Особенности организации учебной деятельности школьников при формировании и освоении предметных и УУД на материале русского языка 6-7 кл.
В настоящее время российская школа находится на этапе перехода от знаниевой парадигмы образования к деятельностной. В новых целях образования акцент сделан на приоритет развития деятельностных способностей обучающихся, а не на простое усвоение ими знаний, что отмечено в ст.14 Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации, организует учебное сотрудничество с взрослыми и сверстниками в познавательной деятельности.
Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Новая парадигма образования, образования 21 века – вооружение школьников умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД.
В школьной практике работа по формированию и освоению предметных и УУД реализуется пока ещё слабо. Нет пока хорошо разработанной методики проведения таких уроков, мало соответствующей методической литературы.
Процесс формирования и освоения предметных и УУД предполагает внесение некоторых изменений как в работу учителя, так и в организацию деятельности учащихся.
При подготовке к таким урокам учитель перестраивает свою работу. При планировании изучения предметного материала необходимо, осознав логику школьного учебника, определить наиболее рациональную последовательность в изучении взаимосвязанных тем.
Для этого нужна иная организация учебной деятельности учащихся, и, следовательно, необходимы изменения в содержании предметного материала, в логике его освоения, так как нет полной логики его освоения.
Рассмотрим изучение тем «Правописание 0-Ё(Е) после шипящих и ц» (6 класс).
Правописание о-ё после шипящих представлено в школьных учебниках шестью орфограммами. Проведя логико-предметный анализ одной из трудных для учащихся тем «Правописание 0-Ё(Е) после шипящих и ц», мы видим разбросанность (мелкотемье). Поэтому необходимо внести изменения в рабочую программу.
Традиционная рабочая программа (6 часов) | Изменения в рабочей программе после логико-предметного анализа (6 часов) |
5 класс 1 урок. Буквы О–Ё(Е) после шипящих в корне слова. 5 класс 1 урок. О–Ё(Е) после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных. 6 класс 1 урок. О–Ё(Е) после шипящих и ц в суффиксах существительных. 6 класс 1 урок. Буквы О–Ё(Е) после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. 7 класс 1 урок. Буквы О–Ё(Е) в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени 7 класс 1 урок. Буквы О–Ё(Е) после шипящих на конце наречий | 6 класс 1 урок. Правописание О-Ё(Е) после шипящих. Конструирование общего способа правописания О-Ё(Е) после шипящих. 2-3 уроки. Правописание О-Ё(Е) после шипящих. Отработка и освоение способа действия. 4 урок. Контрольная работа. 5 урок. Анализ контрольной работы. Коррекция способа действия. 6 урок. Рефлексия по завершении темы «Правописание О-Ё(Е) после шипящих». |
Обратимся к содержанию рабочей программы по теме «Предложение с обособленным определением» ( 7класс). В процессе логико-предметного анализа было выявлено, что понятие обособленные члены (при характеристике предложения) предложения вводится в 8 классе, а в 7 мы говорим о причастном обороте. Потом нам приходится переучивать детей. Поэтому целесообразно ввести понятие обособленные члены предложения уже в 7 классе
Традиционная рабочая программа (4 часа) | Изменения в рабочей программе после логико-предметного анализа (5часов) |
1урок. Причастный оборот. 2-3 урок. Выделение причастного оборота запятыми. 4 урок. Контрольная работа | 1урок. Предложение с обособленным определением. Конструирование способа определения предложений с обособленным определением. 2-3 урок. Отработка способа действия. 4 урок. Урок рефлексии. 5 урок. Контрольная работа. |
Как видим, содержание предметного материла немного изменилось (увеличилось количество часов, так как это одна из наиболее трудных тем, вводится новое понятие обособление 7 класс) или не изменилось совсем, изменился подход к освоению предметного материала.
Изменения в логике изучения предметного материала привели к изменениям в организации учебной деятельности учащихся и к появлению новых типов уроков; урок организации деятельности учащихся по конструированию, отработке, освоению способа действия с предметным материалом (способ действия).
Рассмотрим модель урока по конструированию СД. Такой урок должен включать в себя следующие структурные элементы:
Создание ситуации успеха в действиях школьников на основе ранее изученного материала. Это способствует возникновению познавательного мотива, направленного на изучение предмета.
Например по теме «Предложение с обособленным определением» учащимся предлагаются модели простого предложения [ ]. сложного предложения [ ], [ ]. осложнённого предложения [ =, = ]. и вопросы:
Напиши, что тебе сообщает эта модель?
Приведи пример, соответствующий этой модели.
Создание проблемной ситуации.
На доске записаны предложения: Ласковое солнце показалось из-за туч, осветило землю. Показавшееся из-за туч солнце осветило землю. Солнце, показавшееся из-за туч, осветило землю. Составьте схемы этих предложений.
Превращение проблемной ситуации в проблемно-рефлексивную (учебная дискуссия, работа в группах).
Организация деятельности школьников по освоению предметного материала
Фиксация способа.
В ходе учебной дискуссии или работы в группах (каждая группа выносит свои предложения) происходит фиксация способа.
С точки зрения учителя способ будет выглядеть следующим образом (причём здесь могут возникнуть некоторые проблемы, так как у педагога способ более свёрнут).
Например, «Правописание О-Ё(Е) после шипящих и Ц»
О
пределяем часть речи (задать вопрос).
Существительное глагол, отглагольное образование
прилагательное (пишем ё-е)
н
аречие
Определяем часть слова, где гласные о-ё
в корне в суффиксе, окончании
М
ожно подобрать 3. Определяем ударение
р
одственные слова с е
да нет под ударением без ударения
Ё О О Е
Способ определения предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1. Найти в предложении причастие (и подчеркнуть его как определение)
2. Найти главное (определяемое) слово, от которого к причастию задается вопрос КАКОЙ? (и поставить над ним крестик).
3. Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.
4. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палочками с двух сторон.
5. Если причастный оборот стоит после определяемого слова или относится к личному местоимению, выделить его запятыми.
При освоение способа нужны изменения в традиционную систему закрепления, при которой берётся весь способ и сразу отрабатывается операционный состав. Согласно одному из положений деятельностного подхода, осознанным будет такое освоение предметного материала, когда отрабатывается не весь способ, а последовательно осваивается каждая операция.
Освоение способа определения предложений с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
1 операция. Найдите причастие.
С потолка светила висячая лампа и под зелёным абажуром. Висящая над столом лампа перегорела.
2 операция. Найдите определяемое слово.
Работающий мастер, считающий на микрокалькуляторе, замерзающее озеро, волнующееся из-за ветра.
3 операция. Найдите слова, зависящие от причастия.
Качающаяся ветка стучала по стеклу. Качающаяся от ветра ветка стучала по стеклу.
4 операция.
Картина, написанная Шишкиным, висела на стене. Картина, написанная художником прошлого века, висела на стене.
5 операция.
Они казались старше нас, оставшихся здесь. Мы смотрели на усыпанную прошлогодней хвоей землю. (Измените место причастного оборота, следя при этом за порядком слов).
На каждом этапе - проверочная работа, диагностика. Задачи ловушки на понимание сути.
Например, по теме «Правописание О-Ё(Е) после шипящих и Ц» предлагаются следующие задания:
«Третий лишний»: а) ожёг руку, ещё, вычёркивать;
б) флажок, хорошо, трущоба. Выдели корень: жёлтый, печёнка, бечёвка.
Выдели окончание или суффикс: большой, горячо, дирижёр, тушёнка, свежо, дешёвый.
Также в эту модель можно включить диагностику сформированности регулятивных учебных действий. Когда задания предъявляются, ребята оценивают легко или трудно выполнить. Работа в парах и группах при разрешении проблемной ситуации способствует формированию коммуникативных и регулятивных учебных действий. На этапе ведения дискуссии идёт процесс формирования коммуникативных учебных действий (умение слушать, высказывать, отстаивать собственную точку зрения). На этапе конструирования способа - познавательные учебные действия (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.).
Такая организация учебной деятельности школьников позволяет учителю
Учащиеся
развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
повышение мотивации, формирование познавательного интереса, что
способствует самообразованию, повышению уровня обученности и
воспитанности учащихся;