РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
«Особенности организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся – жертв сексуального насилия и свидетелей противоправных действий»
Ведущие:
педагог-психолог ОЦДиК Цветкова Л.И.
педагог-психолог ОЦДиК Луговская Ю.В.
За каждой цифрой — чья-то сломанная жизнь!
- в 2010 году в России было совершено - 9524 преступления сексуального характера в отношении детей
- в 2021 -м это число увеличилось до 16 887 случаев .
Отмечалось: более 50% таких преступлений совершаются знакомым ребёнку лицом , каждое пятое — членами семьи , а 11% — родителями или законными представителями ребёнка.
(Сведения Министерство просвещения со ссылкой на данные Генпрокуратуры)
Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
К данному виду насилия относятся:
— половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным, оральным способом;
— мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;
— введение предметов во влагалище или анус;
— сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию;
— мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;
— демонстрация эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка;
— совершение полового акта в присутствии ребенка;
— демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм); — подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.
Уровни профилактики в сфере защиты несовершеннолетних от преступлений сексуального характера и помощи пострадавшим детям в образовательном учреждении
Работа по созданию системы защиты детей от преступлений сексуального характера и помощи пострадавшим детям в образовательном учреждении должна быть организована с учетом трех уровней профилактики в сфере защиты детства:
- первичная профилактика - предупреждение факторов, способствующих возникновению случаев насилия;
- вторичная - предоставление детям и семьям с детьми с высоким риском насилия помогающих и поддерживающих услуг;
- третичная профилактика - деятельность по оказанию помощи и реабилитации детей (и их семей), пострадавших от жестокого обращения и сексуального насилия.
Деятельность специалистов образовательной организации на этапе первичной профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
- Основу уровня первичной профилактики в образовательной организации составляет информационно-аналитическая деятельность.
- Также представляется целесообразным реализация профилактических психолого-педагогических программ и тренинговых занятий для несовершеннолетних.
В зависимости от наличия специалистов в учреждении, данное направление реализуют социальные педагоги, педагоги-психологи или другие специалисты в соответствии со своими функциональными обязанностями.
деятельность специалистов образовательной организации на этапе вторичной профилактики
Может ли поведение ребенка говорить о случившемся насилии?
Но мы можем выделить то, на что стоит обратить внимание (маркеры) :
- Внезапные перемены в поведении.
- Резкие изменения в успеваемости, в стиле, в активности или выражении эмоций
- Ребёнок стал напрягаться при физическом контакте (если раньше такого не было).
- Он отказывается куда-то ходить, «капризничает».
- У детей младшего возраста опыт домогательств может выражаться через
сексуализированное поведение.
- Они также могут выражать свои переживания или опыт в рисунках.
Признаки сексуального насилия у детей
- Физические признаки. Изменения в выражении сексуальности ребенка. Изменения в эмоциональном состоянии и общении. Изменение личности и мотивации ребенка, социальные признаки. Изменение самосознания ребенка. Появление невротических и психосомотических симптомов.
- Физические признаки.
- Изменения в выражении сексуальности ребенка.
- Изменения в эмоциональном состоянии и общении.
- Изменение личности и мотивации ребенка, социальные признаки.
- Изменение самосознания ребенка.
- Появление невротических и психосомотических симптомов.
Для формирования подозрения о сексуальном насилии в отношении несовершеннолетнего перечисленные признаки должны рассматриваться в комплексе и сопоставляться .
Примерный алгоритм действий специалистов образовательных организаций
в ситуациях выявления признаков
или случаев сексуального насилия над несовершеннолетним(и)
Способы выявления несовершеннолетних, пострадавших от действий в отношении их половой неприкосновенности
Выявление несовершеннолетних, пострадавших от действий в отношении их половой неприкосновенности, возможно посредством получения:
– информации от ребенка ;
– информации от родителей (законных представителей), других членов семьи;
– информации от сверстников и друзей, соседей, иных граждан ;
– результатов медицинского осмотра ;
– информации, собранной в ходе психологической диагностики , консультирования (результаты психологической диагностики являются дополнительным источником сведений и не могут применяться в качестве абсолютно достоверного и единственного инструмента при выявлении фактов сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего);
– информации, собранной в ходе наблюдений за ребенком и фиксации признаков сексуального насилия (особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему приведены в данных методических рекомендациях ранее).
Изучение психологического состояния несовершеннолетних, пострадавших от преступлений против половой неприкосновенности
Результаты психологической диагностики являются лишь дополнительным источником сведений и не могут применяться в качестве абсолютно достоверного и единственного инструмента при выявлении фактов сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего!
С целью оценки потенциальных проблем, предлагается использовать следующие методики :
1. «Шкала оценки влияния травматического события» (Д. Вейс) – подходит для детей в возрасте 6 лет и старше.
2. «Комплексная оценка психологического состояния» (И.П. Брязгунов, Т.Я. Сафонова, А.Н. Михайлов) – для детей старше 9 лет.
3. Тест «Придумай историю» (Р. Сильвер) - подходит для детей в возрасте 5 лет и старше.
4. Проективная методика «Человек под дождем» (Е. Романова, Т. Сытько) - подходит для детей с 9 лет и старше.
5. Проективная методика «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф) - подходит для детей в возрасте 5 лет и старше.
Данные, полученные с помощью этих методик, дают психологу возможность «очертить» общий контур самой ситуации насилия и ключевых нарушений у ребенка , возникших в результате перенесенного им насилия.
Основные направления психологической помощи детям, пострадавшим от сексуального насилия (Третичная профилактика)
Психологическая помощь является наиболее важной составляющей при оказании помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения. Это связано с тем, что в отличие от соматических последствий жестокости (физических травм, при сексуальном насилии, заболеваний, передающихся половым путем, беременности) психологические последствия могут длиться достаточно долгое время и определять жизнь человека в семье, взаимоотношения с окружающими людьми, вызывать различные коммуникативные трудности.
Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа должна строиться с учетом результатов углубленного психологического обследования ребенка, при проведении которого используются методики, позволяющие оценить характер и тяжесть психологических последствий перенесенного насилия.
Психологическая помощь может оказываться в форме индивидуальных консультаций, семейного консультирования или групповых форм работы.
Работа с родителями должна строиться в зависимости от роли , которую каждый из них играл при совершении насилия над ребенком:
− невиновный родитель – не участвовал прямо в насилии, не знал о насилии;
− неспособный защитить – знал или мог предвидеть, что ребенок подвергается жестокому обращению, но оказался неспособным проявить заботу о безопасности ребенка;
− виновный родитель - жестоко обращался с ребенком.
Задачи работы с невиновным родителем :
− предоставить возможность эмоционально отреагировать на произошедшее;
− мобилизовать внутренние ресурсы для дальнейшей помощи себе и ребенку.
Основные компоненты психологической помощи ребенку, переживающему последствия жестокого обращения:
- Работа с пострадавшим ребенком по преодолению страха, отвращения, ненависти и других переживаний. Часто для ребенка жестокое обращение с ним является настолько травмирующим, что он не в состоянии выразить свои чувства словами. Поэтому в диагностике и реабилитации важно применять элементы игры и творчества.
- Психологическая работа с ребенком, не привязанная непосредственно к переживаемому событию жестокого обращения, связанная с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который он получает в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т. п.
Основные компоненты психологической помощи ребенку, переживающему последствия жестокого обращения:
3 . Работа с ближайшим социальным окружением ребенка (в первую очередь, родителями) по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке и эмпатии.
4. Сложности , которые имеются у родителей в отношениях с детьми, супругами и партнерами, как правило, связаны с серьезными психологическими проблемами, часто уходящими корнями в собственное детство родителей. Большей частью эти проблемы не осознаются, и на первый план выдвигаются материальные или ситуационные проблемы.
Порядок действий при выявлении случая сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего:
1. Педагогическому работнику, выявившему факты или признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего, организовать беседу с ребёнком с целью проверки информации , выяснения подробностей, обстоятельств случившегося, оказания моральной поддержки пострадавшему ребёнку (в случае подтверждения с его стороны информации о сексуальном насилии), мотивирования ребёнка к обсуждению ситуации в присутствии родителей/законных представителей (если данные лица не причастны к сексуальному насилию), психолога, представителя администрации.
2. Незамедлительно информировать руководителя образовательной организации о выявленном факте в устной и письменной форме (служебная записка).
3. Руководителю образовательной организации принять меры по ограничению круга лиц, вовлечённых в разбор ситуации , и недопущению распространения информации о выявленном факте сексуального насилия в отношении обучающегося (воспитанника) в образовательной организации и за её пределами.
Порядок действий при выявлении случая сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего:
4. Руководителю образовательной организации в кратчайшие сроки инициировать приглашение родителей/законных представителей ( если данные лица не причастны к сексуальному насилию ) с целью информирования о выявленном факте сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего.
5. Встреча с родителями /законными представителями ребёнка должна проходить в присутствии руководителя образовательной организации, педагога (специалиста), выявившего факт сексуального насилия в отношении ребёнка, психолога образовательной организации, самого ребёнка , в отношении которого было выявлено насилие.
6. В ходе информирования родителей/законных представителей о выявленном факте представитель образовательной организации (один из перечисленных в п.5) осуществляет письменную фиксацию рассказа ребёнка о произошедшем в отношении него насилии. По окончании беседы руководитель образовательной организации информирует родителей/законных представителей о необходимости обратиться в следственные органы с заявлением о преступлении, совершённом в отношении половой неприкосновенности несовершеннолетнего. Данная рекомендация отражается в письменном виде под задокументированным рассказом несовершеннолетнего. Родители/законные представители заверяют данный документ своей подписью . В случае отказа от подписи, документ и факт отказа заверяется двумя присутствующими работниками образовательной организации.
Порядок действий при выявлении случая сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего:
7. В беседе с родителями/законными представителями ребёнка специалисты образовательной организации информируют их о доступности психологической помощи на базе образовательной организации, в центрах ППМС-помощи, о работе линии Общероссийского детского телефона доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122.
8. После беседы с родителями/законными представителями руководитель образовательной организации незамедлительно посредством телефонной связи информирует правоохранительные или следственные органы о получении информации о преступлении , совершённом в отношении половой неприкосновенности несовершеннолетнего. Затем в течение дня направляется письменная информация о выявленном случае, реализованных мерах, с приложением письменного документа, составленного в ходе встречи с родителями/законными представителями. Копия письма направляется в территориальную КДН и ЗП.
9. Специалисты образовательной организации формируют план индивидуального сопровождения несовершеннолетнего, в отношении которого выявлены факты сексуального насилия
Телефоны помощи
- 8 (495) 104-68-38 - Федеральный телефон Доверия
- 8 800 2000 200 - Федеральный Телефон Доверия для взрослых
- 8 ( 495) 989 50 50 - экстренная психологическая служба МЧС по России
- 8 (800) 600-31-14 - Всероссийская горячая линия психологической помощи для родителей
- 8 - 800 - 200 - 19 - 10 - телефонная линия «Ребенок в опасности» (горячая линия следственного комитета РФ)
- 8-800-333-44-34 - Круглосуточные экстренные консультации психолога в области жизненных проблем
- 8-800-444-22-32 - Горячая линия по оказанию помощи родителям в рамках национального проекта «Образование» (бесплатно, с 9.00 до 18.00 по рабочим дням)
- 8 800 2000 122 - Детский Телефон Доверия (круглосуточно, бесплатно)
- 8 (4012) 63-65-22 - Телефон Доверия для всех (круглосуточная психологическая помощь)
- 8 (4012) 38 95 91 - Телефон Доверия БФУ им. Канта (круглосуточно)
- 8 (4012) 93-45-04 - ГАУ Калининградской области для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков»
- 8 (40155) 2-54-97 - «Областной кризисный центр помощи женщинам» г. Пионерский
- 8 (4012) 60-48-87, 60-48-85 - Уполномоченный по правам ребенка в Калининградской области
- 8 (4012) 95-73-03 - ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям» г. Калининград
Полезные ресурсы
- Линия помощи «Дети ОНЛАЙН»: http://detionline.com/helpline/risks
- Навигатор для современных родителей – федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей Растимдетей.рф: http://www.растимдетей.рф
- Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: http://fond-detyam.ru
- Реестр лучших практик помощи детям и семьям с детьми: https://fond-detyam.ru/reestr-luchshikh-praktik-pomoshchi-detyam-i-semyam-s-detmi
- Я – родитель: портал для ответственных родителей: www.ya-roditel.ru
- Портал «Интернет-зависимость: информационный портал о профилактике и лечении интернет-аддикций: netaddiction.ru
Реестр ведется Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в качестве ресурса лучших региональных практик, имеющих наибольшую социальную эффективность, направленных на оказание помощи детям и семьям с детьми, пережившими насилие и жестокое обращение, включая преступные посягательства против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
- Сайт ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» – разделы «Безопасность детства», «Профилактика девиантного поведения», «Методические разработки»: http://www.fcprc.ru
- Портал Родительских Знаний «Всегда рядом»: https://vsegda-ryadom.ru/
- Телеграмм канал «Стресс-Тревога-Помощь»: https://t.me/PBKO1
Консультации по вопросам негативных эмоциональных состояний, их профилактики, методах помощи и лечения.
- Телеграмм канал «Чай с мятой/Психологическая помощь»: https://t.me/small_mint_tea
Канал психологической помощи родителям. Разбираем насущные проблемы. Помогаем найти ответы на острые вопросы. По вопросам: @small_mint_tea_support
Реестр профилактических психолого-педагогических программ и тренинговых занятий для обучающихся
Профилактическая программа «Школа безопасности подростка» https://vk.com/doc207496350_560681156?hash=8e1fe75a6c1c6ccbc4&dl=1245c0e9906c1a6 376, https://vk.com/doc207496350_560681175?hash=44d0352f46d0dc8cbd&dl=44f791faa11f9ec db0 https://psyjournals.ru/files/31935/vestnik_psyobr_2010_1_Aleksandrov.pdf
Программы, имеющие гриф общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»
- «Волшебство каждого дня» (автор Сакулина М.Ф.) https://www.rospsy.ru/sites/default/files/KP_files/%D0%A1%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0 %BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0 %B0%20%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0 %B0.pdf
- «Мир вокруг меня» (авторский коллектив: Попова Т.Н., Лилейкина О.В.) https://www.rospsy.ru/sites/default/files/KP_files/%D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0 %B2%D0%B0%20%D0%9B%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0 %BD%D0%B0.pdf
- Комплексная программа профилактики девиантного поведения в студенческой среде «Ладонь в ладони» (авторский коллектив: Боршова Е.А., Игумнова С.А.) ttps://www.rospsy.ru/sites/default/files/KP_files/%D0%91%D0%BE%D1%80%D1%88%D0%B E%D0%B2%D0%B0%20%D0%98%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B2 %D0%B0_0.pdf
- Программа по профилактике насилия в отношении детей и подростков «Песчинка. А если мы поговорим об этом?» ( Козель Е.В., Потоцкий Д.О.) https://rospsy.ru/sites/default/files/KP_files/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D 0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0.%20%D0%9A%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D 1%8C%20%D0%95.%D0%92.%20%D0%9F%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%BA %D0%B8%D0%B9%20%D0%94.%D0%9E..pdf 89
- Программа лекционно-практических занятий «Она», направленной на формирование ролевой идентичности у девочек подросткового возраста https://rospsy.ru/sites/default/files/KP_files/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D 0%B0%20%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0 %B2%D0%BD%D0%B0.pdf
- Одинцова М.А., Чернобровкина Н.Ю. Научиться жизнестойкости (психокоррекционно-развивающая программа преодоления виктимности для юношей и девушек) https://psyjournals.ru/files/93392/vestnik_psyobr_2017_n4_Odintsova_Chernobrovkina.pdf
- Игнатова О.В., Косов А.В. Психолого-педагогическая коррекционноразвивающая программа для старшеклассников https://psyjournals.ru/files/94283/vestnik_psyobr_2015_n1_Ignatov_Kosov.pdf
Рекомендации родителям «РАССКАЗЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ» (для совместного чтения и обсуждения прочитанного)
Красная машина
Асель с Маратом играли во дворе дома. Вдруг из-за угла выехала очень красивая красная машина и остановилась около детей. Асель очень хотела потрогать ее и посмотреть, что же там внутри, но она боялась, что хозяин будет ругать ее, если она подойдет поближе. И вдруг из машины вышел мужчина. Он широко улыбнулся ей и спросил, не хочет ли она покататься. У Асель от радости перехватило дыхание. Она бросила игрушки и подбежала к машине, но Марат догнал ее, схватил за руку и потащил домой. Дома мама похвалила Марата, а Асели сказала, что она никогда не должна подходить к чужим машинам, а тем более садиться в них. Почему мама похвалила Марата? Почему нельзя садиться в чужие машины?
Рекомендации родителям «РАССКАЗЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ» (для совместного чтения и обсуждения прочитанного)
Мороженое
Мама с Колей гуляли по городу. Было очень жарко и хотелось мороженого. Коля ныл всю дорогу, но мама сказала, что у него недавно была ангина, и мороженое ему нельзя. Но Коле очень хотелось мороженого. Он даже обиделся на маму: «Подумаешь ангина, - думал Коля, - уже нет никакой ангины». Наконец они пришли в парк и остановились около детской площадки. Коля побежал играть, а мама отошла в сторонку и поглядывала за ним. Вдруг к Коле подошла незнакомая женщина, в руке она держала заветное мороженое. Она огляделась по сторонам и подозвала Колю: «Эй, мальчик, хочешь мороженое?» «Хочу», - ответил Коля. «Ну, тогда пойдем со мной», - позвала она. Коля с радостью подбежал и взял ее за руку. Но в это время подошла мама. А женщина стала быстро уходить. «Никогда не подходи к чужим людям, даже если они предлагают тебе что-нибудь вкусное», - сказала она. Почему мама так сказала?
Рекомендации родителям «РАССКАЗЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ» (для совместного чтения и обсуждения прочитанного)
Лифт
Света играла во дворе дома. Она давно уже хотела кушать, но ей не хотелось подниматься на 5 этаж, а мама не разрешала ей одной ездить в лифте. Наконец Света решила пойти домой. Она пошла в подъезд и подошла к лифту. В лифте стоял мужчина, он сказал, что ждет ее, и спросил, на какой ей этаж, но Света вспомнила слова мамы и сказала, что передумала ехать. Она вернулась на улицу. Через несколько минут к дому подошла тетя Таня, которая 60 жила на этаж выше, и Света поехала в лифте с ней. Мама похвалила Свету. Почему мама похвалила Свету?
Рекомендации родителям «РАССКАЗЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ» (для совместного чтения и обсуждения прочитанного)
В лагере
Вечером все отдыхали. Младшие дети смотрели телевизор. Старшие занимались своими делами. Погода была чудесная, и Наташа с Наргизой решили прогуляться. На дворе ярко светила луна, и было совсем не страшно. Девочки болтали о чем-то своем, когда к ним подошли двое парней. Они были чужие, не из лагеря. Парни оказались пьяными и стали звать их погулять подальше. Наташа строго сказала, что им не разрешают выходить за ворота. Но один из парней рассмеялся и стал тащить ее к воротам. Наргиза не растерялась. Она стала громко звать детей и воспитателей. На шум бегом прибежали все, кто услышал ее голос. Тащивший Наташу бросил ее руку, и через минуту оба исчезли. Правильно ли сделала Наргиза, что стала кричать? Нужно ли звать на помощь взрослых, если вы сами не можете справиться с ситуацией?
Спасибо за внимание!