СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обновленного ФГОС НОО нового поколения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности обновленного ФГОС НОО нового поколения

Просмотр содержимого документа
«Особенности обновленного ФГОС НОО нового поколения»

Особенности обновленного ФГОС НОО нового поколения

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Обновленные требования ФГОС для школы вступили в силу 1 сентября 2022 года и коснулись начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно).

Что касается изменений ФГОС среднего общего образования (СОО), то они вступили в силу с 23 сентября 2022 года. Коснулись в основном планируемых результатов освоения образовательной программы — предметных, метапредметных и личностных. Есть также изменения в учебном плане и учебной нагрузке.

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);

  • ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);

  • ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);

  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Особенности обновленных ФГОС начального образования

ФГОС 2022 года — это усовершенствованные версии предыдущих образовательных стандартов, в которых более детально проработаны требования к процессу и итогам учебной деятельности. Следовать им должны все школы РФ.

Новый стандарт для начальной школы, как и прежние ФГОС, представляет собой комплекс условий, которые необходимо выполнять в ходе реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Однако целью нового стандарта НОО является не только повышение качества образования, но и достижение новых образовательных результатов, соответствующих веяниям времени.

В новые ФГОС НОО внесли достаточно изменений по сравнению со старыми стандартами. Рассмотрим поподробнее.

Новые ФГОС общего образования: основные изменения 

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. 

  • Вариативность.

 Выражается в следующем: школы получили возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. 



  • Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, теперь у него появились конкретные черты.

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, «Паскаль», Java и С#.

  • Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяют функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс органично встраиваются формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

  • Единство обучения и воспитания

Новые ФГОС делают акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. 

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован и становится понятно, что в него входит. 

  • Например, патриотическое воспитание​.

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Теперь понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;

  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;

  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.



  • Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможностей школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Краткие выводы:

  1. Проект новых ФГОС вступил в силу 1 сентября 2022 года.

  2. Обновленные стандарты коснулись детей, которые пошли в первые и пятые классы в сентябре 2022 года.

  3. Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни. 

  4. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

Требования к педагогическому персоналу

Анализ ФГОС НОО 2022 года показывает, что изменения в работе школ коснутся не только учеников и их родителей, но и педагогический персонал. Основное нововведение касается необходимости использовать в своей работе цифровые образовательные ресурсы.

Также учителя обязаны:

  • постоянно повышать свое мастерство и квалификацию путем прохождения онлайн-курсов;

  • активно использовать на уроках цифровой контент;

  • разрабатывать практические и лабораторные работы с использованием интерактивного электронного контента (симуляторов, виртуальных лабораторий и др.).

При том столь активное использование цифровых технологии обязательно должно быть обосновано в рабочих программах. Иными словами, все учебные методики должны быть приспособлены к IT, и это одно из главных профессиональных качеств современного педагогического работника.

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.