Особенности обучения в начальной школе детей с ТНР.
Для успешного обучения детей в школе на первом месте стоит ранняя диагностика и выявление различных патологий. В последнее время количество детей с речевыми нарушениями увеличилось. По результатам обследования детей, еще в 2013 году 63% составили дети с ТНР. Во многих детских садах существует логопедическая служба. Специалисты, работающие с детьми, решают стоящую перед ними задачу не всегда. Это связано с тем, что тяжелые нарушения речи – диагноз, который требует длительного и комплексного подхода.
Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения,, влияющие на становление психики.
В логопедии выделяются три уровня общего недоразвития речи:
1 уровень- когда наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение речевых средств общения в возрасте 4-5 лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами.
2 уровень- у ребенка появляются некоторые искаженные слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Но на ряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы.
3 уровень- характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено. К ТНР относятся алалия ( сенсорная, моторная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии, заикания, детская афазия и др.
Исходя из выше сказанного детям с ТНР характерно:
- Снижение активного и пассивного словаря
- Нарушение звукопроизношения
Искажение слоговой структуры слова
Недоразвитие лексико- грамматического строя речи
- Несформированность фонематических процессов
- Недоразвитие связанной речи.
Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Общение ребенка с окружающими людьми затрудняется, поэтому и процесс обучения становится для ребенка сложным. Это ведет за собой отрицательные переживания. Они , в свою очередь, так же негативно влияют на познавательную деятельность ребенка.
В современной системе образования детям, с тяжелыми нарушениями речи, после прохождения комиссии , рекомендуется обучение в логопедическом классе. Обучение в таких классах проходит по адаптированной программе. Большое значение уделяется развитию мелкой моторики, а программа обучения грамоте « растянута» на весь первый класс. Таким образом дети, в течение первого года обучения, имеют возможность освоить навыки письма и чтения в комфортном для них условиях. Роль обучения математике в речевом развитии школьников с ТНР – в преодолении речевого дефекта, обогащении словарного запаса, развитие грамматического строя речи на ряду с усвоением основного материала.
В работе с детьми с ТНР нужно обратить особое внимание на общую организацию процесса обучения.
1. Русский язык:
1.1.Начинать урок русского языка обязательно нужно с пальчиковой гимнастики. Детям очень нравится игровая форма введения в работу. Позитивные эмоции играют большую роль в успешном усвоении знаний. Вторая физкультминутка проводится по усталости детей. Положительный эффект имеет и использование мячиков Су-джок.
1.2. Большое значение уделяется обучению грамоте. Работа проводится совместно с логопедом. Ребенка нужно научить слышать звук и произносить его. Важна тесная взаимосвязь с учителем- логопедом. В начале урока проводится артикуляционная и речевая разминка.
Процесс обучения грамоте делится на три периода- подготовительный период, букварный и послебукварный. Однако развитие фонематического слуха, правильного произношения и мелкую моторику( подготовительный период) необходимо тренировать на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Это могут быть пятиминутки, проводимые после пальчиковой гимнастики.
1.3. Так как уровень произвольного внимания у детей с ТНР снижен, учителю можно проговаривать каждое действие очень подробно. С небольшими заданиями детям легче справиться. Поэтому для работы с текстом выбирать следует небольшие по объему упражнения.
.4. Постоянная смена деятельности поможет детям быть включенными в урок. А физкульт- минутки просто необходимы. Проводятся физкультминутки дважды на протяжении урока.
2. Литературное чтение:
2.1. Слуховая память требует тренировки. В этом помогут заучивания скороговорок, чистоговорки (для закрепления произношения звуков) которые следует проговаривать перед началом чтения. Учитель на уроках литературного чтения использует те скороговорки и чистоговорки, которые рекомендовал учитель-логопед для закрепления произношения звука.. Сопровождая речь жестами, мы помогаем запоминать текст. Для заучивания наизусть следует выбирать не сложные тексты. Не смотря на то, что логическое, смысловое запоминание у детей остается относительно сохранно, дети могут испытывать трудности в запоминании стихотворений.
НЕ стоит забывать о том, что дети могут испытывают трудности в коммуникативном общении. При они стесняются выходить к доске, тушуются. Учитель может помочь преодолеть эмоциональный барьер доброжелательным отношением и подбадриванием.
2.2. Дети с ТНР быстро утомляются. В классе можно поставить конторку и массажный коврик. Это нужно для того, чтобы у ребенка была возможность сменить положение, помассировать стопы. При этом он не прерывает урок.
3. Математика в речевом развитии школьников с ТНР помогает преодолевать речевой дефект. Наряду с развитием словесно- логического мышления, происходит обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи на ряду с усвоением основного материала.
4. Технология
4.1 У детей с ТНР более низкий уровень пространственного оперирования образами, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения . На уроках технологии следует давать досконально подробные инструкции. Объяснять простыми словами.
Часто бывает так: проговариваешь в начале урока, а в середине- уже дети отвлеклись и забыли. Поэтому каждый раз нужно напоминать детям особенности работы перед непосредственным ее использованием, например напомнить правила работы с цветной бумагой и правила безопасности работы с ножницами.
Кроме всего вышеперечисленного, не стоит забывать о внеклассой работе с учащимися. Детям нужен помощник в построении отношений в классе. Когда дети не могут выразить своих чувств словами, им на помощь приходит взрослый. В формировании коммуникативных навыков важную роль отводится внеурочным мероприятиям. Это может быть мастер-класс по изготовлению простых поделок, мини- лекции в библиотеке. Всё это даёт толчок в развитии детей с ТНР.
Во второй половине дня (внеурочной деятельности) проводится коррекционная работа логопеда.
Обязательным условием является проведение групповых занятия по развитию речи (1-4 классы). произношению (1-3) классы), логоритмика ( 1-4 классы), индивидуальные коррекционные занятия (2-3 раза в неделю , в зависимости от тяжести нарушения речи).
На занятиях «Развитие речи» обучающиеся получают не только знания об окружающих предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На занятиях ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка.Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью». Работа над всеми разделами ведется преимущественно параллельно .
Раздел «Работа над словом» призван решать следующие задачи:
– обогащение и развитие словарного запаса детей как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;
– уточнение значений слов;
– развитие лексической системности;
– актуализация словаря;
– расширение и закрепление связей слова с другими словами.
Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей в целом на основе ознакомлением с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Учащиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи. Обогащение словаря осуществляется и через ознакомление с различными способами словообразования и активного его использования в составе различных словосочетаний и предложений. На уроках развития речи учащиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи. Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям. Упражнения должны носить характер практической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять точное употребление слов в речи. Теоретические сведения по лексике учащимся не сообщаются. Слова отбираются в соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формирования структуры предложения.
При усвоении слов конкретного значения используются различные наглядные средства (показ предмета, действия, его изображения на картинке и т. д.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению и др.). Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его грамматическое значение. Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слова и грамматического оформления связей слов в предложениях.
Раздел «Работа над предложением» решает следующие задачи:
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.
Овладение грамматическим строем языка в начальных классах ведется в практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых (морфологических и синтаксических) обобщений.
Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе речевых образцов, так и на основе демонстрирующего действия, с помощью картинок
При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться на внешние схемы, выделяя и обозначая графически его структурные компоненты. Опора на внешние схемы обеспечивает материализацию умственного действия по структурированию предложения.
Основные задачи раздела «Работа над связной речью» следующие:
– формирование у детей умения планировать содержание связного собственного высказывания,
- анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения,
- самостоятельно определять языковые средства связной речи.
Программой предусматривается овладение разными формами речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщения, повествование, описание, рассуждение).
В 3-4 классах представления обучающихся обогащаются понятиями о космосе, планете Земля, ее поверхности, воздушной оболочке, природа родного края, взаимодействие более глубоко изучается человека и общества.
В 3-4 классах продолжается работа над связной речью, по формированию умения развертывать смысловую программу высказывания, точно использовать лексико-грамматические и выразительные средства его оформления. Формируются умения в работе с письменными изложениями и сочинениями.
Программой предусмотрена следующая последовательность формирование связной речи
- пересказ с опорой на серии сюжетных картинок;
- пересказ по сюжетной картинке;
- пересказ без опоры на наглядность;
- рассказ по серии сюжетных картинок;
- рассказ по сюжетной картинке (с предварительной беседой);
- самостоятельный рассказ на заданную тему.
С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиеся знакомятся на отдельных уроках, экскурсиях. Это способствует расширению знаний обучающихся о живой и неживой природе, культуре родного края, формирует уважение и любовь к родному краю, обогащению, систематизации и активизации словарного запаса обучающихся.
Целью логоритмики преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.
Задачи:
•Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;
• Развитие дыхания и голоса;
• Развитие чувства темпа и ритма в движении;
• Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;
• Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики
•Развитие слухового внимания;
•Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;
•Развитие фонематического слуха;
•Развитие пространственной организации движений;
•Развитие выразительности и грации движений;
•Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
•Формирование, развитие, коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
•Развитие физиологического и фонационного дыхания;
Соответственно целям и задачам реализуются следующие направления коррекционной работы:
•развитие высших психических функций (речевых и неречевых процессов);
•развитие общей и мелкой моторики;
•коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;
•активизация исполнительской деятельности.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
•логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
•чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;
•пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
•упражнения под музыку на развитие общей моторики;
•вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
•фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
•песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
•музыкально-ритмические игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
•упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
•коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
•упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Исходя из целей и реальных возможностей учащихся, выбираются и методы работы. Целесообразно, выделив специфику нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход. В этом случае приемы и методы коррекционной работы акцентировано направлены на данный дефект.
Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребёнка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата). Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируются координация движений, их переключаемость точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается произвольное внимание.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжёлыми нарушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти и внимания.
2. Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические движения, упражнения способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Программа по логоритмике для 1 дополнительного – первого, второго, третьего четвертого классов составлена на основе программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Программа решает задачи по формированию правильного произношения, развитию навыка правильного речевого дыхания, общей и мелкой моторики.
В процессе урока по логопедической ритмике предполагается корригировать нарушения речи и психомоторное развитие детей, осуществлять развитие движений в сочетании со словом и музыкой, формировать темп, ритм, мелодическую выразительность речи, совершенствовать фонематические процессы, слуховое восприятие, внимание, память, зрительно-пространственную организацию движений, пространственное восприятие и пространственные представления.
Музыкально-ритмические движения. К ним относятся упражнения и игры, развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью.
Упражнения, способствующие развитию движений, связанные с речью и музыкой, служат и для коррекции речи. Это песни- пляски, в которых движения согласуются со словом. На их основе дети учатся понимать и правильно предавать темп и ритм речи.
Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.
При проведении различных игр, построении серии движений используются счетные упражнения, которые облегчают пространственную ориентацию обучающихся перед тем или иным заданием или используются как сигнал для выполнения движений.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решают задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развития дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Для нормализации дыхания используются и упражнения с произнесением различного речевого материала на выдохе (тянуть глухие согласные звуки, гласные звуки, сочетания гласных с согласными звуками, двух- трёхсложные слова с открытыми и закрытыми слогами, фразы).
Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Выразительность голоса воспитывается с помощью мелодекламаций и чтения стихотворений с различными интонациями.
Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счет, на определенный акцент в музыке. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Рекомендации родителям для профилактики речевых нарушений.
Что можно и нужно обязательно делать, начиная с первых дней жизни с целью профилактики нарушений речи у ребенка.
1.Постоянно общаться с ребенком, придавая разговору по возможности разных эмоций (улыбаться, хмуриться, удивляться, бояться, радоваться, восторгаться и т.д.). При этом слова нужно произносить четко.
2.Проводить обязательно для малыша пальчиковую гимнастику. Как не вспомнить всем известное стихотворение «Сорока — ворона кашку варила». Ученые уже давно доказали, что на кончиках пальцев находятся нервные центры, которые тесно связаны с речевыми зонами коры головного мозга. Поэтому для малыша очень полезны массажи пальчиков. Их нужно проводить в виде игры. Для этого используются стихотворения, в которых ребенка просят повторить определенные движения пальчиками рук. В этом случае развивается не только речь, но и память, создаются определенные образы, за которыми потом закрепятся конкретные понятия. Когда ребенок подрастет, то незаменимыми занятиями должны стать игры с мозаикой и конструктором, а также рисование, лепка, шнуровка, закручивание крышечек и т.д.
3. Своевременное обращение к специалистам для обследования и наблюдения за ребенком, оказания медицинской и педагогической помощи.
Рекомендации родителям по воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи:
1.Нельзя фиксировать внимание на дефекте речи ребенка.
2.Отношение к ребенку в семье должно быть ровным, спокойным, ласковым, но, в то же время, строгим и согласованно единым.
3.Ребенок не должен чувствовать себя обиженным, ущемленным, нельзя подчеркивать его неполноценность, наказывать физически.
4.Говорить с ребенком рекомендуется негромко, медленно, спокойно, мягко.
5.В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
6.Нельзя допускать, чтобы другие передразнивали речь ребенка.
7.Для ребенка необходимо создать обстановку душевного покоя, ограничить участие в шумных, играх, оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию повышенной активности.
8.Необходимо ограничить ребенка от сильных впечатлений, страшных сказок и рассказов, ограничить просмотр телепередач, особенно агрессивных фильмов, сцен жестокости.
9.Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, лепка и т.д.).
10.В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
11.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
12.Большое значение имеет пение, чтение стихов.
13.Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий, игр и сна должно соответствовать этому распорядку.
14.Дайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег. Необходимо закаливать организм ребенка.
15.Самое главное, любите своего ребенка и верьте в его силы, тогда и он сам поверит в себя.
Рекомендации педагогам для профилактики речевых нарушений у детей.
Преодоление симптомов речевого недоразвития – важная задача воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В связи с этим необходимы раннее выявление отклонений в развитии и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи.Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Одно из направлений деятельности педагогов –
•Предупреждение с помощью педагогических приемов и средств у детей трудностей в речевом развитии.Современные исследования нервно - психического развития детей дошкольного возраста свидетельствуют о возможности оказания профилактического воздействия на детей 2 – 4 лет посредством использования специальных занятий, упражнений и игр. Предупреждение возможных трудностей формирования фонематического слуха и недоразвития органов артикуляционного аппарата осуществляется путем использования специальных игр и упражнений для губ, языка, развития дыхания, речевого слуха, элементов фонетической ритмики, работу с картинкой, упражнения в звукоподражаниях, пальчиковые игры.Так, регулярное проведение артикуляционных упражнений способствует развитию и укреплению мышц языка, губ.
Игры со звукоподражаниями - правильному и своевременному формированию гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, развивают умение говорить внятно, в разном темпе, с разной силой голоса .Включение элементов фонетической ритмики помогает развитию слухового внимания, речевого дыхания, чувства ритма.
Упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые и массажные игры с орехом, упражнения в «сухом бассейне» являются мощным средством стимуляции работы клеток речевого центра в коре головного мозга. Содержание деятельности воспитателя и специалистов в рамках профилактического блока определяется их творческим отношением к решению программных задач с учетом возраста, познавательных потребностей и возможностей развития с одной стороны, а с другой – пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений.
Основная цель профилактической работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Оборудование центров речевого развития;накопление разнообразного практического материала для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития фонематического слуха .Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.