СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности педагогических технологий оздоровления младших школьников сельских школ в процессе физического воспитания

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены отдельные аспекты сущности и особенностей педагогических технологий оздоровления детей начальных классов в процессе физического воспитания в условиях сельской школы.

Просмотр содержимого документа
«Особенности педагогических технологий оздоровления младших школьников сельских школ в процессе физического воспитания»

Секция 4. Профессионализм педагога дошкольного и начального общего образования: опыт, проблемы, перспективы развития


Гаврильчик Наталья Викторовна

Учитель физической культуры

МОУ «Школа № 82 г. Донецка»,

методист методического кабинета отдела образования

администрации Кировского района г. Донецка


ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ОЗДОРОВЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Аннотация. В статье рассмотрены отдельные аспекты сущности и особенностей педагогических технологий оздоровления детей начальных классов в процессе физического воспитания в условиях сельской школы. Предложена педагогическая технология оздоровления сельских школьников в процессе физического воспитания, которая включает базовую сопутствующие ей технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология, оздоровление, физическое воспитание, младшие школьники, сельский социум.



Актуальность статьи. В настоящее время под влиянием многочисленных факторов социально-экономического и экологического характера в Донецкой Народной Республике происходит снижение уровня физического развития, физической подготовленности и здоровья у детей школьного возраста. Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики предъявляет высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и функционального состояния детей, поэтому особо значимыми становятся вопросы подбора средств и методов физического воспитания, направленных на получение максимального оздоровительного эффекта во время занятий физической культурой в младшем школьном возрасте.

Основной формой организации процесса физического воспитания в школе является урок физической культуры. Вместе с тем, количество уроков физической культуры, предусмотренное базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, не удовлетворяет двигательную потребность детей младшего школьного возраста и не может обеспечить достижение должного уровня развития основных умений и навыков, необходимых для успешного решения конкретных двигательных задач. Следовательно, возникает необходимость повышения объёма двигательной активности школьников во внеурочное время и совершенствования организации процесса физического воспитания в рамках школьной программы физической культуры. Разработка и внедрение соответствующих педагогических инноваций в учебный процесс общеобразовательной школы является одной из актуальных задач современного физического воспитания.

Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме. Общеизвестно, что среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на формирование полноценного здоровья (образ жизни, экология, культура, уровень здравоохранения, генетика), наиболее важным является постоянная двигательная активность. По мнению академика А.Г. Сухарева, состояние здоровья и развитие основных двигательных качеств и физической работоспособности напрямую зависят от двигательной активности ребенка. Важность двигательной активности в жизнедеятельности младшего школьника подтверждена многими исследованиями (И.М. Баканов, А.В. Жмулин, С.В. Начинская и др.). В исследованиях О.А. Кислициной, Н.Т. Лебедевой, В.Р. Кучмы, Л.И. Лубышевой, В.И. Ляха отмечается, что двигательная активность способствует укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня интеллектуальной активности, совершенствованию физиологических систем и, следовательно, определяет темп и характер нормального функционирования растущего организма. Движения стимулируют детей к социальному взаимодействию, повышают их социальный статус, развивают коммуникации и психические процессы; происходит улучшение психологического благополучия школьников, повышение их самооценки.

С помощью движений ребенок не только активизирует функционирование всех органов и систем, но и познает окружающий его мир, формирует свои ощущения, восприятия, ориентировки, пространственно-временные шкалы и т.д., в том числе и эмоционально-волевую сферу (В.К. Пельменев). Основываясь на исследованиях И.М. Баканова, Н.З. Велиевой, А.А. Горелова, А.В. Жмулина, Ю.М. Исаенко, М.Е. Снигур, мы полагаем, что в свете задач развития младших школьников двигательная активность играет одну из ведущих ролей, ведь именно этот возраст является основополагающим для дальнейшего развития физического и психического здоровья ребенка.

Немаловажное значение в формировании полноценного здоровья, развития, а также двигательной активности младших школьников имеет образовательная среда, которая в начальной школе обладает значительным развивающим потенциалом. Образовательная среда может положительно влиять на физическое совершенствование и здоровье детей, способствовать реализации их творческих задатков и скрытых способностей, обеспечивать высокий уровень знаний и успешную адаптацию к новым условиям жизни (С.И. Иванилова, Н.С. Кудакова, К.А. Сорочкина, З.З. Мамышева, М.П. Нечаев и др.).

Однако, к сожалению, опыт оптимизации системы физического воспитания младших школьников не нашел применения в условиях сельской школы. В последние десятилетия устаревшее оборудование и спортивный инвентарь, снижение качества школьного преподавания физической культуры, отток квалифицированных учителей в другие сферы, реструктуризация сети образовательных организаций сельской местности обусловили кризисные явления в системе физического воспитания сельской общеобразовательной школы. Внедрение современных педагогических технологий в практику физического воспитания сельских школ позволит решить проблему повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Цель статьи – определить сущность и особенности педагогических технологий оздоровления учащихся младших классов в процессе физического воспитания в условиях сельской школы.

Изложение основного материала (исследования). В современной психолого-педагогической науке существует достаточное количество определений понятия «педагогическая технология».

Согласно определению, которое предлагает В.А. Сластенин [2], педагогическая технология – это научное прогнозирование (проектирование) и воспроизведение педагогических действий, обеспечивающих достижение запланированных результатов.

По мнению Г.Ю. Ксензовой, педагогическую технологию необходимо понимать как такое построение деятельности педагога, в которой все действия представлены в целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер [4].

С точки зрения В.М. Волкова [1], педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

В.И. Лях трактует технологию как средство практического применения найденных наукой закономерностей и вместе с тем открытие новых закономерностей [5].

По определению В.М. Коротова, педагогическая технология – это научное решение практических задач [3].

Понятие «педагогическая технология» может рассматриваться в различных аспектах: научном – как направление педагогической науки, которое изучает и разрабатывает задачи, содержание, методы обучения и воспитания; процессуальном – как описание (алгоритм) педагогического процесса, совокупность задач, содержания, методов и средств достижения запланированных результатов обучения и воспитания; деятельностном – как осуществление педагогического процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

В контексте проблематики нашего исследования сущность педагогической технологии оздоровления заключается в совокупности педагогических действий, направленных на достижение оздоровительных эффектов, запланированных результатов воспитания и оздоровления учащихся (повышение уровня состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, физической активности).

В качестве обязательных структурных компонентов построения педагогической технологии оздоровления учащихся мы рассматриваем: теоретические идеи, которые являются основой физического развития личности; педагогическое проектирование, которое является конкретной программой педагогических действий, направленных на оздоровление учащихся; педагогический процесс, состоящий из задач, подходов, содержания и видов деятельности, которые обеспечивают участие детей в физкультурно-оздоровительной деятельности; педагогическое мастерство, которое заключается в выборе наиболее эффективных методов и приемов обучения и воспитания, адекватных для определенного контингента учащихся, с учетом возможностей социокультурной среды.

В контексте проблематики нашего исследования особый интерес вызывает предложенная Н.В. Москаленко программа физкультурно-оздоровительной работы в системе физического воспитания младших школьников сельских школ. Автор отмечает, что одним из главных требований к уроку физической культуры является осуществление межпредметных связей. Реализация этого требования должна происходить не только в системе уроков физической культуры, но и в процессе реализации всех форм физкультурно-оздоровительной работы. Автором была разработана программа реализации межпредметных связей, которая включает разработку подвижных игр и эстафет с использованием материала общеобразовательных предметов, внедрение сюжетных уроков физической культуры. Н.В. Москаленко предлагает применение сюжетных (интегрированных) уроков физической культуры для решения задач [6]: формирования двигательных умений и навыков; развития физических способностей; формирования интеллектуального развития в процессе получения определенной системы знаний; формирования творческих способностей и эмоциональной сферы (игровая ситуация способствует получению эмоционального удовлетворения); способствования формированию индивидуальности ребенка, механизма самореализации, самовоспитания.

Автор определил признаки схожести и отличительные признаки в проведении традиционного и инновационного урока физической культуры. Признаки схожести: решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи; учтена традиционная структура урока (подготовительная, основная и заключительная части); содержание урока обусловлено программой по физической культуре; обеспечиваются систематичность и длительность проведения; реализуются требования к современному уроку физической культуры. Отличительные признаки: решаются специфические задачи (формирование познавательной и эмоциональной сферы, когнитивных способностей, механизмов самореализации и самовоспитания); проведение урока предполагает соблюдение специфических принципов – фасцинации, синкретичности, творческой направленности; происходит изменение действий учителя организационно-методического характера при подготовке урока (инвентарь, оборудование, музыкальное сопровождение, подбор физических упражнений должны соответствовать сюжету урока); повышаются требования к эстетическому аспекту урока, выразительности движений, музыкальному сопровождению, речи педагога и его умению создать игровую ситуацию, необычную атмосферу слов, ассоциаций, желаний детей; планирование урока предполагает приведение содержания, хода, методики и организации урока в соответствие с темой сюжета, интересами и мотивацией детей.

Считаем оптимальным внедрять разработанные Н.В. Москаленко сюжетные уроки в учебный процесс учащихся младших классов школ сельских районов Донецкой Народной Республики, так как в силу объективных организационно-педагогических условий проведения уроков физической культуры в сельских школах фактор сюжетности сделает уроки более интересными, что, в свою очередь, будет способствовать повышению интереса младших школьников к занятиям физической культурой. Анализ технологии, разработанной Н.В. Москаленко, позволил нам сделать вывод о целесообразности внедрения в образовательный процесс начальной школы определенных элементов этой технологии, но специфические условия функционирования сельской школы сдерживают использование предложенных подходов в полном объеме.

Наряду с вышеизложенным предложением использовать программу физкультурно-оздоровительной работы в системе физического воспитания младших школьников сельских школ, разработанную Н.В. Москаленко, мы предлагаем внедрение в практическую деятельность сельской школы комплекса технологий оздоровления учащихся в сельском социуме. Он состоит из базовой технологии – модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы с учащимися начальных классов в сельском социуме – и сопутствующих ей технологий: развития двигательной активности сельских школьников; воспитания у детей потребности в занятиях физической культурой и спортом; воспитания ценностного отношения к собственному здоровью; педагогической работы с родителями по оздоровлению учащихся средствами физической культуры и спорта.

Анализ научно-методической литературы, инновационного опыта физкультурно-оздоровительной, здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных организаций позволил нам разработать типологию педагогических технологий оздоровления сельских школьников в процессе физического воспитания (табл.).

Таблица – Типология педагогических технологий оздоровления сельских школьников в процессе физического воспитания

п/п

Типы

Виды


1.

Комплексная типология (инвариант)

Базовая технология.

Технология модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками в сельском социуме.

Сопутствующие технологии.

2.

Воспитательные технологии

Воспитание у учащихся мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Воспитание у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью.

Воспитание у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни.

3.

Учебные технологии

Обучение физической культуре в условиях сельской школы.

Индивидуально-ориентированные технологии обучения детей с низким уровнем здоровья и физической подготовленности.

Учебно-тренировочные и физкультурно-оздоровительные занятия во внеурочное время как технология оздоровления.

4.

Развивающие технологии

Технология развития двигательной активности.

Технология развития личностных качеств.

Технология развития физических способностей младших школьников.

5.

Технологии взаимодействия и сотрудничества

Технология педагогических взаимодействий семьи и школы по оздоровлению детей.

Технология взаимодействия педагогов и медицинских работников в аспекте оздоровления детей.

Технология межличностного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе оздоровления.


Сущность базовой технологии заключается в сочетании интегрированных уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время и туристско-краеведческой деятельности.

Концептуальными положениями технологии модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы с младшими школьниками в сельском социуме являются: расширение содержания учебного предмета «Физическая культура» в контексте усвоения учащимися ценностей физической и спортивной культуры; оздоровительная направленность учебной и внеурочной физкультурно-спортивной работы; интенсификация учебного процесса физического воспитания на основе проведения интегрированных уроков физической культуры, широкое использование средств оздоровительного туризма и краеведения; интенсификация внеурочной и внешкольной физкультурно-оздоровительной деятельности; максимальное использование потенциала сельского социально-природной среды в организации физкультурно-оздоровительной работы; социальное партнерство семьи и школы, образования и здравоохранения в укреплении здоровья детей, в организации физкультурно-оздоровительной деятельности; насыщение образовательного пространства села и района спортивно-массовыми мероприятиями, праздниками, туристскими слетами и др.

Особенностью предложенных подходов является сочетание различных форм занятий физической культурой и спортом, каждая из которых имеет свои функции, направленные на расширение физического потенциала школьников. Этими формами являются: учебные семинары для родителей; внеурочные физкультурно-оздоровительные занятия (секционные занятия, спортивный час в группе продленного дня); физкультурно-оздоровительные занятия в процессе обучения (утренняя гимнастика, динамические (подвижные) перерыва, физкультминутки); самостоятельные занятия в домашних условиях (развитие физических качеств), домашние задания; спортивные праздники и соревнования (школьные, совместно с родителями, районные); туристско-краеведческие мероприятия (походы выходного дня, экскурсии, прогулки).

Оздоровительный эффект уроков физической культуры и внеурочных физкультурно-оздоровительных занятий в сельской школе может быть достигнут за счет: возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ученику, особенно детей, которые имеют проблемы с состоянием здоровья; построения урока и внеурочных физкультурно-оздоровительных занятий с позиции сохранения психического здоровья детей, повышения устойчивости их нервной системы; построения процесса физического воспитания с учетом санитарно-гигиенических требований; максимального проведения уроков физической культуры на открытом воздухе.

Выводы. В системе здоровьесбережения сельских детей педагогическая деятельность сельской школы в области физического воспитания учащихся представляет собой важное направление, реализация которого позволяет повысить уровень физического состояния детей, не требуя при этом значительных финансовых затрат.

В рамках изучения материалов и опыта работы мы определили особенности педагогических технологий оздоровления учащихся младших классов в процессе физического воспитания в условиях сельской школы, которые актуальны на сегодняшний день и будут использованы в дальнейшем.


Список литературы:

  1. Волков, В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в общеобразовательных учреждениях нового типа: автореф. дис. … д. пед. наук / В.М. Волков. – М., 2000. – 37 с.

  2. Дубогай, О.Д. Інтеграція пізнавальної і рухової діяльності в системі навчання і виховання школярів / О.Д. Дубогай, Б.П. Пангелов. – К.: Оріяни, 2001. – 152 с.

  3. Коротов, В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания: [учеб. пособие] / В.М. Коротов. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 1996. – 77 с.

  4. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии: [учебно-метод. пособие] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России. – 2000. – 173 с.

  5. Лях, В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. – 1990. – №9.– С.10 – 14.

  6. Москаленко, Н. Організаційно-методичні аспекти сучасного уроку фізичної культури / Н. Москаленко, О. Алфьоров // Спортивний вісник Придніпров’я. – 2016. – № 1. – С. 196-201.

  7. Пангелова, Н. Фактори, які впливають на організацію фізичного виховання молодших школярів у міській та сільській місцевості / Н. Пангелова, В. Рубан // Спортивний вісник Придніпров’я. – 2016. – №1. – С.211 – 214.

  8. Трачук, С.В Моделювання режимів рухової активності молодших школярів у процесі фізичного виховання молодших школярів: автореф. дис. … канд. наук з фіз. вих. і с.: спец. 24.00.02. / С.В. Трачук. – Київ, 2011. – 20 с.

  9. Хрипко, І.В. Вплив програм з традиційними та інноваційними засобами фізичного виховання на фізичний стан молоших школярів: автореф. дис. …канд. н. з фіз. вих. і спорту, спец. 24.00.02 / І.В. Хрипко. – К., 2012. – 21 с.