СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации первых дней ребенка в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации первых дней ребенка в школе»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВЫХ ДНЕЙ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Переход ребенка из разряда дошкольника в разряд перво­классника - серьезное испытание для самого младшего школьника. У первоклассника появляется множество барьеров, преодоление которых необходимо для успешного дальнейшего обучения. При переходе из дошкольного образовательного учреждения меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У младшего школьника сменяется  ведущий вид деятельности, а именно, игра заменяется обучением.

Известно, что старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в педагогике и психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование кризиса семи лет. В этот период в психике ребенка происходят сложные изменения и новообразования: потеря непосредственности, возникновение форм поведения, опосредованных правилами и нормами, осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.

Наиболее трудным для дошкольника является период адаптации к школе, который сильно зависит от его индивидуальных особенностей. Школьная адаптация – приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. Вместе с тем следует отметить, что затянувшийся процесс привыкания, протекающий болезненно и трудно, отрицательно влияет на человека, его самочувствие, эмоциональное состояние, отношение к деятельности.

Свои первые шаги в школе ребенок делает с помощью преподавателя, от которого зависит заинтересованность и успехи в обучении ученика. Именно поэтому первые дни ребенка в школе имеют свои особенности.

Первые дни в школе – это знакомство с учителем, одноклассниками, изучение правил поведения в различных ситуациях.

В адаптационный период очень важным является установление отношений между учителем и детьми. Можно охарактеризовать их как весьма тонкие, поскольку любое неправильное действие учителя может привести к их нарушению: положительное эмоциональное восприятие школы сменяется на отрицательное. Учителю необходимо  быть доброжелательным, улыбчивым, приветливым, добродушным – человеком, с которым приятно заниматься любой деятельностью: учением, игрой, беседой.

Многие дети испытывают серьёзные трудности в установлении межличностных отношений с одноклассниками. В связи с этим знакомство обучающихся можно провести в игровой форме, так как младшие школьники находятся в процессе перехода от игры к учебе, игра все еще остается их ведущим видом деятельности. Например, проведение игры «У кого такое имя?», во время которой педагог называет имена, а обучающиеся встают, услышав свое имя. Инициатором общения младших школьников на этапе адаптации является учитель, поэтому ему необходимо создать благоприятные условия для взаимодействия первоклассников. Например, можно предложить обучающимся сыграть в игру «Расскажи о себе», «Кто я такой», «Где я живу», «Моя семья», «Узнай по описанию», «Портрет моего друга» и другие.

На первых занятиях обучающиеся узнают правила поведения в школе: как нужно здороваться и прощаться, как заходить в помещение, как вести себя в столовой, на уроке и перемене, правило поднятой руки, как вести себя в случае опоздания, в сложных ситуациях. Учитывая психические возрастные особенности обучающихся, правила повторяются до полного их усвоения.

Еще одной особенностью организации учебного процесса является сохранение подвижного режима, а именно: проведение динамических пауз и перемен, физминуток во время занятий. Бывшим дошкольникам сложно переносить статическое напряжение, поэтому их деятельность должна быть и активной, и разнообразной.

Наша начальная школа — это счастливый островок детства, где ученики делают свои первые самостоятельные шаги в мир открытий и свершений.

Сделать процесс образования личностно-значимым для каждого ребёнка, помочь преодолеть сложности в адаптации, заложить основу для его самореализации в среднем и старшем звене — главная задача учителя начальной школы. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При учете всех требований и рекомендаций учитель начальной школы может оказать помощь в успешной адаптации к новым условиям среды, оказать психологическую поддержку нуждающимся обучающимся.