Филиал областного государственного казенного общеобразовательного учреждения « Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39
«Особенности патриотического воспитания и формирования гражданского поведения у обучающихся с нарушением интеллекта».
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Работая с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии , мы сталкиваемся со многими трудностями при формировании их правильной гражданской позиции . Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в нашей школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. У учеников с опозданием и с трудом формируются высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственность и другие. Формирование высших чувств предполагает слияние чувства и мысли. Но слабость мысли у детей с интеллектуальными нарушениями тормозит формирование этих чувств. Высшие чувства у ребенка могут быть воспитаны. По словам Григория Митрофановича Дульнева нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении. И для этого необходима специальная воспитательная работа.
Исходя из этого, основная роль в воспитании патриотических качеств личности у школьников с интеллектуальными нарушениями, находящихся в домах-интернатах стационарного типа принадлежит учителю и воспитателю.
При определении направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями мы опираемся на Федеральную рабочую программу воспитания .
Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Так уроки чтения, речевой практики, мира природы и человека, изобразительного искусства дают возможность проводить беседы на тему гражданско-патриотического воспитания.
Программы уроков чтения включает произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу. На уроках по природному и социальному миру, а также речи и альтернативной коммуникации проводятся беседы о жизни детей и взрослых, их дружбе и товариществе ; обсуждаются литературные произведения о добре и зле , о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.
Продолжается работа по гражданско -патриотическому воспитанию в нашей школе на внеурочных занятиях.
Все знают, что с 5 сентября 2022 года в российских школах стартовал масштабный
проект – цикл внеурочных занятий «Разговор о важном». Проект направлен на развитие ценностного отношения школьников к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Для обучающихся филиала, так же как и для всех школьников страны еженедельно по понедельникам проводятся эти занятия . Дети получают первоначальное представление о Конституции России, знакомятся с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации.
Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга , а также с обязанностями гражданина.
Классные руководители проводят со своими учениками беседы о подвигах героев Российской армии, защитниках Отечества.Мероприятия военно-патриотического содержания, помогают детям в подготовке к конкурсам и приобщают к участию в спортивных соревнованиях, встреч с военнослужащими, участниками СВО.
Воспитать в детях свое причастие к Великому Русскому народу позволяет проведение с детьми классных часов, посвящённых древнейшим народным праздникам, таким как Масленица, Пасха, Рождество. Эту воспитательную работу продолжают и подкрепляют знания детей воспитатели детского дома. В выходные и праздничные дни они организуют праздничные гуляния, посвящённые этим традиционным православным праздникам. Таким образом у ребят, воспитывающихся в детских домах -интернатах и оторванных от семьи, появляется возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника от своих классных руководителей, но и реализовать себя в них. Водить хороводы, играть в народные игры, слушать заклички и потешки , угощаться блинами на праздник Масленницы.
На классных часах по ОБЖ классные руководители проводят беседы, направленные на формирование гражданской ответственности о том, что только тот, кто дисциплинирован и в любой ситуации соблюдает закон, выполняет свои обязанности, уважает права других, может быть настоящим гражданином своего Отечества.
В филиале 39 школы широко используется в работе над формированием гражданского поведения приемы театрализации. В этом помогает устное народное творчество – богатый источник воспитания нравственных ценностей. В качестве материала выступают русские народные сказки, которые знакомят с правилами поведения в обществе, нормами морали. Своеобразный язык сказок зарождает в детях чувство Родины.
Воспитание патриотизма осуществляем через участие в экологических акциях. Патриотизм невозможно воспитать, если не рассказывать о том, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды, какой ценой досталась им победа в Великой Отечественной войне. Особое место занимает работа над приобщением наших учеников к трудовым традициям русского народа, воспитанию у них уважения к подвигу защитников Отечества.
В филиале 39 школы ежегодно проводятся общешкольные воспитательные мероприятия, способствующие решению этих задач, такие как: День Победы, День народного единства, День юного героя антифашиста, спортивно-массовые мероприятия, например военно-спортивная игра «А, ну-ка, парни».
Также организуются экскурсии в комплексно-краеведческий музей МОУ Салмановской средней школы, где есть экспозиции, посвящённые культуре и быту родного края и выставка о героях России.
Педагогический коллектив филиала 39 школы несколько лет работает в тесном сотрудничестве с Центральной районной библиотекой имени Н.В. Гоголя р.п. Ишеевка, в которой организуются литературные встречи, тематические беседы, мобильные музейные экспозиции, такие как «музей в чемодане». Такое сотрудничество помогает нам в воспитательном процессе.
Ребят приобщают к участию в социальных акциях: возложение цветов к мемориалу памятника павших солдат ,написанию писем и изготовление открыток и сувениров, видео-поздравлений для участников СВО, поддерживать связь с которыми для нас стало возможным через фонд Боевое братство.
Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать, ведь образное слово, эмоции, чувства значат очень многое для детей. Используемые нами технологии и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких , родных, беречь Родину, уважать мнение других людей, проявлять терпение и лояльность в отношении слабых, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт, определяющий дальнейшие действия и поступки детей.
Можно с уверенностью сказать, что интересные, живые формы внеклассной работы по патриотическому и гражданскому воспитанию благоприятно воздействует на эмоциональные переживания школьников. А только на такой основе у них можно воспитать чувство любви к Родине, выработать установки правильного гражданского поведения.
Однако, не следует сразу ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии своей страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он уважительно относится к её традициям и ценностям, если он будет проявлять дальнейший интерес к приобретаемым знаниям, рассказывать запомнившиеся ему стихи, петь народные и военные песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных ребенку с интеллектуальными нарушениями.
Спасибо за внимание!