Филиал МБОУ Булгаковская основная школа
«Особенности организации экологического воспитания обучающихся в условиях перехода на ФГОС»
Учитель биологии 1 категории
Федоненкова Е. И.
2016-2017 учебный год
Начиная со второй половины XX века влияние деятельности человека на окружающую среду становилось все более значительным. Техника и промышленное производство, обеспечивая людей теплом, светом, комфортом, создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования. Важно, чтобы школьники понимали необходимость создания технических устройств, не разрушающих природу, учились не только видеть экологические проблемы, но и предлагать пути их решения. В настоящее время ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным;
где личностные результаты освоения ООО должны отражать «формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях»;
метапредметные результаты освоения ООО должны отражать
«формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации»;
предметные результаты освоения ООО должны обеспечить кроме всего прочего:
1) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
2) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
3) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
4) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. (ФГОС)
Экология наука совсем молодая и как предмет в системе общего образования не значится. Экологические знания учитель биологии внедряет при каждом удобном случае в программе общего биологического образования. Однако потребность в экологических знаниях возрастает с каждым годом.
В педагогической практике результаты экологического образования чаще измеряются в знаниях учащихся или показателях эмпирических наблюдений учителя за их поведением. Изредка, в экспериментальном режиме, используются психологические тесты для оценки динамики отношения ребенка к природе.
О необходимости образования, направленного на формирование экологической культуры, говорится в законодательных документах РФ и субъектов Федерации, решениях международных конференций, ЮНЕСКО. Вместе с тем, по мнению ученых, достижение этой цели средствами господствующей в массовой школе знаниевой парадигмы образования сегодня вряд ли возможно. В условиях высоко динамичного мира, нарастания признаков глобального экологического кризиса, невозможности точного предсказания экологических опасностей, с которыми столкнется молодое поколение уже в недалеком будущем, при обилии неточной и даже ложной информации по вопросам безопасности и здоровья населения – система образования, отдающая предпочтение репродуктивному характеру обучения, оказывается неспособной формировать экологическую культуру нового общества.
Для решения проблем экологического воспитания необходимо:
1)формирование системы элементарных научных экологических знаний как средство осознонно-правильного отношения к природе.
2)развитие познавательного интереса к миру природы
3)формирование умений и навыков экологически грамотного и безопасного поведения
4)воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к природе
5)формирование умения и желания сохранять природу, а так же элементарной природоохранной деятельности
6)формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями
7)формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде
Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.
Работа по формированию экологических умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, игровые технологии, коз, икт, и тд. Кроме того целенаправленная работа по формированию экологических умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв.
Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.
Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятных условий для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье-основное право человека и главную цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл.
Учителю, занятому экологическим образованием и воспитанием, постоянно нужно иметь перед собой определенную сверхзадачу: знания молодого человека - выпускника школы должны соответствовать передовым достижениям науки, соединённые с экологической культурой, с ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстетическим и практическим отношением человека к природе.
Выпускник школы должен входить во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивая, что можно, а чего нельзя позволить себе и при производственных и при обычных бытовых отношениях с природой.