ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чемёркина Татьяна,
Chemerkina Tatyana,
студент 4 курса группы СП4Лог,
Student 4 course group SP4Log,
ГБОУ ВО СГПИ,
г. Ставрополь,
научный руководитель:
канд. псих.н, доц. Пашкова Я.В.,
доц. каф. дефектологии
и инклюзивного образования
ГБОУ ВО СГПИ
Аннотация
В статье раскрывается вопрос о влиянии нарушения устной речи, как формы речевой деятельности, на процесс развития и усвоения учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Раскрыт вопрос о факторах, которые влияют на появление устных нарушений речи, о распространенности патологии, подкрепляющаяся статистическими данными. Рассмотрены причины появления речевой патологии от раннего до младшего школьного возраста, и какие последствия они влекут за собой. Также рассматриваются такие компоненты речевой системы, как лексико-грамматическая сторона, связная речь, импресссивная и экспрессивная речь.
Annotatsiya
V stat'e raskryvaetsya vopros o vliyanii narusheniya ustnoi rechi, kak formy rechevoi deyatel'nosti, na protsess razvitiya i usvoeniya uchebnoi deyatel'nosti detei mladshego shkol'nogo vozrasta. Raskryt vopros o faktorakh, kotorye vliyayut na poyavlenie ustnykh narushenii rechi, o rasprostranennosti patologii, podkreplyayushchayasya statisticheskimi dannymi. Rassmotreny prichiny poyavleniya rechevoi patologii ot rannego do mladshego shkol'nogo vozrasta, i kakie posledstviya oni vlekut za soboi. Takzhe rassmatrivayutsya takie komponenty rechevoi sistemy, kak leksiko-grammaticheskaya storona, svyaznaya rech', impresssivnaya i ekspressivnaya rech'.
Ключевые слова: устные нарушения речи, младший школьный возраст, речевые расстройства, аграмматизм, лексико-грамматические нарушения, экспрессивная речь, импрессивная речь
Klyuchevye slova: ustnye narusheniya rechi, mladshii shkol'nyi vozrast, rechevye rasstroistva, agrammatizm, leksiko-grammaticheskie narusheniya, ekspressivnaya rech', impressivnaya rech'
На сегодняшний день множество детей страдают устными нарушениями речи, при которых они не могут правильно выражать свои мысли, понимать собеседника. Это обусловлено различными факторами, такими как педагогическая запущенность, наследственная предрасположенность, инфекции и травмы до 3-х лет, неблагоприятный микроклимат в семье.
Нарушение устной речи – это деформация устной формы речевой деятельности, которая включает нарушение понимания звучащей речи и невозможность осуществления речевого акта при непосредственном контакте с собеседником. Данное нарушение содержит следующие речевые патологии: дисфония, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, афазия, алалия [5].
В 2017 году Министерством образования и науки в Российской федерации была опубликована статистика о том, что в стране произошел скачек по увеличению числа в школах детей с нарушениями речи. По словам министра образования, на данный момент 58% детей младшего школьного возраста требуется логопедическая коррекция устных нарушений речи. При этом на школьного логопеда приходится по 850 учащихся [2].
Сравнивая статистику 2017 года с 50-ми годами XX века, то можно увидеть что нарушение звукопроизношения составляет 17% , дислексия – 6%.[2] Таким образом, число детей с устными нарушениями за 67 лет выросло на 41%, доказывающее, что «в последние десятилетия произошли глубокие социально-экономические, экологические и другие изменения в нашей действительности, приведшие к резкому к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Ситуация такова, что необходимо во многих случаях принимать самые неотложные меры по выравниванию весьма тяжелого и сложного положения» [7].
По этой причине на школьных логопунктах логопеды – дефектологи бьют тревогу из-за того, что с новым учебным годом начинают посещать логопедические занятия все больше и больше детей. По их мнению, самыми частыми проблемами увеличения количества речевых патологий являются [3]:
– ухудшение экологической обстановки;
– особенности региона по йодо- и фтор- дефицитности;
– увеличение количества родовых травм;
– увеличение числа патологий беременности;
– ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
– различные социальные причины.
Предпосылками к нарушению речи у ребенка в раннем возрасте могут быть: отсутствие крика перед кормлением, комплекса «оживления», нет реакции на интонации взрослого, отсутствие лепета, позднее появление первых слов. К 2 –2,5 годам не ориентируется в схеме тела, не может выполнить простые инструкции, не понимает разницы между антонимами. К 3 годам ребенок не может пересказать короткие стихи и сказки [3].
Далее, в дошкольном возрасте появляются следующие нарушения устной речи [1]:
– нарушение звукопроизношения, проявляющееся в пропусках, перестановках, искажениях или в замене звуков;
– нарушение слоговой структуры слова: перестановки, замены, искажения или пропуски слогов;
– трудности в конструировании предложения, словообразования и словоизменения, согласовании словосочетаний и слов в роде, числе и падеже;
– неумение ясно и четко выразить свою мысль, трудности в пересказе стихотворений рассказов.
По приходе в школу, у многих детей остаются явные нарушения лексико – грамматической стороны речи, проявляющиеся в трудностях освоения лексических понятий и грамматических единиц языка. По сравнению с детьми с нормой речевого развития, импрессивный словарь у детей речевыми расстройствами беден и медленно наполняем, из – за чего они испытывают затруднения при усвоении значения новых слов, которые позже в устной речи искажаются. Наблюдаются трудности при классификации и обобщении предметов и явлений.
Фразы и предложения отличаются своей аграмматичностью. Предложения чаще всего являются простыми по своему составу и употреблению, нераспространенными. Фразы и словосочетания не согласовываются в роде, числе и падеже. В речи преобладает номинативный словарь, реже присутствует в речи атрибутивный и предикативный словари, отличающиеся своей скудностью. Младшему школьнику с трудом удается освоить притяжательные формы местоимений и прилагательных, практически не используются в речи наречия и причастия [6].
При нарушении устной речи можно наблюдать, что дети общаются с помощью простых по структуре фраз, которые не выделяются интонационно, и нераспространенных предложений, не превышающих 4 – 5 слов, в которых редко или вовсе не используются предлоги и союзы. Что касается ответов на поставленные вопросы, младшие школьники ограничиваются односложными высказываниями, избегая подробности.
У детей с нарушенными лексико – грамматическими компонентами речи присутствуют трудности в словоизменении, проявляющиеся в употреблении падежных форм существительных и их окончаний в единственном и множественном числе, непонимание конструкций с приставками и предлогами, трудности в словообразования, при котором нарушено согласование частей речи между собой, образование новых слов приставочно – суффиксальным способом [4].
Трудности в лексике и грамматике ведут за собой и нарушение связной речи у младшего школьника, при которой он не может правильно и ясно выразить свои мысли в ходе речевого высказывания. У ребенка с нарушением устной речи возникают проблемы не только с пересказом текста, но и с текстом собственного сочинения. Также проявляются сложности с составлением рассказа – описания с опорой на наглядный материал, так как дети не могут подобрать слова похожие по смыслу. При рассказе с опорой на сюжетные картины, наблюдается нарушение логической последовательности изложения мысли, «застревание» на отдельных деталях [6].
Таким образом, нарушение устной речи препятствует полноценному освоению учебной программы по русскому языку, что создает неблагоприятные условия для формирования письменной речи, как необходимой составляющей коммуникации и речевого общения. При длительном отсутствии коррекционной помощи в усвоении данной формы речевой деятельности данная ситуация приведет к снижению мотивации к преодолению не только речевого расстройства, но и ко всему процессу обучения.
Список литературы
1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. – Ростов н/Д, Феникс, 2008 (сердце отдаю детям)
2. Денисова И.П.Логопедические речевые нарушения. .[Интернет ресурс]. URL: https://logopedistskype.com/logopedi-defektologi/logoped/rechevye_narusheniya/ (дата обращения: 03.11.2020)
3. Корнев А.Н.. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. — СПб.: Речь. — 380 с: ил.. 2006
4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция,- Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.
5. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
6. Садовникова И. Н. Нарушение речи у младших школьников. - М.: Владос, 1998 . – 111 с
7. Хватцев М.Е.Основы учения о речи и её дефектах. Логопедия: уч. для пед. институтов. –– М, 1937