ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "МАТЕМАТИКА" В 5 И 6 КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Среди педагогического сообщества интерес к повышению качества обучения математике был всегда высокий. В системе образования с новыми тенденциями меняются и требования как к выпускнику школы, так и требования к учителю. Меня, как и всех современных учителей, волнует внедрение и реализация ФГОС третьего поколения в нашей школе. Своей основной задачей как педагога я считаю не только предоставить учащимся возможность усвоить все необходимые знания, но и оказать им помощь в формировании целостной личности, способной не только к дальнейшему обучению, но и к нормальному функционированию в рамках сообщества.
Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения обеспечивают:
- Единство образовательного пространства Российской Федерации;
- Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
- Государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Раньше ФГОС представлял собой обязательный минимум содержания образования и требования к выпускникам. Теперь же стандарты — это трехуровневая система требований. Как говорят специалисты, система "трех Т":
первое «Т» — требования к структуре основных образовательных программ;
второе «Т» — требования к уровню подготовки выпускников (результатам освоения);
третье «Т» — требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Для учителей математики ФГОС ООО 2021 в 5-9 классах вводит «Математику», определяя ее теперь не как учебный курс, а как учебный предмет. В рамках которого изучаются следующие учебные курсы:
в 5-6 классах: учебный курс «Математика» по 5 часов в неделю в течение каждого года обучения;
в 7-9 классах: учебные курсы: «Алгебра» (включая элементы статистики и теории вероятностей) по 3 часа в неделю и «Геометрия» по 2 часа в неделю; и вводится новый самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика» в 7-9 классах по 1 часу в неделю.
В соответствии с ФГОС ООО 2021 математика является обязательным предметом на данном уровне образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).
Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано:
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.
Появляется новое понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Единство обучения и воспитания. Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Особенности обновленных ФГОС:
Возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с начальной школы.
Повышение статуса школ, инновационных площадок и их ответственность в части авторства качества образовательных программ и достигаемых результатов.
Предусматривают гибкость усвоения отдельных сроков программ в связи с индивидуальным планом, ОВЗ у ребенка.
Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям.
В рабочих программах и курсах внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам (тематического планирования), указывается форма проведения занятия.
Рассчитан диапазон часов (минимум-максимум) при 5-ти и 6-ти дневной неделе (минимум ниже, максимум - чуть выше тех часов, которые были в стандарте).
На уровне ОО по 5-ти предметам (математика, информатика, физика, биология, химия) результаты определены на базовом и углубленном уровне. Школа выбирает уровень изучения этих предметов.
Самое главное – появилось содержание образования. Появились выверенные рабочие программы.
Обновленные ФГОС
овладение универсальными учебно-познавательными действиями: базовые логические Д., базовые исследовательские Д., работа с информацией;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение, совместная деятельность;
овладение универсальными регулятивными действиями: самоорганизация, самоконтроль.
Структура новой примерной рабочей программы ООО «Математика» (5-9 классы):
Пояснительная записка (включает цели изучения учебного предмета «Математика», общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане).
Приоритетными целями обучения математике в 5 - 9 классах являются:
- формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
- подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики;
- формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты. Содержание образования (содержание математического образования (по годам обучения)): Основные линии содержания курса математики в 5 - 9 классах:
«Числа и вычисления»,
«Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»),
«Функции»,
«Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»),
«Вероятность и статистика».
Содержательно-методические линии:
«Представление данных и описательная статистика»;
«Вероятность»;
«Элементы комбинаторики»;
«Введение в теорию графов».
Планируемые результаты освоения рабочей программы «Математика» ФГОС ООО 2021 определяет:
- «Личностные результаты освоения программы» как группы результатов по направлениям воспитательной работы:
1. Патриотическое воспитание.
2. Гражданское воспитание.
3. Духовно-нравственное воспитание.
4. Эстетическое воспитание.
5. Воспитание ценности научного познания.
6.Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.
7. Трудовое воспитание.
8. Экологическое воспитание.
Примерная рабочая программа учебного курса «Математика» для 5-6 классов.
В Примерной рабочей программе «Математика», раздел 1 соответствует Примерной рабочей программе учебного курса «Математика». 5-6 классы. Программа содержит три основных раздела: содержание учебного курса «Математика» по годам (5, 6 класс); планируемые результаты освоения учебного курса «Математика»; тематическое планирование учебного курса «Математика» по годам (5, 6 класс). Приоритетными целями обучения математике в 5-6 классах являются: продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики; подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира; формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практикоориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.
В 2023-2024 уч. году продолжется обучение математике с 5 класса по новой примерной программе основного общего образования «Математика», 5 часов в неделю. Под реализацию обновленных ФГОС ООО 2021 требуются учебники и учебно-методические издания, в которых уже учтены все изменения и требования по обновленным ФГОС ООО, но они будут позже. На 1 сентября 2023 года, нет УМК по математике, полностью соответствующего обновленному ФГОС ООО 2021. Действующий федеральный перечень учебников (утвержденный Приказом Минпросвещения РФ № 254 от 20.05.2020) содержит учебник Виленкина в двух частях, прошедший экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС ООО.В прошлом 2022-2023 учебном году мы обучались по учебнику Мерзляка (5 класс) ,а в этом мыопять перешли на новый учебник Виленкина лдя 5 и 6 классов в двух частях, частично переработанный.
Минпросвещения России предусматривает в период перехода на обновленные ФГОС 2021 возможность использования любых учебнометодических комплектов (УМК), включенных в федеральный перечень учебников (ФПУ) 2020 года. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов (Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году»). Обязательно надо проверить УМК в ФПУ 2020 г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коммунаровская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "МАТЕМАТИКА" В 5 И 6 КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Учитель математики
Коммунаровской СОШ
Володина Н.В.
2023г.