регистры, тембровую окраску двух-трех инструментов, несложный ритм (если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и пьесы. Восприятие становится эмоциональнее, дифференцированнее.


Интонационно-слуховой опыт уже достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения.

Дети слышат и эмоционально откликаются на ярко контрастные по настроению музыкальные пьесы: весёлая - грустная музыка.


Из жанров лучше всего определяют марш.

При этом большинство из них ориентируется не на весь комплекс средств музыкальной выразительности, а на какое-либо одно. Чаще всего это темп. И получается у ребёнка: «быстрая музыка - значит, весёлая», «медленная - значит, грустная».


Дети 3х-4х лет, если они посещают образовательное учреждение, уже имеют некоторый опыт связи движений с музыкой.

Естественная для ребёнка общая подвижность, желание двигаться вместе со сверстниками делают музыкальное движение одним из самых любимых видов музыкальной деятельности.


Дети этого возраста различают яркий контраст в музыке.

Дети 3х-4х лет могут воспроизвести в движениях характер контрастной 2-х частной музыки, владеют некоторыми видами основных движений: ходьба, бег, прыжки. Могут согласовывать их с яркими средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой), используют выразительные жесты, мимику при воспроизведении образов животных и птиц. При этом они успешнее всего справляются с воспроизведением относительно быстрого темпа, а  затем - со средним.


Они пока плохо ориентируются в пространстве зала и не охватывают его во время движений, стараются держаться вместе плотной группой.


В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков. Определяется наиболее удобный диапазон (ре1 - ля1). Интонации проявляются всестороннее, со всеми признаками, пение становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.


У детей данного возраста еще не сформированы ни вокальные связки, ни способность к чистому интонированию мелодии голосом.

Певческий голос у большинства детей очень слаб, дыхание короткое, но голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков. Определяется наиболее удобный диапазон (ре1-ля1).

Дети этого возраста делают первые шаги в сольном исполнении песен.


В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача - воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности.

Осваивая гимнастические, танцевальные образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска), изменять движения в соответствии с частями произведения, различать силу звучания, изменения темпа.


В этом возрасте отмечается обогащение музыкальными впечатлениями, развитие желания слушать музыку. Дети замечают особенности произведений изобразительного характера, у них формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений.

Учатся понимать настроение произведения, внимательно дослушивая его до конца, запоминают и узнают знакомые песни, пьесы, называют, о чем рассказала музыка; проявляя звуковысотный слух, различают высоту двух звуков в пределах октавы - сексты, различают тихое и громкое звучание, самостоятельно (иногда с помощью взрослого) узнают некоторые инструменты (погремушка, колокольчик, бубенцы, бубен, барабан, металлофон, треугольник, дудочка, маракас, кастаньеты), их название и звучание, характерный ритм, связанный с игровыми образами ("медведь идет”, "зайчик прыгает”, "дождь идет").


Тембровый слух развит хорошо, что позволяет детям легко ориентироваться в тембровом разнообразии звучания инструментов и побуждает охотно принимать участие в игре на детских музыкальных инструментах (бубен, маракас, треугольник, барабан и т.п.)


В процессе дидактических игр продолжается работа над развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры уже имеют определенное содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например, показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котенок ("Чей домик?” Е. Тиличеевой,); звенят колокольчиками или ударяют по барабану ("Угадай, на чем играю” Е. Тиличеевой). Дидактические игры часто проводятся в виде подвижных игр.


На 4-м году жизни дети могут воспроизвести в ударном оркестре метрическую пульсацию, которая является «канвой» ритмического  рисунка.


На 4-м году жизни большинство детей находятся на самом первом этапе инструментальной импровизации, пытаясь самостоятельно придумать несложный ритмический рисунок.


Уровень развития у детей речи, невербальных средств коммуникации (мимики, пантомимы), позволяют младшим дошкольникам овладевать музыкальной игрой-драматизицией и реализовывать себя в ней.

Детям 4-го года жизни легче сыграть ту или иную роль, если они исполняют ее все вместе, в дальнейшем - в средней группе - они будут делать это в условиях малой группы (2-3 человека).


Как развить музыкальные способности у ребенка - советы педагогов


Каким вырастет ребенок, насколько гармоничной личностью он станет, зависит от тех, кто его воспитывает.

Об этом в один голос говорят все психологи и педагоги. Поэтому важно знать, как правильно подойти к музыкально-эстетическому развитию маленького человека.


- Воспитывайте хороший вкус у детей: посещайте концерты, театры и выставки.

- Обсуждайте с детьми увиденное и услышанное, позвольте выразить им свое мнение и дать свою оценку.

- Слушать музыку, смотреть спектакли, рисовать и читать ребенок должен в спокойной комфортной обстановке - это создаст позитивные ассоциации с действием, и ребенок будет возвращаться к нему снова и снова.

- Не мешайте ребенку петь, как он хочет. Если это не серьезное занятие вокалом, то не стоит его исправлять.

- Вместе с детьми собирайте свою домашнюю коллекцию песен и мелодий.

Старайтесь делать как можно больше дел под музыку (зарядка, уборка, поездка на машине и т. п.).

- Внимательно отнеситесь к желаниям и способностям ребенка. Возможно, уже в дошкольном возрасте его стоит отдать в музыкальную школу, если ребенок одарен.

- Используйте одновременно три педагогических метода: наглядный, словесный и практический.

Музыкально-эстетическое воспитание ребенка, конечно, необходимо. Но не стоит перегибать палку: он должен, в первую очередь, получать удовольствие от игр и занятий и только потом пользу.

3