Просмотр содержимого документа
«"Особенности организации кольчатых червей"»
Тема урока: Особенности организации кольчатых червей.
Разработала: Федотова Г.В., учитель биологии высшей категории МАОУ «Школа №84»
Задачи урока:
Цель урока:
- образовательные
- сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группы животных по сравнению с плоскими и круглыми червями
- развивающие
- продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы, работать с таблицами, рисунками, решать проблемные вопросы
- воспитательные
- бережное отношение к природе; ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях
- формирование у обучающихся системы знаний об особенностях организации кольчатых червей на примере дождевого червя; продолжить формирование умений вести наблюдения за животными, сравнивать их между собой для составления общей характеристики типа кольчатых червей
- 1.1. Вхождение в контакт
- 1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся
- 1.3. Создание проблемной ситуации
- 2.1. Целеполагание и планирование
- 2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации
- 2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа
- 2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий
- 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий
- 3.2. Ситуация оценки образовательных результатов
- 1. Мотивационно ориентировочный
- 2. Операционно – исполнительский
- 3. Рефлексивно – оценочный
Этапы урока
- тело плоское, иногда состоит из члеников
- двухсторонняя симметрия тела
- тело состоит из трех слоев клеток
- имеется кожно - мускульный мешок
- тело круглое в поперченном сечении
- имеется паренхима
- полости тела нет
- лучевая симметрия тела
- имеется анальное отверстие
- гермафродиты
- дыхание осуществляют всей поверхностью тела
Задание 1. Определите, чьи это признаки (Плоские – 1 вар. или Круглые – 2 вар. черви)
Задание 2. К какому типу относятся данные животные? Как вы это определили?
Задание 3. Что изображено на рисунке ?
Какие выводы должен сделать человек в своем поведении из данного рисунка?
Задание 4. А сейчас мы решим несколько биологических задач:
1.Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
2.Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?
3.Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?
- Они живут в тиши подземной,
- Тихонько двигаясь, шурша.
- Едят листву, опад бесплодный,
- Ее глотают неспеша.
- Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, как эти низкоорганизованные существа. Дарвин Ч. (1881)
О ком идет речь ?
Задание 5. Составить систематическое положение дождевого червя
1.Род
2.Тип
3.Вид
4.Класс
А.Кольчатые черви
Б.Малощетинковые
В.Дождевой червь
Г.Обыкновенный дождевой червь
Лабораторная работа №4 «Внешнее строение и передвижение дождевого червя»
Ход работы:
1.Посмотрите видеофрагмент «Передвижение дождевого червя»
http :// www.youtube.com/watch?v=IAlfzKVLU4o
2. Выполните рисунок "Внешнее строение дождевого червя". На рисунке обозначьте передний конец тела дождевого червя, задний конец тела, поясок, отдельные сегменты.
3. Перечислить приспособления к передвижению
4. Вставьте слова в предложения: Дождевые черви имеют……………………… окраску. Тело червя сильно вытянуто в …………… . Передний конец тела более ………………… и по цвету …………………… заднего. Ближе к переднему концу тела заметно утолщение - …………………….. . Он имеет значение при размножении. Тело разделено на большое число колец – члеников. На брюшной стороне каждого членика расположены по четыре пары ………………….. . Они имеют опорное значение при прокладывании ходов в почве. При передвижении дождевого червя его тело либо ……………… и ………………., либо ………………. и ……………… .
5. Делая вывод, обратите внимание на тесную связь особенностей строения дождевого червя со средой их обитания.
Задание 6: Вместо цифр вставьте недостающие слова
Задание 7. Какая изображена система ? Что находится под цифрами 1-3?
2
1
3
Задание 9. К какой системе относится ?
- Семенники
- Зоб
- Капилляры
- Светочувствительные клетки
- Окологлоточное кольцо
- Имеют кожно-мускульный мешок
- Являются раздельнополыми животными
- Передвигаются с помощью влажной кожи, мышщ и щетинок
- Являются двухслойными животными
- Дышат специальными трубочками
Задание 10. Выберите верные утверждения и исправьте неверные
Задание 11. Известно, что дождевой червь — почвенное животное, относящееся к классу Малощетинковые черви. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
- 1) Длина тела животных составляет 15–30 см;
- 2) Очень много червей на поверхности почвы бывает после сильных дождей;
- 3) Самка за день выделяет до 245 тыс. микроскопических яиц, покрытых прочной оболочкой;
- 4) На зиму уходят в землю на глубину до 2 м;
- 5) На каждом сегменте дождевого червя находятся по 8 упругих щетинок, которыми он упирается при движении в неровности почвы;
- 6) Создают ходы в почве, способствуя её аэрации, увлажнению и перемешиванию.
Задание 12. Решите биологическую задачу
- В наиболее благоприятных условиях (чаще всего это широколиственные леса) численность дождевых червей достигает 500-800 на 1 м2. Рассчитайте и запишите, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 га почвы. На основании полученных данных сделайте вывод о роли дождевых червей в образовании почвы.
- Задание 9. 1 – половая; 2 – пищеварительная; 3 – кровеносная; 4 – органы чувств; 5 – нервная
- Задание 10. 1; 2
- Задание 11. 4; 5; 6
- Задание 12. 1) (800+500) :2=650 (червей) – в среднем на 1 м2
- 2) 1 га = 10000 м2,
- 650 * 10000=6500000 (червей) – на 1 га
- 3) 6500000 * 0,5=3250000 г =3250 кг – переработанной почвы
Правильные ответы
Выразите свое отношение к уроку с помощью фраз:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- я научился…
- я смог…
- я попробую…
- урок дал мне для жизни…
Оценка образовательных результатов
Домашнее задание:
- §17;
- посетить виртуальную экскурсию по музею Дождевого червя (Интернет адрес: http://wormsmuseum.narod.ru/ );
- Подумайте! За что дождевым червям нужно поставить памятник?
- Приготовить презентацию (минипроект) «Многообразие кольчатых червей» (по желанию)