Особенности организации
образовательного процесса
в сельской школе
Понятие малокомплектной школы
Малокомплектной называется школа, в которой отсутствуют параллели тех или иных классов (может отсутствовать целый класс), а начальные классы объединены в класс-комплект. Средняя наполняемость классов – от 1 до 5 человек. Наполняемость классов-комплектов – до 15 человек.
Особенности Краснодубровской сельской школы определяются:
удаленностью от районного и городских центров;
экономикой и перспективами села, состоянием местного производства;
численностью учащихся;
особенностями культурного, исторического наследия, природного окружения ближайшего социума
Общие тенденции, характеризующие современную сельскую школу:
сокращение числа учащихся и переход ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных и малокомплектных;
принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей;
усиление влияния школы на сохранение и развитие села;
усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской школы
Проблемы организации образовательного процесса
замкнутый социум, дефицит общения учащихся;
занижение требований детей к своему развитию и образованию;
учитель ведет несколько предметов (в среднем звене);
отсутствие в школе специалистов учреждений ДО, что затрудняет удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей;
необходимость организации психолого-педагогической и социальной поддержки разных категорий детей, в том числе с особыми потребностями и проблемами в развитии при отсутствии специалистов коррекционных учреждений на селе, психологов, социальных педагогов и других специалистов;
создание условий сверхопеки учителя над учащимся;
совмещение классов в классы-комплекты в начальном звене;
ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона и др.
Проблемы сельских детей в сравнении с городскими
низкий уровень организаторских и коммуникативных умений,
неуверенность в своих силах,
повышенная тревожность,
неадекватная самооценка,
конформизм,
низкий уровень мотивации учения, самостоятельности в принятии решений,
Пути решения проблем
Преобладание индвидуальной и групповой учебной деятельностью;
Готовность учителя отказаться от плана;
Незапланированная самостоятельность более сильного ученика;
Варьирование стиля общения учителя с учениками на уроке
Средства обучения как решение проблем
Дополнительные задания для более сильных учащихся;
Активное использование учебно-наглядных материалов;
Использование современных ИКТ
Положительные стороны малочисленности
интенсивность межличностных и деловых контактов между педагогами и учащимися;
возможность каждому ребенку проявить себя в общем деле, объединиться, договориться о единстве действий;
благоприятные условия для сотрудничества, организации совместной деятельности и общения, творчества педагогов и детей, старших и младших;
знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между взрослыми и детьми, формируется атмосфера многодетной семьи;
возможность коллективной выработки решений, доступность каждому ребенку и родителю принять участие в обсуждении школьных проблем
Благоприятные условия организации образовательного процесса
знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика;
систематическое освоение обучающимися опыта практического сельскохозяйственного труда;
непосредственная близость детей к живой природе, тесное взаимодействие с окружающим миром;
возможности совместной работы учителя с семьёй;
значение в воспитании детей общественного мнения селян, местных традиций
Формы организации учебных занятий в классе комплекте
Условия совмещения уроков. Учитель вправе выбирать:
Совмещение всех уроков в классе-комплекте
Совмещение только более «лёгких» уроков (музыка, ИЗО, технология, физическая культура) с проведением отдельно уроков русского языка и математики (особенно это важно для учащихся 1-го класса)
Структура урока в классе-комплекте
Шестой год школа работает по ФГОС. Одной из целей ФГОС является развитие личности школьника и его творческих способностей. ФГОС делает акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Большую роль для развития творческих способностей учащихся играет введение совершенно нового раздела «Внеурочная деятельность обучающихся». Раньше внеурочная деятельность не входила в УП. Данный раздел фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения и направленных на развитие социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д.
Учителя нашей школы, работающие по ФГОС считают, что это нововведение удачно как для педагога , так и для ребёнка. Это предоставляет возможность учёта индивидуальных интересов, особенностей, способностей обучающихся и позволяет реально учителю с пользой для ребёнка распределять нагрузку для детей, что обеспечивает здоровье сберегающие функции образования. Внеурочная деятельность в нашей школе проводится по всем 5 направлениям, как в начальной школе так и в 5 ,6 классах. Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся. С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Работа на занятиях по внеурочной деятельности позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир.
«Умелые ручки», «Страна мастеров»
Интересно и с выдумкой проводит занятия Печенюк А.В. стараясь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогает ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.
«Акварель». Процесс рисования у молодого учителя Султановой Д.А. – это шаг к искусству. Это процесс творческого сопереживания и воплощения. Дети с удовольствием развивают изобразительные способности, умение творчески сделать любое дело.
«Математика и конструирование» У Рудаковой Т.А. дети изучают числовую грамотность, развивают логическое мышление и пространственные представлений.
«Планета загадок» и «Живая природа» Горскина Н.Н., опытный учитель, отличник народного образования. На своих занятиях формирует образ Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя.
В школе большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.
На занятиях по внеурочной деятельности были созданы проекты:
«Моя любимая школа»
«Что такое дружба?»
«Дом, в котором буду жить»
«Домашние животные»
Еще одной из традиционных форм работы с детьми является участие в конкурсах, соревнованиях , викторинах различного уровня. Участие в конкурсах и соревнованиях позволяет их участникам значительно расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление в нестандартной ситуации. С начальных классов ученики школы участвуют в различных конкурсах всероссийского, муниципального и школьного масштаба. За учебный год приняли участие в более чем 20 конкурсах и соревнованиях
Но все-таки большую часть времени обучающиеся проводят на уроках, и большая работа проводится именно на уроке. Именно на уроке дети проявляют свои способности, быстрее и оригинальнее других решают задачи, отвечают на вопросы и сами задают нестандартные вопросы.
Тимощук А.В. учитель русского языка и литературы считает, что игру можно использовать при изучении любой темы, стоит только внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую – то роль.
Учитель химии и биологии, Госкина Н.Н. считает, что очень хорошо удается развивать творческие способности через решение экспериментальных задач, качественных задач, занимательных. Формулировки задач должны быть увлекательными, необычными, вызывающими интерес.
В школе становится нормой урок, во время которого учитель использует специальные компьютерные устройства, показывает отобранные видеоматериалы.
Обязательным условием общего развития детей является использование дополнительной информации, которую не обязательно усваивать, запоминать, повторять в классе и дома. Она должна дать возможность развивать общую культуру и эрудицию ребенка. С этой целью Тимощук А.В., Миронова Л.А. - учителя русского языка и литературы, Бубнова Н.Ф., Горскина Н.Н.- учителя химии и биологии., Миронов С.В. – учитель истории, Рудакова Т.А. - учитель математики используют на своих уроках такие элементы , как «Это интересно», «Своими руками», «Космо – моя работа», «Тульский край» и др.
Для создания комфортных условий на уроке очень важно доверие учителя к учащимся, вера в их силы и возможности, способности. Уже традиционными стали в школе интегрированные уроки. Интегрированный урок — это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.. Например, вместо тем «Растения» и «Животные» учителя биологии Бубнова Н.Ф. и Горскина Н.Н. рассматривает и проблему «Исчезновение растительного и животного мира» . Такая формулировка темы, основанная на содержательной интеграции многих более узких тем и проблем, отвечает стихийному интересу детей к глобальным проблемам, абстрактным идеям и теориям. В то же время она позволяет изучать конкретные сведения о динозаврах и других видах животных и растений, а наряду с этим дает возможность другим детям заниматься изучением климатических изменений, способствующих или препятствующих сохранению окружающего мира, космических влияний, исторических эпох и т. п. Таким образом, каждый ребенок может работать по своим интересам.
При работе с детьми педагог должен находиться в постоянном развитии, должен совершенствоваться. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы. А также учителю необходимо развивать профессиональную компетенцию. Невозможно привить интерес к своему предмету ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому наши учителя постоянно учатся, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения участвуют в различных конкурсах. Безусловно, в школе существуют определенные проблемы в работе, которые требуют решения: это и интерес к учебе, это и формирование мотивации к обучению, это и усиление подготовки учащихся к районным олимпиадам , это привлечение более пристального внимания родителей к проблеме учебной деятельности детей и др.
Заключение
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области педагогики и психологии обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями учащихся. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Только высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.
Сельскую школу необходимо рассматривать как социокультурный центр, вокруг которого сосредоточена вся жизнь села. Такой вектор задала глава минобрнауки Ольга Васильева на III Всероссийском съезде сельских учителей в Чебоксарах.
"На мой взгляд, сельскую школу, как социокультурный центр и центр села гораздо легче содержать, чем простую образовательную организацию", - заметила она.
Позитивной новостью для участников съезда стало заявление министра образования о том, что на селе во всех случаях, когда это необходимо, будут сохраняться малокомплектные школы. Одновременно с этим она высказалась за то, чтобы в сельских школах делали акцент на практических занятиях и профориентации, а дети в процессе учебы могли находить "свои" профессии и оставаться работать на селе. По мнению министра, в сельских школах для профориентации даже больше возможностей, чем в городских.