ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ С ОВЗ .
Сидорова И.В., зам директора по УВР
1. Правила внутреннего распорядка…
2.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) "Об образовании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025 )
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
Педагогические работники обязаны:
1. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне……. обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), рабочей программы воспитания;
4. Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и трудолюбие, ответственное отношение к профессиональной, добровольческой (волонтерской) деятельности, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
Педагогические работники обязаны:
5. Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6. Учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в части реализации адаптированных образовательных программ, использования форм, методов и средств обучения и воспитания, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями и центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
Цель:
Помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Оказать информационную и психологическую помощь детям-инвалидам и членам семей детей-инвалидов.
Фгос реестр адаптированных образовательных программ для детей с овз
С 1 марта 2025 года в сфере образования рекомендуют использовать формулировку « с нарушением интеллекта » вместо термина «умственно отсталый».
Совет Федерации одобрил закон о внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Разработчики инициативы считают, что термин «умственно отсталый» некорректен с точки зрения педагогики и психологии и «заведомо ограничивает возможности детей с таким диагнозом в успешной социализации».
ПОЛОЖЕНИЕ О РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ МКОУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ....... года, рабочая программа разрабатывается на ступень обучения (начальное, основное, среднее образование), календарно-тематическое планирование к рабочей программе – на 1 год.
1. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса (курса внеурочной деятельности) выполняется как отдельный документ, который является обязательным!!!!!
Составляется в 2-х вариантах:
- электронный ( загружается на портале «Моя школа»;
- печатный вариант хранится у учителя в течение текущего учебного года.
2. Поурочные планы .
3. Структура урока.
Примерная структура урока .
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного, проверка домашнего задания.
3 Изучение нового материала.
4. Физминутка.
5. Закрепление знаний.
6. Подведение итогов.
7. Оценивание.
8. Информация о домашнем задании.
ВИДЫ АДАПТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ .
Программная
Методическая
В основе данного вида
Альтернативная
адаптации лежит
То, чему учат
В зависимости от
То, как учат
особенностей и возможностей
Этот вариант адаптации
примерная программа и
используется для создания специальной
развития ребенка педагог выбирает те формы и виды
вариант, рекомендованный
Изменение целей, видов деятельности и содержания.
деятельности, которые будут более продуктивны .
индивидуальной
данному обучающемуся с ОВЗ
программы развития
(СИПР) для детей с множественными
нарушениями развития.
общие принципы и правила коррекционной работы:
- Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Проявление педагогического такта.
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи -вариант 5.2
- Особая форма организации аттестации.
- Привычная обстановка в классе. Необходимо наличие привычных мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий.
- Присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности. При необходимости предоставляется дифференцированная помощь.
- Адаптирование инструкции с учётом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей учащихся с ТНР.
- Для заикающихся обучающихся - увеличение времени для устного ответа, предоставление времени на подготовку ответа.
- Организация и соблюдение речевого режима.
Оценивание результатов освоения программы
- При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей.
- Оценка не снижается за грамматические и дисграфические ошибки, допущенные в работе.
- Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова).
- При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв.
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - вариант 6.2
- Специально организованная среда и рабочее место в соответствии с особенностями ограничений здоровья обучающегося.
- Сопровождение (помощь) обучающегося.
- Использование ассистивных средств и технологий.
- Возможность организации короткого перерыва (10–15 минут).
- Использование специальных учебников и наглядных пособий.
- Сочетание учебных и коррекционных занятий.
- Для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи при церебральном параличе могут понадобиться вспомогательные технические средства для коммуникации.
Методы и формы оценивания:
- стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения.
- В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» - (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
«очень хорошо» (отлично) - свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения.
Обучающиеся с задержкой психического развития - вариант 7.2
1. Особая форма организации аттестации .
2. Привычная обстановка в классе.
3.Особая пространственная и временная организация образовательной среды .
4.Упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования.
5.Организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР.
6.Наглядно-действенный характер содержания образования.
7.Развитие познавательной деятельности обучающихся.
8.Обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося.
Обучающиеся с задержкой психического развития - вариант 7.2
9.Постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний.
10.Постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе.
11.Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.
12.Развитие и отработка средств коммуникации.
13.Обеспечение взаимодействия семьи и Школы.
Оценка достижения предметных результатов обучающихся с ЗПР
- Ведѐтся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
- Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются и учитываются при определении итоговой оценки.
Оценка предметных достижений обучающихся осуществляется в традиционной системе.
Ответственность за объективность оценки знаний обучающихся возлагается на учителя.
- Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.
- Упрощение системы учебно-познавательных задач, которые решают в процессе образования.
- Организация повседневных социальных контактов.
- Применение как общих, так и специальных методов и приёмов обучения.
- Систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося.
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра - вариант 8.2
1 . Адаптация временной и пространственной организации среды:
- увеличение времени на выполнение заданий;
- выполнение заданий в привычной, эмоционально комфортной обстановке, минимизирующей возникновение аффективных вспышек у обучающегося с РАС;
- индивидуальная форма выполнения заданий, в том числе выполнение письменных заданий на компьютере;
- визуальный план выполнения работы;
- присутствие педагога, постоянно осуществляющего учебно-воспитательный процесс с обучающимся с РАС;
- оказание педагогом организующей и направляющей помощи, осуществление поэтапного контроля педагогом общего хода выполнения проверочной работы, стимулирование деятельности обучающегося с РАС.
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра - вариант 8.2
2) Адаптация подачи информации о содержании оценочных процедур:
- дублирование инструкции (прочитывание педагогом с замедленном темпе со смысловыми акцентами, или замена устной инструкции письменной);
- уточнение инструкции, контроль понимания инструкции;
- увеличение (при необходимости) шрифта в тестовых материалах;
- пространственное изменение размещения заданий (по одному на листе);
- упрощение формулировок инструкции по грамматическому и семантическому оформлению;
- использование визуальной поддержки, опорных схем, справочных материалов, индивидуальных алгоритмов и т. д.
.
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра - вариант 8.2
3) Адаптация контрольно-измерительных материалов может содержать:
- адаптацию бланка для выполнения работы (включение в бланк структурных элементов задания);
- дублирование инструкции к заданию в виде перечисления последовательности действий;
- визуализацию слов в текстах заданий, вызывающих особые семантические трудности,
- замену выполнения по ряду предметов самостоятельных письменных работ (эссе, сочинение) проведением тестирования.
« Метод» в переводе с греческого означает «путь».
Методы обучения - способы работы педагога,
с помощью которых достигается усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, а также развитие и коррекция их познавательных способностей.
Приём обучения - часть метода, отдельный шаг
в реализации метода.
- Методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности :
- Словесные
- Наглядные
- Практические
- Индуктивные и дедуктивные
- Репродуктивные и проблемно-поисковые
- Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя .
2. Методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности :
- познавательные игры;
- учебные дискуссии;
- создание ситуаций успеха в учении;
- разъяснение;
- поощрение и порицание ученика.
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности :
- методы устного контроля и самоконтроля в обучении;
- методы письменного контроля;
- лабораторный контроль;
- машинный контроль;
- самоконтроль.
Приемы обучения используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья.
Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и обучающегося в процессе реализации методов обучения.
Приемы обучения используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья.
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
- Использование магнитных букв, слов при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.
- Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить.
- Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами.
- Использование информационных технологий. Например - презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз.
Приемы обучения используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья.
6. Использование картинного материала.
7. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий.
8. Дифференциация заданий.
9.Задания на развитие психических процессов.
10. Задания на развитие мелкой моторики.
11. Здоровье-сберегающие технологии.
Приемы обучения обучающихся с ОВЗ.
Задания вызывающие эмоциональный подъем
Подробные
инструкции
Приемы
работы
Включение в
обучение игр
Приближенные к реальной
жизни задания
Задания в виде неправильной ситуации, которую нужно исправить
Решение образовательных задач в разных аспектах :
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности обучающихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого обучающегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие универсальных навыков.