Профилактика экстремизма в школе.
В последнее время в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности государства.
Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. В связи с этим активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей.
Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего, активное отношение на основе признания универсальных прав и свобод человека.
Данная программа нацелена на последовательное внедрение методов обучения культуре межэтнического общения; на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри школьного сообщества.
Приоритетное внимание уделяется вопросам повышения уровня подготовки учащихся в области межкультурной коммуникации. Особое место в работе в данной сфере занимает профилактическая и пропагандистская работа, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию «других», конструктивно относящихся к складывающемуся в образовательном учреждении многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА
В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Основываясь на предлагаемых моделях профилактической работы в молодежной среде, мы можем выделить основные аспекты организации профилактической работы:
1. Организация работы в образовательной организации по профилактике экстремизма, как и любая профилактическая работа в школе, должна начинаться с анализа исходной ситуации. Для этого проводятся социологическое исследование, анкетирование, интервью и другие способы опроса учащихся, родителей и педагогов с целью выяснения наличия либо отсутствия проблемы, ее глубины, актуальности для конкретной аудитории, осведомленности всех участников образовательного сообщества по данной теме и т.п.
Следующим этапом организации профилактической работы в школе является планирование деятельности с учащимися, родителями и педагогами по трем направлениям:
Информационно-просветительская деятельность - деятельность, направленная на пропаганду знаний социального и психологического характера среди всех участников образовательного процесса;
Интерактивная деятельность - деятельность, которая построена в режиме активного общения и ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач;
Альтернативная деятельность - деятельность, организованная в свободное от учебы время и направленная на развитие позитивной активности всех участников образовательного процесса и не упоминает впрямую данное социальное явление.
Грамотно спланированные и организованные на высоком уровне мероприятия позволяют:
укоренить в школе дух нетерпимости к агрессии, насилию, межнациональной розни;
выработать умение решать конфликты ненасильственным путем; выработать терпимое, доброжелательное отношение к людям, независимо от их национальности, вероисповедания, социальной принадлежности, вкусов и интересов; воспитывать понимание недопустимости экстремистских настроений, так как они ведут к терроризму, локальным войнам и расколу общества, противостояние в котором может привести к непоправимым последствиям; воспитывать навыки понимания красоты и мудрости национальных обрядов посредством изучения культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов.
Таким образом, данные мероприятия помогут в определенной степени снизить тот негативный эффект, который испытывает общество и государство в связи с проявлениями экстремизма.
На заключительном этапе организации профилактической работы в школе осуществляется мониторинг эффективности как самих мероприятий, так и результатов профилактической деятельности, с целью внесения необходимых коррективов в планирование работы на следующий период.
Условиями эффективной профилактики экстремизма
в образовательной организации являются: организация ранней профилактики экстремизма, ее системность и целенаправленность; сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер; непрерывность процесса профилактической деятельности; направленность на всех участников образовательного процесса.
В современных условиях наиболее эффективным является использование интерактивных методов обучения
- например, модели открытого обсуждения, развивающей в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем. Это могут быть тренинговые занятия, деловые игры, диспуты, дискуссии, классные часы, проблемные семинары, семинары- практикумы, конференции, творческие лаборатории, ролевое моделирование, конкурсы творческих работ, волонтерское движение и т.п.
Таким образом, с целью эффективной профилактики экстремизма необходимо использовать самые разнообразные формы учебных и игровых занятий, которые предполагают создание условий для:
- формирования ориентации детей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как нравственную основу поведения в социальных конфликтах и как принцип их конструктивного разрешения;
развития критического мышления, навыков групповой работы, формирования умения вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
воспитания терпимости к чужому мнению; формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме;
формирования системы нравственных ценностей на основе распространения этнокультурных традиций всех участников образовательного процесса;
формирования позитивной «Я-концепции» у учащихся по выработке у них адекватной самооценки.
В основу педагогической деятельности учителя должно быть положено живое общение с детьми на основе живого слова. Умение выстраивать доверительные, неформальные отношения с учащимися - это путь к доброжелательному взаимодействию, пониманию, путь к педагогическому диалогу, в котором и учитель, и ученик являются субъектами конструктивной деятельности.
ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА
И УКРЕПЛЕНИЮ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ,
МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Можно выделить три категории субъектов, с которыми необходимо организовать работу в школе по профилактике экстремизма и межнациональной розни:
Работа с детьми:
общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
работа с детьми «группы риска»;
работа с детьми, принимавшими участие в противоправных акциях;
Работа с педагогическим составом:
подготовка учителей к ведению профилактической работы;
организационно-методическая профилактическая работа.
Работа с родителями:
информирование и консультирование родителей по данной проблеме;
индивидуальная работа с семьями.
Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности;
внедрение специальных курсов, а также элементов программ в общих курсах предметов для педагогов с целью воспитания толерантности учащихся;
разработка памятки для родителей учащихся с разъяснениями юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов;
организация и проведение смотра-конкурса программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков;
организация недели правовых знаний;
создание в образовательных учреждениях ученического самоуправления;
создание в образовательных учреждениях общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8-11 классов.
Формы работы с учащимися: классные часы; лекция; беседа; семинар; конференция; тренинг; ролевая и деловая игра; мозговой штурм; круглый стол; дискуссия; конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка); показ видеоматериалов, кинофильмов с обсуждением.
Возможная тематика мероприятий:
для учеников начальных классов: «Сила России в единстве народов», «Я и другой», «Единство разных», «Легко ли быть особенным», «Будущее за нами», «Умей дружить», «Сказка - ложь, да в ней намёк», «Волшебная страна дружба».
- для школьников среднего звена: «Небо общее для всех», «Быть принятым другими - не значит быть как все», «Сила России в единстве народов», «Что такое экстремизм», «Всегда ли я хороший», «Национальное многоцветие - духовное богатство России», «В единстве наша сила», «Мир дому твоему», «Национализму скажем «НЕТ!»
для школьников старшего звена: «Молодежь против экстремизма», «Благодеяние - от слова «благо»», «Культурный мир России», «Опасность экстремизма», «Мы разные, но мы вместе!», Час общения «Я и мы», «Терроризм - угроза, которая касается каждого».
Тематика родительских собраний:
начальные классы: «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии», «Мама, папа, я - дружная семья», «Толерантность в семье».
среднее звено: «Чтобы не было беды», «Учимся быть терпимыми», «Толерантность - возможность диалога», «Ваш ребёнок - подросток. Обратите внимание».
старшие классы: «Давайте познакомимся: современные молодёжные движения», «Ваш ребёнок вечером дома?», «Экстремизм - это опасно!».
Игра «Верно ли, что...»
Цель: выявление уровня информированности детей.
Ход игры. Педагог зачитывает утверждения, а участники должны определить, верны ли они; если ложны, то необходимо дать верный ответ. Игра может проходить в виде соревнования при преподавании коми и иностранных языков, литературы, истории, географии и технологии.
Особый интерес вызывает игра «Знатоки культур народов»
(по типу брейнринга) для учащихся 9-11-х классов. Участникам (каждой команде) предлагается ответить на вопросы, выполнить то или иное задание. На обдумывание ответов дается 1 минута. В зависимости от степени сложности задания или вопроса начисляются баллы от 1 до 5. Вопросы задаются из разных областей жизнедеятельности, науки и культуры.
Выработке необходимых умений и навыков межэтнического взаимодействия способствуют ролевые и имитационные игры. Ролевые игры имеют большее значение для формирования толерантного отношения к другой культуре. Так, в ходе игры ученик может быть поставлен в ситуацию, когда ему необходимо найти аргументы в защиту другой культуры, другой стороны или же представить конфликтную ситуацию от лица оппонента. Это способствует выработке умения вести себя достойно в конфликтной ситуации, находить выход из неё с учётом интересов другой стороны, достигать консенсуса во взаимоотношениях, искать компромиссные решения в самых сложных ситуациях.
Благодаря игровым методам интенсифицируется процесс обучения и воспитания, закрепляются новые поведенческие навыки, тренируются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Игра, как никакой другой метод, эффективна в создании условий для самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, для проявления искренности и открытости, формирования толерантности.
Используются различные упражнения, выполнение заданий, которые способствуют выработке различных умений детей, выявлению имеющихся у них знаний, представлений. Например, можно предложить учащимся:
- провести анализ школьного учебника, газетной статьи, чтобы выявить в них примеры стереотипов и предубеждений по поводу отдельных культур.
Задания должны быть открытого типа, т.е. чтобы они не имели однозначных результатов их выполнения. Например, можно предложить обучающимся разделиться на подгруппы из 3-4 человек и представить ту или иную этническую культуру (страну) в символической форме с помощью рисуночных, двигательных, музыкальных или словесных средств. Время работы - 10-15 минут. Затем подгруппы по очереди демонстрируют свои образы, символы, не комментируя их. Дети из других подгрупп отгадывают, о какой стране или о каком народе «идёт речь», и поясняют, почему они так думают.
Педагоги часто используют в своей работе с детьми составление кроссвордов, вопросов к викторине, дидактических игр с этнокультурной тематикой; разработки памяток, как вести себя в иной культурной среде; сочинение сюжетов по мотивам народных сказок; изготовление макетов жилищ; нахождение общих элементов в орнаментах (традициях, языках, музыкальной культуре и т.д.); исследование обрядов, посвященных заключению брака, сбору урожая, рождению детей и т.д.); предложение версий происхождения конкретных культурных традиций; организацию и проведение фольклорных концертов и многое другое.
Классный час для учащихся 9-11 классов
«Гражданская активность и экстремистская деятельность»
Цель: познакомить учащихся с понятием «экстремистская деятельность».
Материально-техническое обеспечение: ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, в редакции от 27 июля 2006 года № 148 с последующими изменениями; статьи УК РФ.
План:
Определение целей занятия.
1.Работа в малых группах по определению понятия «экстремистская деятельность».
2. Исторические аспекты и причины принятия Закона «О противодействии экстремистской деятельности».
3. Упражнение в малых группах «Знакомство с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
4. Общая дискуссия.
5. Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
Целевая установка
В настоящее время в нашей стране одним из самых острых и неоднозначных вопросов, касающихся проблем гражданского участия, является проблема различий между гражданской деятельностью и экстремистской деятельностью, соотношение протестных действий и экстремизма. Конституция РФ гарантирует право на политическую деятельность, однако данные действия зачастую угрожают основам конституционного строя страны. Где проходит граница между отстаиванием законных интересов граждан через политическое действие и экстремистской деятельностью, опасным правонарушением?
Очевидно, что для того чтобы отделить одно от другого, следует иметь четкое легальное определение «экстремистской деятельности».
Сегодня мы попробуем предложить ясное, понятное определение экстремистской деятельности и сравнить его с существующим, выявить основные проблемы определения понятия «экстремистская деятельность».
Работа в малых группах
по определению понятия «экстремистская деятельность»
Каждая группа, для того чтобы дать определение, сначала выделит критерии экстремистской деятельности, а затем включит их в свое определение. После этого мы проведем рейтинг определений и сравним их с существующими определениями.
Подростки создают свои собственные определения понятия «экстремистская деятельность».
Возможные варианты определения, предложенные подростками:
Экстремистская деятельность - это деятельность, противоречащая закону; носящая насильственные признаки; противоречащая моральным нормам общества; противозаконное объединение; направленная против законных интересов отдельных граждан и разнообразных меньшинств;
Экстремистская деятельность - это деятельность, направленная против безопасности государства; по пропаганде запрещенных идеологий; использующая насилие и террористические взгляды; ущемляющая права отдельных групп населения; противозаконная деятельность.
Экстремистская деятельность - это деятельность, направленная против государства, депутатов, чиновников; вандализм и надругательство над государственными символами; терроризм; использование фашистской символики; нарушение прав и свобод граждан.
Экстремистская деятельность - это деятельность, направленная на свержение государственной власти; на нарушение этических норм; противоправность и насилие; террор; пропаганда запрещенных идеологий.
Экстремистская деятельность - это использование оружия и средств массового поражения; деятельность, направленная на глобальное уничтожение; противоправные действия; насилие и терроризм; ущемление прав и свобод граждан и групп граждан; распространение идей расизма.
Экстремистская деятельность - это действия, направленные на подрыв правопорядка; с применением насилия и других запрещенных средств; террористическая деятельность; несанкционированная законом общественная деятельность; создание незаконных сектантских организаций; оскорбление государственных символов.
Выступления участников групп, которые делятся результатами своей работы, дают определение экстремистской деятельности. Обсуждение определений экстремистской деятельности.
Исторические аспекты и причины принятия Закона «О противодействии экстремистской деятельности»
от 25 июля 2002 года
В Европе после Второй мировой войны (с 48 по 50-е годы) было принято антинацистское, антиэкстремистское законодательство.
В России слово «экстремизм» одним из первых произнес Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию 18 апреля 2002 года.
Он говорил о «росте экстремизма» и о «тех, кто под фашистскими, националистическими лозунгами и символикой устраивает погромы, избивает и убивает людей». В.Путин пообещал, что в Думу будет внесен законопроект, который даст правоохранительным органам «эффективный инструмент для привлечения к ответственности организаторов и вдохновителей этих преступлений». Президентский законопроект «О противодействии экстремистской деятельности» был внесен в Думу, и вскоре он стал законом. Авторы закона значительно расширили понятие «экстремизм», существовавшее ранее.
«Экстремизм - это приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)» (Советский энциклопедический словарь).
Упражнение в малых группах «Знакомство с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
Учащимся предлагается найти в ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, в ре - дакции от 27 июля 2006 года № 148, определение экстремистской деятельности.
Информация для ведущего (выдержки из закона):
8 июля 2006 года Госдума приняла в третьем чтении законопроект, уточняющий понятие «экстремистская деятельность». Экстремистская деятельность (экстремизм), согласно ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года № 114, в редакции от 27 июля 2006 года № 148 с последующими изменениями, это:
а) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
подрыв безопасности Российской Федераций; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований;
осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения; публичная клевета в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенная с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;
применение насилия в отношении представителя государственной власти либо угроза применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением; создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей;
б) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
в) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, указанных в настоящей статье;
г) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально- технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.
Общая дискуссия
Под руководством преподавателя подростки сравнивают свои определения с существующим определением понят«экстремистская деятельность» и отвечают на вопросы:
Действительно ли определение экстремистской деятельности в законе является значительным достижением в правовой науке и практике?
Определение экстремистской деятельности, каким оно должно быть?
Существует два мнения: следует дать широкое определение (деятельность, направленная на подрыв безопасности РФ), для того чтобы данный вид деятельности не ускользнул от внимания правоохранительных органов, или узкое определение, для того чтобы отделить данный вид деятельности от всякой другой гражданской деятельности.
Следует ли опасаться дублирования при определении понятия «экстремистская деятельность» и при включении в него указаний на разнообразные составы преступлений, которые уже сформулированы в УК РФ, как, например, статья 278 («Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»), 282 («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»), 148 («Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»), 149 («Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них»)?
Резюме по ответам учеников:
В определении понятия «экстремистская деятельность», приведенном в законе, «дается перечисление разнообразных составов преступлений, закрепленных в Уголовном кодексе РФ, что само по себе является «бессмысленным дублированием Уголовного кодекса». Аналогичные правонарушения уже описаны в УК и в новом Административном кодексе».
Будут ли являться проявлением экстремистской деятельности следующие примеры протестных действий: экологические акции «Гринпис», демонстрации антиглобалистов, несанкционированный митинг протеста, участники которого собираются на площадь перед зданием городской администрации и выкрикивают лозунги, тем самым мешая чиновникам работать?
Понятия ксенофобии и антисемитизма как таковые в законе об экстремизме не упоминаются. Это позитивный или негативный аспект определения понятия «экстремистская деятельность»?
Экстремизмом предлагается считать публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики - справедливо ли это?
Это заставляет вспомнить процесс французских властей против американского Интернет-портала Yahoo в конце 2000 года. Во французском законодательстве существует запрет, подобный тому, который предлагают ввести авторы российского законопроекта об экстремизме. Портал Yahoo подвергся судебному преследованию из-за того, что разместил на своих страницах аукцион предметов периода Второй мировой войны, среди которых были вещи с нацистской символикой. Очевидно, нельзя говорить о пропаганде нацизма и экстремистской деятельности, когда речь идет о коллекционировании. Телевизионная демонстрация кинохроники нацистской Германии по новому закону может быть отнесена к экстремистской деятельности.
Подведение итогов
Учащиеся высказывают свое мнение по поводу понятия «экстремистская деятельность» и по поводу актуальности данного явления в жизни российского общества.
До недавнего времени на федеральном уровне отсутствовали законы, которые являлись бы правовой базой для эффективного противодействия экстремизму. Субъекты Федерации были вынуждены самостоятельно решать данные проблемы путем установления соответствующих ограничений и запретов. В частности, приняты законы Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», Карачаево-Черкесской Республики «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории КЧР».
Принятие Федерального закона стало последовательным этапом укрепления демократической политической системы Российской Федерации, что позволило сформировать правовые и организационные основы защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности государства.
Рассмотрим опыт работы в проведении тренинговых упражнений, направленных на развитие гражданской инициативы и толерантности школьников (подготовлено по материалам К. Фопель «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4-х томах. Т.2, 4. - М.: Генезис, 2001).
Упражнение «Друзья, не похожие на меня»
Очень важно, чтобы дети учились ценить различия между людьми и принимать других такими, какие они есть. Тот, кто исходит из того, что другие думают и чувствуют точно так же, как он сам, постоянно разочаровывается. Такая внутренняя установка приводит к постоянному стрессу.
Поэтому терпимость - важное качество любого человека. Она позволяет легко и без напряжения жить и работать вместе с другими людьми.
Это упражнение дает возможность потренироваться в описании различий между людьми, а также научиться уважать других, не оценивая их.
Инструкция: Сядьте, образуя большой круг. Мне хочется, чтобы каждый из вас описал сейчас своего друга (подругу), который не похож на него самого.
Вспомни своего друга, который в каких-то важных вещах существенно от тебя отличается. Возможно, у него другая национальность или религия, возможно, он старше или моложе тебя. Быть может, твой друг любит читать книги, а ты предпочитаешь смотреть телевизор. Возможно, он собирает марки, а ты собираешь значки. Может, у твоего друга есть какая-то иная особенность. Пожалуйста, не называй нам его имени, а расскажи, чем он от тебя отличается, и почему он тебе дорог. Подумайте об этом несколько минут, а затем вы сможете рассказать о своих друзьях друг другу. (Расскажите, пожалуйста, и Вы о своем друге или подруге).
Анализ упражнения:
Есть ли что-нибудь хорошее в том, что ваш друг или подруга от вас отличается? Почему?
Что может произойти, если вы будете настаивать на том, чтобы все ваши друзья были такими же, как вы?
Упражнение «Двадцать вопросов»
В этом упражнении дети должны отгадывать, кого из них загадал ведущий. В результате внимание всего класса привлекается к одному из детей, что позволяет тому особенно остро ощущать себя членом группы. В то же время это побуждает весь класс думать о каждом отдельном ученике как о самостоятельном человеке, обладающем своими особенностями. Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Двадцать вопросов». Она называется так потому, что вы мне можете задать именно двадцать вопросов, чтобы угадать, кого из вас я загадала. Если хотите, вы можете спрашивать о внешнем виде этого человека, например, о цвете его глаз, а можете спрашивать о его особых качествах и умениях, о чертах его характера. Когда у кого- нибудь из вас возникнет идея, он может молча поднять руку, пока никого не называя. Лишь только тогда, когда я отвечу на все двадцать вопросов, вы можете высказать свои предположения о том, кого же я загадала.
Анализ упражнения:
Ты быстро угадал, о ком идет речь?
Есть ли среди твоих одноклассников дети, похожие друг на друга?
Можешь ли ты назвать двух детей, которые во всем отличаются друг от друга?
Есть ли в классе кто-нибудь, кто похож на тебя? Упражнение «Семейная история»
В семье, как правило, не обходится без проблем и сложностей, но при этом каждый ребенок хотел бы гордиться своей семьей. Поддержите это желание детей и предоставьте им возможность рассказать о своей семье что-нибудь хорошее.
Для подготовки к этой игре дайте детям задание - принести на следующее занятие такой предмет, который уже давно хранится в их семье и является ее гордостью. Чем этот предмет старее, тем лучше. Это может быть фотография дедушки или бабушки, книга, передаваемая из поколения в поколение, старинный документ или награда.
Попросите детей обсудить с родителями, что именно стоит принести в класс, чтобы показать, чем гордятся их семьи. Если этот предмет слишком большой или слишком ценный, то дети могут просто сфотографировать его и принести на занятие это фото. Важно, чтобы дети обсудили с родителями, почему этот предмет достоин уважения, какую память несет он в себе, сколько лет ему, что с ним происходило. Ребята должны принести семейную реликвию в непрозрачном пакете или сумке и до начала урока никому не сообщать, что это такое.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Сегодня мы поговорим о наших семьях. Семья состоит не только из нас и наших родителей, но и из наших бабушек и прадедов. Именно им мы должны быть благодарны за свое существование на этой земле, именно они дали нам многое из того, что наполняет нашу жизнь смыслом и дает нам надежный багаж жизненного опыта и знаний. Поставьте свои пакеты перед собой на пол. По очереди каждый из вас должен продемонстрировать принесенный с собой предмет и рассказать о нем. Кто хотел бы начать?
Можно помогать ученикам, задавая им наводящие вопросы. При этом важно сделать так, чтобы для всех остальных учащихся рассказ был понятным и интересным. Проследите, чтобы в первую очередь обсуждались сильные стороны семьи рассказчика.
Узнали ли вы при подготовке к этому упражнению что-нибудь новое о своей семье?
Кем из своих предков вы больше всего гордитесь? О ком вы хотели бы больше узнать?
Какую семью вы хотели бы иметь, когда вырастите?
О ком из детей вы узнали что-то новое?
В какой части мира жили ваши предки?
Чем вы гордитесь в своей семье?
Упражнение «Сходства и различия»
Это упражнение помогает детям увидеть, что, с одной стороны, каждый из них по-своему уникален, а, с другой стороны, у каждого можно найти такие черты и особенности, которые есть и у других.
Материалы: Бумага, карандаш на каждого участника.
Инструкция: Кто из вас иногда радуется, когда обнаруживает, что в чем-то он похож на других детей? А кто из вас бывает доволен тем, что в чем-то отличается от остальных?
В каждом из нас есть и то, и другое. Разбейтесь на пары, и пусть каждая пара сядет за свой стол. Найдите восемь характеристик, которые есть в вашей паре у обоих, а затем - восемь характеристик, которыми вы отличаетесь. Каждый из вас может согнуть пополам лист бумаги. Напишите на левой половине листа сверху «сходства», а справа - «различия». А теперь запишите то, чем вы похожи друг на друга, и то, чем вы друг от друга отличаетесь. Теперь нарисуйте две картинки. На одной должно быть изображено что-то такое, чем вы похожи. А другая должна изображать одно, но важное различие между вами.
По завершении попросите детей представить свои рисунки классу.
Анализ упражнения:
Что для вас было сложнее: найти сходства или найти различия?
Что из того, что объединяет вас с партнером, нравится вам больше всего?
Что вам больше всего нравится из того, чем вы отличаетесь от других?
Формирование общечеловеческой (общекультурной) идентичности
Анализ истории человеческого общества показывает, что одним из важнейших условий существования и дальнейшего развития культуры является возможность обмена духовными ценностями между людьми. Это так называемая система общечеловеческих ценностей, которые связаны с явлениями общественной жизни и природы, имеющими непреходящее значение для человека и общества: благо, добро, зло, прекрасное и безобразное, любовь к самому себе и ближнему, к Отечеству. Эти ценности сближают разные народы, различные культуры, эпохи. Отношение к этому понятию варьируется от полного отрицания существования такой вещи, как «общечеловеческие ценности», до постулирования их конкретного списка. Одной из промежуточных позиций является, например, формулируемая Френсисом Фукуямой идея о том, что в условиях современного мира, где никакое сообщество людей не существует изолированно от других, для мирного сосуществования культур некоторая общая система ценностей просто необходима.
В каждом новом поколении человек становится человеком только в результате усвоения им культурного богатства человечества. На наш взгляд, XXI век выдвигает ряд требований к образованию:
Первое - формирование коммуникативной личности. Мы живём в эпоху бурного технологического развития. Новая среда требует невиданного ранее набора способностей, умений и систем работы с информацией. Только овладев ими, человек сможет свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве, быстро переобучаться, эффективно действовать в условиях глобальных инновационных сдвигов.
Вторая принципиальная проблема связана с идентичностью человека. Без исторических корней, чувства принадлежности к родной культуре невозможно стать настоящей индивидуальностью, обрести собственную уникальную человеческую миссию. Важно быть адекватным социальному коммуникативному пространству, тогда ты сможешь решать современные задачи, но что ещё важнее, - быть патриотом, человеком, любящим свою Родину. Энергию жизни, источник смысла жизни дают семья, родной дом, Школа в высоком понимании этого слова, земля, где ты вырос. Поэтому вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием, также выходят на первый план.
Третье требование времени - формирование человека культурного. Сейчас становится понятно, что XXI веку требуется новый «образец» человека. По всей видимости, им может стать человек созидающий, творящий новое в согласии с собой, социумом, культурой и природой. Сегодня России нужен человек, который способен созидать, а не потреблять, культурно коммуницировать, а не поглощаться информационным пространством массмедиа и интернета. Человек, понимающий ценность культурных традиций, масштабов и ресурсов страны, не только в которой он живёт, но и всего человечества.
Обретение общекультурной идентичности становится в наши дни важнейшей жизненной задачей каждого человека, особенно старшеклассника, и, безусловно, стержнем профессиональной деятельности педагога. Формирование общекультурной идентичности личности составляет ключевую задачу в юношеском возрасте. Юношеский возраст - возраст самоопределения - жизненного, личностного, профессионального. Самоопределение характеризуется не только пониманием себя, своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в обществе и жизненного предназначения. Формирование общекультурной идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных ценностей, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей.
Общекультурная идентичность подразумевает приобщение личности к мировой культуре и всеобщей истории человечества, осознание себя «человеком мира», переживание единства судеб мира и человеческого рода.
Личность формируется в общении с другими людьми и в постижении культурных ценностей. Это происходит благодаря передаче и приему информации, ее интерпретации и усвоению, т. е. на основе коммуникации. Все эти существенные воздействия на развитие культуры, так или иначе, связаны с информационными взаимодействиями, межкультурной коммуникацией. Поэтому в работе по формированию общекультурной идентичности важно обратить внимание на такое понятие, как межкультурная коммуникация, которое трактуется как информационное взаимодействие культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими или национальными группами.
В современной научной и учебной литературе термин «межкультурная коммуникация» практически во всех случаях используется, когда лицо, принадлежащее к одной этнонаци- ональной группе, входит в личный контакт с лицом другой группы в результате перемещения одного из контактирующих. При таком подходе источником получения представления о другой культуре служит лишь непосредственно наблюдаемое поведение и речь индивида, что не может являться ни исчерпывающим, ни просто достаточным основанием для более или менее адекватного понимания другой культуры.
Для работы со старшеклассниками эффективно проведение коммуникативных тренингов на тему «Формирование межкультурной толерантности». Программа тренинга межкультурной толерантности направлена на осознание культурной обусловленности коммуникации и поведения человека, преодоление этноцентризма. Программа может быть использована в воспитательном процессе различных организаций, где имеет место сотрудничество представителей различных этносов и культур. Примерная программа такого тренинга была разработана и апробирована на одном из семинаров в Коми республиканском институте развития образования .
Беседа «Что такое толерантность?»
Цель: познакомить воспитанников с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Ход беседы:
Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
Звучит музыка, рассказывается сказка.
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Вот, выбирай, - сказал волшебник. - Одну зовут Радость,
другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы.)
Сегодня наш разговор посвящен толерантности (16 ноября - Международный день толерантности). Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Что же такое толерантность? (Ответы).
Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержани ю общения с людьми.
Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по- разному:
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
в английском - готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы.)
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы.)
А что же объединяет эти определения? (Ответы.)
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы.)
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: «беженец», «жертва насилия»...
В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте...»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.
Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
А нам-то что? Он сам виноват.
Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.
Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
Спасибо, леди, спасибо...
Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
Девушка обернулась и улыбнулась.
Почему молодой человек отказался помочь?
Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.
Работа по группам
Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа - черты, присущие интолерантной личности.
Таблица
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других | Непонимание |
Доброжелательность | Игнорирование |
Желание что-либо делать вместе | Эгоизм |
Понимание и принятие | Нетерпимость |
Чуткость, любознательность | Выражение пренебрежения |
Снисходительность | Раздражительность |
Доверие, гуманизм | Равнодушие |
| Цинизм |
Немотивированная агрессивность |
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
В конце мне бы хотелось сказать, что наша группа - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
И все?
Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И,подумав, добавил:
Молитва о встрече
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Тезисы:
Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это.
Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь.
Творческая работа «Дерево толерантности»
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.
Инструкция: «Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш детский дом стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваются на дерево.