СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе организации труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы нравственности детей младшего школьного возраста на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны ведь именно трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Просмотр содержимого документа
«Особенности нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в процессе организации труда»

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА


Сайдалина Әмина Ерболқызы,

Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


На нравственное формирование личности оказывают многие социальные условия, биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач начальной школы. В процессе нравственного воспитания формируется чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Рассмотрев уровни нравственности по Л. Кольбергу [1], можно узнать о том, что дети до 10 лет относятся к преднравственному уровню.

Преднравственный уровень включает 2 стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, он склонен судить о поступках по важности их последствий, суждения выносятся в зависимости от того вознаграждение или наказания может повлечь за собой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка. Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории «надо». При этом «надо» выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретет характер привычки. Опираясь на психологические особенности детей данного возраста, для работы можно выбрать: беседы, разыгрывание различных ситуаций, чтение и обсуждение литературных произведений [2].

Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ребенок действует только по указанию педагога и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка [3].

Здесь помогают уроки нравственности, нравственные беседы, этические диалоги, диагностика нравственности, индивидуальные беседы. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста происходит, главным образом, и, прежде всего, в процессе обучения. На занятиях дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Младший школьник должен чувствовать себя в коллективе защищённым от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу, поэтому включить в свою работу можно совместные групповые дела. В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример педагога его отношение к детям.

Одна из задач воспитания – это правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности ребёнка формируются нравственные качества, а отношения, которые возникли, влияют на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций.

Нравственное воспитание имеет исключительно великое значение в формировании нового человека. Особое значение приобретают вопросы гуманного отношения к природе и животным, к сверстникам, взрослым людям, а также человеку труженику. Ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношение к природе, сверстникам, близким людям, вещам, под руководством взрослых усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, можно формировать у них такие важные черты, как любовь к Родине, уважение и доброжелательность к результатам труда, инициативу и активность в самостоятельной деятельности. Взрослые всегда являются для детей примером нравственности и преданного отношения к труду. В нашем обществе труд - высший принцип. Труд - это не только источник личных материальных благ, но и служение народу, основа процветания и могущества нашей республики [4].

Проблемы нравственности детей младшего школьного возраста на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны ведь именно трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств. Иногда ошибочно считают, что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само собой уже происходит нравственное воспитание [5].

Выявляя состояние трудового воспитания в образовательных учреждениях, постоянно сталкиваемся с фактами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют навыки трудовой деятельности, однако приобретение предполагаемых нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребёнка в труде не является решающим для его нравственного воспитания.

Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, ещё недостаточно для воспитания трудолюбия, формирования эмоционально–положительного отношения к труду. Вместе с тем приобретение трудовых умений и навыков составляют важную и необходимую основу нравственно–трудового воспитания детей. Если ребёнок не умеет трудиться (поставить трудовую задачу, найти способы её достижения, добиться намеченной цели), то, как может стать средством воспитания деятельность, которой пока нет? Педагог должен обучить ребёнка необходимым для предстоящего труда навыкам и умениям, научить его достигать цель, добиваться желаемого результата.

Без этого труд как самостоятельная деятельность теряет свой смысл. Воспитатель учит детей выполнять трудовой процесс в определенной последовательности, проявляя при этом свои умения, ловкость, сноровку, деловитость, организованность. Задачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику [5]. Их решение связано с формированием у ребёнка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие и др. Эти качества не могут быть сформированы без специального педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на эмоциональную сферу ребёнка, на включение в методику руководства таких средств и приёмов, которые вызывали бы желание охотно принимать поставленную цель и достичь её, заставляли бы испытывать радость от самого процесса труда. Результатом нравственного воспитания в труде должно стать не только умение, но и желание трудиться, в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия. Процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками.

Таким образом, изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме можно сделать вывод, что проблема нравственного воспитания на сегодня не остается закрытой, над ней продолжают работать многие ученые.

Младший школьный возраст отличается восприимчивостью к социальным воздействиям ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе, а результатом пройденного пути является появления и утверждения в личности определенного набора нравственных качеств.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе организации труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Организация труда создает благоприятные условия для нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Педагог учит ребят при достижении целей и результатов труда ориентироваться на характерные признаки предметов. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливке, необходимо учесть его состояние - упругость, плотность листа и стебля или его вялость, мягкость; состояние почвы - ее влажность, плотность и т.п. В процессе организации труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений [6].

Освоение этих связей и зависимостей оказывает влияние и на отношение к труду: он становится более осмысленным и целенаправленным. У детей формируются устойчивый интерес к труду, трудолюбие. Трудясь в уголке природы, дети на практике усваивают зависимость состояний растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

Труд в уголке природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважения к людям труда. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т.д.

Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания в дальнейшем желание трудиться, устойчивого интереса к труду. Помимо воспитательных задач, в процессе организации труда в природе решаются и образовательные задачи [100].

Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Они учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: уход за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду).

Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям. Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда.

Процесс организации трудовой деятельности детей в природе должен систематически усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Формы организации труда детей в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный. Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей - оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию [7].

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Здесь формируются умения принимать общую цель труда, договориться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помочь товарищу, оценить его труд; воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания. При фронтальной организации коллективного труда, когда в труде участвуют все дети, они сообща могут выполнять одно какое-либо задание. При уборке уголка природы одни моют растения, другие моют поддоны и протирают подоконники. В этом случае детей делят на подгруппы. У детей предстоит развить интерес к уходу за растениями и животными и, опираясь на него, сформировать привычку к трудовому усилию, умение и желание самостоятельно и без отвлечений выполнять поручения. Формируются более глубокие представления о труде, связанном с уходом за растениями и животными, обо всём содержании труда, необходимого для их выращивания.

Дети помогают педагогу в уходе за растениями в уголке природы. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Например, одна группа детей поливает растения, другая рыхлит. Навыки детей еще несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание педагога к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным. Возможна организация труда всего коллектива детей. Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями, например со способами посадки семян.

Таким образом, усложняются формы организации детей в процессе труда и методика организации труда в уголке природе. В процессе руководства трудом детей педагог решает задачу развития чувства самоконтроля: проверяя выполнение задания, ставит перед отдельными детьми вопросы, направляющие их внимание на результат труда, на сравнение его с заданием, учит соотносить свои действия с указаниями. Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества: «Посадил правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети: воспитатель предлагает одному ребенку оценить, как другой выполнил задание. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой. Формы организации труда и методика руководства им усложняются.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Так, при переноске воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; у них начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания, появляются зачатки чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности. У детей пятого года жизни начинает развиваться осознанное отношение к выполнению трудовых операций, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств [4].

Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели. При этом надо строго учитывать особенности трудовой деятельности детей младшего школьного возраста. Руководя процессом работы, следует учить детей работать тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с навыками будет формироваться привычка к опрятности, умение следить за собой, поддерживать порядок во внешнем виде. И главное - у детей будет развиваться привычка к трудовым усилиям.

В процессе нравственно-трудового воспитания детей встречаются и новые трудности, которые обусловлены их возрастными особенностями. Это низкий уровень самооценки, самоконтроля, организационных навыков и культуры деятельности в целом. Дети не всегда умеют соотнести свои возможности с предстоящей деятельностью. Учитывая эти трудности, педагогу следует ориентироваться в работе на положительные особенности этого возраста, помогающие воспитанию детей в труде: желание действовать, стремление к самостоятельному выполнению заданий, активность.

Дети младшего школьного возраста могут уже довольно объективно оценивать поступки товарищей и с уважением отзываться о них. Они переживают вместе со сверстниками их успехи и неудачи, проявляют различные формы взаимопомощи; большинство детей (более 90%) отличают игру от труда. Уровень организационных умений и культуры деятельности этих детей еще низок. Поэтому инициатива в организации трудовой деятельности по-прежнему принадлежит взрослым: чаще всего ставит цель педагог, он же помогает установить последовательность операций, достичь намеченного результата. Участие взрослого в труде (совместный труд) пока остается одним из ведущих в руководстве трудовой деятельностью [5].

В процессе организации труда необходимо формировать у детей представление о том, что значит, быть трудолюбивым, а также опыт поступков, в которых выражается это нравственное качество. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что процесс организации труда детей младшего школьного возраста направлена на усиление развития интереса к уходу за растениями и животными и, опираясь на него, необходимо сформировать привычку к трудовому усилию, умение и желание самостоятельно и без отвлечений выполнять поручения. При этом у детей формируются более глубокие представления о труде, связанном с уходом за растениями и животными, обо всём содержании труда, необходимого для их выращивания. Непосредственное общение с уголком природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки [6].

Процесс организации труда в уголке природы характерен тем, что, с одной стороны, он направлен на удовлетворение потребности детей, группы в целом, с другой - на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т.д.) учатся добиваться результатов, учитывать далекую цель. Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если приучить детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развевается художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.


Список литературы

  1. Теория морального развития Л. Кольберга. - [Электронный ресурс]. - https://4brain.ru/blog/.

  2. Нравственное воспитание в детском саду / под. ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М: Просвещение, 2021. – 168 с.

  3. Колдунова Я.И. Нравственное воспитание личности школьника – Калуга: Речь, 2022. -126 с.

  4. Ветлигина Н.А, Казакова Г.Н. Нравственно–эстетическое воспитание ребенка в детском саду – М: Просвещение, 2019. – 79 с.

  5. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. – 2 – ое изд., дораб. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с.

  6. Еликова С.Ф., Вязовая О.И., Москаленко Е.А. Я и мир вокруг меня. – Кокшетау: Келешек – 2030, 2020. – 218с.

  7. Виноградова Г.Н., Година Г.Н., Козлова С.А. Нравственно-трудовое воспитание – М: Просвещение, 2020. – 222 с.