СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Особенности организации воспитательной работы в условиях дистанционного обучения"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

при использовании методов и форм дистанционной работы мы создаем условия для практической реализации навыков и умений подростков в цифровой среде

Просмотр содержимого документа
«"Особенности организации воспитательной работы в условиях дистанционного обучения"»

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Алтайская общеобразовательная школа №1»






Доклад



«Особенности организации воспитательной работы

в

условиях дистанционного обучения».









Подготовила и выступила:

классный руководитель

Иванченко Е.А.





Барнаул 2021г.



Особенности организации воспитательной работы

в условиях дистанционного обучения.

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. за пределами дистанта до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа.

Дистанционное взаимодействие учащихся несет в себе новые возможности для организации воспитательного процесса. Наблюдается повышение у учащихся мотивации к участию в мероприятиях, активизируется познавательная, исследовательская, творческая, коммуникативная деятельность.

В рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей:

– технические проблемы (здесь мы говорим, как об отсутствии необходимых устройств для выхода в Интернет, неполадках со средствами связи, отсутствии навыков использования тех или иных сервисов, так и о низком уровне цифровой грамотности среди обучающихся и педагогов);

– низкая мотивация к участию в воспитательных мероприятиях у обучающихся (если за пропуск дистанционного урока или не выполнение задания ребята получают соответствующие баллы в дневник, замечания от учителей и звонки родителям, то воспитательные мероприятия, которые всегда являлись добровольными, могут привлечь только своим содержанием и эмоциональностью, авторитетом педагога);

– ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении (классические приёмы не всегда можно применить, используя Интернет, а преобразить их, используя цифровую образовательную среду может не каждый);

– отсутствие навыков цифровой этики (грамотному, достойному поведению в сети как педагогам, так и подросткам ещё нужно научиться).

Тем не менее, преодолеть эти трудности возможно. Более того, не следует недооценивать дистанционные формы воспитательной работы.

Следует помнить, что некоторые проблемы, актуальные сегодня, просто невозможно полностью решить в стенах школы: одной из задач национального уровня является повышение цифровой грамотности населения.

Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения... к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху. Без примера и без использования цифровых возможностей современного образования, невозможно показать школьникам эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий.

Так, при использовании методов и форм дистанционной воспитательной работы мы создаём условия для практической реализации навыков и умений подростков в цифровой среде, а также имеем возможность её оценивать и, при необходимости, корректировать. В случаях, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате (например, как во время пандемии коронавируса), удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения подростков, которое необходимо для полноценного развития личности.

Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно? Проще всего организовать со школьниками конференц-связь, когда учитель может, как обычно, вести повествование и демонстрировать необходимые изображения, музыку или видео.

Так можно проводить информационно-ознакомительные классные часы, родительские собрания, мастер-классы и другие мероприятия. Но при этом, важно помнить, что общение с помощью специальных устройств, а не лично, обладает особенностями: вы не контролируете и не знаете, чем занят каждый ученик в «онлайн-классе».

Важно договориться с учениками о правилах на таких классных часах, особенностях общения (например, в чате). Также нельзя забывать, что воспитательный процесс требует обратной связи. Важно предусмотреть рефлексию, возможность открытого разговора с педагогом, высказывание личного мнения обучающихся всему классу.

Актуальной для дистанта формой являются веб-квесты. Они представляют из себя технологию, в рамках которой педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы. При этом за счет групповой работы развиваются коммуникативные, лидерские качества, а также повышается мотивация к процессу получения информации.

Ещё один интересный способ объединить класс во время дистанта — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.

Также дистанционный формат актуален для профориентационной работы: можно связаться с вузом и дать возможность обсудить перспективы обучения в нём, а можно устроить интервью с родителями — представителями разных профессий. В рамках дистанционного обучения с ребятами можно организовать совместный просмотр видеофильмов с последующим обсуждением, выход в виртуальный музей с обменом эмоциями после посещения, выставки творческих работ одноклассников, конкурсы и многое другое. Никто не отменял и личные беседы, разговоры, работу в небольших творческих группах.

Любого ученика, даже находящегося на расстоянии, как это предусмотрено дистанционными формами взаимодействия, легче включить в игровой процесс, чем в какой-либо другой, связанный с образованием.

Педагогам данная форма организации внеурочной деятельности привлекательна тем, что выполняет целый ряд функций при организации воспитательного процесса: развлекательную, коммуникативную, терапевтическую, диагностическую, корректирующую, а так же способствует самореализации личности ученика и педагога.

Кроме того, в структурные компоненты игры: игровые роли, игровые действия, сюжет содержания – легко было внести новые компоненты, связанные с ИКТ.

Отличительные черты данных форм организации внеурочной деятельности:

·  Работа в режиме on-line для игровых форм внеурочной деятельности (общение в реальном режиме времени в течение установленного положением срока от одного часа для интеллектуальной игры до пяти дней для ролевой игры) и в режиме off-line для проектной деятельности;

·  Общение ведётся посредством электронной почты (рассылка положений, вопросов и заданий, дипломов участникам, подведение итогов) и в режиме постоянно-действующей телеконференции;

Размещение результатов игр и проектов осуществляется в сети Интернет;

·  Поиск информации для выполнения игрового и исследовательского заданий осуществляется в разнообразных источниках (Интернет, компакт-диски, справочники и энциклопедии и т. д.).

Данная форма организации внеурочной деятельности универсальна в применении и может быть адаптирована для любых типов образовательных учреждений, с изменением содержания.

Одной из форм организации воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия может стать проведение акций для подростков и молодежи. Понятие «акция» имеет иностранное происхождение и в буквальном переводе означает «действие, ведущее к определенному результату».

Акцию, как форму привлечения молодежи к тому или иному виду деятельности, активно используют современные средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, компьютерные сети). Суть такой акции – совокупность действий, направленных на сближение с целевой аудиторией с целью завоевания доверия клиентов и увеличения продаж продукции различных производителей. Это всевозможные SMS-акции, интерактивные голосования, рекламные кампании продуктов питания и товаров первой необходимости. Форму акции используют также различные благотворительные организации, когда люди приносят в определенное место одежду, обувь, предметы домашнего обихода, книги, игрушки, которые потом будут розданы всем нуждающимся.

Несмотря на то, что данные способы воздействия на население носят чаще всего досуговый или бытовой характер, происходит процесс усвоения людьми некоторых социальных норм, формирование ценностных ориентаций и даже неформального просвещения различных слоев населения. Некоторые характеристики акций, такие, как кратковременность, конкретность задания и результата, минимальная подготовка к участию, наличие стимулирования, привлекают к участию в них широкие слои подростков и молодежи.

В зависимости от средств, с помощью которых будет происходить обмен информацией между организаторами и участниками, можно выделить такие виды современных акций, как:

·  Интернет-акции (средство передачи информации – электронная почта);

·  SMS-акции (средство передачи информации – сотовый телефон).

В зависимости от перечня действий, которые выполняет участник, можно выделить несколько видов акций.

1 вид: «Соверши действие» (позвони, приди, нажми на кнопку телевизора, отправь слово по электронной почте и т. п.).

Чаще всего такие акции проводятся с целью подсчета количества людей, заинтересованных в том или ином вопросе.

2 вид: «Выполни задание и сообщи о нем» (прибери двор и пришли фотоотчет, в течение 5 дней соблюдай диету и сообщи о результате и т. п.).

Акции могут проводиться в рекламных целях, но могут носить и социально значимый характер – тогда, когда необходимо привлечение большого количества участников для преобразования какого-то объекта.

3 вид: «Сделай как можно больше» (звонков, текстовых сообщений, собери крышечки от сока и т. п.).

Акция носит соревновательный характер. Цель может быть рекламной, диагностической, просветительской.

4 вид: «Приди и приведи» (друга на мероприятие, компанию на распродажу, участника войны в класс и т. п.).

Акции проводятся с целью привлечения как можно большего количества людей к участию в каком-то действии.

5 вид: «Соверши действие и получи» (купи модные дизайнерские кроссовки – получи книгу о футбольном движении в подарок (плакат с изображением футболистов) и т. п.).

В основу организации любой акции могут лечь следующие принципы:

·  принцип эмоциональной встряски (информация о содержании акции носит характер эмоциональной встряски, нового ощущения, запоминается и ассоциируется на подсознательном уровне);

·  принцип долгосрочного запоминания (информация преподносится через различные формы ощущения);

·  принцип новизны и неожиданности подачи идеи (использование «звезд», шоу, мероприятий-событий и т. п.);

·  принцип креативности.

При подведении итогов акции обязательно наличие стимулирования участников. Стимул может быть материальным или моральным. Так, моральным стимулом может стать размещение материала об участнике в СМИ или на сайте в Интернете, участие в каком-то привилегированном мероприятии, пересылка материалов, связанных с результатом.

Опыт использования Итернет-акций в образовательном региональном пространстве:

·  Акция «Семейная реликвия с войны», во время которой участники собирали фотографии семейных реликвий.

·  Акция «Военно-полевой словарь», во время которой участники давали своё определение (верное или творческое) терминам, используемым в лексиконе времён ВОВ, составляли словарь редких слов военной поры.

·  Акция «Поэтическая страничка»», во время которой участники акции сочиняли стихотворения на военную тематику (используя предложенную рифму или самостоятельно).

·  Акция «Аллея памяти», во время которой учащиеся сажали деревья, производили уборку у памятников и обелисков героям ВОВ, фотографировали результат своей деятельности и посылали или приносили фотоотчет в координационный пункт.

·  Акция «Открытка для ветерана», во время которой учащиеся создавали макеты открытки для ветеранов в текстовом или графическом редакторе, пересылали или приносили в электронном виде в координационный пункт.

·  Акция «Забытая карта», во время которой учащиеся посылали в координационный пункт названия предприятий, организаций, находящихся в их местности и внесших значительный вклад в помощь фронту во время ВОВ.

Материалами акций пополнены реальные и виртуальные музеи населенных пунктов, изданы литературные сборники и другие печатные материалы.

Участие в Интернет-акциях и других формах организации воспитательной работы с использованием компьютерных средств способствует формированию информационной культуры ученика и учителя, стимулирует к освоению и применению ИКТ в образовательном процессе, дает возможность дистанционного сотрудничества в вопросах воспитания подрастающего поколения.

При организации воспитательной работы в дистанционном формате следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с подростками, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами.

Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит подросткам знакомиться с сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень цифровой грамотности.