СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, РАС и интеллектуальными нарушениями

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы с детьми с ОВЗ, РАС и интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, РАС и интеллектуальными нарушениями»



«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев и чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее»

В.А. Сухомлинский



Изобразительная деятельность – многогранный вид творчества – это воодушевляющий, мотивирующий, наполненный смыслом вид деятельности. В современной педагогике и психологии этому виду деятельности, как эффективному коррекционному средству в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, отводится большая роль.

Развитие творческих способностей – важный элемент всестороннего развития личности человека.

Занимаясь творчеством, ребенок с интеллектуальным недоразвитием формирует простейшие эстетические ориентиры (красиво – не красиво), осваивает доступные средства изобразительной деятельности, накапливает опыт самовыражения в процессе этой деятельности, развивает способности к совместному и самостоятельному творчеству.

Для детей с умственным недоразвитием характерны нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи. Все это создает трудности в запоминании словесного и наглядного материала, овладении операциями мышления.

Такие дети имеют негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено или невозможно. Они ограниченно используют речь с минимальным словарным запасом. Есть и неговорящие дети.

Из-за слабого развития активного внимания, недоразвития восприятия и памяти, освоенные действия в новых ситуациях затруднены, поэтому требуются дополнительные упражнения или формируются заново.

Как правило, у детей с умственной отсталостью нарушено обще-моторное развитие. У одних движения замедлены, а у других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с беспорядочностью, несогласованностью движений.

Нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи создают трудности в восприятии объектов, запоминания наглядного и словесного материалов, овладения операциями мышления. Все эти особенности необходимо учитывать на уроках изобразительной деятельности.

В условиях целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети с умственным недоразвитием овладевают изобразительной деятельностью.

Правильная организация занятий способствует развитию интеллекта, эмоциональной и двигательной сферы ребенка, положительно воздействует на формирование личности.

На уроках изобразительной деятельности совершенствуются представления о явлениях и предметах, развивается зрительная память, наблюдательность, воображение, художественный вкус. Посредством творчества ребенок с нарушением умственного развития знакомится с многообразием средств реализации своих задумок. Свои мысли, настроение выражает в рисунке, поделке, аппликации. Желание выполнить как можно лучше свою работу формирует усидчивость и целеустремленность.

Выражая свою фантазию в творчестве, обучающиеся используют различные материалы и инструменты, овладевая техническими навыками при их использовании. Рисуя, дети приобретают навыки правильного пользования карандашами, фломастерами, кисточками, формируя осознанные изобразительные движения, необходимые для качественного выполнения линии, мазка, формы.

В процессе изобразительной деятельности ребенок развивает речевые функции, удерживая творческий замысел, планируя работу, фиксируя готовый результат. В течении всего урока дети имеют возможность свободно высказываться по теме урока, в процессе изучения образца или предмета, во время оценивания созданной творческой работы, что является важным условием их психического развития.

Целью повышения эффективности на разных этапах изобразительной деятельности используются разные игровые ситуации, приемы обращения к героям мультфильмов и сказок.

Для развития моторики в ходе каждого урока предусматриваются необходимые коррекционные упражнения (физкультминутки).

Совместные действия учителя и ученика позволяют развивать успех и обеспечивают продвижения ребенка в самостоятельных действиях.

На уроках изобразительной деятельности используются различные техники, начиная с простых – рисование с помощью пальчиков, ладошки, обрывания бумаги.

Детям с нарушениями интеллектуального развития доступны такие техники, как техника тычкования. Используя полусухую жесткую кисть, эта техника позволяет получить пушистую или колючую фактуру.

В технике рисования пальчиками или ладошкой, средствами выразительности являются пятна, короткие линии, цвет, а также фантастические силуэты, получаемые отпечатыванием на бумаге.

В осеннее время года используется техника «отпечатки листьев». Средствами выразительности этой техники служат цвет и фактура.

В работах в техниках «оттиск смятой бумагой», «оттиск пробкой, поролоном, пенопластом» средствами выразительности служат цвет, фактура, пятна.

Использование перечисленных нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует развитию пальцев рук, кистей, формирует графо-моторные навыки, а также поддерживает у детей интерес к творческой деятельности.

Уроки по изобразительной деятельности дают возможность детям с нарушением интеллектуального развития испытывать новые позитивные переживания, способствуют рождению новых творческих потребностей и поиска способов их удовлетворения, развитию познавательных процессов. Все это в целом активирует потенциальные возможности детей.